Роль лепки из пластилина в развитии мелкой моторики младших дошкольников.
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)

Коротченя Анастасия Сергеевна

Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение любознательности малыша.

Польза пластилина, для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. Ведь в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем.

Занятия лепкой позволяют уточнять уже усвоенные детьми знания, расширять их, закреплять знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение любознательности малыша.

Польза пластилина, для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. Ведь в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем.

Занятия лепкой позволяют уточнять уже усвоенные детьми знания, расширять их, закреплять знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

Когда у детей уже сформированы основные навыки лепки, появляется больше возможностей для самостоятельной работы. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало личности. Очень важно чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Не нужно забывать о том, что детям необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Внимание со стороны взрослых является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.

О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное развитие ребенка указывал в своих трудах В. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Также В. А. Сухомлинский, Б. М Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Исследователи Института физиологии детей установили, что развитие тонких движений пальцев рук, положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову - Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. С. П. Дуванова и Е. Ю. Тебелева указывают, что если уделять должное внимание упражнением и играм, в том числе и лепке на развитие мелкой моторике то можно решить сразу две задачи: 1. Косвенно влиять на интеллектуальное развитие ребенка. 2. Готовить овладением навыков письма. В различной литературе (Е. А. Янушко, Е. А. Солнцева,Т. В. Белова, О. Жукова, Т. А. Ткаченко) имеется описание приемов совершенствования мелкой моторике пальцев рук по средствам различных игр, лепки, упражнений.

Игры посредствам лепки особенно полезны для детей с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они способны нормализации тонуса и активизации мелкой моторики.

Основные способы лепки:

1. Конструктивный - по частям (все части объекта лепятся отдельно)

2. Пластический - лепка объекта из целого куска, все мел݅кие детали вытягиваются из основы.

3. Комбинированный - соединяются из лепки из целого куска и лепки по частям.

4. Лепка на каркасе - материал крепиться на металлическую или деревянную основу.

5. Лепка на болванке – материал крепят на пластиковой, деревянной, или сделанной из фольги форме, а затем вынимается или остается в изделии.

Приемы лепки при делении целого на части:

1. Разрезание и надрезание стекой.

2. Откручивание.

3. Отщипывание.

Приемы лепки при создании и изменении формы:

1. Раскатывание – на руках, на доске. При использовании теста раскатывание на доске.

2. Сплющивание, вытягивание, сгибание, прищипывание, вдавливание, удаление лишнего материала (выборка), наращивание формы.

3. Приемы соединения частей:

Прижать, примазать, загладить, соединение через дополнительный материал: - штифт (палочка, проволочка, стержень).

Приемы декорирования (украшения).

Гравировка (насечки) налепы (жгутики, шарики, завитки и природный материал семена).

Перечисленные выше способы и приемы лепки широко применяются в работе с пластичными материалами-пластилин, глина, тесто.

Задачи решаемые на занятию по лепке довольно обширны:

Это знакомство с разнообразием пластических материалов (глина пластилин, соленое тесто) их свойства (пластичность, вязкость, вес, однородность). Возможность воздействия самого малыша на материал.

Формирования - зрительного и тактильного обследования, восприятие особенности структуры пластичного материала. Соизмерять нажим ладоней на материал при создании определенной формы. Создавать простейшие формы (шар цилиндр) видоизменять преобразовывая в различные формы.

Шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо получая готовую форму предмета (мячик,  яблоко, конфеты, бублики, баранки) Формирование различных деталей для создания образов из 2х, 3х деталей, сохраняя пропорции, и размещение частей в правильной последовательности (грибок, неваляшка, птичка).

Синхронизировать работу обеих рук, формировать зрительный контроль за движением своих рук.

Что рисовать можно не только карандашами или красками, но пластилином используя в своей работе мазки тем же пластилином.

А предмет слепленный глиной (чашка), тестом (бублик) можно раскрасить красками или карандашами.

Ребенок 3-4 лет очень хочет видеть конечный результат работы, он не может ждать в силу своих возрастных особенностей, поэтому откладывать незаконченное произведение надолго не может. Малыш потеряет интерес к своей работе, если будет ждать неделю для продолжения своей работы.

Согласно ФГОС во второй младшей группе занятия по лепке производят всего 2 раза в месяц чередуя с аппликацией, но нельзя вылепить и раскрасить предмет из глины за отведенные 15 минут на занятие. Поэтому на доработку поделок используется досуг детей во второй половине дня в игровой форме.

Методика рассчитана на младшей дошкольный возраст, для детей 3-4 лет. За основу взят пластилин как наиболее востребованный материал для развития ребенка. Доступный и простой в обращении.

Лепка пластилином, а также пластилинография, это единственный вид деятельности который не только воздействует на речь ребенка, но и развивает мышечную активность рукой, которая необходима для овладения навыков работы с ножницами, карандашами. Но и в дальнейшей подготовке руки к письму.

Учёными движениями пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребенок узнает мир помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Тактильная активность, развитие фантазии, напрямую связано с развитием интеллектуальных способностей. Если развитие двигательной активности рук, отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие. В процессе занятий с пластилином ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Задачи лепки:

- развивать и укреплять мелкую моторику рук,

- закреплять знание цвета,

- развивать умение выражать в речи свои впечатления.

- учить самостоятельно создавать художественные образы.

- формировать установку на получение качественного результата и преодоление неудач в выполнение работы в процессе его получения.

Ожидаемые результаты:

  - Активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей, расширение кругозора, укрепление мелкой моторики и овладение грамотной устной речью.

  - В занятиях используются игровые сюрпризные моменты, пальчиковая гимнастика, чтение стихотворений.

  - Занятия проводятся 2 раз в месяц, с сентября по май. Длительность 15минут.

 Дополнительные занятия проводятся, во второй половине дня 1 раз в неделю, в форме игры.

1.        Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение худ.литературы, пальчиковая гимнастика, встреча гостя).

2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

3.        Пальчиковая игра и подведение итогов, похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

Занятие лепкой развивает у ребенка усидчивость, умение концентрировать внимание, наблюдательность, воображение.

Лепка задействует те части мозга, которые отвечают за формирование речи малыша. Также лепка развивает двигательные процессы в суставах пальцев и придает кистям рук пластику. Синхронизирует работу обеих рук.

С точки зрения психологии совместные занятия лепкой взрослых и детей укрепляет их отношения, развивает речь ребенка, ведь в процессе практических действий ведется непрерывный разговор между взрослым и ребенком. Неважно, с каким материалом работает ребенок (пластилин, тесто, глина), удивительно другое из исходного материала ребенок своими руками создает шедевр. Сразу видя результат своего труда.

В методике работы с детьми выделяются общехудожественные умения:

- двигательные (движение рук, владение мелкой моторикой, плавность, ловкость действий с пластическим материалом);

- технологические (овладение приемами и способами лепки, умение применять необходимое оборудование, соблюдать правила безопасности, культурно-гигиенические правила, умение последовательно выполнять работу, правильно организовать рабочее место);

- изобразительные (умения, необходимые для передачи формы, пропорций, величины соотношений). Передача общего, закономерного и частного, индивидуального, (композиционное и цветовое решение).

Овладение общехудожественными умениями способствует развитию техники лепки. Однако, выделяя художественные умения, необходимо учитывать возрастные особенности детей. Так художественные знания, умения и навыки по работе с пластическими материалами отражены в программе воспитания и развития детей в дошкольные учреждениях. Программа и методика работы с детьми построена так, чтобы научить детей сначала более простых, а затем более сложных форм, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. В работе по ознакомлению с техникой лепки применяются наглядные, словесные и игровые методы обучения. Ведущее значение имеют наглядные, так как они соответствуют специфике изобразительной деятельности, как форме наглядно-образного отражения окружающего мира.

Предпочтение отдается наблюдению и обследованию. Эти методы применяются, как правило, в сочетании с другими методами и приемами, обеспечивающими познавательную, эмоциональную, двигательную активность детей; рассказом, беседой, постановкой опыта, пояснением, художественным словом, игрой.

Тем для лепки очень много, нужна только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши уже на четвертом году жизни способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а дети более старшего возраста могут уже оставить композиции из сказок или натюрморт.

Для эффективного осуществления работы по ознакомлению с техникой лепки необходимо использовать не только пластилин, но и глину и тесто.

В процессе лепки развиваются формообразующие движения. Это позволяет детям изображать все более разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующим движением, тем легче и свободнее он будет создавать изображения, состоящие из этих форм, в последующем.

Необходимость сопоставлять воспринятые предметы по форме и способам изображения, привлекать свой опыт, воспитывает у детей умственную активность, развивает самостоятельность, то есть такие качества, без которых невозможна никакая творческая деятельность.

В результате освоения в лепке художественно-технологических умений возникают положительные эмоции, создается хорошее настроение. Дети радуются, что могут слепить понятное всем изображение. С удовольствием лепят как на занятиях в детском саду, так и свободное время дома.

Виды лепки:

Лепка отдельных предметов или предметная лепка;

Сюжетная лепка;

Лепка с декоратвными элеменами;

Рисование пластилином.    

Способы лепки:

1. Конструктивный - по частям (все части объекта лепятся отдельно)

2. Пластический - лепка объекта из целого куска, все мелкие детали вытягиваются из основы.

3. Комбинированный - соединяются из лепки из целого куска и лепки по частям.

4. Лепка на каркасе - материал крепиться на металлическую или деревянную основу.

5. Лепка на болванке – материал крепят на пластиковой, деревянной, или сделанной из фольги форме, а затем вынимается или остается в изделии.

Приемы лепки при делении целого на части:

1. Разрезание и надрезание стекой.

2. Откручивание.

3.Отщипывание.

Приемы лепки при создании и изменении формы:

1. Раскатывание – на руках, на доске. При использовании теста раскатывание на доске.

2. Сплющивание, вытягивание, сгибание, прищипывание, вдавливание, удаление лишнего материала (выборка), наращивание формы.

   Приемы соединения частей:

Прижать, примазать, загладить, соединение через дополнительный материал:- штифт (палочка, проволочка, стержень).

Приемы декорирования (украшения).

Гравировка (насечки) налепы (жгутики, шарики, завитки и природный материал семена, крупы).

Перечисленные выше способы и приемы леп݅ки широко применяются в работе с пластичными материалами-пластилин, глина, тесто.

Задачи решаемые на занятию по лепке довольно обширны:

Это знакомство с разнообразием пластических материалов (глина пластилин, соленое тесто) их свойства (пластичность, вязкость, вес, однородность). Возможность воздействия самого малыша на материал.

Формирования - зрительного и тактильного обследования, восприятие особенности структуры пластичного материала. Соизмерять нажим ладоней на материал при создании определенной формы. Создавать простейшие формы (шар цилиндр) видоизменять преобразовывая в различные формы.

Шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо получая готовую форму предмета (мячик, яблоко, конфеты, бублики, баранки) Формирование различных деталей для создания образов из 2х, 3х деталей, сохраняя пропорции, и размещение частей в правильной последовательности (грибок, неваляшка, птичка).

Синхронизировать работу обеих рук, формировать зрительный контроль за движением своих рук.

Что рисовать можно не только карандашами или красками, но пластилином используя в своей работе мазки тем же пластилином.

А предмет слепленный глиной (чашка), тестом (бублик) можно раскрасить красками или карандашами.

Ребенок 3-4лет очень хочет видеть конечный результат работы, он не может ждать в силу своих возрастных особенностей, поэтому откладывать незаконченное произведение надолго не может. Малыш потеряет интерес к своей работе, если будет ждать неделю для продолжения своей работы.

Согласно ФГОС во второй младшей группе занятия по лепке производят всего 2 раза в месяц чередуя с аппликацией, но нельзя вылепить и раскрасить предмет из глины за отведенные 15 минут на занятие. Поэтому на доработку поделок используется досуг детей во второй половине дня в игровой форме.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

- Освоить прием ощипывания маленького кусочка пластилина и  скатывания шарика между двумя пальчиками.

- Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка.

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина.

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца.

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы.

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.

- Научиться действовать по образцу воспитателя.

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.

3. Итоговый

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Условия реализации проекта: проводить непосредственную образовательную деятельность в течение учебного года 1 раза в две недели, во второй половине дня. Длительность работы в младшей группе - 25 минут, в подготовительной группе - 30 минут. В образовательной деятельности применять познавательную информацию, игру, игровые ситуации, физкультминутки. Непосредственно образовательная деятельность проходит как фронтально, так и коллективно.  Образовательная деятельность проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).

Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Планируемые результаты работы: оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми.

Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для непосредственной образовательной деятельности с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Методы и приёмы реализации проекта

Методы:

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Приёмы лепки:

- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;

- рисование мазками;

- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

- процарапывание по пластилину;

-вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. Появление первых элементарных математических представлений о счете, размере, величине.

Развитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

 Воспитывание тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифференциация движений пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...

Консультация для родителей «Лепка из пластилина для развития мелкой моторики у детей»

Консультация для родителей«Лепка из пластилина для развития мелкой моторики у детей»...

Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"

Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....

Роль лепки из пластилина в развитии мелкой моторики младших дошкольников

   Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполне...

Роль нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики рук дошкольника.

Роль нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики рук дошкольника....

Консультация для родителей "Лепка из пластилина для развития мелкой моторики у детей"

Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами ру...