Проект "Космические просторы"
проект (старшая группа)

Ирина Петровна Ризельян

Формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представления  о космосе и космическом пространстве, о космонавтах,  Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ  САД № 30 «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА


ПРОЕКТ

«КОСМИЧЕСКИЕ ПРОСТОРЫ»

                                                                             Жабко Т. В., воспитатель старшей группы

                                                                             Ризельян И. П., воспитатель  старшей группы

 

2017 – 2018.

г. Инта

Информационная карта:

Цели проекта:

формировать  у  детей старшего дошкольного возраста представления  о космосе и космическом пространстве, о космонавтах,  Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

                                                                             Задачи проекта:

                  Для детей:

 Образовательные: 
• Научить детей формировать цель проекта, планировать свою деятельность; 
• Познакомить детей с историей освоения космоса; 
• Дать представление о Солнечной системе и порядке расположения планет вокруг Солнца, познакомить с их названиями; 
• Углубить и расширить знания о профессии  космонавта. 
Воспитательные: 
• Воспитывать умение работать в коллективе; 
• Вызвать радость от открытий, полученных из экспериментов; 
• Обогащать духовный мир детей через обращение к великому прошлому нашей страны. 
Развивающие: 
• Развивать стремление к поисково-познавательной, исследовательской деятельности; 
• Закреплять  умение получать сведения из различных источников; 
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; 
• Расширять кругозор и словарный запас по теме.

           

 Для педагогов:

 • Формирование проектной деятельности.
           

 Для родителей: 
• Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс; 
• Вовлечение  в совместную деятельность с детьми при создании продукта  проектной деятельности;
 

• Изготовление совместных поделок на тему "Космические  просторы". 

                                                        Актуальность проекта:

       "Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство"  (К. Циолковский).
     
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. В наше время стало привычным запуск ракет в космос. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Данный проект поможет сформировать у детей правильные первоначальные представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах.

                                                Предполагаемый результат: 

реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной космонавтике. Дети узнают об ученых и исследователях в области космологии. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым, расширить знания о профессии космонавта.

                                                             Классификация проекта:

Тип проекта

Познавательно - творческий

Характер  участия

От зарождения  до получения результата

Характер  контактов

Внутри  одной группы

Продукт проектной деятельности

Выставка совместных поделок родителей и детей на тему «Космические просторы»  

Срок реализации

Краткосрочный

Участники   проекта

Дети старшей группы, педагоги, родители.

1 этап подготовительный

Совместная деятельность

Развивающая среда

сроки

Работа с родителями

Сбор информации о космосе, космонавтах, космических кораблях. 

Подбор иллюстративного материала;

Отбор художественной литературы, художественного материала;

Планирование деятельности работы с детьми по ознакомлению с космосом, космонавтами, космическими кораблями, первым полётом человека в космос.

Книги,  картины и иллюстрации, альбом с фотографиями космонавтов, портрет  

Ю. А. Гагарина, карта Солнечной системы; настольно-печатная игра «Земля и Солнечная система»

9-13 апреля

Поиск информации по теме проекта.

Пополнить фотографиями альбом «О космосе и космонавтах» .

Чтение  детям произведений о космосе и космонавтах (на выбор).

Рассматривание с детьми энциклопедий по теме, просмотр мультфильмов.

2 этап практический.

Познавательное  развитие

НОД «Этот загадочный космос».

Цели: познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию.

Эксперимент «Почему в космос летают на ракете?»

Цели: уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полёта самолёта.

Рассматривание и обсуждение энциклопедий, иллюстративного материала;

просмотр презентаций по теме.

Портрет С. Королёва, Ю. Гагарина, В. Терешковой и других космонавтов; карта звёздного неба и созвездий.

Листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Всё, что летает», изображение ракеты.

Энциклопедии, ноутбук, телевизор.

10 апреля

13 апреля

Консультация на тему: «Как познакомить детей дошкольного возраста с космосом?»

Подбор материала для изготовления коллажа.

                                                                          Речевое развитие

НОД «Путешествие в космос».

Цели: закрепить и расширить знания детей о космосе и космонавтах; активировать словарный запас новыми словами: Солнечная система – галактика, вселенная, телескоп, планеты: Марс, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Воспитывать у детей патриотизм, уважение к героям нашей страны, интерес к знаменательным событиям, чувство эмоционального удовлетворения.  

НОД «Космос» (обучение рассказыванию).

Цели: закрепить знания детей о космосе и космонавтах; учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном  падежах; учить детей пересказу.

    Чтение художественной литературы.

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность. 

Главы из книги В. Синицына "Первый космонавт";

В.Бороздин «Первый в космосе»;

сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили»;

чтение стихотворений:

О. Ахметова "В космосе так здорово";

Я. Аким   "Земля";

В. Степанов "Космонавт";

заучивание стихотворения В.Степанова  

«Ю. Гагарин».

Загадки, пословицы, считалка о космосе и космонавтах.

Презентация «Путешествие в космос»,

аудиозапись песни «Если очень захотеть, можно в космос полететь».

Предметные картинки, портрет Ю. А. Гагарина.

Книги по теме,

интернет ресурсы.

11 апреля

13 апреля

В  течение проекта

Рекомендовать родителям для чтения дома книгу

Н. Носова "Незнайка на Луне" (главы);

В.Бороздин «Первый в космосе»;

просмотр мультфильмов:  "Тайна третей планеты", "Белка и Стрелка".

Социально – коммуникативное  развитие

Беседа  на тему: «Какие они – звёзды?».

Беседа «Кто такие космонавты?».

Рассматривание  иллюстраций с изображением экипировки космонавтов, космических кораблей.

Беседа по вопросам: «Что такое космос, космическое пространство? Как выглядит космос?».

Беседа «Первооткрыватели  космоса».

Рассказ воспитателя о Дне космонавтики, почему его отмечают 12 апреля.

Составление творческих рассказов и сказок на темы: «Если бы я полетел в космос?», «Моё космическое путешествие».

               

                 Сюжетно-ролевые игры:

«В гостях у инопланетян».

Цели: стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение, способность совместно разворачивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий.

"Мы космонавты"

Цели: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитывать смелость, выдержку, расширять словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Космодром»

Цели: побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, способствовать умению расширять сюжет на основе полученных знаний во время образовательной и игровой деятельности.

           Дидактические игры:

"Найди одинаковые ракеты и соедини их",

"Разложи планеты Солнечной системы",

"Собери созвездие",

"Космические лабиринты",

"Земля и Солнечная система".

 Ноутбук, телевизор; видеоролики.

Иллюстративный материал по теме.

Презентация «Что такое космос», ноутбук, телевизор.

Альбом о Ю. Гагарине и космонавтах.      

Рисунки детей.

Маски-шапочки, костюмы, изготовленные из бросового материала.

Маски-шапочки, питание для космонавтов (изготовленное из бросового материала).

Разного вида конструктор

9 апреля

10 апреля

11 апреля

12 апреля

13 апреля

В течение проекта

Помощь в подборе видеоматериала и иллюстративного материала.  

Изготовление костюмов из бросового материала для сюжетно-ролевых игр.

Художественно-эстетическое развитие

НОД «Космические просторы»  (ИЗО).

Цель: побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе. Развивать  у детей  интерес к изобразительной деятельности. Развивать творчество, воображение и фантазию детей. Воспитывать стремление к познанию окружающего мира.

НОД  "Космодром"  (конструирование).

Цель: закреплять конструктивные навыки детей; учить обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее конструктивное решение, соотносить его с имеющимся строительным материалом и возможностями его пространственного расположения.

НОД "Ракета" (ручной труд).

Цель: совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист в разных направлениях, сглаживать сгибы; закреплять навыки работы с ножницами и клеем. Развивать мелкую моторику и глазомер. Активизировать словарь по теме.

Лепка "Инопланетяне" (свободная деятельность детей)

Слушание песен:

 "Межпланетный круизёр",  муз. Н.Вайнер, сл. А.Вайнера ;

"Наш весёлый экипаж", муз. Ю. Чичкова ,

 сл. П. Синявского; 

"Космонавт", сл. Г. Шалаевой, Р. Алдониной, муз.

 В. Юдиной ;

Песня из фильма «Гостья из будущего» «Прекрасное далёко», муз. Е. Крылатова, сл.

Ю. Энтина;.

"Покорители" , муз.В. Горского;

"Песенка юных космонавтов" из мультфильма "Маша и Медведь".

Раскраски на тему «Космические просторы»

Цель: побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности.

Пальчиковые игры: "Ракета", "Луноход"

Цель: развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения.

Бумага для рисования, краски, цветные карандаши, восковые  мелки

Деревянный конструктор.

Цветная бумага, клей, ножницы.

Пластилин, бросовый материал.

Ноутбук, телевизор, видеоролики.

9 апреля

11 апреля

13 апреля

В течение проекта.

В течение проекта.

В течение проекта

Ознакомление родителей с историей развития космонавтики в России в рубрике «Нам  это интересно!».  

Подборка необходимого видеоматериала.

Физическое развитие

Физкультминутки: "Космонавт", "Космодром". Цель: развивать двигательную активность, дать возможность переключиться на другой вид деятельности.

Подвижные  игры:  "Созвездие",  "Ракетодром".

Цель: совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, организованно передвигаться по игровой площадке в составе команды; развивать внимание; формировать умение ориентироваться на действия других игроков.

Обручи .

В течение проекта.

3 этап - заключительный

Выставка совместных работ родителей и детей  "Этот таинственный космос".

Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Тайны далёких планет» .

Совместные работы родителей и детей.

К концу проекта.

Создание совместно с детьми поделок, аппликаций, рисунков на выставку "Этот таинственный космос".

Вывод:

у детей сформировались представления о космонавтах, космосе и  космическом пространстве;

дети осознали  уникальность  нашей планеты и важность её изучения;

обогатился словарный запас  путем введения определенных слов в практику общения;

дети поняли, что необходимо уважительно относиться к  труду людей, работа которых связана с освоением космоса, что быть космонавтом не только увлекательно, но и трудно;

получили большой заряд бодрости, много положительных эмоций и впечатлений.

Активизировалась роль родителей в педагогическом процессе, вырос интерес к занятиям детей.

Литература:

.                  

 1. "Познание предметного мира. Старшая группа", авт. О.В.Павлова.

 2. "Система педагогического проектирования. Опыт работы, проекты", авт- сост. Н.П. Битютская.

 3. "Детское творческое конструирование", авт.  Л.А.Парамонова.

 4. "Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста", авт. Т.П., Тугушева и А.Е.Чистякова.

 5. "Картотека тематических пальчиковых игр", авт. Л.Н.Калмыков.

 6. "Проектная деятельность старших дошкольников", авт.  Н.В.Журавлева.

 7. "Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие", авт.  В.Н.Волчкова

 8."Учите детей отгадывать загадки", авт. Илларионова Ю. Г.

 9."Развивающие игры для детей 2-7 лет», автор-составитель Михина Е. Н.

 10."Патриотическое воспитание дошкольников", авт. Н. В. Алешина.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "Родные просторы" Автор Терентьева Н.А

Программа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Имеется рецензия Л.М.Денякиной,к.п.н...

"Вместе весело шагать по просторам"

Проект по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников в природных условиях...

занятие по рисованию "Зимние просторы"

занятие позволит детям освоить технику рисования солью. познакомит детей с особенностями соли....

Тематическое занятие "Родные просторы"

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, продолжить знакомство с творчеством П.И.Чайковского....

Посиделки "На волжских просторах"

Авторы: Николаева Т.М., музыкальный руководитель и Эсметьева Т.В.,воспитатель. Интегрированное развлечение. Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников. воспитание любви к родному краю:...

"На космических просторах" Тематическое занятие по музыкальному воспитанию в подготовительной к школе группе

Тематическое занятие, посвященное Дню Космонавтики, для детей подготовительной к школе группы детского сада. Целью занятия является знакомство детей с интересным и загадочным миром звезд, космосом и в...

Летнее физкультурное развлечение с детьми старшего дошкольного возраста "Вместе весело шагать по просторам..."

Летнее физкультурное развлечение проводится на участке деского сада с привлечение героев. Включены полоса препятствия, ритмическая композиция, хороводная игра, игры - эстафеты....