Лепка как эффективный ресурс развития детского творчества
статья по аппликации, лепке (младшая, средняя группа)

Османова Хелиса Сейфуллаховна

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Данный вид изобразительной деятельности является одним из любимых для детей в детском саду. Лепка наиболее полно отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста, удовлетворяя их потребность в активной деятельности, даёт возможность отражать свои мысли и чувства об окружающей действительности в объёмных художественных формах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osmanova_statya_1.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Лепка как эффективный ресурс развития детского творчества

Автор статьи Османова Х.С., ГБОУ «Школа № 718»

                Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Данный вид изобразительной деятельности является одним из любимых для детей в детском саду. Лепка наиболее полно отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста, удовлетворяя их потребность в активной деятельности, даёт возможность отражать свои мысли и чувства об окружающей действительности в объёмных художественных формах.

               По мнению психологов Игнатьева Е.Н., Венгера Л.А., Мухиной В.С., Запорожца А.В., Якобсон С.Г. лепка развивает у детей наблюдательность, воображение, творческие способности, вырабатывает более полные представления, укрепляет зрительную память.  

         Обучение детей навыкам лепки строится с учетом определенных условий:

        - творческая деятельность приобретает широкое воспитательное значение, если оно имеет место не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в повседневной жизни;

        - в дошкольном возрасте процесс обучения навыкам, умениям связан с формированием предпосылок творчества художественно-образного начала, с обогащением у детей представлений об окружающем;

        - дети успешно овладевают способами самостоятельных действий, самостоятельно выбирают художественные средства при передаче образа, если творческие задания даются в определенной системе.

              Педагогами – Флёриной Е.А., Сакулиной Н.П., Казаковой Т.Г., Дороновой Т.Н., Халезовой Н.Б. отмечено, что у детей, начиная с трёхлетнего возраста, происходит формирование художественно-образного начала в лепке, когда ребёнок начинает передавать явления окружающего. Полноценный образ не возникает у ребёнка в виде готового замысла, который потом воплощается. Образ формируется в процессе воплощения, т.е. ребёнок не представляет себе ни образ собственный, ни предложенный ему автором, если сам не участвует в процессе создания, воплощения.          

             Развитие творчества в лепке - разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. Необходимо обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями, то есть дать обильную пищу для творчества детей. Научить детей внимательнее присматриваться, быть наблюдательными, то есть сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своём творчестве виденное ими.

      Анализ положений о детском творчестве известных учёных Н.Б. Халезовой, Н.П.Сакулиной,Т.С. Комаровой, Е.А.Флёриной, позволили сделать вывод, что для развития творчества детям необходимо приобрести определённые знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта. Поэтому современная практика требует от науки разработки таких педагогических подходов, которые бы способствовали развитию творческого начала детской изобразительной деятельности уже на самых ранних этапах развития.

        Методика развития детского изобразительного творчества в лепке у детей младшего дошкольного возраста разработана и представлена в методической литературе для воспитателей. Однако педагоги в детском саду часто уделяют больше внимания техническим навыкам в лепке, а проблема развития изобразительного творчества остаётся на втором плане. Поэтому возникла необходимость уточнить особенности развития изобразительного творчества в лепке при создании педагогических условий у детей данного возраста.  

        На основе теоретического анализа литературы, нами были разработаны критерии анализа и оценки развития детского изобразительного творчества в младшем дошкольном возрасте:

1. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу и результату изображения.

2. Самостоятельность замысла и его реализация.

3. Содержание выполненного изображения (оригинальность, разнообразие или наоборот бедность содержания).

4. Использование ребёнком специфических средств выразительности (форма, строение, пропорции, материал).

На основе критериев были определены уровни анализа и оценки детских работ.

Высокий уровень: ребёнок проявляет устойчивый интерес к процессу и результату лепки. Оценивает свои работы. Самостоятельно определяет замысел своей будущей работы и реализует его. Пользуется разнообразными материалами лепки для создания образа, экспериментирует с ним. Точно передаёт предметы простой и более сложной формы, соблюдая пропорции. Самостоятельно дополняет изображение подходящими по смыслу деталями.

Нормативный уровень: ребёнок проявляет устойчивый интерес к процессу лепки. С помощью взрослого и самостоятельно определяет замысел своей работы и реализует его. Для создания образа использует разнообразные материалы. Точно передаёт предметы простой формы. Немного искажает сложную форму предмета. При создании образа обращается к помощи педагога. Стремиться наиболее полно выразить задуманное.

Низкий уровень: ребёнок не проявляет интереса к лепке. Создаёт образ только при помощи взрослого. Использует определённый, понравившийся ему материал. Передаёт простую, иногда искажённую форму. Передача пропорций в предмете искажена.

Совместная образовательная деятельность была построена таким образом, детям ненавязчиво, в игровой форме предлагался кусок глины, при этом внимание детей было обращено на данный материал.

Детям рассказывали, что это глина, и из неё можно лепить разные фигуры. При этом педагог показывал, что можно делать с глиной, а именно, мять в руках, катать, пристукивать по ней, и при этом получаются забавные фигурки. Затем детям предлагалось самостоятельно «изучить» новый для них материал.        

       Образовательная деятельность была направлена на развитие интереса к лепке в процессе работы с разными художественными материалами, и формированию простейших формообразующих движений – отделение части от целого, прокатывание продольными движениями ладоней, а самое главное внимание было сосредоточено на поддержку стремления детей замечать изменения в форме комка и придумывать название получившейся фигурке.

       СОД мы разделили на 3 серии образовательной деятельности:

Первая серия: «Формирование у детей младшего дошкольного возраста технических приёмов и навыков в лепке».

Целью данной серии: формирование технических навыков лепки у детей трёх – четырёх лет.

Вторая серия: «Формирование у детей 3-4 лет эмоционально-эстетического отношения к лепке в процессе работы разными художественными материалами».

Цель данной серии: формирование эмоционально- эстетического отношения детей к лепке и к художественному материалу.

Третья серия: «Формирование у детей умений применить полученные знания   в собственной продуктивной деятельности».

Целью данной серии было формирование умений продумывать заранее и реализовывать задуманный образ в процессе лепки.  

 После этого был проведена диагностика.

Цель: выявить уровень развития детского изобразительного творчества в лепке у детей младшего дошкольного возраста.

Анализ и сравнение детских работ позволил нам сделать вывод об эффективности проведённых серии СОД для развития изобразительного творчества в лепке у детей младшего дошкольного возраста.

        Теоретическая и экспериментальная работа позволили выявить следующие психологические и педагогические основы развития детского изобразительного творчества в лепке у детей младшего дошкольного возраста:

- Скульптура, как вид изобразительного искусства и лепка как техника данного искусства, действительно доступна и интересна детям младшего дошкольного возраста.

 - Ребёнок в процессе продуктивной деятельности, а именно лепки получает удовольствие, наслаждается процессом, что является показателем в развитии эстетического развития

- Обучение детей активному обследованию предмета перед лепкой способствует усвоению детьми сенсорных эталонов.

 - По мере накопления ребёнком сенсорного опыта, пластические формы ассоциируются у него с предметами и явлениями окружающего мира.

 - Образное восприятие действительно возможно развивать у детей младшего возраста в процессе создания пластических форм.

 - Осознание образности пластических форм помогает детям в развитии их способностей запомнить разные формы предметов, самостоятельно создавать отдельные формы по представлению.

- Овладевая основными навыками в лепке, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности.

Анализ работы позволил выделить следующие особенности:

специально разработанные серии СОД при систематическом проведении способствовали развитию изобразительного творчества в лепке у детей 3-4 лет;

знакомство с разнообразным материалом лепки и действия с ним наталкивают ребёнка на «открытие» в самом материале, что развивает стремление ребёнка изобразить что-либо;

-яркость, эмоциональность, непосредственность детских реакций в процессе лепки способствуют формированию изобразительного творчества в лепке;

-формы, созданные в процессе лепки вызывают у детей элементарные эстетические эмоции, побуждающие на дальнейшие действия с ними;

-в процессе лепки у ребёнка формируются навыки работы двумя руками, появляется координация движений, развивается технические навыки;

-созданию пластического образа в лепке помогает игра. Игра в процессе лепки, игра с готовой формой;

-в лепке дети быстрее дают образное название полученным формам.

-развитию детского изобразительного творчества в лепке способствуют занятия по замыслу, коллективные работы, творческие задания, организация деятельности вне занятий: прогулки, наблюдения, игры.

В младшем дошкольном возрасте образ в лепке от ассоциативного переходит в преднамеренный. Дети приобретают навыки изображения простейших форм, возникает сюжет, который дополняется словом, жестом, звукоподражанием. Образ для ребёнка становиться живым, ощутимым.

     Поэтому процесс формирования пластических образов детьми младшего дошкольного возраста является важной ступенькой в детском изобразительном творчестве.

                                           Список литературы:

  1.  Алехин А.Д. Изобразительное искусство. [Текст] / А.Д. Алехин.-М.: Просвещение, 2009.-  160 с.
  2. Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников. [Текст] / В.В. Бабаева- М.: Просвещение, 1982г. – 54 с.
  3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. [Текст] / А.В. Бакушинский -М.: Культура и просвещение 1992г.  - 39 с.
  4. Богатеева З.А. Занятия лепки в детском саду. [Текст] / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 2009.-  224 с.
  5. Бельтюкова Н., Петров С., Кард ,В. Учимся лепить. [Текст] / Н. Бельтюкова, С. Петров, В. Кард.-М.: Академия, 2011.- 224 с.
  6. Буре Р.С. Готовим детей к школе. [Текст] / Р.C.  Буре. - М.: Просвещение, 2010
  7. Васильева М., Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников. Дошкольное воспитание. [Текст] / М. Васильева, Т. Юнг 2006г. №2  61 с.
  8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. [Текст] / Л.А. Венгер, В.С Мухина - М.: Просвещение, 1988г.- 336с.
  9. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. [Текст] / Н.А. Ветлугина – М.: Просвещение, 1974г. – 175 с.
  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский- М: Просвещение, 1991г. – 90 с.
  11. Григорьева Г.Г.; «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие», [Текст] / Г.Г. Григорьева- М., 1999г.
  12. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Учите детей мастерить. [Текст] / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик.- М.: Просвещение, 2009.-  159 с.
  13. Детское творчество. Сборник научных трудов/под редакцией Кониной М.М., [Текст] / М.М. Конина- М.: МПГУ, 1970г.
  14. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон- М.: Просвещение, 1992г. – 143 с.
  15. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Игры на занятиях по изобразительной деятельности. [Текст] / Т.Н. Доронова-Дошкольное воспитание 1998г. № 1.
  16. Зеньковский В.В. Психология детства. [Текст] / В.В. Зеньковский – М.: Академия, 1996г – 348 с.
  17. Игнатьев Е.Н. Психология изобразительной деятельности. [Текст] / Е.Н. Игнатьев-М.: Учпедгиз, 1961г. – 175 с.
  18. Казакова Т.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. [Текст] / Т.Г. Казакова – М.: МГПИ, 1985г. – 75 с.
  19.  Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. [Текст] / Т.Г. Казакова – М.: Просвещение, 1980г. – 160 с.

  1. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. [Текст] / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2009.- 159 с.
  2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. [Текст] / Т.Г. Казакова – М.: Просвещение 1985г. – 192  с.
  3. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей.- 2-е издание, дораб. [Текст] / Т.Г. Казакова– М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г - 159с.
  4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. [Текст] / Т.С. Комарова.- М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
  5. Комарова Т.С. Что такое изобразительное творчество ребенка? [Текст]/Т.С.    Комарова- Дошкольное воспитание, 1991г. № 1.
  6. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. [Текст] / Т.С. Комарова- М.: Мнемозина, 1995 год – 157 с.
  7. Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Халезова Н.Б. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования [Текст] / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова; под редакцией Т.С.  Комаровой М.: Просвещение, 1991г. – 256 с.
  8. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. [Текст] / Т.С. Комарова– 3 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение 1991г. – 176 с.
  9. Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество. [Текст] / Т.С. Комарова-М.: Мозаика- синтез, 2005г.-117с.
  10. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. [Текст] / Т.С. Комарова, А.И. Савенков- М.: Педагогическое общество России, 2000г.
  11. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. [Текст] / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова- М.: Просвещение, 1981г. – 114 с.
  12. Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. Пособие для воспитателей. [Текст] / Е.А. Коссаковская – М.: Просвещение, 1972г. – 71 с.
  13. Костарёва Л. Учу детей творить. [Текст] / Л. Костарева- Дошкольное воспитание №2, с 61.
  14. Курочкина Н.А.Сенсорные основы лепки у детей дошкольного возраста.:  [Текст] / Н.А. Курочкина-Сборник статей. Дошкольная педагогика. Научные записки, Т. 340 – Ленинград 1980г.– 275 с.
  15. Курочкина Н.А., Флерина Е.А. О содержании обучения изобразительной деятельности. [Текст] / Н.А. Курочкина, Е.А. Флерина- Дошкольное воспитание, 1986г. № 6.
  16. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. [Текст] / Г.В. Лабунская – М.: Просвещение, 1965г.– 207 с.
  17. Лабунская Т.В. Изобразительное творчество детей. [Текст] / Т.В. Лабунская-М.: Просвещение, 1985г.– 270 с.
  18. Лилов А. Природа художественного творчества. [Текст] / А. Лилов -М.: 1981г. – 91 с.
  19. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа [Текст] / И.А. Лыкова – М.: «Карапуз – дидактика», 2007г. – 144 с.
  20. Лыкова И.А.; «Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возрасти» [Текст] / И.А. Лыкова- М.: ТЦ «Сфера» 2000г.
  21. Лыкова И.А., Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества. [Текст] / И.А. Лыкова- М.: «Карапуз» 2004г.
  22. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию, под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой  1989г.
  23. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. [Текст] / Н.А. Морева. –М.: Педагогика, 2010. – 320 с.
  24. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/под ред. Н.ПСакулиной, [Текст] / Н.П. Сакулина-  М.: Просвещение, 1971г.– 40 с.
  25. Мухина В.С. Детская психология.  [Текст] / В.С. Мухина-М.: Просвещение, 1985г.– 270 с.
  26. Мухина В.С. Психология дошкольника. Под ред. Венгера Л.А.  [Текст] / В.С. Мухина. Под ред. Л.А. Венгера– М.: Просвещение 1975г.– 239 с.
  27. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2 книгах. Книга 2. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов– М.: Просвещение: Владос, 1994г.– 496 с.
  28. Орен Р. Секреты пластилина. [Текст] / Р. Орен. – М.: Просвещение, 2010. – 109 с.
  29. Психология. Словарь/под ред. Петровского А.В., Ярошевского [Текст] / А.В. Петровского, Ярошевского- М.М.: Политиздат, 1990г.– 484 с.
  30. Психология процессов художественного творчества/под ред. Мейлах Б.С. [Текст] / под ред. Б.С. Мейлах 1980г.– 326 с.
  31. Сакулина Н.П. и Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду (пособие для воспитателей). [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С., Комарова-М.: Просвещение 1973г.– 203 с.
  32. Скопинина О.А. Проблема развития детского изобразительного творчества в лепке в художественно-педагогических трудах Н.Б.Халезовой. Развитие дошкольного образования. [Текст] / О.А. Скопинина в художественно-педагогических трудах  Н.Б. Халезовой- М., 1998г.
  33. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. [Текст] / Л. Стрелкова -Обруч, 1996г.  4.
  34. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду. [Текст] / Н.Б. Халезова- М.: Просвещение 1986г.
  35. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. [Текст] / Н.Б. Халезова– М.: Просвещение 1984г.– 112 с.
  36. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. [Текст] / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина.- М.: Просвещение, 1986г.– 144 с.
  37. Хананова И. Соленое тесто. [Текст] / И. Хананова. – М.: Аст – Пресс Книга, 2011. – 104 с.
  38. Художественное творчество и ребенок. [Текст] / Под. ред. Н.А.Ветлугиной.– М.: Педагогика 1972г.–287 с.
  39. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. [Текст] /  Под.ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение 1984г.– 112 с.
  40. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. [Текст] / Е.А. Флерина- М.: Учпедгиз, 1956г.
  41. Фрулькин А. Лепили самые маленькие. [Текст] / А. Фрулькин.- Дошкольное воспитание, 1975г.№ 1
  42. Этнов С. В. Лепим из соленого теста. [Текст] / С.В. Этнов. – М.: Карапуз, 2010
  43. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. [Текст] / Е.А. Янушко. – М.: Мозаика – синтез, 2005г.– 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие детского творчества посредством лепки"

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Создается интерес к занятиям лепкой, развивается творческое мышление, чувство красоты, художественный вкус и фантазия...

Мастер - класс по теме: "ТРИЗ - как эффективный ресурс развития креативности дошкольников"

В рамках городской методической площадки "Развитие предпосылок инженерного мышления через использование образовательных конструкторов Лего в детском саду"...

Дидактическая игра - эффективный ресурс развития речевой активности дошкольников с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознат...

Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества.

Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий из теста. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. Мука и соль – это природные, экологическ...

Консультация для родителей «Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей»

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. Музыка, художественное слово, изобрази...

Проект по самообразованию «Художественное творчество как эффективный ресурс развития познавательной активности в младшем дошкольном возрасте»

На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартны...