Поддержка детской инициативы и творческих способностей дошкольников посредством объёмной аппликации.
консультация по аппликации, лепке

Пухтинова Светлана Владимировна

Влияние объёмной аппликации на инициативу и творческие способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podderzhka_detskoy_initsiativy_avtosohranennyy.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка детской инициативы и творческих способностей дошкольников посредством объёмной аппликации.

«В творчестве нет правильного пути,

 нет неправильного пути, есть только

 свой собственный путь».

  Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования – доступность, качество и эффективность – предъявляют повышенные требования к дошкольному образованию.

       В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию  инициативной, самостоятельной, творческой личности, является одной  из приоритетной. 

В соответствии с приказом Министерства Оразования России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» одним из основных принципов дошкольного образования является: поддержка инициативы и творческой активности детей в различных видах деятельности. 

Инициативность - это способность человека действовать по внутреннему побуждению, склонность к самостоятельным, активным действиям. «Самостоятельность  - способность  к независимым суждениямобладание инициативой,  решительностью», -Ушаков Д.Н.

 Для инициативной личности характерно: коммуникабельность, любознательность, умение наблюдать, творческий подход к деятельности.

Исследования психологов (Александра  Владимировича Запорожец, Александра Григорьевича Ковалева, Алексея Николаевича Леонтьева, Анны Александровны Люблинской) доказывают, что именно в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, инициативности и творчества. По данным ученых изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является  наиболее эффективной для развития инициативы, самостоятельности и творческих способностей детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей, творчества и интереса к собственной изобразительной деятельности.

    Основными видами изобразительной деятельности дошкольников являются рисование, аппликация, конструирование, лепка и ручной труд. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Использование различных видов изобразительной деятельности дает ребенку  широкую возможность в проявлении своих творческих задатков, в формировании личности инициативной, самостоятельной, индивидуальной.

 Инициатива в продуктивной (конструктивной) деятельности также отличается степенью оригинальности и новизны (может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям). По этим показателям определяется уровень развития творческих способностей дошкольников. Следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделять большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.

Творчество – понятие очень емкое и универсальное и все-таки есть определения, отражающие суть этого понятия:

– деятельность, которая приводит к созданию нового;

– открытия, генерация идей, способность находить новые решения, отличные от уже существующих;

– умение самостоятельно, без страха быть непонятым, без шаблонов передать «движение собственной мысли»;

– победы и рекорды, оригинальность, что-то необыкновенное и неординарное!

Что несет в себе творческое развитие?

Постепенно, шаг за шагом творчество помогает развитию:

– воображения, фантазии, мелкой моторики;

– ловкости пальцев (умение держать ножницы, рвать бумагу для аппликации;

– лидерских качеств (умение сделать выбор, принять решение);

– уверенности в своих силах и инициативность;

– гибкости ума, мышления и любознательности;

– умения обрабатывать полученную информацию и самостоятельно применять ее в деятельности;

– социально-коммуникативных качеств.

Творчество предполагает авторизацию общественного опыта и выражается в создании уникального продукта (рисунка, скульптурной фигурки или композиции).

Наличие самостоятельной творческой деятельности – свидетельство состоявшегося художественного развития ребёнка, поскольку она возникает по его инициативе, отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого. Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать различные образы окружающего мира. Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей,  способствует использование объёмной аппликации.

Цель: создание условий для поддержки детской инициативы и творческих способностей дошкольников посредством объёмной аппликации.

Для достижения этой цели в работе определились следующие задачи:

 

  1. проанализировать исследования  по проблеме творческих способностей в отечественной психологии;
  2. изучить содержание и специфику инициативы и творческих способностей детей в технике аппликации (традиционная и нетрадиционная);
  3. выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
  4. создать условия для обогащения и накопления творческого опыта и инициативы детей в ходе изобразительной деятельности - аппликации;
  5. разработать календарное планирование по развитию творческих способностей и инициативы детей на занятиях по изобразительной деятельности;
  6. взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей творческих способностей и инициативности;
  7. реализовывать систему мероприятий, направленных на повышение уровня изобразительно-творческой деятельности и инициативности детей.

Виды объёмной аппликации:

  • Мозаика из крупы (рис, пшено, греча, макароны и др.) – можно использовать сразу несколько видов круп.

На участки рисунка наносится клей, затем посыпается крупой, так чтобы не оставалось пустот между крупинками. После того, как крупа приклеилась, её раскрашивают. Крупы очень разнообразны, и с их помощью можно передать различную фактуру. (Например: греча – колючий ёж, шишка – серёжки на берёзе, геркулес – мягкая кудрявая шубка у овечки, манка – снег, рис – иней на ветке, кукурузная крупа – песок в пустыне или жёлтые птенцы, дроблёный горох – осенняя листва на деревьях, овёс – муравейник, пшеничка – плюшевый мишка и т. д) .

  • Мозаика из салфеток.

Салфетки – очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

– возможность создавать шедевры без ножниц;

– развитие мелкой моторики маленьких ручек;

– развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

– широкие возможности для проявления креатива.

Из салфеток разного цвета подготовить шарики. Катать шарики нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием. Затем, на участки рисунка наносится клей и приклеиваются подготовленные шарики.

  • Аппликация из резанных шерстяных нитей.

Для данной работы понадобятся старые шерстяные вещи, которые дети мелко нарезают и откладывают в ёмкости по цветам. Затем, на участки подготовленного изображения наносится клей и приклеивается нарезанная шерсть.

  • Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

  • Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

  • Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

  • Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

  • Квиллинг.

Квиллинг (англ. quilling – от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение – это художественная техника выполнения миниатюр из полос двухсторонней цветной бумаги, накрученной на иглу или зубочистку и превращенных в различные формы, которые затем склеены в виде разнообразных фигурок.

Дети дошкольного возраста очень охотно выполняют изделия в технике квиллинг, несмотря на то, что на начальном этапе обучения процесс кажется довольно сложным. Работа с бумагой требует сосредоточенности, внимания, аккуратности и сообразительности, учит наблюдать, сравнивать, анализировать.

  • Торцевание.

Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.

  • Коллаж.

Коллаж (от фр. collage – приклеивание) – технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

  • Аппликация из гофрированной бумаги.

Гофрированная бумага – один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности старших дошкольников

Развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в образовательной деятельности, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми...

Творческая разработка "Эффективные формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников."

Особенности развития коммуникативной деятельности дошкольников..Формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников……………………………………………….....

Поддержка детской инициативы и развитие способностей детей

Создание предметно-развивающей среды, способствующей детскому творчеству, и результаты творческого процесса...

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей дошкольников посредством аппликации»

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, обратила внимание на то, что дети любят создавать аппликации, это ярко, это интересно и увлекательно, а мне доставляет удовольствие сразу видеть продукт...

«Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...