Познавательно творческий проект по художественно – эстетической деятельности "Нетрадиционные техники аппликации"
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Масленникова Светлана Алексеевна
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_netraditsionnye_tehniki_applikatsii.docx113.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 15 «Югорка»

        

 

 

Познавательно творческий проект

по художественно – эстетической деятельности

в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет

на 2021-2022 учебный год

«Нетрадиционные техники аппликации»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2c6ff723b86303dc3fdd8a316bda6ab3-l&ref=rim&n=13&w=1080&h=1080

Авторы: Власенко Л.И., Масленникова С.А.

воспитатели

 

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое.

Уникальным видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества.
При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда и аппликация вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка,  они позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной  деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка.
В основу продуктивной деятельности положены  принцип авторства, принцип эмоциональной увлечённости, принцип вариативности, принцип «если не похвалишь ты, то кто?», принцип личностного общения.

Почему техники называют нетрадиционными, если они уже вошли в практику многих образовательных учреждений?

  • Во-первых, многие техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились» ,а являются скорее экспериментальными.
  • Во вторых, педагогический опыт применения разнообразных техник пока не систематизирован, не обогащен и не представлен в должной степени в современных образовательных программах.

Гипотеза

Если использовать нетрадиционные техники аппликации в изобразительной деятельности, то у детей появится интерес к данному виду деятельности и повысится динамика высокого уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности.

Проблема

В настоящее время проблеме развития творческих способностей детей в процессе аппликации уделяется недостаточно внимания, хотя аппликация — один из самых доступных и понятных видов детского творчества. В процессе выполнения аппликации развивается моторика, мышление, эстетический вкус воображение.

Понимание значимости и сущности развития творческих способностей в процессе аппликации сохранит не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навыки письма.

Цель

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.

Задачи

  1. Обогащать знания и представления детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения;
  2. Инициировать ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжение всей работы;
  3. Создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами;
  4. Развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие; формировать навыки контроля и самоконтроля;
  5. Развивать изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость;
  6. Осуществлять эстетическое, трудовое и нравственное воспитание.
  7. Воспитывать интерес к аппликации из бумаги;
  8. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  9. Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.

Тип проекта:  Творческо-продуктивный; долгосрочный, групповой

Предполагаемый результат

В процессе реализации проекта дети овладеют различными нетрадиционными техниками аппликации, обогатят знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. У детей повысится уровень развития по художественному творчеству, сформируется учебно-познавательная компетентность (в соответствии с особенностями возраста). Дети приобретут навыки совместного творчества - способны объединиться для общего дела, договариваться, действовать согласованно.

Продукты проекта: детские творческие работы; презентация.

План подготовки и реализации проекта

  1. Разработать цикл мероприятий, бесед по теме проекта
  2. Подбор методической литературы по теме проекта
  3. Подбор игр и пособий по развитию творческих способностей детей.
  4. Обеспечение предметно-развивающей среды.
  5. Участие детей в творческих конкурсах как на базе ДОУ, так и городского масштаба;

Деятельность педагогов

  1. Разработать серию презентаций по теме проекта.
  2. Участие в беседах, мероприятиях по художественно-эстетической деятельности.
  3. Чтение художественной и научно – познавательной литературы.
  4. Организация и проведение конкурсов.

Деятельность детей

  • Продуктивная деятельность  по теме проекта.
  • Участие в мероприятиях по художественной деятельности.
  • Просмотр презентаций.

Деятельность родителей

  • Обогащение, пополнение предметной среды в центре творчества (наглядный, раздаточный материал, материал для продуктивной деятельности).
  • Совместное рассматривание нетрадиционных способов изготовления аппликаций.
  • Совместное с детьми творчество.

План мероприятий проекта

Дата

Тема

Форма работы

Содержание

Материалы

Сентябрь 1 неделя

«Сладкий арбуз» (работа с мятыми салфетками и семечками арбуза)

Изготовление аппликации каждым ребенком индивидуально

Формировать практические навыки аппликации (смятие бумаги, намазывание клеем, наклеивание фигуры в заданном месте), располагать материал по цвету.

Картон, салфетки зеленые и красные, клей ПВА, семечки арбуза.

Сентябрь 2 неделя

«Осень золотая» (работа с пластилином)

Работа в паре, украшение деревьев пластилином, скатанным колбасками

Формировать навыки работы с пластилином, развивать мелкую моторику, развивать чувство цвета, учить составлять композицию, воспитывать бережное отношение к природе.

Картон, пластилин.

Сентябрь 3 неделя

Обрывная аппликация «Курица с цыплятами»

Индивидуальная работа

Закрепить знания детей о нетрадиционных техниках. Продолжать учить сминать бумагу. Учить аккуратно выполнять работу.

Картон, салфетки желтого цвета, ватные диски, клей ПВА, кисти, тряпочки, фломастеры.

Сентябрь 4 неделя

«Радуга» (работа с макаронами)

Групповая работа совместно с воспитателем

Продолжать работу детей с аппликацией при помощи макаронных изделий. Развивать мелкую моторику, учить составлять изображение из частей.

Картон, окрашенные макароны, клей ПВА.

Сентябрь 5 неделя

«Фантазии» из осенних листьев

Предложить детям сделать свою композицию из листьев по желанию

Закрепить навыки подбора и наклеивания сухих листьев в определенном порядке;

 Развивать у детей умения композиционного построения рисунка (ориентировку в форме изображения, чувство ритма и глазомер).Развивать творческие способности и воображение детей. Развивать мышление, по средствам создания проблемной ситуации; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать аккуратность при работе с сухим природным материалом.

Клей, кисточка для клея, листы цветной бумаги, набор засушенных листьев, салфетки.

Октябрь 1 неделя

«Осенний ковёр»

Индивидуальная работа для оценивания навыка работы с ножницами

Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать чувство цвета, композиции. Учить оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и композиционному решению.

Квадратные листы бледно-желтой бумаги, цветная бумага, ножницы, клей, «Золотая осень».

Октябрь  2 неделя

«Фрукты и овощи»

Индивидуальная работа

Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Воспитывать художественный вкус.

Клей, кисти, коврики для аппликаций, картон, маленькие квадратики и прямоугольники из цветной бумаги на каждого ребенка.

Октябрь           3  неделя

«Ваза с фруктами, ветками и цветами»

Индивидуальная работа

Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету.

1. Картины: И.Левитана «Васильки»; И.Хруцкого «Дары природы»; можно использовать картины других художников, а также профессиональные фотографии с изображением натюрмортов.

2. Муляжи овощей, фруктов, грибов, ягод и т. д.

3. Вазы керамические, стеклянные (разной формы, высоты), изображения и фотографии ваз.

4. Цветная бумага, ножницы, клей, листы бумаги мягких тонов для фона.

Октябрь                   4  неделя

«Птичка»

Индивидуальная работа

Учить передавать в аппликации характерные особенности. Развивать внимание, память.

Альбомный лист, цветные заготовки квадратной, прямоугольной, треугольной формы, цветные полоски, перья цветные, простой карандаш, ножницы, клей, кисть, салфетка. Материалы заранее подготовлены и разложены на столах.

  Ноябрь 1 неделя

«Кружка с горячим чаем» (обрывная аппликация)

Индивидуальная работа

Обучение детей создавать орнамент посредством обрывной аппликации. Формирование аппликативных умений в приложении к творческой задаче. Воспитание  художественного вкуса.

Цветная бумага, клей ПВА, картон, кисточка, вата, гуашь или акварельные краски, баночка с водой, тряпочка для рук.

Ноябрь 2 неделя

Мастер-класс с родителями «Кошечка». 

Аппликация из ткани.

Работа с родителями по показу педагога

Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным. Способствовать совместной работе детей и родителей в процессе продуктивной деятельности.

Картон - основа для аппликации, клей ПВА и кисточка для клея, лоскуты джинсовой ткани, фетр розового цвета или салфетки для влажной уборки, белого цвета для глаз, и чёрного цвета – для зрачков.

Ноябрь 3 неделя

«Царевна лебедь» (работа с макаронами)

Индивидуальная работа

Продолжать работу детей с аппликацией при помощи макаронных изделий. Развивать мелкую моторику, учить составлять изображение из частей.

Картон, окрашенные макароны, клей ПВА.

Ноябрь 4 неделя

«Любимая игрушка» (работа с пластилином и крупой)

Индивидуальная работа по трафарету, разданному каждому ребенку

Продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи пластилина, учить создавать узор при помощи круп; развивать мышление, мелкую моторику рук.

Шаблон рисунка (матрешка) на картоне, пластилин, манная крупа, пшено, греча, фасоль, рис.

Декабрь 1 неделя

«Зима пришла» (работа с ватой, шишками, цветной бумагой)

Коллективная работа

Учить детей вырезать из бумаги фигуры нужной величины, учить аккуратно вырезать, показать, что так же можно красить и шишки и веточки.

Коробочка, вата, цветная и белая бумага, веточки, шишки, краска, клей ПВА.

Декабрь 2 неделя

«Зимняя картина» (работа с ватой и салфетками)

Индивидуальная работа

Обучение детей создавать на картоне зимнюю композицию. Учить отрывать кусочки салфеток нужной формы. Дополнять изображение, используя нетрадиционный материал – вату. Развитие  мелкой моторики, согласованность в движении обеих рук. 

Картон, белая бумага, белые салфетки, вата, клей ПВА, кисть, тряпочка.

Декабрь 3 неделя

«Белая береза за моим окном» (работа с пластилином).

Индивидуальная работа. Предварительная работа по рассматриванию деревьев на территории детского сада

Продолжить знакомство детей с одним из видов аппликации – аппликация пластилином, техникой исполнения работы. Развитие  творчества. Учить смешивать цвета пластилина, чтобы получился однородный цвет.

картон, пластилин белый и черный.

Декабрь 4 неделя

«Зимний пейзаж» (работа бумажными салфетками)

Коллективная работа

Обучение детей создавать на картоне зимнюю композицию. Учить отрывать кусочки салфеток нужной формы.

Картон, вата, фольга, клей ПВА.

Декабрь 5 неделя

«Новый год в лесу» (работа с цветной бумагой)

Коллективная работа

Учить детей резать полосы одинаковой ширины и делать из них петельки, учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику.

Цветная бумага, картон, клей ПВА.

Результат:

  • Занятия  будут способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, а также творческих способностей.
  • Дети научатся планировать свою работу и доводить его до конца.
  • Занимаясь, у ребенка разовьется умелость рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
  • В ходе творческой работы дошкольник научится наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.
  • Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности.
  • Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности.
  • Развивается мелкая моторика пальцев.
  • Обогащение предметно – развивающей среды.
  • Сформированы умения использовать знакомые  приемы нетрадиционной техники аппликации в продуктивной деятельности.

Литература:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2007
  2. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Просвещение, 2003
  3. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006
  4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 2002
  5. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2001
  6. Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников. – М.: Творческий Центр, 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект в старшей группе по нетрадиционным техникам аппликации "Покормите птиц зимой"

Нетрадиционные техники аппликации дают безграничные возможности для реализации и развития креативности дошкольников....

Долгосрочный проект по художественно-эстетическому развитию «Нетрадиционные техники рисования»

Паспорт проектаНаименование: «Нетрадиционные техники рисования»Составитель проекта: Овчинникова В.В.Вид проекта: Информационный, познавательный, творческий.Длительность...

Проект по художественно - эстетическому развитию «Нетрадиционные техники рисования» (в старшей группе)

Проект по художественно - эстетическому развитию«Нетрадиционные техники рисования»(в старшей группе)...

ПАСПОРТ И ОТЧЁТ ПРОЕКТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА ТЕМУ: "ВМЕСТО КИСТОЧКИ - РУКА"

Проект с детьми 2 - 3 лет по художественно - эстетическому развитию нетрадиционные техники рисования "Вместо кисточки - рука"...