Конспект НОД «Три солнца на сурбане».
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Прокопьева Надежда Анатольевна

Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации. Дошкольный возраст, по мнению психологов, лучший период для формирования любви к малой родине.

          Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

          Приобщения детей к национальной культуре и традициям приоритетными направлениями в деятельности ДОУ можно назвать следующие:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

         

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_solntsa_na_surbane.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Три солнца на сурбане»

для детей средней группы.

        Форма работы с детьми: художественно - эстетическое развитие.

        Задачи:

        Образовательные задачи: учить создавать образ – символ чувашского узора, изображающего солнце, располагая элементы узора и приклеивая их к основе.

        Развивающие задачи: развивать ручные умения, чувство формы, глазомер и развивать эстетический вкус.

        Воспитательные задачи: воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость на средства художественной выразительности произведений чувашского прикладного искусства.

        Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, двигательное развитие.

         Виды деятельности:

        - Игровая

- Познавательная

 - Продуктивная

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением элементов чувашского костюма.
  • Беседа «Я в Чувашии живу».
  • Настольные игры «Составь узор», «Что это и для чего?».
  • Подвижные игры «Солнце», «Расходитесь», «Луна и солнце»
  • Чтение чувашских народных сказок, легенд.
  • Разучивание стихотворений, песен, считалок.

        Материалы к занятию: 

  1. Кукла в национальном костюме
  2. Изобразительная модель оригинала узора (символ солнца)
  3. Полотенце с изображением узора.
  4. Карточки с рисунками узоров и их смыслового значения.
  5. полоски бумаги красного цвета.
  6. треугольники желтого цвета.
  7. кисточки для клея.
  8. подставки для кисточек.
  9. Салфетки.
  10. клей.
  11. клееночки.

Словарная работа: активизировать словарь детей словами: хевел, кепе, сурбан, тере, орнамент.

        Структура и методические приемы:

Вводная часть:

 1.Сюрпризный момент – кукла Илемби приходит в гости.

2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров;

3. Рассматривание иллюстраций;

4.Чтение легенды о трех солнцах.

5. Физкультминутка «Тяп, тяп, тяп утма».

Основная часть:

1. Демонстрация образца способа действия.

2. Раскладывание деталей узора на заготовленной полоске бумаги.

3. Самостоятельная деятельность детей и индивидуальная помощь воспитателя;

Заключительная часть:

 1. Совместный анализ детских работ;

 2. Поощрение детей.

 3.Игра «Солнышко».

Ход НОД:

Под чувашскую музыку приходит кукла Илемпи. 

        Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла, её зовут Илемпи.

        Воспитатель:- Как вы думаете, какой национальности наша гостья? (ответы детей)

        Воспитатель:- Правильно, чувашской. А как вы догадались? (ответы детей)

        Воспитатель:- Давайте посмотрим на её наряд.  Шапочка называется по-чувашски - тухья, а белое платье – шура кепе. Посмотрите, сколько у нее поясочков. Называются они писихи, а полотенце у нас называется – алшали. Все что вы видите это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка – это достояние и гордость чувашского народа. Ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка.

        Рубаха, юбка белого цвета обшиты красными атласными лентами. Основной элемент костюма красочный фартук расшит полосками желтого, черного и красного цвета. А на голове у чувашских замужних девушек головная повязка «Сурбан».

        Воспитатель:- Скажите, что мы видим на сурбане у Илемпи? (Ответы детей).

        Воспитатель: Красивый узор на одежде называется орнамент. Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений.  В цветовой гамме чувашского национального орнамента наиболее распространенными являются красный, белый и черный цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь.

        Воспитатель:- Послушайте такую легенду «О трех солнцах».

   Давным-давно нам Миром светило не одно, а три солнца, которые находились близко к Земле. От этого на Земле было очень жарко и люди не знали ничего о снеге и холоде. Они не думали о теплой одежде. По всей Земле росли сказочные деревья, которые круглый год в избытке давали людям пищу. Но нашлись люди, которые не смогли достойно оценить "теплую жизнь":

    "Очень жарко, дышать не чем. Так дальше жить нельзя. Надо оставить одно солнце, а остальные убить" – говорили  они.

    Белобородые старики остерегали этих людей: "Нельзя причинять зла солнцам, от этого будет много бед и несчастий". Но не послушались капризные люди и, позвав меткого охотника приказали ему убить стрелой из лука одно солнце. Охотник стал противиться им: "Старики запрещают убивать солнце". Но люди пригрозили убивать самого охотника, если он не выполнит их приказ. Испугавшись их угроз, охотник натянул свой могучий лук и прицелившись пустил длинную стрелу. Со свистом полетела стрела и пронзила небесное светило прямо в сердце. Одно солнце потухло, но жара не спала. "Убей и второе солнце", - приказали капризные люди охотнику. Охотник пронзил стрелой и второе солнце. Третье солнце, испугавшись людей,  уплыло далеко от Земли, куда уже не могла долететь стрела охотника.

    Погода стремительно стала холодать. Испугались люди: деревья замерзли и детишки стали умирать от холода и недостатка пищи. Поля покрылись снегом, а вода сковалась льдом - пришла Зима! В большом страхе побежали люди к белобородым старика за советом.

    Старики ответили: "Не послушав нас, вы накликали непоправимую беду. Нельзя воскресить потухшие два солнца. Выжившее солнце людям больше не доверяет.

    Надо добрыми делами вернуть доверие солнца к людям, может после этого оно вернётся к нам".

    "Мы готовы выполнить любые Ваши советы, лишь бы солнце к нам вернулось", - взмолились люди.

    Согласились старики помочь людям и дали такой совет: "Везде рисуйте три солнца: на земле, на домах, заборах и в вышивке на одежде. Увидит уцелевшее солнце эти знаки и поймет, что к людям ждут его, и они просят прощения, возьмёт и приплывет к нам поближе...".

        Воспитатель:- Всё, что нас окружает – солнце, луна, звёзды, леса и поля, горы, реки и моря, птицы, рыбы – всё это отражалось в чувашских узорах. Символ солнца – это пожелание добра, счастья дому, человеку, поэтому этот символ мы видим всегда в центре узора. А сейчас сделаем физкульминутку, повторяйте за мной.

Физкультминутка «Тяп, тяп, тяп утма».

- Тяп, тяп, тяп утма тяппи пур.

- Çат, çат, çат çупма алли пур.

- Нäш, нäш, нäш тума сäмси пур

- Чäр, чäр, чäр пäхма куçĕ пур.

 (Воспитатель предлагает пройти к столам и занять свои места)

        Воспитатель: - В узоре солнца мы видим добрый знак. И если дарили вещь, на которой был узор солнца, значит, желали добра и счастья. Давайте и мы сделаем подарок нашим мамам с пожеланиями добра и благополучия.

        Воспитатель:- Пока мы ещё не можем вышивать, но можем сделать аппликацию. Хотите попробовать? (Ответы детей).

Аппликация «Солнце на сурбане».

- Сегодня мы познакомимся с узором, который символизирует солнце (Показ воспитателя иллюстраций «сурбан», показ иллюстрации солнца).

Воспитатель:- Из каких фигур состоит этот узор? (ответы детей). Правильно. Треугольники. Они похожи на лучи солнца.

Воспитатель:-  Сначала мы с вами возьмём треугольники и прежде чем приклеим их, составим узор на полоске бумаги. Разложили, молодцы, теперь будем брать по одной фигуре, намазывать ее белую сторону клеем и приклеивать на то место, откуда ее взяли. (Пока дети выкладывают узоры воспитатель задаёт вопросы по технике наклеивания).

Воспитатель:- Ребята, а клеёночка нам для чего? (ответы детей)

- А какую сторону мы намазываем клеем – цветную или белую? (ответы детей -белую).

- Ребята, чтобы лучше приклеивались детали нужно намазать клеем всю поверхность.

- Клей набираем на кончике кисти.

Воспитатель:- Вот намазали, а клея много, куда вы денете лишний клей? (ответы детей - салфеткой или тряпочкой убираем).

Воспитатель:- Узоры получатся красиво, если мы их приклеим ровно. (Воспитатель обращает внимание на осанку детей). (Дети выполняют аппликацию, воспитатель помогает детям индивидуально).

Воспитатель:- Вы хорошо потрудились, а теперь все вместе с Илемпи поиграем в чувашскую игру «Солнышко».

Гори, солнце, ярче

лето будет жарче

А зима теплее

А весна – милее.

Идут по кругу со словами, в центре солнце. По окончание слов подходят к центру. Водящий – солнце говорит (Горячо и догоняет их).

        Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами сделали аппликацию солнца на головном уборе, как она называлась (ответы детей). Правильно, сурбан. Люди считали, что Солнце дает им силы, посылает свет, тепло, освещает мир, и они стали носить сурбан.

        Спасибо кукле Илемпи, за то, что показала нам красоту чувашского костюма.

Список литературы:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – издание 3-е, исправленное и дополненное - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г.- 88с.
  3. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г. – 144с.
  4. Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О.В. Драгуновой.- Ч.: Чуваш. кн. издательство, 1995.
  5. Трофимов А. А. «Орнамент чувашской народной вышивки» Комплект открыток – Л.: Аврора, 1977.
  6. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Пробуждение солнца" на основе праздника Чыл Пазы

конспект занятия для детей подготовительной группы, цель - формирование двигательных навыков и умений детей через ознакомление с хакасскими традициями и обычаями....

конспект НОД "Лоскутное солнце" образовательная область "Художественное творчесво"

Материал может быть использован для открытого показа НОД (рисование нетрадиционными методами)...

Конспект занятия "Тукай - солнце татарской поэзии" для детей старшего возраста

Итоговое занятие по развитию речи для детей старшего возраста...

Конспект НОД «Здравствуй, солнце ясное» (средняя группа)

Данный  конспект знакомит детей с характерными признаками весны, учить выявлять изменения, связанные с солнцем (ярче светит, сильнее греет, удлиняется световой день),  поможет детям научитьс...

Конспект спортивного досуга "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!" старший дошкольный возраст

Способствовать сохранению, укреплению здоровья воспитанников, организация досугов летней оздоровительной кампании. Предлагаю конспект спортивного досуга "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!"...

конспект занятия в старшей группе по теме "О солнцах на сурбанах"

Занятие по ознакомлению детей с чувашскими легендами, обучение детей старшей группы рисованию чувашского элемента "Солнце",  включая его в декоративно-орнаментальный узор....

Три солнца на сурбане

конспект занятия по декоративной аппликации в старшей группе...