Развитие творчества старших дошкольников в аппликации
статья по аппликации, лепке

Ластухина Надежда Филипповна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творчества старших дошкольников в аппликации

ВВЕДЕНИЕ

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. В современных педагогических и психологических исследованиях доказана необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.  Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.  Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией. 

Из всего этого вытекает гипотеза: развитию художественного творчества дошкольников способствует проведение занимательных занятий с нетрадиционными материалами и техниками в аппликации. 

Для анализа выдвинутой гипотезы были разработаны задачи: 

1) Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике. 

2) Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации. 

3) Изучить особенности методики организации и проведения занятий с использованием нетрадиционных техник аппликации. 

1. Понятие художественного творчества.

В настоящее время в дошкольных учреждениях активно реализуется ФГОС ДО. Одна из ее задач направлена на «развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка…» [11, с. 7].

Творчество в широком смысле трактуется как деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца. 

Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В. Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения. 

Я согласна с тем, что детское творчество – явление уникальное. Отечественными психологами и педагогами (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.).  оно рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется. Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

Анализ современных концепций творчества, представленных в книге «Основные современные концепции творчества и одаренности» (1997), демонстрирует очевидность существенного расширения и углубления подходов к решению проблемы творчества, выявлению его механизмов. 

2. Сущность и виды аппликации.

Одним из наиболее близких и естественных видов деятельности для меня и, я полагаю, для ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. Я думаю, что она заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка, которые могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение. Вот почему, на мой взгляд, так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Следовательно, необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Аппликация - один из любимых видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Она направлена на  формирование у детей определённых знаний, развития умений, отработку навыков и воспитания личности. Специфика аппликации даёт детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая один на другие. Это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения, что важно для создания как сюжетных, так и декоративных аппликаций.

Для меня аппликация – это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. В эти моменты я остро осознаю значимость своей профессии, особенно, когда вижу, распахнутые мне навстречу глаза детей. Глядя в них, я понимаю, что в этот момент у детей закладываются ростки творчества. Работая с дошкольниками, я не перестаю удивляться, насколько они забавные, интересные, непосредственные и непредсказуемые. Я понимаю, что в каждом из них живет талантливый художник, который открыт для красоты мира и добра.

Приоритетом моей педагогической деятельности на данном этапе является развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования различных нетрадиционных техник аппликации. С целью достижения хороших результатов, я использую следующие принципы работы:

- не быть назойливой: у каждого свой мир интересов и увлечений;

- не развлекательность, а занимательность;

- дать детям больше самостоятельности и права выбора;

- все новое – это интересно!

3. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного 
возраста путем использования нетрадиционных техник аппликацией.

Как развить творческий потенциал ребенка старшего дошкольного возраста? Неужели для этого необходимы унылые специальные материалы? Конечно, нет.

Сегодня ряд авторов (А. Мелик – Пашаев и З. Новлянская) предлагают прибегнуть к использованию нетрадиционных техник. Непроизвольным называют такое обучение, когда ребенок овладевает определенным знанием, развивает в себе нужное качество не в результате специальных сознательных усилий, т.е. не имея перед собой цели чему-то определенному научиться, а в результате деятельности, направленной на другую цель, и обычно незаметно для себя самого. И такое обучение — когда оно возможно — бывает очень эффективным. Оказывается, например, что ребенок может запомнить гораздо больше слов, когда это нужно по его роли в игре, чем когда от него требуют: «Запоминай слова!».

Я думаю, каждый согласится: научиться чему-нибудь «между прочим». В процессе интересной деятельности, стремясь к привлекательной цели, куда приятнее и легче, чем специально запоминать что-то тебе ненужное, овладевать каким-нибудь традиционным навыком в аппликации, который неизвестно когда и зачем понадобится. Вот когда у ребенка возникают настоящие художественно-творческие цели, если он к тому же осознает, что непослушная рука мешает ему достичь этих желанных целей, вот тогда он сможет упражнять эти качества «произвольно».

Итак, о нетрадиционных техниках, благодаря которым рука ребенка станет более гибкой, более послушной глазу и мысли.

  • Обрывная аппликация хороша для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет способны усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
  • Накладная аппликация позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
  • Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
  • Симметричная аппликация. Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
  • Ленточная аппликация позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
  • Силуэтная аппликация доступна детям, хорошо владеющим ножницами. Они могут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
  • Квиллинг - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
  • Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.
  • Коллаж заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
  • Оригами - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
  • Аппликация из салфеток. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

- возможность создавать шедевры без ножниц;

- развитие мелкой моторики маленьких ручек;

- развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

- широкие возможности для проявления креатива.

  • Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
  • Аппликация из ткани - разновидность вшивки, которая состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.
  • В аппликации из крупы развивается мелкая моторика. Перебирая предметы пальчиками, дети учатся совершать щипковые движения. С крупой можно создавать разные поделки. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
  • Аппликации из соломы необычайно привлекательны: они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, аппликация передает неповторимую игру: блестит, как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.
  • В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Общение с природой развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

 Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день я придерживаюсь мнения ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б. Джефферсон, и др.) в том, что творчество перестает быть неким таинством, в которое нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Приоткрыв завесу над этим таинством, я полагаю, что психологическая наука показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Д.Б. Богоявленская, Н.Н. Поддьяков, А.В. Брушлинский и др.). 

Значение совместной деятельности педагога с детьми аппликацией с использованием нетрадиционных техник для образования дошкольников  исторически и научно доказано. Аппликация с использованием нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.

Таким образом, можно сказать, что детское творчество в детском саду является одной из важнейших составляющих обучения, направленного на формирование полноценной личности, развитие художественного вкуса и познание окружающего мира.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования). 
  2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся педучилищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 1997. 
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. 
  4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: 1999. 
  5. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 
  6. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002. 
  7. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов  по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) - М.: Просвещение, 1987. 
  8. Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М.: Просвещение, 1987. 
  9. Петрова И.М. «Овечка» // Дошкольная педагогика. – 2002. -  № 5 (9). 
  10. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. –  (серия «Вместе с детьми»). 
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
  12. Художественно–эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) – Волгоград: Учитель, 2005.     
  13. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В ЛЕПКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В ЛЕПКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В ЛЕПКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕ...

Аппликация как средство формирования самостоятельности, развития творчества старших дошкольников

Статья о влиянии аппликации на развитие способностей старших дошкольников....

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники и материалы аппликации, как средство развития творчества у дошкольников"

Данная консультация поможет воспитателям разобраться в огромном количестве разных техник, используемых в творческих видах деятельности с детьми. Аппликации можно делать практически из любых материалов...

Программа саморазвития воспитателя по теме "Развитие творчества старших дошкольников посредством нетрадиционных техник в аппликации"

Данный  материал может  быть  полезен воспитателям,  занимающимся  художественно-эстетическим развитием  дошкольников как  приоритетным направлением в своей  ра...

Диагностика развития творчества старших дошкольников по методике Комаровой Т.С. "Дорисовывание кругов"

Данная  методика  направлена  на  выявление  развития творческих  способностей у детей.....

Методическая разработка " Развитие изобразительного и конструктивно-модельного творчества старших дошкольников в ходе знакомства с архитектурой как видом искусства и историей ее развития в России"

Данная методическая разработка направлен на создание варианта практической модели развития изобразительного и конструктивно-модельного творчества старших дошкольников через знакомство с архитекту...