Художественно-творческое развитие (лепка, рисование, аппликация)
презентация к уроку по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Лащ Наталья Иосифовна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по декоративному рисованию  в старшей группе  «Дымковские барышни» (роспись объемной игрушки)

Воспитатель выходит в костюме дымковской барышни под музыку «Барыня»

Кофточки цветные,

Юбки расписные.

Щеки алые горят

Удивительный наряд.

Скажите, кто я?

Наши руки крендельком

Щеки словно яблоки

С нами издавно знаком

Весь народ на ярмарке.

Добрый день. Сегодня мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о дымковских.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке.  От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.  

 Изготовление этой игрушки связанно с весенней ярмаркой «свистуньей» или «свистопляской». Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай - все это витало в воздухе и рождало радостное ожидание веселое настроение. Это настроение отражалось в дымковских игрушках.   Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц.

Забавные козлики, стоящие на двух ножках.

Козлики рогатые,

Козлики бодатые.

Ждем вас на дорожке,

Разомните ножки.

Расписные индюки с пышными хвостами.

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Я предлагаю Вам стать настоящими народными мастерами и расписать свою Дымковскую барышню. Мы с вами научились лепить уточек, козликов,  дымковских барышень, лошадок. К росписи готовились постепенно. Сначала рассматривали красоту узоров народной игрушки, после работали с раскрасками, раскрашивали  бумажные силуэты игрушек, расписывали глиняные плиточки.

А сегодня мы с вами будем расписывать Барышень, которую мы сделали заранее, высушили ее, сделали грунтовку и побелили. Игрушка готова к росписи.

Обратите внимание на сочность красок и их сочетание. В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, голубой, изумрудный и в очень большом количестве коричневый и черный.  При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

Элементы росписи это простейшие геометрические фигуры: кружки, кольца, палочки, волны. Причудливые сочетания простейших узоров по цвету, размеру, чередований друг с другом помогают создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.

Узоры рисуются кистью и печаткой тычком. Для каждой краски делается свой тычок. Поделка расписывается постепенно, начиная с крупных деталей и заканчивая мелкими.

Заключительным штрихом в декорировании является нанесение позолоты. Её применение вносит неповторимую отличительную особенность в дымковскую игрушку.

Давайте рассмотрим Барышню, которую я расписала. Я буду рассказывать и одновременно показывать. Я использовала синий, желтый, оранжевый, малиновый  цвет. Последний штрих, я наношу позолоту в виде ромба. Беру кисточку для клея, намазываю позолоту и приклеиваю на кокошник Барышни .

В своей работе вы можете опираться на  мой образец, на мальберте висит схема поэтапного выполнения росписи. А также можете использовать свою орнаментную композицию.  У вас на столе лежат 2 смайлика, один желтый с улыбающимся лицом, другой синий с печальным лицом. После росписи Барышни вы должны будете показать мне смайлик, который соответствует вашему настроению.

Перед началом работы проведем пальчиковую гимнастику, для того, чтобы подготовить наши пальчики к рисованию.

Привезли мы на глину

С дальнего бугра.

Ну-ка за работу «чудо-мастера».

Слепим, высушим и в печь.

А потом распишем.

Закатайте рукава,

краски, кисточки, вода.

Всё для вас имеется,

пусть никто не ленится.

Можете приступать к росписи. Желаю удачи

.(Расписывают свои игрушки. После того, как закончили). 

Скажите, какие чувства вы испытывали во время раскрашивания ? Понравилось расписывать Барышень? Было трудно или легко? Поднимите, тот смайлик, который соответствует вашему настроению. А сейчас принесите своих Барышень, мы их покатаем на каруселях .

 (Песенка из мультфильма «Карусель)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческая презентация проекта «Дымковская игрушка, как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Воспитатель Лащ Наталья Иосифовна

Слайд 2

Дымковская игрушка. Вчера, сегодня, завтра?.. Актуальность В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным художественным творчеством могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Слайд 3

Гипотеза. Объект. Предмет . Гипотеза : если использовать в продуктивной деятельности Дымковскую игрушку, то это будет способствовать наилучшему развитию творческих способностей старших дошкольников. Объек исследования: процесс развития творческих способностей в процессе продуктивной деятельности. Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие успешность развития творческих способностей, в процессе использования в продуктивной деятельности Дымковской игруш ки.

Слайд 4

Цель и задачи. Цель проекта: Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности. Задачи. Образовательные : · познакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская игрушка; · систематизировать и обобщить знания воспитанников о данном народном промысле; · содействовать формированию у воспитанников навыков и приёмов лепки дымковской игрушки, традиционной художественной обработки и декорирования изделий; - использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам; Развивающие: · развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств; · развивать умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи; · развивать художественный вкус воспитанников – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности; - развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения; - развивать моторику рук и тонких движений пальцев; Воспитательные: · воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа. · способствовать развитию объективно оценивать свои творческие способности; · воспитывать стремление к самореализации и положительной мотивации к творческой деят-ти ; -воспитывать культуру труда

Слайд 5

Принципы реализации проекта. принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития; - принцип интеграции образовательных областей (познание, коммуникация, театрализованная деятельность, игры, музыка, социализация и др.); - принцип доступности; - принцип постепенности; - принцип системности.

Слайд 6

Методы и приемы, используемые в работе . - Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, художественное слово, речевые игры. - Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами. - Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, метод инсценизации , создание проблемной ситуации. - Игровой метод. Для создания мотивации использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялись художественное слово и музыкальное сопровождение .

Слайд 7

Этапы реализации проекта Проект проводился в 4 этапа. подготовительный; практический; аналитический; заключительный (презентация проекта );

Слайд 8

I Подготовительный этап Деятельность педагога: 1. Ввела в игровую ситуацию. 2. Сформулировала проблему. 3. Определила задачи. 4. Определила продукт проекта. Воспитанники: 1. Вживаются в игровую ситуацию. 2. Осознают проблему. 3. Принимают задачи проекта Деятельность родителей: 1. Помогают детям вживаться в игровую ситуацию 2. Помогают в оформлении мини-музея.

Слайд 9

II Практический этап Создание развивающей среды; Пополнение зоны самостоятельной художественной деятельности; Планирование по 2 НОД в месяц по дымковской игрушке День открытых дверей для родителей « Глинотерапия »; Использование художественного слова в театрализованной деятельности; «Музыкальные загадки», игра на свистульках; Коллективная лепка и т.д.

Слайд 11

III Аналитический этап

Слайд 12

IV Заключительный этап Деятельность педагога 1. Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство». 2. Презентация проекта: музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка». 3. Открытое занятие «Нарядные лошадки» 4. Рекомендации воспитателям 5. Презентации проекта на МО, мастер-класс Деятельность воспитанников: 1. Готовят костюмы. 2. Рассказывают о народных промыслах. 3. Читают стихи. 4. Загадывают и отгадывают загадки. 5. Исполняют песни, частушки, танцы. 6. Водят хороводы. 7. Играют в народные музыкальные игры.

Слайд 15

Выводы . Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития творческих способностей в процессе продуктивной деятельности, анализируя результаты проведенной диагностики, можно с уверенностью говорить о необходимости ознакомления детей с дымковской народной игрушкой, которая способствует развитию творческих способностей и совершенствованию технических навыков и умений в процессе декоративной лепки. 2. НОД по ознакомлению с дымковским народным промыслом не только формируют и совершенствуют у детей технические навыки и умения, но и развивают эстетически правильное отношение к предметам народного искусства. 3. Проектная деятельность по экспериментальной методике является эффективным средством формирования технических навыков и умений в процессе продуктивной деятельности и тем самым способствует развитию творческих способностей воспитанников. 4. Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у воспитанников, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству. 5. Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по речевому и художественно - творческому (нетрадиционные техники лепки) развитию с детьми средней группы.

Человек, увлеченный творчеством, способен превратить любой труд в искусство, в красоту для себя и окружающих. В своих работах (планетолеты) дети использовали изученные и уже известные им нетрадиц...

Перспективно-тематическое планирование в специальной (коррекционной) средней группе Vll вида. Лепка.Рисование.Аппликация

Перспективно-тематическое планирование в специальной (коррекционной) средней группе Vll вида. Лепка.Рисование.Аппликация...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...

Презентация доклада "Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация) в дошкольном отделении средней группы (от 4 до 5 лет)"

Развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, эстетического чувства, художественно-творческих способностей у дошкольников....

Рабочая учебная программа по художественно-эстетическому развитию (лепка и аппликация) по ФГОС

Рабочая учебная программа по художественно-эстетическому развитию (лепка и аппликация) по ФГОССрок реализации программы: с 1 сентября 2016 г. по 31 мая 2017 г.     Составлена ...

Рекомендации по структуре конспектов занятий с детьми 2-3 жизни при реализации образовательной деятельности по познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений, развитию речи, рисованию, аппликации, лепке

ПредисловиеРанний возраст является сензитивным для становления фундаментальных психологических образований. Именно в этот период закладываются отношение ребёнка к миру, к другим людям и к себе, основн...