Главные вкладки

    Конспект занятия "Тукай - солнце татарской поэзии" для детей старшего возраста
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Мягкова Наталья Викторовна

    Итоговое занятие по развитию речи для детей старшего возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekttukay_-_solntse_tatarskoy_poezii.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    Занятия по развитию речи

    на тему: «Тукай – солнце татарской поэзии»

    для воспитателей МДОУ №6

    на неделе педагогического мастерства

    воспитатель: Мягкова Н. В.

    май 2011 г

    Ход:

    Девочка 1: Именины, именины!

    Девочка 2: У Володи, Шуры, Нины? У девчонок и мальчишек?

    Девочка 1: Нет! У наших книжек (показывает на стенд). У стихов, рассказов, сказок и у толстых повестей.

    Воспитатель: Посмотрите сколько сразу собралось у нас гостей! Поздоровайтесь ребята с гостями (дети здороваются и садятся).

    Вос: А гости собрались не зря. Много-много лет тому назад, а если быть точнее ровно 125 лет назад, 26 апреля родился Габдулла Тукай (показ портрета). Вы знаете кто это?

    (Это татарский поэт)

    Г. Тукай – это великий татарский поэт. Ментимер Шаймиев, 1-ый президент РТ, сравнивал Тукая с солнцем, настолько значим Тукай для татарского народа. Послушайте, как красиво сказал он о поэте: «Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землёй, не зайдёт уже никогда!»

    И правда, поэзия Габдуллы Тукая как солнышко освещает нам дорогу к добру и учит нас любить родной край.

    Ваши бабушки и дедушки, мамы и папы читали, учили произведения Г. Тукая, а теперь вот и мы познакомимся с ними. И сегодня я хочу проверить ваши знания. Вы готовы? (Да)

    Тогда вам 1-ое задание: «Угадай, чей портрет»

    Он похож на человека,

    очень тонкий и нагой.

    Узкий лоб украшен рогом

    в палец наш величиной.

    У него же в пол аршина

    пальцы на руках кривых,

    десять пальцев безобразных,

    острых, длинных и прямых.

    Кто это? (Шурале)

    Из какой он сказки? (Шурале)

    Чему учит нас эта сказка? (Быть смелым и находчивым)

    Кто в этой сказке проявляет смелость и находчивость? (Джигит)

    Приведите пример из сказки, подтверждающий находчивость Д. (Джигит попросил Шурале помочь перенести бревно на телегу и защемил ему пальцы в щели)

    На какого героя из этой сказки вы хотели бы быть похожими? (На Джигита)

    Почему? (Он смелый, находчивый, трудолюбивый)

    Ребята, вы отлично справились с этим заданием. И вот вам 2-ое задание: надо угадать сказку, строки из которой я сейчас вам прочитаю.

    «Золотым блестящем гребнем над зеркальною водой космы ведьма продирает, прядью тешится седой» (Водяная)

    Кто скажет, в чём смысл этой сказки? (Чужое брать нельзя)

    Вспомните, какими словами поэт преподносит урок: «Есть хозяин или нет ввек чужого не бери» Запомните это, ребята, хорошенько: чужое брать нельзя, даже если вам очень хочется.

    Габдулла Тукай очень любил детей, не зря он создал для них столько поучительных стихотворений, в которых призывал ребят быть послушными, трудолюбивыми. И следующее наше задание – это игра «Тимербай».

    Напомню правила: водящий в кругу загадывает стихотворение Г. Тукая, показывает его движениями, а мы постараемся его отгадать.

    Физ. минутка «Тимербай»

    5 детей у Тимербая (показывает 5 пальцев на руке)

    Вместе весело играют (хлопает в ладоши)

    В речке быстро искупались (движение руками, изображающее плавание)

    Нашалились, наплескались, (движение руками, изображающее плескание в воде)

    Хорошенько все отмылись

    И красиво нарядились.

    Но ни есть, не пить не стали (движение «ложкой-чашкой», отрицание)

    В лес под вечер побежали,

    Сделали вот так!

    Водящий показывает движение.

    Стихи: «Озорной котёнок»

                «Забавный ученик»

                «Не всё то золото, что блестит»

    Одно стих-е угадывают гости.

    Молодцы, всё отгадали, садитесь.

    Ребята, у нас осталась одна сказка, которую мы хорошо знаем, но ещё не говорили о ней. Назовите её. (Сказка о козе и баране)

    Я предлагаю поиграть в эту сказку. Выходите, артисты.

    Драматизация «Сказка о козе и баране»

    Шли коза с бараном, нашли волчью голову и взяли её с собой.

    Идут и вдруг заметили костёр невдалеке.

    Баран сказал козе: «У этого костра спокойно мы поспим до самого утра. Пойдём! Боясь огня, к нам волки не придут, не догадаются, что близко наш приют».

    Пришёлся по душе козе такой совет: «Согласна я, сосед!»

    Вот подошли к огню, увидели очаг. Но почему же свет померк у них в очах? В смятении коза, оторопел баран. Но крикнули они волкам: «Привет вам, господа!»

    Волков обрадовал нежданный их приход:

    Волк 1: «Отменным кушаньем наполнится живот! Мы всласть насытимся закускою мясной. Приправим кашу мы бараном и козой!»

    Коза: «Внимание, господа! У нас имеется обильная еда! Что ты стоишь, баран? Живее ротозей. Нам волчью голову достань-ка, поскорей!»

    Стучит, шумит, кричит коза: «Ме-ме, ме, ме. Четырнадцать голов у нас в суме. Ах, до чего, баран, ты глуп и бестолков! Тащи-ка самую большую из голов!»

    Испуганным волкам теперь не до еды. У них одна печаль: как выйти из беды!

    Волк 2: «Недостаёт воды. Найду ручей в лесу. Я мигом обернусь и воду принесу. Чтоб каша не была невкусной и сухой»

    Ушёл он, волки ждут. Проходит час, другой. Поднялся волк второй: «Я по воду пойду – и его найду и приведу»

    Поднялся третий волк, за ним четвёртый. И побежали прочь от страшного врага. Остались лишь баран с козой у очага. И оба, поварам оказывая честь, придвинулись к огню и стали кашу есть. Потом, довольные, у тёплого костра заснули сладким сном до самого утра.

    В: вот, ребята, находчивость и смелость барана и козы спасли им жизнь.

    Спасибо, артисты. В чём смысл этой сказки? (Надо быть смелым и находчивым)

    И ещё одно задание: В одной из сказок Г. Тукай ярко описывает природу деревни, где провёл детство. Как называется эта сказка? (Шурале) Как называется эта деревня? (Кырлай)

    А сейчас, ребята, я вам расскажу о Тукае.

    Г. Тукай родился в деревне Кушлавыч. Но так сложилась судьба, что он рано осиротел. Отец умер, когда Габдулле было всего 4 от роду, а когда ему исполнилось 4 года, не стало и матери.

    Габдуллу взяли другие люди. Так он и оказался в деревне Кырлай, где жил у крестьянина Сагди.

    Вот этот дом (показ). Он до сих пор стоит в деревне Кырлай.

    Теперь в Кырлае есть и дом-музей Тукая, и памятник Тукаю. (показ)

    Люди, которые хотят больше узнать о любимом поэте, посещают эти места, ходят на экскурсии.

    Памятник и музей Тукаю есть и в городе Казань. Вот он (показ).

    В честь Г. Тукая названы улицы в Казани, Васильево, Зеленодолске и других городах и сёлах Р. Татарстан. Люди помнят своего поэта.

    Учреждена премия Г. Тукая и знак лауреата государственной премии. Вот он (показ знака).

    Премией и знаком награждаются люди-деятели культуры, искусства и литературы, которые так же много сделали для народа, как Тукай.

    Тукай навсегда останется в нашей памяти. «Воды текут – берега остаются, листья осыпаются – ветки остаются, люди уходят – песни остаются»

    Нет Г. Тукая, но его сказки, стихи, песни продолжают жить. Послушайте песню на слова Габдуллы Тукая «Туган тел» - «Родной язык» (песня).

    Наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего возраста с жанрами живописи и по изобразительной деятельности детей тема: «Я помню чудное мгновенье» . Портрет прекрасной дамы.

    В ходе данного занятия совершается небольшой экскурс в историю русской культуры прошлого века. На занятии вызывается у детей эмоциональный отклик на красоту русской речи, выраженной стихами А.С. Пушки...

    Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего возраста

    Русский народный праздник " Масленица"для детей старшего возраста....

    Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего возраста

    Русский народный праздник " Масленица"для детей старшего возраста....

    Конспект логопедического группового занятия для детей старшего возраста "Путешествие звука Ч"

    Конспект фронтального сюжетно-тематического занятия для детей старшего возраста в ДОУ...

    Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста «Знакомство детей с водой и её свойствами»

    Сформировать у  детей представление о воде, её свойствах (прозрачность,  текучесть),  познакомить с  тремя состояниями воды  (жидкость, пар, лёд.)...