Рабочая программа кружка «Пластилинография»
учебно-методическое пособие по аппликации, лепке (старшая группа)

Билодед Татьяна Ивановна

Дополнительное образование в доу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_biloded_star_gr.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 «Ромашка» города Смоленска

(МБДОУ «Детский сад № 60 «Ромашка»)

ПРИНЯТО

 На педагогическом совете

 МБДОУ «Детский сад № 60 «Ромашка»

Протокол от ____________

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 60 «Ромашка» города Смоленска

______________________О.В.Агеенкова

Приказ от _____________ г. № __________

(дата, подпись, номер приказа)

Рабочая программа

кружка

«Пластилинография»

на 2018-2019 учебный год

Руководитель кружка Билодед Т.И.

Смоленск 2018

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Цель, задачи программы.

3 Принципы реализации программы.

4.Форма работы с детьми.

5.Методы работы программы.

6.Этапы работы программы.

7. Ожидаемый итоговый результат реализации программы.

8. Перспективный план занятий.

9. Результативность работы кружка.

10.Список литературы.

11. Приложение.

Пояснительная записка

                 Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она позволяет освоить ребенку объём, сделать картинку рельефной и живой.

          С раннего возраста ребенок знает такой мягкий, податливый материал, как пластилин, из которого можно лепить, но не каждый знает о том, что пластилином можно рисовать.

         Пластилинография – это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

            Инструменты и материалы для работы с пластилином просты и не требуют больших затрат.

Цель кружковой работы:

         Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии. Формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

1. Образовательные:

• ознакомление со способами деятельности – лепка из пластилина;

• овладение основами, умениями работы из целого куска пластилина, из отдельных частей, создание образов;

• формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

• активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;

• содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

2. Развивающие:

• развитие мелких и точных движений пальцев рук;

• развитие способности к личному самоопределению и самореализации;

• развивать память, внимание, воображение, фантазию;

• развитие пространственного воображения, глазомера.

• развитие чувства цвета, пропорции, ритма;

  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  • Развивать изобразительную деятельность детей.
  •  Развивать сюжетно – игровой замысел.
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы.
  • Развивать интерес к коллективной работе.

3. Воспитательные:

• воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;

• понимание необходимости качественного выполнения образа;

• конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

• воспитание аккуратности, старательности;

• воспитание коммуникативных способностей детей;

• воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

Принципы построения  программы  «Пластилинография»:

  • доступности
  • наглядности
  • интегративности
  • свободы и самостоятельности
  • обеспечения эмоционально-психологического комфорта
  • уважения личности каждого ребенка

Ожидаемый результат:

1. Умение свободно владеть лепным материалом.

2. Знание исходных форм и умение их выполнять любого размера.

3. Правильное понятие о пропорции и соразмерности.

4. Умение использовать плоские рисованные изображения для создания объёмных форм.

5. Развитие фантазии и творческого мышления.

6. Укрепление мелкой моторики рук.

Итогом в реализации программы являются выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, детям; составление альбома лучших работ.

8. Принципы реализации программы кружка «Пластилинография»

В основу работы положены следующие принципы:

• систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;

доступности: характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;

• наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения;

сезонности: построение программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;

• обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

уважение к личности каждого ребенка.

9. Формы работы с детьми:

-Беседы

-занятия фронтальные

-индивидуальные, подгрупповые, комплексные

-коллективные работы.

Для успешной реализации поставленных работпрограмма предполагается тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательных характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

10. Методы работы:

• Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение

художественной культуре).

• Метод эстетического выбора («убеждение красотой», направленный на формирование эстетического вкуса.

• Метод разнообразной художественной практики.

• Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).

• Метод игровых, творческих ситуаций.

         Особенной ценностью кружковой деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса .

Занятия лепкой  интегрируют в себе следующие образовательные области:

«Познание». Углубляются знания детей о лепке как о виде творческой деятельности, расширяется кругозор.

«Коммуникация». Происходит развитие всех сторон речи.

«Чтение художественной литературы». Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Художественное творчество». В процессе лепки ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения, в результате происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.

«Социализация». Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев, создается ситуация, стимулирующая эмоциональный отклик на событие.

11. Основные приемы рисование пластилином

- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;

- рисование мазками;

- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

- процарапывание по пластилину;

- вырезание отдельных картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

Этапы работы:

1. Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, семечки)

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Перспективный план работы

Сентябрь

1. «Воздушные шары»

-Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

-Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

-Развивать мелкую моторику рук.

-Развивать эстетическое и образное восприятие.

2. «Бусы для Люси»

- Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.

-Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

-Закреплять знания о цвете.

-Развивать чувство ритма.

Октябрь

3. «Созрели яблочки в саду»

- Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

-Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.

-Закреплять с детьми знания о красном цвете.

-Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.

4. «Веточка рябины» 

-Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.

-Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.

-Закреплять с детьми знания о красном цвете.

-Развивать мелкую моторику.

Ноябрь

5.«Зонтик» 

-Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.

- Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

- Развивать аккуратность в работе с пластилином.

- Воспитывать любознательность, интерес к познанию.

6.«Ёжик»

- Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

-Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

-Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.

-Развивать мелкую моторику.

-Воспитывать аккуратность в работе.

Декабрь

7. «Снежинка»

- Продолжать обучать детей скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона).

-Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение.

-Воспитывать аккуратность.

8.«Снеговик»

-Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

-Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.

-Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

Январь

9.«Украсим ёлочку новогодними игрушками».

-Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

-Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

-Развивать аккуратность в работе с пластилином.

-Закрепить знания о цветах.

10.«Ёлочка, ёлка колкая иголка»

- Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.

-Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки.

-Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.

-Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

-закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.

Февраль

11.«Украсим торт»

- Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.

- Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,

- Вызывать радость от проделанной работы.

- Развивать согласованность в работе обеих рук

- Воспитывать аккуратность.

12.«Кораблик для папы»

-. Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины;

- Развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику;

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.

Март

13.«Веточка мимозы в подарок маме»

- Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.

- Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

- Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.

-Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

14. «Украсим платье Кате»

-Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.

-Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

-Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга.

-Развивать мелкую моторику пальцев.

-Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Апрель

15. «Самолёт летит»

- Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

- Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.

- Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами, используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.

- Закрепить знания о голубом и синем цветах

16. «Разноцветный светофорчик».

- Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.

- Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

- Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

- Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Май

17. «На лугу» насекомые

-Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения.

-Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание.

-Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для хоботка – зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком).

-Развивать мелкую моторику рук; чувство формы, пропорций; согласованность в работе обеих рук; интерес к работе с пластилином.

-Воспитывать интерес к живой природе.

-Вызвать интерес к созданию коллективной композиции.

18. «Цветик-семицветик» 

-Формировать умение передавать пластическимспособом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.

-Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.

-Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.

-Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.

-Закреплять знания об основных цветах спектра.

Список литературы:

 1. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста. - М.: Просвещение, 1991.

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1997.

3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М.: Аст; СПб: Сова, 2006.

6.«Пластилинография для малышей» Г. Н. Давыдова

7. Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"

8. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002

9. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т. С. Издательство " Российское педагогическое агентство",1997

Приложение

Список детей:

1.Ворон Саша

2.Барыкина Соня

3.Лунев Ярослав

4.Кузьмин Максимилиан

5.Мохоров Артем

6.Федосеева Екатерина

 7.Егорова Виктория

8.Себова Василиса

9.Рахметова Марьям

10.Григорьев Максим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по пластилинографии

Рабочая программа расчитана на старший дошкольный возраст...

Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа

Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа...

Рабочая программа кружка "Пластилинография - детский дизайн"

Рабочая программа Кружка "Пластилинография - детский дизайн" во второй младшей группе....

Рабочая программа кружка по пластилинографии "Волшебный пластилин"

Пластилинография — это один из новых видов изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а пер...

Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...

Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...

Рабочая программа кружка "Пластилинография"

Перспективное тематическое планирование кружка "Пластилинография" на год....