Главные вкладки

    Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей ДОПластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного во
    статья по аппликации, лепке (старшая группа)

    Третьякова Екатерина Анатольевна

    Пластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины.

      Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.  

      Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев». 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_plastilin.docx21.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ СОШ №198

    Доклад

    «Пластилинография,

    как средство развития мелкой моторики и речи детей ДО»

                                                      Выполнила: Третьякова Е.А

    Новосибирск 2019 г.

                                                  Истоки способностей и дарований

                                              детей – на кончиках их пальцев.

                                                       Чем больше уверенности в движениях

                                     детской руки, тем тоньше

        взаимодействие руки с орудием труда,

                                                    сложнее движения, ярче творческая

                                                                       стихия детского разума.

                                                    А чем больше мастерства в детской

                                      руке, тем ребенок умнее…          

    В.А. Сухомлинский.

     В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Стимулируя мелкую моторику и активизируя  соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

            Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

    Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином.

    «Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

    …По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребёнка является не искусством, а речью. Рисование даёт возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В этот момент ребёнок абсолютно свободен и может творить».

    В своей работе, я часто применяю нетрадиционную изобразительную методику. Занятия пластилинографией представляют собой большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:

    1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

    2. Развитию творческих способностей.

    3. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила, движения рук. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.

    •Одним из достоинств занятий по пластилинографии является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

    •Техника доступна детям  с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в творчество детей, делает его увлекательным и интересным.

    •При овладении техникой пластилинографии - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, подарки для родителей и друзей.

    При работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

    Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо: в работе лучше всего использовать яркий и мягкий пластилин;

    Рисование пластилином позволяет использовать бросовый материал (катушки, диски, бусинки, лента, пластиковые трубочки, формочки, спички, различные пайетки в виде звёзд, цветов, бисер, и др.) и природный (шишки, ракушки и т. д.), а также необходима доска, картон, стека, скалка, пустой шприц, салфетки, копировальная бумага.

    Основные приёмы лепки:

    1. Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

    2. Скатывание – кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней и пальцами скатывается в шарик.

    3. Оттягивание – слегка потянув щепоткой часть пластилина. Можно сформировать часть изображения.

    4. Заглаживание - требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

    5. Сплющивание – наиболее применяемый приём, для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.

    6. Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

    7. Придавливание и размазывание – важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

    8. Резание - оригинальный приём обработки пластилина, несколько кусочков пластилина разных цветов укладываются слоями различными способами, а затем многократно разрезаются. Для работы понадобится – очень тонкая проволока (скрученная в петельку) чтобы разрезать пластилин.

    Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки. Обучение следует проводить поэтапно, на каждом этапе перед ребёнком ставятся определённые задачи.

    Этап №1 Подготовительный.

    • освоить приём вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца;
    •  освоить правильную постановку пальца;
    •  освоить приём отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами;
    • научиться работать на ограниченном пространстве.

    Этап №2 Основной.

    • научиться не выходить за контур рисунка;
    • научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку;
    • использовать несколько цветов пластилина;
    • научиться доводить дело до конца, научиться выполнять коллективные композиции;
    • научиться действовать по образцу воспитателя.

    Этап №3 Заключительный.

    • самостоятельно решать творческие задачи;
    • выбирать рисунок для работы;
    • формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

    Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. 

    Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.

    Самое главное в этой работе – сделать так, чтобы душа ребёнка радовалась полноценному творческому процессу и результату.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"

    Нетрадиционные техники изобразительной деятельности являются наилучшим средством гармоничного развития кистей рук у дошкольников....

    Консультация для родителей «Пластилинография – как средство развития мелкой моторики рук у детей»

    Консультация для родителей о нетрадиционной технике в изобразительной деятельности - пластилинографии, как средства разития мелкой моторики рук у детей....

    Методическая разработка. Презентация на тему «Развитие мелкой моторики и творческих способностей через нетрадиционную технику изобразительного искусства — пластилинографию и тестопластику»

    Проблема развития мелкой моторики на занятиях пластилинографии весьма актуальна, так как способствует развитию согласованности в работе глаза и рук, и чем лучше становится мелкая моторика, тем больше ...

    " Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"

    Презентация на тему " Пластилинография,  как средство развития мелкой моторики  и речи детей дошкольного возраста "...

    Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста. Круглый стол с родителями.

    laquo;Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев»     ...

    Статья "Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста"

    В данной статье вы познакомитесь о технике пластилинография и с ее основными приемами, о значимости развития мелкой моторики рук детей....

    Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста.

    Пластилинография,  как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста.«Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев»        ...