Занятие по нетрадиционной аппликации «Русская матрёшка»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Вилявина Наталия Алексеевна

Занятие по нетрадиционной аппликации «Русская матрёшка»

 

- Познакомить детей с народным промыслом «Гжель».

- Познакомить с историей возникновения матрёшечного промысла, c промыслами матрёшек расписанными под Гжель.

- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам.

- Обучить навыкам работы с бумагой складывание, вырезание, разрезание на равные части оформления узора.

- Учить составлять узор из сложенной бумаги.

- Развивать творческие способности детей: память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

- Воспитывать умение доводить работу до конца

Оборудование: раскрашенные матрёшки из бумаги с готовым эскизом, клей ПВА, кисти для клея, баночки с клеем ПВА, кисти для клея, салфетки для рук, подкладная клеёнка, иллюстрации с изображением матрёшек Гжель, почтовый ящик, баночка с водой, мешочек, письмо в конверте, каталог «Гжель», музыка «Матрёшки».

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас занятие – аппликация.

Раздаётся стук в дверь, заносят посылку, из посылки воспитатель достает письмо, банку с водой и мешочек. Воспитатель зачитывает письмо:

«Дорогие ребята, вам пишет письмо добрый волшебник. Я сейчас нахожусь в Африке, здесь нуждаться в моей помощи! Здесь люди никогда не видели расписных игрушек. Вы могли бы прислать жителям Африки красивые игрушки. Я вам высылаю в помощь банку с водой, если вы отгадаете все мои загадки эта вода станет волшебной и поможет вам выполнить самые сложные задания! Удачи вам!»

Воспитатель: Ребята здесь еще письмо с заданиями и инструкция. Отрываем письмо с заданиями. Нужно отгадать загадки:

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -...(Матрешки.)

Воспитатель: Правильно дети, это матрёшка. Но добрый волшебник очень скучает по родным местам и просит украсить матрёшку росписью под гжель и прислать детишкам в Африку.

Знакомство с историей матрёшки

Существует такая легенда. Богатый купец привёз из Японии фигурку к себе в подмосковную усадьбу в село Абрамцево. Японская игрушка была с секретом. В старичке Фукуруму пряталась вся его семья. (рис.) Однажды к купцу приехали гости, и хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная фигурка заинтересовала художника Сергея Малютина. Он решил сделать нечто подобное. Японскую игрушку он повторять не стал. Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке, переодел в русский сарафан, а чтобы она выглядела интересней, пририсовал ей в ручки чёрного петуха.

И назвал матрёшкой.

Как вы думаете почему так названа матрёшка?

Имя Матрёна, Мотя, Матюша, тогда было широко распространено отсюда и название. Почему так одета. Девушки тех лет носили такие наряды. Матрёшка символизирует образ русской девушки.

Рассказ воспитателя о Гжели.

Расскажите- ка, откуда появилось это чудо?

Кто придумал эти краски, словно, взятые из сказки?

 Гжель - это местечко под Москвой. Уже пять веков работают там мастера, которые делают и расписывают неповторимую посуду. 

Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал - фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землей кормимся, глина - наше золото». На скудных землях тех мест, хлеб рос плохо, а глина была высококачественной, и леса кругом в достатке. Леса важны в промысле Гжели как топливо для обжига изделий.

2) Показ иллюстраций «Экскурсия по фабрике Гжельской майолики

3) Обобщение нового материала.

Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге, кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь приобретала блеск.

(Стихотворение читают дети.)

Ай, да вазы, что за диво, хороши и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Воспитатель: Ребята вы отгадали загадки прочитали стихи и я вам предлагаю сделать матрёшек для волшебника и жителей Африки чтобы они могли познакомятся с нашей национальной игрушкой и прекрасной росписью – гжель. Но, мы с вами забыли про волшебную воду. Давайте посмотрим, что же с ней произошло мы ведь отгадали загадки. Воспитатель достаёт волшебный мешочек и достаёт оттуда баночку с водой, вода в ней поменяла цвет и стала «волшебной».

Воспитатель читает инструкцию, в которой написано что если этой водой обрызгать руки, то все задуманное будет по плечу.

Воспитатель брызгает на руки детей «волшебной» водой. Волшебник написал, что действие «волшебной воды» быстро пройдёт и нужно скорей приступать к работе!

Воспитатель: Для начала необходимо размяться

Физминутка

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками.)

И любо мне, и весело, 

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким 

Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами.)

Дети, давайте рассмотрим матрёшку, которую сделала я. Какие основные цвета я использовала в работе.

Дети: Синий, голубой, белый.

Воспитатель: Волшебник прислал нам матрёшек, которых надо украсить.

У вас на столах квадратики синей, голубой и белой бумаги.

Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами.

Дети выполняют работу под музыку «Русские матрёшки»

По окончании работы вывешиваются на доске.

Восп. Молодцы, ребята, я думаю, что детишкам в Африке очень понравятся наши матрёшки и они с удовольствие будут с ними играть. Но я вам не всё письмо вам прочитала. Волшебник написал, что волшебная вода будет и дальше помогать тем детям, которые будут трудолюбивы, которые будут выполнять самые сложные задания. Волшебник желает вам не бояться трудностей и добиваться своей цели!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_netraditsionnoy_applikatsii.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по нетрадиционной аппликации «Русская матрёшка»

 

- Познакомить детей с народным промыслом «Гжель».

- Познакомить с историей возникновения матрёшечного промысла, c промыслами матрёшек расписанными под Гжель.

- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам.

- Обучить навыкам работы с бумагой складывание, вырезание, разрезание на равные части оформления узора.

- Учить составлять узор из сложенной бумаги.

- Развивать творческие способности детей: память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

- Воспитывать умение доводить работу до конца

Оборудование: раскрашенные матрёшки из бумаги с готовым эскизом, клей ПВА, кисти для клея, баночки с клеем ПВА, кисти для клея, салфетки для рук, подкладная клеёнка, иллюстрации с изображением матрёшек Гжель, почтовый ящик, баночка с водой, мешочек, письмо в конверте, каталог «Гжель», музыка «Матрёшки».

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас занятие – аппликация.

Раздаётся стук в дверь, заносят посылку, из посылки воспитатель достает письмо, банку с водой и мешочек. Воспитатель зачитывает письмо:

«Дорогие ребята, вам пишет письмо добрый волшебник. Я сейчас нахожусь в Африке, здесь нуждаться в моей помощи! Здесь люди никогда не видели расписных игрушек. Вы могли бы прислать жителям Африки красивые игрушки. Я вам высылаю в помощь банку с водой, если вы отгадаете все мои загадки эта вода станет волшебной и поможет вам выполнить самые сложные задания! Удачи вам!»

Воспитатель: Ребята здесь еще письмо с заданиями и инструкция. Отрываем письмо с заданиями. Нужно отгадать загадки:

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -...(Матрешки.)

Воспитатель: Правильно дети, это матрёшка. Но добрый волшебник очень скучает по родным местам и просит украсить матрёшку росписью под гжель и прислать детишкам в Африку.

Знакомство с историей матрёшки

Существует такая легенда. Богатый купец привёз из Японии фигурку к себе в подмосковную усадьбу в село Абрамцево. Японская игрушка была с секретом. В старичке Фукуруму пряталась вся его семья. (рис.) Однажды к купцу приехали гости, и хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная фигурка заинтересовала художника Сергея Малютина. Он решил сделать нечто подобное. Японскую игрушку он повторять не стал. Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке, переодел в русский сарафан, а чтобы она выглядела интересней, пририсовал ей в ручки чёрного петуха.

И назвал матрёшкой.

Как вы думаете почему так названа матрёшка?

Имя Матрёна, Мотя, Матюша, тогда было широко распространено отсюда и название. Почему так одета. Девушки тех лет носили такие наряды. Матрёшка символизирует образ русской девушки.

Рассказ воспитателя о Гжели.

Расскажите- ка, откуда появилось это чудо?

Кто придумал эти краски, словно, взятые из сказки?

 Гжель - это местечко под Москвой. Уже пять веков работают там мастера, которые делают и расписывают неповторимую посуду. 

Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал - фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землей кормимся, глина - наше золото». На скудных землях тех мест, хлеб рос плохо, а глина была высококачественной, и леса кругом в достатке. Леса важны в промысле Гжели как топливо для обжига изделий.

2) Показ иллюстраций «Экскурсия по фабрике Гжельской майолики

3) Обобщение нового материала.

Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге, кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь приобретала блеск.

(Стихотворение читают дети.)

Ай, да вазы, что за диво, хороши и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Воспитатель: Ребята вы отгадали загадки прочитали стихи и я вам предлагаю сделать матрёшек для волшебника и жителей Африки чтобы они могли познакомятся с нашей национальной игрушкой и прекрасной росписью – гжель. Но, мы с вами забыли про волшебную воду. Давайте посмотрим, что же с ней произошло мы ведь отгадали загадки. Воспитатель достаёт волшебный мешочек и достаёт оттуда баночку с водой, вода в ней поменяла цвет и стала «волшебной».

Воспитатель читает инструкцию, в которой написано что если этой водой обрызгать руки, то все задуманное будет по плечу.

Воспитатель брызгает на руки детей «волшебной» водой. Волшебник написал, что действие «волшебной воды» быстро пройдёт и нужно скорей приступать к работе!

Воспитатель: Для начала необходимо размяться

Физминутка

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками.)

И любо мне, и весело, 

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким 

Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами.)

Дети, давайте рассмотрим матрёшку, которую сделала я. Какие основные цвета я использовала в работе.

Дети: Синий, голубой, белый.

Воспитатель: Волшебник прислал нам матрёшек, которых надо украсить.

У вас на столах квадратики синей, голубой и белой бумаги.

Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами.

Дети выполняют работу под музыку «Русские матрёшки»

По окончании работы вывешиваются на доске.

Восп. Молодцы, ребята, я думаю, что детишкам в Африке очень понравятся наши матрёшки и они с удовольствие будут с ними играть. Но я вам не всё письмо вам прочитала. Волшебник написал, что волшебная вода будет и дальше помогать тем детям, которые будут трудолюбивы, которые будут выполнять самые сложные задания. Волшебник желает вам не бояться трудностей и добиваться своей цели!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "В гостях у русской матрёшки"

Программное содержание: Цель: Формировать интерес к прикладному искусству. Активизировать в речи детей слова: мастер, заплаткаОбразовательные задачи:- совершенствовать диалогическую форму речи;- ...

НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы Аппликация «Русская матрёшка».

Цель:  Знакомство  детей с русской  народной игрушкой – матрёшкой.Техника:  Бумажная пластика их салфеток....

Аппликация «Русская матрёшка»

Аппликация «Русская матрёшка»...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русская Матрёшка»

Цель: познакомить детей с матрешкой как с предметом народного творчества, процессом ее изготовления на примере матрешек Нижегородской области.Задачи:познакомить с разными видами русской матр...

Конспект занятия по аппликации в нетрадиционной технике " Русская матрёшка"

Формирование эмоциональной отзывчивости путем знакомства с народной игрушкой – матрешкой, как с символом русского народного искусства....

конспект занятия " В гостях у русской матрёшки"

продолжатьзнакомить с народным   декоративно-прикладным искусством,  развивать эстетическое восприятие,чувство прекрасного через фольклор....