Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей ДОПластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного во
статья по аппликации, лепке (старшая группа)

Третьякова Екатерина Анатольевна

Пластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины.

  Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.  

  Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_plastilin.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №198

Доклад

«Пластилинография,

как средство развития мелкой моторики и речи детей ДО»

                                                  Выполнила: Третьякова Е.А

Новосибирск 2019 г.

                                              Истоки способностей и дарований

                                          детей – на кончиках их пальцев.

                                                   Чем больше уверенности в движениях

                                 детской руки, тем тоньше

    взаимодействие руки с орудием труда,

                                                сложнее движения, ярче творческая

                                                                   стихия детского разума.

                                                А чем больше мастерства в детской

                                  руке, тем ребенок умнее…          

В.А. Сухомлинский.

 В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Стимулируя мелкую моторику и активизируя  соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

        Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином.

«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

…По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребёнка является не искусством, а речью. Рисование даёт возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В этот момент ребёнок абсолютно свободен и может творить».

В своей работе, я часто применяю нетрадиционную изобразительную методику. Занятия пластилинографией представляют собой большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:

1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

2. Развитию творческих способностей.

3. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила, движения рук. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.

•Одним из достоинств занятий по пластилинографии является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

•Техника доступна детям  с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в творчество детей, делает его увлекательным и интересным.

•При овладении техникой пластилинографии - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, подарки для родителей и друзей.

При работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо: в работе лучше всего использовать яркий и мягкий пластилин;

Рисование пластилином позволяет использовать бросовый материал (катушки, диски, бусинки, лента, пластиковые трубочки, формочки, спички, различные пайетки в виде звёзд, цветов, бисер, и др.) и природный (шишки, ракушки и т. д.), а также необходима доска, картон, стека, скалка, пустой шприц, салфетки, копировальная бумага.

Основные приёмы лепки:

1. Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

2. Скатывание – кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней и пальцами скатывается в шарик.

3. Оттягивание – слегка потянув щепоткой часть пластилина. Можно сформировать часть изображения.

4. Заглаживание - требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

5. Сплющивание – наиболее применяемый приём, для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.

6. Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

7. Придавливание и размазывание – важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

8. Резание - оригинальный приём обработки пластилина, несколько кусочков пластилина разных цветов укладываются слоями различными способами, а затем многократно разрезаются. Для работы понадобится – очень тонкая проволока (скрученная в петельку) чтобы разрезать пластилин.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки. Обучение следует проводить поэтапно, на каждом этапе перед ребёнком ставятся определённые задачи.

Этап №1 Подготовительный.

  • освоить приём вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца;
  •  освоить правильную постановку пальца;
  •  освоить приём отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами;
  • научиться работать на ограниченном пространстве.

Этап №2 Основной.

  • научиться не выходить за контур рисунка;
  • научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку;
  • использовать несколько цветов пластилина;
  • научиться доводить дело до конца, научиться выполнять коллективные композиции;
  • научиться действовать по образцу воспитателя.

Этап №3 Заключительный.

  • самостоятельно решать творческие задачи;
  • выбирать рисунок для работы;
  • формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. 

Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.

Самое главное в этой работе – сделать так, чтобы душа ребёнка радовалась полноценному творческому процессу и результату.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Презентация на тему «Развитие мелкой моторики и творческих способностей через нетрадиционную технику изобразительного искусства — пластилинографию и тестопластику»

Проблема развития мелкой моторики на занятиях пластилинографии весьма актуальна, так как способствует развитию согласованности в работе глаза и рук, и чем лучше становится мелкая моторика, тем больше ...

" Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"

Презентация на тему " Пластилинография,  как средство развития мелкой моторики  и речи детей дошкольного возраста "...

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста. Круглый стол с родителями.

laquo;Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев»     ...

Статья "Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста"

В данной статье вы познакомитесь о технике пластилинография и с ее основными приемами, о значимости развития мелкой моторики рук детей....

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста.

Пластилинография,  как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста.«Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев»        ...

Консультация для воспитателей по пластилинографии "Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей по пластилинографии"Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"...