"Лепная Сказка" (кружок)
учебно-методический материал по аппликации, лепке (средняя группа)

Билодед Татьяна Ивановна

Дополнительное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_biloded.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 «Ромашка» города Смоленска

(МБДОУ «Детский сад № 60 «Ромашка»)

ПРИНЯТО

 На педагогическом совете

 МБДОУ «Детский сад № 60 «Ромашка»

Протокол от 31.08.2017 № 6

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 60 «Ромашка» города Смоленска

______________________О.В.Агеенкова

Приказ от _____________ г. № __________

(дата, подпись, номер приказа)

Рабочая программа

кружка

«Лепная сказка»

на 2017-2018 учебный год

Руководитель кружка Билодед Т.И.

Смоленск 2017

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Цель, задачи программы.

3 Принципы реализации программы.

4.Форма работы с детьми.

5.Методы работы программы.

6.Этапы работы программы.

7. Ожидаемый итоговый результат реализации программы.

8. Перспективный план занятий.

9. Результативность работы кружка.

10.Список литературы.

11. Приложение.

Пояснительная записка

        Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

        Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

        Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

         Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Цель кружковой работы:

         Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

1. Образовательные:

• ознакомление со способами деятельности – лепка из пластилина;

• овладение основами, умениями работы из целого куска пластилина, из отдельных частей, создание образов;

• формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

• активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;

• содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.

2. Развивающие:

• развитие мелких и точных движений пальцев рук;

• развитие способности к личному самоопределению и самореализации;

• развивать память, внимание, воображение, фантазию;

• развитие пространственного воображения, глазомера.

• развитие чувства цвета, пропорции, ритма;

3. Воспитательные:

• воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;

• понимание необходимости качественного выполнения образа;

• конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

• воспитание аккуратности, старательности;

• воспитание коммуникативных способностей детей;

• воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

Принципы построения  программы  «Лепная сказка»:

  • доступности
  • наглядности
  • интегративности
  • свободы и самостоятельности
  • обеспечения эмоционально-психологического комфорта
  • уважения личности каждого ребенка

Ожидаемый результат:

1. Умение свободно владеть лепным материалом.

2. Знание исходных форм и умение их выполнять любого размера.

3. Правильное понятие о пропорции и соразмерности.

4. Умение использовать плоские рисованные изображения для создания объёмных форм.

5. Развитие фантазии и творческого мышления.

6. Укрепление мелкой моторики рук.

Итогом в реализации программы являются выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, детям; составление альбома лучших работ.

8. Принципы реализации программы кружка «Лепная сказка»

В основу работы положены следующие принципы:

• систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;

доступности: характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;

• наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения;

сезонности: построение программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;

• обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

уважение к личности каждого ребенка.

9. Формы работы с детьми:

-Беседы

-занятия фронтальные

-индивидуальные, подгрупповые, комплексные

-коллективные работы.

Для успешной реализации поставленных работпрограмма предполагается тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательных характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

10. Методы работы:

• Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение

художественной культуре).

• Метод эстетического выбора («убеждение красотой», направленный на формирование эстетического вкуса.

• Метод разнообразной художественной практики.

• Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).

• Метод игровых, творческих ситуаций.

         Особенной ценностью кружковой деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса .

Занятия лепкой  интегрируют в себе следующие образовательные области:

«Познание». Углубляются знания детей о лепке как о виде творческой деятельности, расширяется кругозор.

«Коммуникация». Происходит развитие всех сторон речи.

«Чтение художественной литературы». Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Художественное творчество». В процессе лепки ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения, в результате происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.

«Социализация». Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев, создается ситуация, стимулирующая эмоциональный отклик на событие.

11. Основные приемы лепки пластилином

• Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

• Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

• Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

• Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

• Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

• Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

• Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

• Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Этапы работы:

На 1 этапе - репродуктивном, ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам лепки, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На 2 этапе - конструктивном, ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительность образа.

На 3 этапе - творческом, дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительности образа.

Перспективный план работы

Сентябрь

  1. У нас в гостях пластилин.

Цель: Изучение интересов и возможностей детей в лепке; воспитывать положительный эмоциональный отклик на предложение лепить.

Материал: пластилин, дощечка, салфетки.

  1. Змейка

Цель: Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал:  пластилин, дощечка,  салфетки.

Октябрь

1.Корзинка с ягодами .

Цель: Учить лепить предметы круглой формы, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы; формировать интерес к работе с пластилином; овладение приемом ощипывания; развивать мелкую моторику.

Материал: пластилин, дощечка, салфетки.

2.Ёжик .

Цель: Учить детей использовать в своей работе комбинированный способ лепки; передавать форму и пропорциональное соотношение частей тела; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: пластилин, дощечка салфетки.

Ноябрь

1.Цветы для мамы.

Цель: Совершенствовать технику скульптурной лепки; закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности; развивать мелкую моторику и творческое воображение.

Материал: пластилин, дощечка, салфетки

3.Осенние подарки.

Цель:  Формировать умение создавать выразительный образ посредством объёма и цвета новым способом изображения; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать развитию фантазии; развивать мелкую моторику.

Материал: пластилин дощечка, ножечек, салфетки.

Декабрь

1.Чайная посуда.

Цель: Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам; совершенствовать знакомые приёмы лепки: раскатывание, деление на равные части, сплющивание;

вызвать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: пластилин, дощечка, ножечек, салфетки.

2. Ёлочка .

Цель: Формировать умение создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, сплющивания; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: пластилин, дощечка, ножечек, салфетки.

Январь

  1. Снеговик.

Цель: Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания, приглаживания границ соединения отдельных частей; развивать мелкую моторику рук; доставить детям радость от встречи с любимым героем; формировать интерес к работе с пластилином.

Материал: пластилин, дощечка, салфетки.

  1. Любимые игрушки.

Цель: Продолжать работу по созданию любимого образа; совершенствовать навыки лепки; воспитывать эстетический вкус, аккуратность; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: пластилин, дощечка, салфетки.

Февраль

1.Снежный заяц.

Цель:  Формировать умение создавать лепные образы конструктивным способом; развивать навыки планирования работы: задумывать образ, делить пластилин на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику

Материал: пластилин, дощечка, салфетки.

2.Подарок для папы (кружка) .

Цель: Формировать умение лепить посуду конструктивны способом, передавая форму, величину, и пропорции предмета; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к изготовлению подарков своими руками; формировать интерес к работе с пластилином.

Материал: пластилин дощечка, салфетки.

Март

1 .Аппликация с использованием пластилина «Цветы для любимой мамочки».

Цель:  учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; учить надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

Материал: пластилин, дощечка, салфетки, картон цветной.

2.Виноград.

Цель:  Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать пальцем; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

Материал: пластилин, дощечка, салфетки

Апрель

1.Бабочка-красавица.

Цель: Расширить представления и знания об особенностях внешнего вида бабочки; закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приёмы и способы (смешивание цветов); формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику

задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы Материал: пластилин, дощечка, салфетки.

2.«Лепка по замыслу»

Цель: Закреплять умение детей создания изображения, доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них.

Материал: пластилин, дощечка, салфетки.

Май

  1. «Витамины в корзине»

Цель: Продолжать учить детей, совершая круговые движения ладонями, лепить из пластилина витамины шарообразной формы. Познакомить детей с понятием “витамины”, сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека. Закрепить знания детей о фруктах и их пользе.

Воспитать у детей потребность правильно питаться, воспитывать чувство сопереживания, желание прийти на помощь. Формировать интерес детей к лепке.

Материал: пластилин, дощечка, салфетки.

2.Лепим сказку «Теремок» (коллективная работа.)

Цель: Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах; развивать умение согласованно выполнять общую работу; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творчество, работать коллективно.

Материал: пластилин, дощечка, салфетки.

Список литературы:

 1. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий/ А.А. Грибовская.- М.: Скрипторий, 2008.

2. Грибовская, А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет/ А.А. Грибовская . - М.: Сфера, 2010.

3. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Просвещение, 1985.

4. Комарова, Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Педагогика, 1990.

5. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду/ Е.А. Коссаковская.- М.: Учпедгиз,1961.

6. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей/ В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова - М.: Просвещение, 1987.

7. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ В.Б. Косминская. - М.: Просвещение, 1977.

8. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации/ И.А. Лыкова.- М.: Карапуз, 2007.

Приложение

Список детей:

1.Арещенкова Милана

2.Барыкина Соня

3.Богманова Полина

4.Кузьмин Максимилиан

5.Мохоров Артем

6.Прокопенкова Варя

7.Свириденкова Саша

8.Соловьева Яна

9.Твердохлебов Семен

10.Хализов Федор

11.Шакалин Женя

12.Рахметова Марьям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"мир сказки" кружок по театральной деятельности

способствовать формированию личности ребенка, что является основной задачей...

Консультация для воспитателей "Пластилинография - лепные картины полуобъёмных предметов"

Обобщенный опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой в изобразительной деятельности....

Конспект занятия по развитию игровой деятельности. " ЛЕПНАЯ СКАЗКА"

Знакомить детей с театром лепной игрушки, с историей народных промыслов; побуждать к сочинению коротких историй; вызывать эмоциональный отклик на художественный образ.Знакомить детей с театром л...

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей ДОПластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного во

Пластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины.  Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позв...

Лепная миниатюра или коробочка с сюрпризом (по мотивам русских народных сказок).

Задачи: Учить детей лепить миниатюры. Продолжить знакомство с видами рельефной лепки(барельеф, горельеф, контральеф ). Показать возможность создания горельефа в спичечном коробке. Развить мелкую мотор...

Мастер - класс для педагогов и родителей на тему: "Лепные миниатюры"

Данный мастер - класс будет интересен педагогам ДОУ и родителям детей старшего дошкольного возраста, а так же для занятий с детьми ОВЗ и гиперактивными детьми....

ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «Умные игры в добрых сказках» (кружок)

ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ«Умные игры в добрых сказках» (кружок)социально-педагогической направленностидетей дошкольного возраста 5-6 лет...