Конспект непрерывной образоватеьной деятельности по художественно - эстетическому развитию лепка на тему: "Дымковская лошадка".
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Сформировать интерес к дымковской игрушке, развивать умение передовать в лепке образ лошадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №126  Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

 по художественно-эстетическому развитию

Лепка на тему: «Дымковская лошадка».

Старшая группа общеразвивающей направленности

Выполнила: воспитатель

 Мацала Е. П.

Санкт – Петербург

2018 г.

Цель: Сформировать интерес к дымковской игрушке, как одному из видов декоративно-прикладного  искусства  у детей.

Задачи:

Образовательные:

1.  Познакомить с дымковской игрушкой, формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида

2. Познакомить с материалом для лепки глиной, её свойствами, структурой её поверхности, развивать у детей  мелкую моторику рук,  с особенностями узора по мотивам дымковской росписи.

3.Активизировать словарь за счёт слов:  Дымково, роспись, барышня, лошадка,  глина, ярмарка.

Развивающие:

1. Развивать умение передавать в лепке образ лошадки, форму частей тела (головы, ног, хвоста). Упражнять в использовании приёма прищипывания, оттягивание кончиками пальцев (уши, гривы, хвоста), умение прочно скреплять части, плотно прижимая их.

 3.Развивать устойчивое внимание, усидчивость.

Воспитательные:

1.Прививать любовь ко всему красивому, прекрасному.

2. Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев

Предварительная работа: чтение и обсуждение русских народных сказок  «Бычок - черный бочок, белое копытце», «Гуси-лебеди», «Золотое веретено»,  «Лисичка со скалкой», «Зимовье  зверей». Рассматривание: Дымковских  игрушек и беседа о них. Презентация: « Мир дымковская игрушка». Беседа: «Глина и её свойства».

Материал: Дымковская игрушка и картинка село Дымково, образец слеплен из глины. Подставка для работы с глиной, стеки, глина, стаканчик с водой, салфетки.

Используемые технологии:

 Ход НОД:

1.Организационный момент

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель: - Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие к игрушкам. Но не к обычным, а к народным. Издавна Русь славилась своими мастерами и мастерицами, которые умеют превращать природные материалы в удивительные творения. (Воспитатель показывает картинку села, с дымящими трубами). 

2. Основная часть

Воспитатель: - Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился дымок. Домов много и дымков много.

 Воспитатель: - Как назвали это село?

Дети отвечают:

Воспитатель: - И прозвали то село Дымково.

Чем знаменито село Дымково, загадку нужно разгадать, слушайте внимательно.

Ну-ка за работу, чудо мастера! Печка жаром пышет.

А в печи – не калачи, а в печи не куличи,

Не пышки, не ватрушки, в печи…(игрушки!)

Дети отвечают:

Знаменито это село своими игрушками дымковскими. Мастерицы лепили из глины: людей, разных животных, птиц и расписывали их очень красочными узорами

Воспитатель:- Давным-давно произошла не вероятная история. Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Казалось, нет спасения. Но вятичи  - люди находчивые. Придумали военную хитрость. Все жители и стар и млад, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».  Это традиционная народная ярмарка ежегодно проходила  в Дымково в мае, отличительной чертой этого праздника –  был свист, (в глиняную свистульку) отчего и сама ярмарка получила название «Свистунья».

И в наши дни мастера делают свистульки в виде забавных зверюшек.

 (Воспитатель показывает свистульки, приглашает посвистеть одного или двух детей). Дети громко свистят.

Воспитатель: - На празднике свист доносился со всех сторон, спасибо садитесь на место.

 (Воспитатель показывает дымковскую игрушку лошадку, ставит её на стол перед детьми, чтобы они могли её рассмотреть. )

Глиняные кони –

Украшают их полоски,

Яркие  круги и точки

Красный, жёлтый и зелёный,

Алый, синий, голубой –

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной.

Воспитатель: - Нарисованные на дымковских игрушках: круги, квадраты, ромбы, зигзаги. Это связано с почитанием солнца, земли, воды, хорошего плодородия. Воспитатель: Ребята можно в такие игрушки играть?

Дети отвечают:

Воспитатель: - Нельзя играть, они сделаны из глины, могут разбиться.

Воспитатель: - Как можно использовать дымковскую игрушку?

Дети отвечают:

Воспитатель: - Правильно, как украшение дома.

Физкультурная минутка

Воспитатель: - Давайте перед работой разомнем пальчики.

Привезли мы глину с дальнего бугра  (руки на поясе, повороты с пружинкой)

Ну-ка за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны) 

Будем мы игрушки  печь, (лепят «ладошками»)

 Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками»)

А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Печка жаром пышет.  (кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи, (машут указательным пальцем)

 А в печи – игрушки! (руки вперед)

Воспитатель: - Вот посмотрите, мы оказались перед мастерской, где изготавливают дымковские игрушки. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую 

(Рассматривание образца лошадки слепленного из глины).

Ребята вот и мы сегодня будем с вами лепить дымковскую лошадку из глины.

1. Разделим кусок глины на два: 1 большой, второй – поменьше.

2. Выполним две исходные формы в виде толстых цилиндров.

3. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальцами оформить передние и задние ноги животного.

4. Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и разгладить.

5. Ушки  и гриву делаем прищипывания,

6. А потом изготовляем и прикрепляем к основной форме хвост. После того как наша лошадь высохнет мы его загрунтуем белой краской и будем расписывать.

 Итог занятия 

- О чём мы говорили ?

- Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО "Художественно-эстетическое развитие Лепка" Тема: "Новогодние шары"

Конспект занятий по Художественно-эстетическому развитию Лепка.Тема «Новогодние шары»Цель: Закреплять умение отщипывать от большого куска пластилина — маленький, раскатывать шар...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (Лепка) в подготовительной группе Лебедушка

Обучение детей подготовительной группы лепке из глины. Развитие детского пластического творчества....

Конспект Непрерывно - образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию. Лепка. для детей подготовительной группы группы

Цель:  в игровой форме организовать деятельность обучающихся на создание сказочных персонажей для выставки работ, закрепление пластического и конструктивного способов лепки из пластилина. За...

Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО "Художественно-эстетическое развитие Лепка" Тема: "Грибочки для ёжика"

Лепка «Грибочки для ёжика»Цель: Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, пальцами для уточнения формы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Лепка во второй младшей группе. Конспект адаптирован для проведения в условиях карантина. «Витамины в баночке»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Лепка во второй младшей группе. Конспект адаптирован для проведения в условиях карантина.«Витамины в ба...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Лепка во второй младшей группе. Конспект адаптирован для проведения в условиях карантина. «Витамины в баночке»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Лепка во второй младшей группе. Конспект адаптирован для проведения в условиях карантина.«Витамины в ба...