"Использование новых технологий в продуктивной деятельности (нетрадиционной техники аппликации - торцевание)"
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Сакула Ирина Николаевна

Технология нетрадиционной техники аппликации - торцевание в подготовительной группе (приложение к рабочей программе). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_tortsevanie.docx839.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №119

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

           

       

        

                                                                                                    Приложение

к рабочей программе по реализации

образовательной программы

дошкольного образования в подготовительной группе

общеразвивающей направленности

«Теремок» (возраст 6-7 лет)

на 2018-2019 учебный год

        Воспитатель:

Сакула И.Н.

Санкт-Петербург

2018 г.

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это совокупность психолого– педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

·         Концептуальность

·         Системность

·         Управляемость

·         Эффективность

·         Воспроизводимость

Концептуальность – опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально–педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

         - логикой процесса,

         - взаимосвязью его частей,

         - целостностью.

          Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

         Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

 Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

·         здоровьесберегающие технологии;

·         технологии проектной деятельности

·         технология исследовательской деятельности

·         информационно-коммуникационные технологии;

·         личностно-ориентированные технологии;

·         технология портфолио дошкольника и воспитателя

·         игровая технология

·         технология «ТРИЗ»

 .        нетрадиционные техники аппликации

Нетрадиционные техники аппликации

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду – это эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

        В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток.

        В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Виды аппликации:

- предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

- сюжетная, отображающая те или иные события.

- декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

По форме аппликация бывает объемной и плоской. По цвету - одноцветная и многоцветная. Для ее изготовления используются самые различные материалы: бумага, ткани разнообразной фактуры (хлопок, шелк, бархат, шнуры); кожа, мех, поролон, природные и бросовые материалы и т. д.

Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

         Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.

Нетрадиционная техника аппликации – торцевание

        Торцевание - это один из видов продуктивной деятельности - техника изготовления объемных поделок из бумаги. В основе этой техники - создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой».

Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Торцевание на бумаге подразделяется на:

Контурное - торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство.

Плоскостное - торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка.

C:\Users\ex3me\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\0895f020272729149bed612d0b57e917.jpg

Объёмное - чаще всего делается на основе пластилина или пенопласта; в заготовку втыкаются торцовки, что позволяет делать объёмные композиции.

Многослойное - торцовки вклеивают друг в друга слоями, одну внутрь другой.

Техника торцевания не подразумевает использование какого-либо специального оборудования. Для работы потребуется лишь рисунок с контурами (трафарет), ножницы, палочка для торцевания, разноцветная гофрированная бумага или бумажные салфетки (разрезанные на мелкие квадраты), клей ПВА. 

        Технология:

  1. На небольшой участок узора наносится тонкая полоска клея по контуру; 
  2. Конец палочки для торцевания ставится в середину квадрата и при помощи пальцев бумажный квадрат скручивается вокруг палочки;
  3. Серединка скрученной «торцовки» приклеивается на определенный участок рисунка;
  4. После аккуратного надавливания, палочка осторожно извлекается.

Важным моментом является то, что каждый следующий гофрированный кусочек должен стоять рядом с предыдущим, поэтому их нужно ставить очень близко друг к другу, чтобы не оставалось просветов.

Актуальность: 

Аппликация в технике торцевания интересна и доступна детям. Она развивает мелкую моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Цель моей работы: 

Развитие творческих способностей детей через обучение технике «торцевание».

Задачи:

  1. Дать представления о методе торцевания.
  2. Показать алгоритм выполнения работы.
  3. Формировать умение работать с инструментами, при выполнении поделок в технике «торцевания».
  4. Вызвать желание детей создавать объемные работы из бумаги методом торцевания.
  5. Воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус.

Предполагаемый результат:

  1. Дети имеют представления о технике торцевание.
  2. У детей сформированы умения работать с инструментами, при выполнении поделок в технике «торцевания»;
  3. Дети умеют создавать объемные работы из бумаги методом торцевания.

Форма работы с детьми:

        Занятия проводятся 2 раза в месяц по 30 минут, в игровой форме, с использованием демонстрационного материала, образцов.

Примерное планирование работы в подготовительной группе

Месяц

Тема занятия

Описание занятия

Сентябрь

Знакомство с техникой торцевание.

Ознакомление с техникой торцевание; правилами техники безопасности; правилами выполнения работы; инструментами, необходимыми для данной работы; этапами работы.

 «Осенний лист»

Игра «Чей силуэт?»

Рассматривание листика клена.

Нанесение силуэта листика на картон.

Подготовка торцовок.

Нанесение торцовок по контуру.

Заполнение торцовками всего листика.

Октябрь

 «Ветка рябины»

Загадка: 

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют (рябина)

Игра «Угадай, чей листик»

Рассматривание веточки рябины.

Подбор салфеток по цвету.

Нанесение силуэта на картон.

Изготовление торцовок и нанесение на силуэт.

«Яблоко»

Загадка:

Кислое и сладкое

С кожицею гладкою.

Сочное, душистое

С мякотью лучистою.

Людям всем полезно.

Лечит от болезней!

Даже птичкам зябликам

Вкусно. Это ж ... (Яблоко)

Игра «Угадай по описанию»

Рассматривание образца.

Нанесение силуэта яблока на картон.

Подготовка торцовок.

Нанесение торцовок по контуру.

Заполнение торцовками всего яблока.

Ноябрь

«Береза»

Игра  «С какого дерева лист?»»

Рассматривание изображений клена, дуба, березы, рябины.

Нанесение силуэта березы на картон.  

Подготовка торцовок.

Нанесение торцовок на силуэт дерева.

«Рыбки в аквариуме»

Игра «Рыбалка»

Рассматривание образца.

Нанесение нужного силуэта на картон.

Подбор салфеток разного цвета.

Изготовление торцовок и наклеивание их на силуэт.

Декабрь

 «Снежинка»

Загадка:

На свете нет похожих двух,

Но каждая – как лёгкий пух.
Зимой всё в них, - поля, тропинки
Что это, милый друг…(
Снежинки)

Игра «Составь из частей»

Рассматривание образца.

Изготовление и нанесение торцовок на готовый силуэт.

Пальчиковая гимнастика.

 «Ёлка»

(объемная)

Загадка:

Что же это за девица: 
Не швея, не мастерица, 
Ничего сама не шьёт, 
А в иголках круглый год (ёлка)

Изготовление заготовки ёлки из пластилина.

Пальчиковая гимнастика.

Заполнение готовой формы торцовками.

Январь

 «Снеговик»

Загадка:

Человечек непростой: 
Появляется зимой, 
А весною исчезает, 
Потому что быстро тает (снеговик)

Нанесение изображения на картон. Подбор салфеток по цвету и изготовление торцовок.

Заполнение образца торцовками.

«Снегирь на ветке»

Загадка:

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине 
Он появиться опять (Снегирь)

Рассматривание изображений снегиря на ветке рябины.

Подбор салфеток по цвету.

Нанесение силуэта на картон.

Изготовление торцовок и заполнение силуэта снегиря.

Февраль

 «Солнышко» (коллективная работа)

Загадка:

В синем небе жёлтый Блин.

Ну давай его съедим!

Нет уж, больно Блин горяч,

Ты свои ладоши прячь (Солнышко)

Нанесение изображения на картон. Подбор и подготовка торцовок по цвету.

Заполнение силуэта торцовками.

 «Открытка для папы»

Беседа об армии. Рассматривание различных образцов. Дети выбирают открытку, которую хотят сделать. Нанесение силуэта картинки на картон. Подбор цветных бумаги для торцовок. Изготовление торцовок и нанесение на силуэт.

Март

 «Нарциссы» (букет для мамы)

Чтение стихотворений о маме. Беседа о празднике. Рассматривание букета нарциссов в вазе.

Нанесение изображения цветов на картон.

Подбор и подготовка торцовок по цвету.

Заполнение силуэта торцовками.

 «Дельфин»

Игра «Чей хвост?»

Нанесение изображения на картон. Подбор салфеток по цвету.

Изготовление торцовок и заполнение рисунка-силуэта.

Апрель

 «Ракета» (коллективная работа)

Беседа о Дне космонавтики.

Игра «Назови планету»

Рассматривание образца.

Нанесение силуэтного рисунка на заготовку.

Изготовление торцовок, заполнение силуэта.

 «Гиацинты»

(объемная)

Игра «Собери букет»

Изготовление горшочка для букета.

Лепка заготовки из пластилина.

Пальчиковая гимнастика.

Подбор салфеток по цвету. Изготовление торцовок и наклеивание на заготовки.

Май

 «День победы» (коллективная работа)

Чтение стихов о Дне Победы.

Рассматривание открыток, посвященных 9 мая. Нанесение рисунка на заготовку.

Подбор по цвету и изготовление торцовок. Заполнение силуэта рисунка.

«Маки»

Игра «Придумай букет»

Рассматривание изображений цветов.

Нанесение изображения на картон. Подбор салфеток по цвету.

Изготовление торцовок и заполнение рисунка-силуэта.

Используемая литература и интернет ресурсы:

  1. Левина М.  «365 веселых уроков труда» - издательство Рольф, Москва, 2000 г.
  2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», 2007 г.
  3. Макаров А.Ю. Методика обучения технике торцевания из бумаги //Школа и производство. – 2011 г. - №3 – С. 20.
  4. Макаров А.Ю. Цветы в технике бумажной пластики //Школа и производство.- 2009 г.- №7 – с.28, 37-39
  5. Лыткова О. В. Мастер-класс для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники «тычкования (торцевания)» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014 г.
  6. http://fb.ru/article/245528/tortsevanie-istoriya-vozniknoveniya-tehnika-tortsevaniya-iz-gofrirovannoy-bumagi-i-iz-salfetok-master-klass
  7. https://tutknow.ru/rukodelie/6595-torcevanie-iz-bumagi-svoimi-rukami-master-klass.html
  8. https://www.maam.ru/detskijsad/netradicionye-tehniki-aplikaci.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Нетрадиционные техники аппликации - торцевание из бумаги"

Мастер-класс  техники торцевания ( тычкования)...

Мастер – класс «Использование инновационных технологий в продуктивной деятельности и развитие двигательной активности при взаимодействии детей и взрослых»

Цель: Развитие крупной и мелкой моторики у детей в процессе овладения навыками сотрудничества в коллективе.Задачи: 1.     Внедрение инновационных технологий2....

Образовательная деятельность в подготовительной группе с использованием нетрадиционной техники: аппликация в технике торцевания

Воспитатель: Ревина И.И.29.11.2017г.Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города  Москвы«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»...

План по самообразованию воспитателя детского сада "Использование новых технологий экспериментально – исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников»

План по самообразованию на тему " Использование новых технологий экспериментально-исследовательской деятельности в экологтческом воспитании старших дошкольников"...

Познавательно творческий проект по художественно – эстетической деятельности "Нетрадиционные техники аппликации"

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств....