Аппликация «Русская матрёшка»
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа)

 Культуру России невозможно себе представить без русского народного искусства, которое должно широко включаться в содержание образования,с дошкольного возраста. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности,основанные на материале народного творчества - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно -творческих способностей. Игра и игрушка являются важной и неотъемлемой частью жизни дошкольника. В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории.Матрешка – самая известная русская народная игрушка, яркая и самобытная. Знакомя детей с матрёшкой, мы знакомим их с культурой русского народа, его традициями. У детей формируется эстетический вкус, познавательные способности, развивается воображение, творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_russkaya_matreshka_1.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Заиграевский детский сад «Сказка»                                                                                                               Конспект открытого занятия в рамках проекта ДОО «Моя Родина Россия».

по художественно–эстетическому развитию в подготовительной к школе группе группе.    2023г.                

Тема: Аппликация «Русская  матрёшка»

Актуальность

 Культуру России невозможно себе представить без русского народного

искусства, которое должно широко включаться в содержание образования,

начиная с дошкольного возраста. .

 Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности,

основанные на материале народного творчества - одно из главных условий

полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественнотворческих способностей.

 Игра и игрушка являются важной и неотъемлемой частью жизни

дошкольника. В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к

народной игрушке, к её истории.

 Матрешка – самая известная русская народная игрушка, яркая и

самобытная. Знакомя детей с матрёшкой, мы знакомим их с культурой русского

народа, его традициями. У детей формируется эстетический вкус, познавательные

способности, развивается воображение, творческие способности.

Предполагаемый результат

В результате продуктивной деятельности дети проявят творческую активность,

интерес к игрушке–матрёшке; дети будут бережно относиться к русской

народной игрушке.

Образовательная область: «художественно – эстетическое развитие».

Интеграция образовательная областей: «познавательное развитие», «речевое

развитие», «социально–коммуникативное развитие».

Цель:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с игрушкой–матрёшкой.                                                                                                                                                                        Задачи:                                                                                                                           образовательные:                                                                                                                                                          - создать у детей интерес к народной игрушке –матрёшке; - учить украшать матрёшки (плоскостные заготовки), используя готовые

формы из ткани (платочек, сарафан);

- расширять словарный запас детей.

развивающие:

-развивать навыки аккуратного наклеивания;

- развивать творческие способности;

воспитательные:

- воспитывать любовь к творчеству народных мастеров.

Предварительная работа:

- беседа с детьми на тему «Русская игрушка – матрёшка»;

- знакомство с игрушкой – матрёшкой, её конструктивными особенностями,

техникой изготовления;

- чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки,

слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание

песни «Мы матрёшки);

-дидактические игры на развитие чувства цвета и формы.

Предметно-практическая среда: сундучёк ,игрушка–матрёшка, плоскостные матрёшки на

каждого ребёнка, кусочки цветной ткани (украшение для матрёшек), клей, кисти,

салфетки, клеёнки; ИКТ (аудиозапись песни «Мы весёлые матрёшки).

                                                                   План НОД

Организационный момент

В начале занятия все дети собираются около воспитателя. Он обращает

внимание детей на то, что сегодня на занятии много гостей. Дети здороваются с

ними.

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята у меня  на столе стоит сундучёк в нём лежит игрушка. Хотите узнать какая игрушка?  (ответы детей) Тогда отгадайте загадку:

Здесь для вас лежит игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Конечно, это Матрёшка! Матрешка– старинная традиционная,

народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана

добрыми руками русских людей.

-Из чего сделана матрешка? (Из дерева).

-Скажите, ребята, а какая матрёшка? (нарядная, красивая, расписная).

-Молодцы, правильно! А посмотрите, ребята, как красиво украсили матрешку

русские мастера! Во что одета матрешка? (В сарафан.)

- Что надето у нее на голове? (Платок.) Они нарядили ее в русский народный

костюм: платок и сарафан.

-Что значит расписная? Сарафан украшен цветами).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у матрёшки в руках платочек. Зачем матрёшке

платочек? (Ответыдетей).

Воспитатель: Русский народ умеет и любит веселиться. А вы умеете

танцевать? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте порадуем нашу Матрёшку, потанцуем с ней! (Воспитатель

с детьми помещают матрёшку в центр комнаты на ковре.)

Динамическая пауза (с пением и музыкальным сопровождением)

«Мы матрешки вот такие крошки».

 Мы, матрёшки, вот такие крошки.

(руки на поясе, дети выполняют приседания с

поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас красные сапожки.

(руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое

тремя притопами).

Мы, матрёшки, вот такие крошки

(руки на поясе, приседания с поворотами вправо и

влево.)

Посмотрите, вот у нас розовые щёчки

(растирание руками щёк).

Мы, матрешки, вот такие крошки

(руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево).

Посмотрите, вот у нас яркие платочки.

(повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»).

Воспитатель: Как мы хорошо повеселились! Но что-то наша Матрёшка

загрустила?! Давайте спросим у неё что же случилось?

(воспитатель прикладывается ухом к игрушке–матрёшке, делает вид, то слушает

её).

Воспитатель: Матрёшка мне говорит, что она пришла не одна, а с подружками, но

они почему-то спрятались в коробке и не хотят оттуда выходить. Что, делать?

-Давайте откроем коробку и узнаем, почему матрёшки спрятались.

(Дети открывают коробку, достают матрёшек(плоскостные изображения)).

Воспитатель: Вы догадались, почему спрятались матрёшки?

(Дети предлагают свои версии: у них куда-то исчезли сарафаны и платочки)

Воспитатель: Как же нам помочь матрёшкам? (ответы детей)

Воспитатель: Как мы можем нарядить матрёшек? Из чего сделать сарафаны и

косынки)?

(Предположения детей: вырезать из бумаги, нарисовать карандашом и др. )

Воспитатель: Ребята! Матрёшка! В нашей группе есть игра «Ателье» и там много

разных кусочков ткани. Может мы там найдём наряд для наших матрёшек.

(Воспитатель с детьми достают дидактическую игру «Ателье»(коробку с

кусочками ткани), среди них находят готовые вырезки платочков и сарафанов).

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Возьмите себе по одной матрешке. Давайте

пройдем в нашу мастерскую.

(дети проходят за рабочие места).

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Прежде чем к работе приступать надо наши пальчики размять.

Пальчиковая гимнастика «Матрешки»

Мы — красавицы матрешки, (Разжимают кулачки, шевелимпальчиками)

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Милаша,

Мила - три, четыре — Маша,

Маргарита — это пять. (Загибают поочередно пальцы)

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки)

- Молодцы! А я хочу показать вам, как можно одеть сарафан и косынку моей

матрешки. (показ действий на магнитной доске)

- А теперь, можете приступать к работе!

(Дети берут готовые силуэты и украшают матрёшек аппликацией из ткани).

Итог занятия

Воспитатель обращает внимание детей на Матрёшку.

-Ребята, посмотрите, наша Матрёшка улыбается, она рада,

что ее подружки нарядились в такие красивые,

замечательные сарафаны и платочки.

(Дети с воспитателем рассматривают готовые работы–

нарядных матрёшек).

Рефлексия.

Воспитатель: Что в работе вам показалось самым трудным?

Что вам понравилось выполнять больше всего? За что бы вы

себя похвалили?

(рассуждения детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все прекрасно справились с заданием. Очень

красивые у вас получились матрешки, одна на другую не похожа.

Предлагаю Матрёшке остаться у нас навсегда (воспитатель помещает игрушку–

матрёшку в центр творчества).

- А наших матрешек соберём в хоровод.

Организация выставки детских работ на творческом стенде.

Список использованной литературы:

1. Богатеева З. А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском

саду. – М.: Просвещение, 1982.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры. – С-П., 1998.

4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя

группа: учебно – методическое пособие. -М.: «Цветной мир», 2012.

5. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским

народным декоративно – прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2003

                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация , виды аппликации

Аппликация , виды аппликации...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе.Аппликация коллективная "Цветы луговые".

Задачи. Ø Продолжить учить детей вырезать розетки из бумажных квадратиков, сложенных  способом «дважды по диагонали»Ø Обогатить аппликативную технику –вырезать лепестки разной формы, передав...

План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Аппликация Тема: «Птички клюют ягодки на рябиновой веточке» Нетрадиционная техника: скатывание бумаги.

Конспект занятия по аппликации в средней группе по нетрадиционной техникеТема:"Птички клюют ягодки на рябиновой веточке"Программное содержание:Воспитывать эстетически-нравственное отношение к пт...

План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Интегрированное занятие в средней группе Образовательная область «Художественное творчество» Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)

Интегрированное занятие в средней группеОбразовательная область «Художественное творчество»Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)Воспитатель:Колыхалова Елена СергеевнаПрограммно...

Аппликация " Как мы занимались аппликацией " " Осень"

Тема : Вспомним , как мы занимались аппликацией Цели: 1 Уточнить  знание правил поведения на занятиях по аппликации         2   Побуждать выкладывать изображени...

Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.

Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...