Планы конспекты занятий по ниткографии
план-конспект занятия по аппликации, лепке

Яковлева Наталия Валерьевна

Представлены несколько конспектов занятий по ниткографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Раннее развитие: занятия по ниткографии

В последнее время ранее развитие становится неотъемлемой частью воспитания  и развития  детей во многих семьях.  Одним из направлений раннего развития является развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка. Исследования физиологов доказали, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат». Иначе говоря, чем более ловки и умелые пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь и письменные навыки. 
Поэтому педагоги и психологи настоятельно рекомендуют родителям уделять большое внимание развитию пальчиковой моторики: это игры с мелкими предметами, с крупами, все виды рисования, работа с ножницами, лепка  различных поделок из пластилина, соленого теста.
Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей.
Как заниматься по этой методике:
1.Сначала научите ребенка выкладывать картинки по готовому образцу, который выкладывает взрослый. 
2.Когда ребенок научится выкладывать простейшие изображения, можно переходить к «рисованию» по представлению. В этом случае параллельно с мелкой моторикой развивается и творческое воображение маленького человека.
3.Для малышей занятия ниткографией будут более увлекательными, если их сочетать с рассказом или сказкой. Расскажите ребенку сказку и попросите изобразить героев сказки или предметы из нее. Также можно загадать загадки или задать вопросы, ответами на которые послужат «рисунки» нитью.
4.Поначалу изобразительные задания даются обязательно в конце занятия как его самостоятельная часть. В дальнейшем, когда у ребенка появится определенный навык в работе с нитью, можно переходить к иллюстрациям по ходу рассказа.
5.На последующих занятиях можно давать задания посложнее. Ребенок должен пересказать знакомый сюжет сказки и «нарисовать» картинки из сказки  нитью.
Материалы для занятий:
1. Нить.  Толстая (не менее 2 мм толщиной) хлопчатобумажная или шерстяная нитка. Чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Детям трехлетнего возраста стоит дать для занятий не нитку, а шнурок, толщиной 4-5 мм. Важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким (поэтому синтетические волокна не годятся). Длина шнурка (нити) должна быть 25-30 см.
2. Экран - основа для изображения нитью. В качестве экрана подойдет лист бархатной бумаги или фланелевая ткань, прикрепленная к плотной основе, обычная хлопчатобумажная скатерть без рисунка, но лучше всего использовать однотонный ковролин. Размеры индивидуального экрана 20x20 см. 

Конспекты занятий  по ниткографии, разработанные О.А. Новиковской

Занятие 1 
(для детей от 3 лет) 
 Для проведения занятия была взята сказка "КолобоК"

Расскажите (прочитайте) ребенку русскую народную сказку «Колобок».
Колобок
Жил-был старик со старухой. Вот и просит старик:
—    Испеки мне, старая, колобок.
—    Да из чего испечь-то? Муки нет.
—    Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберется.
Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол да к двери, прыг через пороге сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
—    Колобок, колобок! Я тебя съем!
—    Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.
Заяц уши поднял, а колобок запел:
Я колобок, колобок!    .
По амбару метен,                      Я от дедушки ушел,
По сусекам скребем,                 Я от бабушки ушел,
На сметане мешен,                    От тебя, зайца, не хитро уйти.
В печку сажен,
На окошке стужен
И покатился колобок дальше —только его заяц и видел. Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
—    Колобок, колобок! Я тебя съем!       
—    Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою. И колобок запел:
Я колобок, колобок!    
По амбару метен,             Я от дедушки ушел,
По сусекам скребен,        Я от бабушки ушел,
На сметане мешен,          Я от зайца ушел,
В печку сажен,               От тебя, волка, не хитро уйти.
                                
Покатился колобок дальше —только его волк и видел.
Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет, хворост ломает, кусты к земле гнет.
—    Колобок, колобок, я тебя съем!
-Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку. Колобок запел, а Миша и уши развесил.
Я колобок, колобок!     Я от дедушки ушел,
По амбару метен,         Я от бабушки ушел,
По сусекам скребем,    Я от зайца ушел,
На сметане мешен,       Я от волка ушел,
В печку сажен,            От тебя, медведь, полгоря уйти.
На окошке стужен.
И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел. Катится колобок, а навстречу ему лиса:
—    Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается.
Я колобок, колобок!     Я от дедушки ушел,
По амбару метен,         Я от бабушки ушел,
По сусекам скребен,    Я от зайца ушел,
На сметане мешен,       Я от волка ушел,
В печку сажен,            От медведя ушел,
На окошке стужен.       От тебя, лиса, не хитро уйти.
—    Славная песенка! — сказала лиса.— Да то беда, голубчик, что стара я стала, плохо
слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:
Я колобок, колобок!..
А лиса его — ам! — и съела.

После знакомства со сказкой задайте ребенку вопросы.
Кто испек колобок?
Куда баба положила колобок?
Что сделал колобок?
Кого колобок встретил по дороге?
Затем скажите ребенку: «Дед с бабой очень расстроились, что от них убежал Колобок. А чтобы они не огорчались, мы сделаем для них новый колобок с помощью вот этого шнурочка. Шнурочек этот не простой, а волшебный — он может показывать все, что мы захотим.
Вот посмотрите, сейчас мы «нарисуем» колобок. (Взрослый выкладывает круг).
Лиса Колобка съела, а «волшебный» шнурочек сделает колобок снова.
Лиса — «ам»       (Взрослый сдергивает шнурок с экрана.) А он снова там. Попробуй сам».
Перед началом работы по выкладыванию нитью обратите внимание малыша на то, что колобок круглый, как мячик, и предложите «нарисовать» его пальчиком в воздухе.

В конце занятия предложите ребенку отгадать загадку:
Отгадайте-ка , ребяти,
Кто с окна на травку - скок,
Покатился без оглядки через речку и лесок?
Подскажите мне , ребятки,
У кого румяный бок?
Догодались? Отвечайте!
Ну , конечно,... (колобок)

Занятие 2
(для детей от 3 лет)
Для проведения занятия была использована сказка "Курочка ряба"

Расскажите (прочитайте) ребенку русскую народную сказку «Курочка Ряба».

Жили себе дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое, золотое.
Дед бил, бил — не разбил; баба била, била — не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула — яичко упало и разбилось.
Дед и баба плачут; курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое — простое.

После знакомства со сказкой задайте ребенку вопросы.
Кто снес яичко?
Что делали дед и баба?
Смогли они разбить яичко?
А кто разбил яичко?
Скажите : «Расстроились дед и баба, но мы их сейчас утешим, нарисуем для них новое яичко — вот такое... (Нарисуйте пальцем в воздухе фигуру овальной формы.)
Возьмем для этого волшебный шнурочек и сделаем новое яичко. (Выложите с помощью шнурка овал). Ах! Разбилось яичко! (Сдерните шнурок с экрана.) А мы еще одно нарисуем. (Вновь выложите яйцо.) А теперь,  сам сделай новое яичко. Было яичко золотое, а будет какое?».
Скажите, какую форму имеет яйцо (овал) и предложите выложить нитью не только яичко, но и мышку, которая его разбила.

В конце занятия предложите ребенку отгадать загадки: 
 
Может и разбиться, 
Может и свариться, 
Если хочешь, в птицу 
Может превратиться. (Яйцо)

Живет в норке,
Грызет корки. 
Короткие ножки, 
Боится кошки. (Мышка)

Занятие 3
(для детей от 4 лет)
 При проведении занятия была использована сказка "ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ"

Расскажите (прочитайте) ребенку русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть».
Пузырь, соломинка и лапоть
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, и не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит пузырю:
—    Пузырь, давай на тебе переплывем?
—    Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем
по ней.
Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал... Да и лопнул...
После знакомства со сказкой задайте ребенку вопросы.
Куда пошли пузырь, соломинка и лапоть?
Через что они хотели перейти?
Кто перекинулся с берега на берег?
Кто пошел по соломинке?
Что случилось с соломинкой?
Что случилось с лаптем?
Что случилось с пузырем?
Затем предложите : «А теперь изобразим всех горе - путешественников. Сначала выложим того из них, кто самый тонкий и высокий. Это соломинка. (Пальцем в воздухе нарисуйте прямую линию сверху вниз, а затем выложите с помощью толстой нити.)
Кто из путешественников самый толстый и легкий? (Пальцем в воздухе нарисуйте круг, а затем выложите его нитью. (Уточните, какую форму имеет пузырь — круглую).
А сейчас мы «нарисуем» лапоть. Какой формы лапоть? (Овальной.) (Пальцем в воздухе рисуется овал, а затем выкладывается эта фигура на экране)».

Когда работа будет закончена, еще раз спросите ребенка о том, какую форму напоминают персонажи сказки и загадайте загадки.
 
У любого ты спроси: 
«Что носили на Руси?» 
Из коры плели галошки, 
Обували их на ножки. (Лапти)

Летом в полюшке росла — 
Колос к солнышку несла. 
А как только пожелтела, 
Ей нашлось другое дело. (Солома)
 
Мылу на замену 
Взбили пышно пену.
Как подули — посмотри, 
Полетели ... (пузыри).
Занятие 4
(для детей от 4 лет)
Для проведения занятия использована сказка "ЛИСА И ЖУРАВЛЬ"

Расскажите (прочитайте) ребенку русскую народную сказку «Лиса и журавль».
Лиса и журавль
Русская сказка
Лиса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
—    Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:
—    Покушай, мой голубчик-куманек! Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!
А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица говорит:
—    Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем.
—    Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости!
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:
—    Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то — все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел.
—    Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

После знакомства со сказкой задайте ребенку вопросы.
Чем лиса угощала журавля?
Куда лиса положила кашу?
Удобно было журавлю клевать кашу с тарелки?
А чем журавль потчевал лису?
Куда он налил окрошку?
Предложите ребенку сделать иллюстрации к сказке с помощью «волшебной» нити. Сначала попросите малыша выложить большую круглую тарелку, а затем кувшин. Предварительно покажите ему сам кувшин или его изображение на картинке.
Обсудите, что глубже — кувшин или тарелка? А что шире? Из чего удобнее есть лисе, а из чего — журавлю? Почему?
Затем загадайте ребенку загадки:
 
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый — вот краса,
А зовут ее ... (лиса).
 
Посмотрите, что за птица — 
Ноги тонки, клюв — как спица. 
По болоту он шагает 
И лягушек собирает. (Журавль) 

Занятие 5  "КОТИК-РЫБОЛОВ"
(для детей от 4 лет)


Прочитайте ребенку народную потешку:
Пошел котик на мосток, Поймал рыбку за хвосток. То ли съесть по пути, То ли Ване отнести?

Предложите детям сделать иллюстрации к потешке, выложив с помощью «волшебной» ниточки сначала мост, а потом рыбку и удочку.
http://s42.radikal.ru/i096/0903/e0/09411dd90d68.jpg
Скажите малышу: «Скоро Ваня подрастет, и сам пойдет на мосток. Поймает Ваня рыбку. А вот чем он ее поймает, отгадайте сами».
Что это у Ванечки — 
Ниточка на палочке, 
Палочка в руке, 
Ниточка в реке. (Удочка)

Затем загадайте ребенку еще две загадки:
Блещет в речке чистой 
Спинкой серебристой. (Рыбка)

Я над речкою лежу, 

Занятие 6  "МИТИНЫ ПОДАРКИ"
(для детей от 4 лет)
Скажите: «У Мити был День рождения. Ему подарили много игрушек. А какие игрушки, ты узнаешь, если сумеешь отгадать загадки». Попросите ребенка ниточкой «нарисовать» отгадки. 
Задание для детей четырехлетнего возраста:
 
Его бьют, а он не плачет, 
Только выше, выше скачет. ( Мяч)

Возьми за палочку, дружок, 
И подними вот так ... (флажок).

Твой хвостик я в руке держал. 
Ты полетел, я побежал. (Шарик)



Задание для детей пятилетнего возраста:

Совсем не нужен ей водитель, 
Ключом ее вы заведите — 
Колесики начнут крутиться, 
Поставьте — и она помчится. (Машинка)
 
 Ростом разные подружки, 
Но похожи друг на дружку. 
Все они сидят друг в дружке, 
А всего одна игрушка. -(Матрешка)

На ножке я кружусь одной, 
Ребятам весело со мной. (Юла)
http://i035.radikal.ru/0903/6a/b0d710053495.jpg