Доклад «Развитие творчества старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием»
консультация

Юлия Геннадьевна Леднева

Развитие  творчества старших дошкольников на занятиях сюжетным должно способствовать процессу формирования у детей, как художественного мышления,  так и  творческих  способностей, результатом которой является наивысший уровень любой деятельности, к ее  преобра­зованию и развитию, то есть способность к его  дальнейшему са­моразвитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_pedagogov.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 6»

 Доклад «Развитие творчества

 старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием»

Оренбург

«Развитие творчества

старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием»

Аннотация:развитие  творчества старших дошкольников на занятиях сюжетным должно способствовать процессу формирования у детей, как художественного мышления,  так и  творческих  способностей, результатом которой является наивысший уровень любой деятельности, к ее  преобразованию и развитию, то есть способность к его  дальнейшему саморазвитию

Ключевые слова: творчество, творческие способности, сюжетное рисование, старший дошкольный возраст.

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью. Подготовки людей к жизни  в меняющихся условиях. В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от нетрадиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью, или творчеством.

Стоит отметить, что под творческими способностями  понимают «комплексные возможности в совершении деятельности и действий, направленных на созидание», которые охватывают некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую его способность, одним их компонентов  является творческая способность личности.

Изучение проблемы развития творчества  имеет научную и практическую актуальность во всех сферах деятельности потому, что именно индивидуальная специфичность и творческая предприимчивость каждого человека, реализуемые им, как в личной, так профессиональной и общественной сферах, и являются существенным резервом развития общества.  Например, отечественный психолог  С. Д. Рубинштейн определял творчество, как «деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, неизведанное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства» [1].

В свою очередь такие ученые как Б. М. Теплов и В. С. Кузин говорили, что способности раскрывали не только знания, умения, но и появления именно в них тех психических образований, которые позволяют реализовывать способности, особенно такое проявление можно наблюдать у детей дошкольного возраста [2], [3].

Стоит отметить, что творческий потенциал помогает ребенку, в частности, дошкольного возраста, освободиться от инерции мышления, он преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. От того, насколько развито творчество у ребенка в детстве, зависит его будущее, его работа и его отношение с социумом. Ведь еще К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская в своих работах отмечали, что большой путь в своем развитии проходит человеческий индивид за первые шесть лет своей жизни [4], [5].

Сюжетное рисование - это процесс изображения детьми связного содержания в рисунке (нескольких предметов, связанных одним действием), приучает детей наблюдать и изображать предметы в совокупности.

Наблюдая, дети сравнивают предметы, сопоставляют их и устанавливают общие и отличительные признаки. Между тем, стоит отметить, что развитие творчества старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием, с учетом их психофизических особенностей, а именно: обогащение и систематизация знаний об окружающей действительности, совершенстве изобразительной технике, несмотря на многочисленные исследования проблемы развития творческих способностей, на сегодняшний день многие вопросы остаются открытыми. На сегодняшний день нет единого мнения относительно того, что есть творческие способности, каково их происхождение (врожденные или прижизненно формирующиеся), каким образом нужно их развивать, в том числе и на занятиях сюжетным рисованием. Данные теоретические положения были положены в основу экспериментального исследования, с последующей  апробацией работы по развитию  творчества старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием.  Исследование проходило на базе группы детей «Ромашки»МДОАУ «Детский сад № 25» города  Новотроицка.

При отборе диагностик, направленных на выявление начального уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности мы придерживались позиции ученых  (Б. Г. Ананьев, Ю. Д. Бадаев,  В. Н. Дружинин,  Н. И. Ильясов,  И. В. Калиш,  А. Г. Ковалев,  В. А. Крутецкий,  Н. С. Лейтес,  А. М. Матюшкин,  В. И. Панов,  К. К. Платонов,  С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, Н. Б. Шмакова, М. А. Холодная, В. С. Юркевич), предопределяющие творческие способности как самостоятельно-независимый фактор, совершенствование  которых служит достижением обучения изобразительной деятельности старшего  дошкольника, посредством выделения компонентов их творческих способностей, а именно: творческое мышление, творческое воображение, применение комплекса методов  при организации их творческой деятельностик.

Методика  «Дорисовывание фигур» (по О. М. Дьяченко) в ходе  проведения работы была направлена на определение степени сформированности  их творческого воображения, способности воссоздавать нестандартные  образы. По результатам выполнения данной методики было определено: высокий  уровень  показали только 6 дошкольников, или 25%; средний уровень   был характерен для  11 человек, или 45%; низкий уровень показали 7 детей, или 30%. Анализ результатов показал, что при выполнении данной части методики  наиболее повторяющимися были: изображение дома (18 раз), снеговика (15 раз), радуги (11 раз), солнца (10 раз), человека, цифры, флага, капли,  (9 раз),  шарика, цветка (8 раз); сердце (7 раз),  двери, прямоугольника (4 раза), по 3 раза был повтор в изображении таких предметов, как: машина, буква, бабочка, медведь, треугольник; по 2 раза был повтор в изображении таких предметов: мяч, пирамидка, телевизор, солдат, дорога, кукла, кабан; у  одного ребенка был такой персонаж, дважды прорисованный, как – Шрек.Стоит отметить и то, что изображенные рисунки больше были сопричастны к предложенным фигурам, без дополнительного творческого проявления.

Диагностическое задание «Обследование уровня развития творческого мышления» (по Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой) было направлено на определение  уровня развитости процесса  синтеза, как основополагающей операции творческого мышления: с низким и очень низким уровнем было выявлено 5 детей, или  25%;  от 7 до  5 баллов, что соответствовало среднему  уровню развития творческого мышления» выполнили данное задание 12 человек, или 50%; от  4 до  0 баллов,  что соответствовало   низкому уровню развития творческого мышления, выполнили 6 детей, или 25%.

Методика «Складная картинка» (автор  В. Синельников) была проведена на применение комплекса  методов при  организации их  творческой  деятельности направленных на определение умения сохранять целостный контекст изображения; умения видеть целое раньше частей.

От 15 до 12 баллов, что соответствовало высокому уровню,  было выявлено у 5 детей, или 20%; от 11 до 8 баллов, что соответствовало среднему уровню, было выявлено у 12 детей, или 50%; от 7 баллов и ниже, что соответствовало низкому уровню было  выявлено у 7 детей, или 35%.

Итак, проведя работу по выявлению сформированности уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности посредством методик: «Дорисовывание фигур»,  «Обследование уровня развития творческого мышления»,  «Складная картинка» мы выявили  общий уровень – он ниже среднего, равен 45%.  Данные результаты были положены в основу  проведения работы по развитию творчества  старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием. Так как  одна из задач сюжетного рисования, согласно программных требований,  научить детей старшего дошкольного возраста  из суммы представлений о вещах и явлениях выбирать наиболее характерные и отвечающие теме объекты, устанавливать между ними необходимую связь и изображать в рисунке. Соответветственно, знакомясь с правилами изображения, дети приучаются вместе с тем и к самостоятельной творческой работе, а именно: ребенок  старшего дошкольного возраста впоследствии сам продумывает, какой момент рисовать, чти и как рисовать, чтобы дать ясный ответ на тему.

С учетом вышеизложенного мы и наметили три этапа работы по развитию  творчества старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием:

- Первый этап проведения работы по развитию творчества  старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием  был направлен на  формирование активного интереса, то есть,  развитие познавательности, активного отношения к деятельности. Познавательную активность развивали посредством  беседы, рассказов педагога, занятий по темам: «Для чего надо научиться рисовать?», «Чем рисуют художники?», «Какие бывают узоры?» и т. п. Беседы  строились  на ситуации ожидания нового, интересного. Рассказ педагога при этом зачастую  вызывал желание высказать свое мнение, принять участие в обсуждении.

Так, к примеру, рисование по замыслу детей на данном этапе было направлено на  развитие творчества детей старшего дошкольного возраста, для чего их  обучали самостоятельному отбору содержания для рисунка, материалов для его выполнения; помогали детям вспомнить и пережить еще раз яркие, сильные впечатления, полученные ранее; закрепить навыки пользования красками, цветными карандашами.

Методические приемы: предварительные индивидуальные беседы педагога с каждым ребенком о том, что бы он хотел нарисовать, на что нужно обратить внимание, чтобы рисунок был полнее (на занятии нецелесообразно задавать ребенку вопросы о том, что он будет рисовать, так как это разрушит замысел других - многие дети забывают свой замысел, увлекшись ярким, интересным рассказом товарища); оценка рисунков в игровой ситуации «Экскурсия в картинную галерею».

Стоит отметить, что тематика сюжетного рисования в данной возрастной группе определяется, прежде всего, теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Поэтому при проведении работы на данном этапе основная работа была направлена на обучение изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними. При этом, для детей старшего дошкольного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено, так как им нельзя давать обобщенные темы, типа такой – «Праздник», так как они могут нарисовать что-либо не имеющее отношения к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например, рисование  парада.

Следовательно, на первом этаперешались следующие задачи:

- обучение детей изображать в рисунке несколько предметов, объеди-няя их единым содержанием (картина природы, событие из окружающей жизни, эпизод из сказки, рассказа, стихотворения, песни, впечатления от праздника);

-   обучение изображать пространство на плоскости листа бумаги,   где предметы располагаются ближе, дальше, рядом, за, около, сзади и др.; на широкой полосе земли и неба и на всем пространстве листа;

- Второй  этапбыл направлен на   развитие  разностороннего  интереса, увлеченности всеми видами творчества посредством разнообразии  тематики и содержания. Так, при рисовании на темы литературных произведений старшим дошкольникам давались конкретные задания, например: предлагалось изобразить эпизод из сказки «Два жадных медвежонка», когда они делят сыр.  Стоит отметить, что дети старшего дошкольного возраста уже знакомы с рисованием игрушечного мишки. Рисуя же сказочные образы, они также изображали игрушечных медвежат с теми же округлыми частями и несложной конструкции. При этом все объекты располагались ими  первоначально на одной линии. Затем постепенно, с учетом реализации на данном этапе задач по развитию композиционных умений (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта), педагог подводи детей старшего дошкольного возраста к более правильному композиционному использованию листа бумаги, к примеру, при изображении неба и земли, давая  в данном случае готовый фон для неба.

При изображении зимнего сюжета детям старшего дошкольного возраста, к примеру,  давалась бумага голубого цвета, которая освобождала их от необходимости рисовать небо. Соответственно, дети закрашивали белой краской более или менее широкое пространство земли (снега), остальное в их понимании – это небо. Такой прием, как нам видится, подводил детей старшего дошкольного возраста к самостоятельному использованию правильного композиционного решения и в других темах, где в соответствии с сюжетом   и определялось  цветовое решение композиции.

Педагог мог предложить детям старшего дошкольного возраста тот или иной фон, соответствующий теме, например, синюю и серую бумагу для изображения зимних сцен. При этом именно фон листа предопределял и выбор красок, затем  дети впоследствии работали самостоятельно. Стоит отметить, что в ходе предварительной работы дети усваивали, что на темном по контрасту лучше выделяются светлые тона: белый, голубой, желтый. К примеру, осенние пейзажи выразительнее выглядят на голубом или белом фоне, с которыми хорошо сочетаются различные теплые тона: желтый, красный, оранжевый.  Так, в процессе рисование на тему «Осень», предложенную педагогом, шло обучение  детей передавать в рисунке впечатления от осенней природы; пользоваться теплыми оттенками цвета от коричневых тонов до красных и желтых; располагать рисунок на всем пространстве листа, изображая деревья вблизи и вдали; рисовать характерные силуэты берез, дуба, рябинки и других знакомых детям деревьев; учить смешивать краски, и получать более светлые и более темные оттенки, рисовать концом кисти и всем ворсом. Осуществлялась  данная работа посредством ряда методических приемов:

1) наблюдение с детьми явлений осени в парке, сквере или в лесу, которые проводились в такой последовательности: педагог предлагал детям полюбоваться осенней листвой, гармонией красок, рассматривал с ними отдельные породы деревьев, форму крон, цвета листьев, форму стволов и другое, наблюдал за жизнью парка (леса) (птицы летают, белочки прыгают, ветви и листья от ветра колышутся и наклоняются в одну сторону, облака над деревьями бегут, меняя свою форму и цвет);

2) рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»;

3) оценки рисунков в воображаемой ситуации «Прогулка по осеннему лесу» (каждый ребенок рассказывал о своем рисунке). Такое занятие организовывалось  как коллективное рисование: на сдвинутые столы клался длинный лист бумаги. В процессе работы дети могли переходить с места на место. Занятие  сопровождалось тихой музыкой, чтением стихотворений.

Соответственно, на данном  этаперазвития творчества старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием решались следующие задачи в развитии их творчества: обучение   самостоятельно   решать   цветовые   отношения   в рисунке посредством:  подбора краски, подражая природе и народному искусству в контрастных и гармоничных сочетаниях,  затем цветом передавать свое отношение   (положительное,   отрицательное, жизнерадостное, грустное, сочувствующее, ликующее, нежное, уважительное), цветом изображать время года, время суток, место действия (север, юг, лес, море и др.).

- Положительные результаты второго этапа давали основание перейти к третьему,  направленному на развитие  относительно устойчивого интереса к изобразительной деятельности через обучение изображать взаимоотношения персонажей; изображать действия героев, предметы, с которыми они действуют;  создавать элементарные психологические характеристики (добрый,   злой,   красивый,   страшный,   трусливый,   смелый); передавать пространственное расположение предметов (рядом друг с другом, вместе и др.);  пропорциональные отношения (большой, маленький, старший, младший и др.).На занятиях сюжетным рисованием данного этапа  детям старшего дошкольного возраста  педагог  предлагал уже  более  широкую тему, которая учитывает интересы всех воспитанников («Что тебе больше всего понравилось на празднике?», «Твой подарок малышам», «Моя любимая; игрушка»).  Например,  пририсовании на тему «Строительство дома» дети самостоятельно могли  решать вопрос, какой дом, кто его строит, где и т. д. В рисовании на тему сказок «Гуси-лебеди», «Морозно» и других ребята выбирали из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить.При этом, самостоятельный выбор сюжета обучал их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Если выбор происходило  неосознанно, ребенок иногда объединял. Например,  при проведении сюжетного рисования по теме  «Дети лепят снеговика»  многие изображали его и двух рядом стоящих детей с лопатками в руках. А в рисунках детей старшего дошкольного возраста  с более высоким уровнем развития творчества  дети были изображены за работой: с поднятыми руками около снеговика, наклонившись, либо катят ком снега, либо несут снег на лопатке, либо везут его на санках. Такое разнообразие в положениях фигур делало их рисунок в ходеработы  по   развитию  творчества старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием уже более содержательным и выразительным. Усложнение композиции рисунка также  способствовало выразительности образов. При этом, зачастую, изображение земли  было уже неузкой линией, а широкой полосой, что и  позволяло им  нарисовать гораздо больше предметов, то есть,  заполнить рисунком весь лист.  Заполнение всего листа изображением при   развитии  творчества старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием связано было уже  и с усложнением в использовании цвета, к примеру, дети обучались закрашивать небо разнообразными оттенками в соответствии с сюжетом: пасмурное, серое небо - при дожде, ярко-голубое - в солнечный день, красное - при восходе или заходе солнца.

Результаты показывали, что  все виды  работ и методических приемов, направленных на   развитие  творчества старших дошкольников  в ходе организации и проведения  занятий по сюжетному рисованию строились как с учетом характерных особенностей этого интереса у каждого воспитанника, так и на основе построения процесса обучения в соответствии с программой, методами обучения направленными на овладение детьми всеми компонен-тами деятельности и отвечающим совместным требованиям.

Соответственно, у них постепенно развивалось умение рисовать от общего к частному, дети обучались также составлять варианты композиции на одну и ту же тему; знакомясь с правилами изображения, дети приучаются вместе с тем и к самостоятельной творческой работе, а именно: ребенок  старшего дошкольного возраста впоследствии сам продумывает, какой момент рисовать, чти и как рисовать, чтобы дать ясный ответ на тему.

Задача педагога - углублять содержательную сторону, преодолевать пассивность. При этом, как нам видится, такое  поэтапное формирование процесса  развития творчества старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием значительно будет  повышать их  эффективность.

Список литературы

  1. Крупская, Н. К.  Педагогические сочинения / Н. К. Крупская Элект-ронный ресурс]. – Режим доступа :https://biblio-online.ru/book/ psihologiya-povedeniya-izbrannye-trudy-423947.
  2. Кузин,  В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе : пособие для учителей / В. С. Кузин.  -  Москва : Просвещение, 1977. - 208 с.
  3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии :  в 2 т. T. 1.  / С. Л. Рубинштейн. -  Москва : Педагогика, 2004. - 464 с. - ISBN 5-225-00840-0.
  4. Теплов, Б. М. Психология : учебник  / Б. М. Теп-лов [Электронный ресурс]. – Режим доступа :  https:/ /www.koob. ru/teplov/ psychology_tep.
  5. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. – Москва  :Юрайт, 2017. - 284 с. -  ISBN 978-5-534-02882-9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей у старших дошкольников на занятиях по рисованию (с использованием нетрадиционных техник и материалов)»

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее....

Консультация для педагогов на тему: «Развитие познавательной и творческой активности у дошкольников на занятиях по рисованию».

На занятиях по изобразительной деятельности ребенок познает красоту и пропорциональность формы, гармоничность цветовых соотношений, некоторые законы композиции, знакомится со способами и приемами рабо...

Доклад «Развитие воображения дошкольников по средствам нетрадиционных техник рисования».

Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательно...

Доклад к методическому объединению для воспитателей на тему: «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"

Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение ок...

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста на занятиях сюжетного рисования.

Тема развития воображения у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот процесс является неотъемлемой составляющей частью любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воо...

Доклад на тему: «Особенности проведения занятий по рисованию с детьми 2-3-х лет»

Методический материал по изобразительной деятельности с детьми 2-3 лет....

Доклад на тему: «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования».

Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательно...