План-программа кружка "Волшебное тесто" для младшей группы.
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Ирина Александровна Крюкова

Это опробированная мной программа занятий по тестопластике в младшей группе. Занятия проводились раз в две недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-programma_kruzhka_kryukovoy_i_a_volshebnoe_testo.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  

ДЕТСКИЙ САД № 2

ПЕТРОГРАДСКОГО  РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                                           Заведующий                                                                                        

                                                                                             ____________ О.Е. Ковалева                                                                                            

План-программа кружковой работы «Волшебное тесто»

Воспитателя Крюковой Ирины Александровны

для группы детей в возрасте от 3 до 4 лет

на 2016-2017 учебный год

Санкт-Петербург

2016 г

Актуальность кружка «Волшебное тесто»

Мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности является лепка.

Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества. В последнее время очень популярным материалом для лепки стало солёное тесто.

Тесто – это прекрасный, экологически чистый, мягкий, пластичный и универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные идеи и замыслы. Таким образом, тестопластика обладает большим развивающим потенциалом.

В первую очередь, занятия тестопластикой оказывают полезное действие на детские пальчики, т. к. развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Сведения о мире мы получаем именно через руки, с помощью них мы исследуем, творим, строим. В процессе лепки из солёного теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пропорций), развивается общая ручная умелость, синхронизируется работа обеих рук, массируются активные точки пальцев.

Экспериментирование с солёным тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания детей об их свойствах и возможностях применения. В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Всё это способствует развитию смелости и гибкости мышления у детей.

Особое влияние занятия тестопластикой оказывают на развитие фантазии и воображения. Это объясняется тем, что дети учатся объёмному способу изображения предметов, т. е. любой предмет имеет объём и воспринимается ребёнком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании ребёнка, формируется образ. Дети учатся доводить начатую работу до конца.

Занимаясь лепкой, дети развиваются интеллектуально и творчески. Они чувствуют себя творцами, способными подчинить собственной воле материал и создать из него образ. Дети учатся планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Также, тестопластика вызывает у детей большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить свои мысли, своё отношение к увиденному и услышанному, прочитанному в пластическом виде искусства.

Одним из важных моментов является и то, что лепка из солёного теста развивает детей эстетически. Дети раскрашивают готовые изделия, в процессе этого совершенствуется их художественный вкус. Они начинают видеть прекрасное в повседневной жизни.

И самое главное, ребёнок испытывает радость и наслаждение от результатов своего труда. И хотя, создание поделок из солёного теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дети получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Они раскрепощаются, перестают бояться, что у них что-то не получится.

Ребята с большим увлечением изготавливают поделки из солёного теста, которые затем используют в своих играх, дарят близким людям, украшают ими интерьер.

Вывод: влияние занятий тестопластикой на развитие ребёнка довольно широко.

 Можно выделить его главные направления:

- развитие мелкой моторики;

- расширение кругозора;

- создание целостного образа;

- расширение словарного запаса;

- развитие познавательных процессов (внимание, мышление, восприятие, воображение);

- развитие умения взаимодействия – делового и личностного общения;

- развитие игры с правилами.

Тестопластика – такая же естественная потребность для ребёнка, как и игра. Дети лепят много и охотно. В своих поделках ребята не только отражают окружающий мир, но и познают его.

       Сетка занятий и режим работы кружка

     «Волшебное тесто» в младшей группе №4

Режим работы  по подгруппам:  15.30-15.45 и 15.45-16.00

Сетка занятий: четверг

Количество занятий

Количество детей в группе

в неделю

в месяц

в год

1

2

18

17

Цель и задачи кружка «Волшебное тесто»

Цель:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через тестопластику.

Задачи:

Обучающие:

-Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством тестопластики.

 -Учить основным приемам тестопластики (надавливание, размазывание, отщипывание,   вдавливание

 -Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Развивающие:

 - Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

 - Развивать изобразительную деятельность детей.

 - Развивать интерес к процессу и результатам работы.

  - Развивать интерес к коллективной работе.

Воспитательные:

  - Воспитывать навыки аккуратной работы.

  - Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

  - Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

                Перспективное планирование по работе кружка

                 «Волшебное тесто» в младшей группе № 4                                                                                                                    

Сентябрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование, материалы

1.

 

Вот так тесто!

  1. Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое). Научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук.
  2.  Упражнять в умении катать комочек между ладошками.
  3. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  4. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто разного цвета;       - доски для лепки;  

 - формы для выпекания

                       

2.

 Солнышко

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять разминать шарик из теста до лепешки ладошкой и пальчиками, раскатывать между ладонями жгутики.
  2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

-  соленое тесто разного цвета;

- формы для выпекания

- доски для лепки;

Октябрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование, материалы

1.

   

Колобок

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить лепить шарик, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.
  2. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто желтого цвета                                  - крупа;                                             - доски для лепки;  - аудиозапись

2.

Разноцветные бусины

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать бусины из соленого теста и нанизывать их на толстую проволоку – для получения отверстия.
  2. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто разного цвета;

- толстая проволока;

- доски для лепки;

Ноябрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование, материалы

1.

Мышка-Норушка.

 (Ёжик).

  1. Учить детей лепить мышку, ежика на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок).
  2. Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
  3. Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.

-  соленое тесто серого, розового, коричневого цвета;                        - шерстяные нитки;                        - семечки;                                        - бусины;                                         - доски для лепки;     - персонажи кукольного театра.

2.

Яблочки

  1. Продолжать учить детей делать шарики, расписывать шарики  краской.
  2. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Вызвать желание сделать необычные, красивые шарики.

-  шарики  из соленого теста;

- гуашь разноцветная;

- кисточки;

- подставки;

- стаканчики с водой;

- подкладные листы.

Декабрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование, материалы

1.

Сырная елочка для мышки.

(Морковная елочка для зайки).

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью колпачков от фломастера делать отверстия в «сыре».
  2. Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто, окрашенное в желтый, оранжевый цвет;

- колпачки от фломастеров;          - доски для лепки.

2.

Новогодние игрушки.

  1. Учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать  с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). 
  2. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Вызвать желание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки.

- соленое тесто;                              - формочки для выпечки;              - макароны;                                     - бусины, бисер;                                                                                      - горох;                                            - крупа;                                               - блестки;                                        - тесьма для петелек;                     - доски для лепки.

Январь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование, материалы

1.

Новогодняя елочка

(2 занятия)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать  с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону.
  2. Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать желание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку.

- соленое тесто;                                 - макароны;                                     -бусины;                                          - горох;                                            - бисер, блестки;                                                                                     - крупа;                                             - доски для лепки.

2.

Зимний лес

(коллективная работа)

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев.
  2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста, к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить  всем вместе.

-  лист ватмана синего цвета с аппликацией – кроны деревьев;

- соленое тесто;

- доски для лепки.

Февраль

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование, материалы

1.

Снежный домик

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками – получая образ  снежного домика; украшать крышу фасолью – «черепица».
  2. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

- соленое тесто;

- стаканчик из-под йогурта;

- фасоль

2.

Снежная крепость

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить с помощью воды соединять детали из теста.
  2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто;                              - стаканчики с водой;                      - кисточки для рисования;

- доски для лепки.

Март

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование, материалы

1.

Мимоза

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
  2. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
  3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

- лист форматом А-3;                        - соленое тесто желтого и зеленого цвета; - доски для лепки

2.

Я пеку, пеку, пеку…

А для милой мамочки, испеку два пряничка

  1. Учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овал), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (тор, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки, приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).
  2. Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто;                                   - противни из картона, окрашенного в черный цвет;             - колпачки от фломастеров;             - палочки;                                        - доски для лепки;                          - поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем.

Апрель

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование, материалы

1.

.По мотивам сказок.

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.
  2. Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать интерес к лепке фантазийного существа по мотивам литературного образа

- соленое тесто;                                  - макароны;                                         - бусины;                                            - горох, фасоль;                                - крупа;                                                  - пуговицы;

2

Рыбки

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста,  вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.
  2. Развивать чувство формы, пропорций, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

- соленое тесто разного цвета;    

 - стеки;                                                   - макароны;                                     - блестки,  бусины;                                                                                   - горох, фасоль;                                - крупа;                                                 - пуговицы;                                        - доски для лепки;                               - аудиозапись

Май

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование, материалы

1.

Подводное царство

 

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью  дополнительных материалов (бусины, блестки макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы)  создавая подводное царство.
  2. Развивать чувство композиции, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- коробки из-под конфет с высокими стенками;

- жидкое тесто голубого цвета;

- рыбки, сделанные на предыдущем занятии;

- материал для украшения;

- аудиозапись

2.

   

 Цыпленок

(Гусеница).

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста шарики, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка, гусеницы; дополнять различными материалами.
  2. Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

- соленое тесто;

- горох;

- пшено;

- доски для лепки;

- аудиозапись

                                          Список литературы

  1. Доронова Г.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации», М., Просвещение, 1992.
  2. Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.;
  3. М.О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто, 2006 г.
  4. И. Хананова. Соленое тесто, 2007 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план программа. перспективное планирование для средней группы

перспективное планирование на учебный год по следующим методикам: ознакомление с окружающим, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка, аппликация....

План-программа кружка Речецветик для средней группы

Разработки занятий по развитию артикуляционной  и мелкой моторики,речевого слуха и навыков правильного дыхания для детей среднего группы...

План-программа кружка Речецветик для старшей группы

Программа содержит описание организации и содержания дополнительного образования в рамках кружковой работы с детьми старшего возраста с ОНР в соответствии с ФГОС ДО. Так же здесь предусмотрены:задания...

План - программа кружка "Логоритмика" в средней группе

Материал адресован логопедам и воспитателям...

План-программа "Обучение детей в старшей группе" Составила учитель-логопед Булгурян Егисапет Амазасповна

Возраст 4-5 лет считается самым восприимчивым для обучения детей грамоте. Я составила преемлемую план-программу обучения детей грамоте в старшей группе....