Значение аппликации для дошкольников.
статья по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Жеребцова Наталья Владиславовна

Данная статья рассказывает о необходимости внедрения в жизнь ребенка занятий по ручному труду, а именно аппликации из цветной бумаги. Также приведены советы для родителей, как правильно и интересно вовлечь своего ребенка в столь важную для него работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nozhnitsy_i_tsv_bumaga.docx15.01 КБ

Предварительный просмотр:

Ножницы и цветная бумага в руках дошкольника.

     Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете – ребенок. Мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное – счастливым!

     Счастье многогранно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желанию творить прекрасное. Учить этому человека следует с раннего возраста. Развивая образное восприятие и пространственное мышление, а если занятие – увлекательное путешествие, то восторженные глаза ребенка будут великой наградой взрослому.

Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций.  Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им,  толкает к созиданию, поисковой деятельности, закрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.

     Ножницы – это не так уж страшно и трудно, как иногда кажется.  К тому же, можно и вовсе без ножниц обойтись: просто разорвать бумагу на кусочки и составить из них красивые картинки. Техника аппликации богата и разнообразна: симметричная, накладная, ленточная, модульная, обрывная…

Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить работа в технике «аппликация из цветной бумаги».

При данной работе:

- формируются обобщенные представления о конструированных объектах;

- развиваются динамические пространственные мышления: умение мысленно изменять пространственное положение конструированного объекта, его частей, деталей, представлять, какое положение они займут после изменения;

- развивается мышление: овладение обобщенными способами конструирования (комбинаторика, «опредмечивание»,  Удаление лишнего и др.) и самостоятельное их использование;

- дети учатся различать цвета, формы (куб, прямоугольник, треугольник Трапеция); фактуры; пространственных характеристик объектов (протяжность, высота, длина, ширина детали, части объекта и конструкции в целом); местоположения (сверху, снизу, над, под, т.д.);

- развивается сенсорно - аналитическая деятельность – умение вести целостно-расчлененный анализ объектов: выделение целого, его частей, затем деталей и их пространственного расположения и опять объекта в целом;

- формируются обобщенные представления о конструированных объектах (домики, ракеты, кораблики и др.);

- формируются обобщенные способы конструирования (создание целого из деталей путем комбинаторики, надстраивания и пристраивания т.п.; сминание, скручивание, разрывание бумаги и складывание листа бумаги в разных направлениях с целью изучения объемных форм игрушек др.;

- развивается умение конструировать объекты в соответствии с определенными условиями;

- развивается поисковая деятельность (поиск способов, вариантов структурных комбинаций, отдельных конструкторских решений т.п.), творчество, интеллектуальную инициативу.

- воспитывается трудолюбие, аккуратность при выполнении работ своими руками, уважение к работам других детей.

Практические советы для взрослых:

        Многие работы выполненные ребенком своими руками настолько просты,  что не требуют больших усилий. Он с удовольствием  открывает для себя возможности различных материалов: рвет, мнет, сгибает, режет, образует спирали, пластичные формы и т.д. Как из всего этого сделать красивую работу, чтобы она приносила  чувство удовлетворения, гордости за свой труд?  Ребенку нужна помощь. Он хоть и мал, но тянется к прекрасному, его трудно обмануть, убедить принять уродливое за красивое, и роль взрослого – не допустить создания ребенком «промежуточных» работ, сделанных кое-как, которые он с легкостью может порвать или выбросить. Каждая работа должна иметь законченный вариант. Даже если это только маленькая божья коровка на зеленом листе или гриб в траве. Помощь взрослого здесь просто необходима: помогите выбрать сюжет. Фон. Размер картины, не бойтесь помочь ребенку вырезать детали, расположить на листе бумаги, приклеить. И обязательно поместите картину в рамочку. Такую работу невозможно выбросить. Выделить ей место на полочке или стене, оцените труд ребенка по достоинству и не забудьте похвалить его. Похвала, признание творческих способностей ребенка утверждают его как личность, помогают вырасти уверенности в свое Я («Я могу! Я умею! У меня все получиться!»).

     Постепенно к нему придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большую, сложную работу самостоятельно, без помощи взрослого.  Но всегда будет помнить и ценить те первые шаги, которые взрослый и ребенок сделали вместе.

      Обращайте внимание ребенка на то, что одни и те же фигурки (темы, образы) могут получаться при использовании и разных техник. Так же как при использовании одной и той же техники выходят разные формы и композиции.

    Побуждайте ребенка к обыгрыванию созданных построек, поделок, моделей. На основе одной формы можно построить множество различных композиций. Каждый раз одна и та же фигурка включается в новый сюжет. Стоит лишь повернуть или перевернуть ее, разместить в центре или вверху композиции (справа, слева, внизу): дополнить новыми деталями, дорисовать, раскрасить…

    Поддерживайте поиски и открытия детей, их ассоциативные размышления.

Придумывайте продолжение жизни поделок; составляйте вместе с детьми рассказы, сказки, истории. Спектакли; разыгрывайте их; создавайте декорации…

Желаем вам творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение аппликации в воспитании и развитии ребенка-дошкольника

Одним из видов прикладного искусства, где рисунок, узор или орнамент создается путем наклеивания или нашивки на основной фон разноцветных кусочков ткани или бумаги, является аппликация.Своеобразие апп...

Презентация "Сущность и значение аппликации в развитии дошкольников".

Презентация "Сущность и значение аппликации в развитии дошкольников"....

Значение аппликации для всестороннего развития дошкольников.

Статья про значение аппликации для всестороннего развития детей 4-5 лет...

Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.

Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...

Консультация для педагогов «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников»

Консультация для педагогов  «Значение аппликации в эстетическом развитии  дошкольников»...

Семинар - практикум на тему: "Сущность и значение аппликации для ребенка дошкольника. Технические приемы в аппликации.»

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезывании различных форм и закрепления их на материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ художественны...