"Люблю березку русскую"
проект по аппликации, лепке (средняя группа)

Творческий краткосрочный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pro_beryozkudokument_microsoft_word.docx45.89 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Люблю берёзку русскую» творческий, краткосрочный.

Средняя группа «Клубничка».

воспитатель Бабенко Н.А..

Актуальность проекта.

 В наше время экологическое воспитание дошкольников - одна из главных проблем. Если детям не объяснить, не научить их любить и уважать природу, то в будущем они будут безразличны к ней. Каждый ребенок должен знать, если мы не будем бережно относиться к природе, нас ждет экологический кризис. Мы, люди, должны помогать природе. Дети обязаны знать, что вырубка лесов, загрязнение воздуха, уничтожение редких растений, пожары лесов ведут нашу планету к экологическому кризису. В этом проекте хочется научить детей увидеть красоту природы, узнать, в чем польза деревьев (в данном случаи дерева березы), рассказать о красавице русских лесов, как ее воспевают в песнях, пишут о ней стихи. Наблюдать за березой в разное время года. В данном проекте наблюдение за летней берёзой.

Цель проекта.

Умение видеть красоту природы, замечать изменения, которые происходят в разные времена года, донести до детей, что только мы, люди, можем помочь природе, научить бережно относиться к деревьям.

Задачи проекта.

Обучающие:

- вызвать у детей интерес к изучению дерева (береза).

-познакомить детей с березой, ее особенностями.

-рассказать, какую пользу приносит берёза; как в народе люди любят и почитают березу, как  воспевают её поэты, рисуют художники.

Развивающие:

-развивать у детей экологические представления о ценности природы и о правилах поведения в ней.

-развивать представление о закономерностях и явлениях в природе.

-развивать эстетическое восприятие окружающей среды: показать детям, что березка красива в любое время года (как она меняет свой цвет: весной – распускается; летом — зеленеет; осенью — желтая, рыжая; зимой — белая, покрытая снегом, инеем).

Воспитательная:

-воспитывать любовь к природе, Родине, своему краю.

Предполагаемый результат.

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

познавательно Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Объект исследования: береза, растущая на территории нашего детского сада.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители средней группы, музыкальный работник.

Продукты проекта:

рисунки, аппликации детей;

фотоальбом: дети у березки;

Альбомы родителей «Пословицы и поговорки о берёзе», «Берёза – символ святой Троицы», «Русская изба».

        Этапы работы над проектом.

этапы

Содержание деятельности

(образовательная область)

         сроки

1.

Подготовительный этап

Составление плана работы по реализации проекта.

Изучение литературы по вопросу.

Привлечение родителей к участию в проекте.

первая неделя июня

2.

Основной этап

вторая неделя июня

  1. Образовательная область

 «Познавательное развитие»

*рассматривание иллюстраций с изображением берёзы;

*беседа с детьми о берёзе;

*д/игра «Найди берёзовый листок»;

2.Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие».

*рисование «Нежные листочки на берёзке»;

*пластилинография «Летняя берёза»;

*аппликация (коллективная работа) «Шумят листочки на берёзке»;

*прослушивание русской народной песни «Во поле берёзка

стояла»

3.Образовательная область «Развитие речи»

*отгадывание загадок про березу «Отгадай мою загадку»;

*чтение стихов о берёзе А.Прокофьева, В.Рождественского.

*пословицы и поговорки о берёзе;

*рассказывание детьми стихов о берёзе С.Есенина,  И.Токмаковой,  А.Кулагиной;

*знакомство с понятиями «берёзовка», «деревенская утварь», «чечевички»;

4.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

* экскурсия по территории детского сада

5.Образовательная область «Физическое развитие»

* физкультминутка «Березонька»;

* дыхательное упражнение «Ветерок»;

*подвижная игра «Найди листок, как на дереве»;

2-ая неделя июня

3.Заключительный этап.

 Беседа с детьми «В гости к Зайке». 

 Итог:

 В результате проведённой работы выявлены следующие результаты:

-дети узнают берёзу среди других деревьев;

-расширился словарный запас путём введения новых слов: берёзовка, чечевички, народные приметы, символ России;

дети могут объяснить, какую пользу человеку приносит берёза, как её используют в народной медицине;          

-дети могут объяснить правила поведения в лесу, правильного отношения человека к природе;

Вопросы

Маша

Настя

Катя

Даша

Ваня К.

Соня

Ваня Л.

Миша

Вика

1.Как называются чёрные точки на белом стволе берёзы?

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

С

В

С

В

С

В

Н

В

Н

С

С

В

С

В

Н

С

Н

С

2.Какие поделки из берёзы вы знаете?

С

В

С

В

С

В

Н

В

Н

С

С

В

С

В

Н

С

С

В

3.Какую пользу приносит человеку дерево берёза?

В

В

С

В

С

В

С

С

Н

С

С

С

С

С

Н

С

Н

С

На начало проекта:

В- высокий уровень знаний-11%

С- средний уровень знаний –67%

Н- низкий уровень (с помощью)-22%

На конец проекта:

В- высокий уровень знаний- 55%

С- средний уровень знаний –45%

Н- низкий уровень                   -0%

       Приложение 1

Беседа с детьми «В гости к Зайке»

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву берёзе.

Ход занятия.

Группа разделена на 2 части: на одной половине стоят стулья для детей, на другой стороне стоит домик, деревья, стульчик, а на нем сидит зайка. Возле домика зайки - береза. Дети сидят на стульях.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня на почту детского сада пришло какое-то необычное странное письмо (показывает большой конверт с большой печатью).

Воспитатель: Ребята, прочитаем его?

Дети: Да, прочитаем.

Воспитатель: (читает) «Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. Меня зовут Зайка. Возле моего дома растёт необычное дерево с белой и нежной корой, с красивыми тонкими ветвями. Дерево красиво в любое время года: зимой укрыто инеем и блестит на солнце, весной радует нежной зеленью, а осенью раскрашено яркими красками. Помогите мне, пожалуйста, разузнать, что за дерево выросло возле моего дома. Ваш Зайка.»

Воспитатель: Ну что же, ребята, поможем Зайке?

Дети: Да.

 (Воспитатель с детьми подходят к домику зайки, здороваются.)

Воспитатель: Показывай, зайка, что за чудо -дерево у тебя выросло, мы с ребятами пришли тебе помочь (зайка показывает березу)

Воспитатель: Так ведь это же береза, разве ты не знаешь? А вы ребята, догадались?

Дети: Да, это береза.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Потому что ствол белый  с чёрными точками.

Воспитатель: Правильно, береза - единственное дерево в мире с белой корой. А чтобы побольше узнать про это дерево, тебе, Зайка, нужно обратиться к ребятам. Они многое узнали о берёзе и с удовольствием расскажут тебе всё, что знают про это чудо -дерево. 

Воспитатель: Это дерево  является символом России. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен старины вошла в нашу жизнь березка.

Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. У всех берез необычная кора. Чем она не обычная?

Дети: Белая, с черными полосками

Воспитатель. Об этом сейчас расскажет Маша С.

Маша. Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берёстой. Берёста – это защитный слой дерева, она защищает берёзку от воды, от вредных воздействий. В белой коре есть черные черточки – отдушины. Они называются чечевички, через них береза дышит.

Воспитатель. А давайте и мы с вами побудем деревцами. Встаньте врассыпную, и повторяйте за мной.

Физ.минутка

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише (ручками до пола)
Деревцо все выше, выше (потянуться вверх)

Воспитатель: Да, где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям радость. Красоту берёз воспевали поэты. Сейчас тебе, Зайка, дети расскажут стихи о берёзке.

Дети рассказывают стихи

М. Мишакова (Настя)

Ветер в поле на рассвете
Модницу-берёзку встретил.
Ветер дунул на берёзку —
И испортил ей причёску!

И. Токмакова (Катя)

Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

 С.Есенин (Миша)

… Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы…

И.Наумов  (Даша)

У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти,
Почки в листья распусти.

 А.Тесленко (Вика)

Как у нашей у березки,
Очень славные сережки,
Как стройна, и как мила,
Это вновь весна пришла.

А.Кулагина (Маша)

Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Жёлтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.

Н.Субботина (Соня)

Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол ,густая крона
Рассылает всем поклоны.
Листья тихо шелестят,
Меж собою говорят.

Воспитатель. Многие художники на своих картинах  изображали  красавиц – берёзок.

Воспитатель. Как мы можем назвать березку?

 Ответы детей ( белоствольная, кудрявая, стройная, пушистая).

Воспитатель. Да, действительно, русский народ придумал много прекрасных слов о берёзах. А композиторы писали замечательные песни, прославляющие берёзы. Сейчас, Зайка, дети тебе споют русскую народную песню «Во поле берёзонька стояла».

Воспитатель. Ребята, березы будто светятся тихим ровным светом и освещают пространство вокруг. Мы с вами говорили о том, как  нужно относиться к берёзке и к лесу в целом, как нужно вести себя в лесу. Я надеюсь, что вы никогда не причините никакого вреда ни лесу, ни лесным жителям. Это мы пообещаем Зайке. А ты, Зайка, теперь знаешь всё о берёзке.

   

Приложение 2

Прогулка. Наблюдение за березой.

Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы лета, его признаки. Развивать логическое мышление.

Ход беседы: Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья? Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка? (Ствол белый.). Показать детям, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, отметить, что листья у берёзы зелёные.Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев зимой очень хрупкие.

Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

Игра на прогулке «Узнай дерево».

 Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» — они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее зелёные листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.

Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Отгадать загадку:

Висят на ветке

зелёные монетки. (летние листья.)

Трудовая деятельность: сбор опавших веточек на участке, уход за поломанными ветками.

Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.

Приложение 3

«Отгадай мою загадку»

В белом сарафане
Стала на поляне.
К ней слетелись птицы,
Сели на косицы.
(Берёза)

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Берёза)

Стройная красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
(Берёза)

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Берёза)

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)

Осенью листья, как слёзы,
На землю роняют ...
(Берёзы)

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёза)



Приложение 4

Пословицы и поговорки про берёзу

Берёза ума даёт (имеются ввиду берёзовые розги).
Берёзового сока на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Берёзой обогреешься, а не оденешься.
Берёза не угроза – где стоит, там и шумит.
Горбатую берёзу распаришь да поправишь, а дурного человека хоть парь, хоть май, все таким останется.
Для врага и берёза – угроза. 
И берёза наряжается.
Каковы берёзки, таковы и отростки.
Скрипучая старая берёза дольше иных молодых деревьев простоит.
Яблоко к подножию берёзы не падает.
Берёзовый веник в бане-всем господин.

Приложение 5

Стихотворения про берёзу

Берёзка

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме берёзы
Есть русская наша душа.
(Всеволод Рождественский)

Люблю берёзу русскую

Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся - но не ломится
(Александр Прокофьев)

Берёза

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
(Сергей Есенин)

Приложение 6

Физ.минутка

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише (ручками до пола)
Деревцо все выше, выше (потянуться вверх)    повторить 2-3 раза

Дыхательное упражнение

«Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу

(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу

(повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо

(голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх

(голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака

(опустить голову, подбородком коснуться груди,

спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками) повторить 2- 3 раза

Подвижная игра

«Найди листок, как на дереве»

 Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку; развивать наблюдательность.

 Ход игры: Воспитатель делит группу на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на берёзе, а потом найти такие же на земле. (Берёзовые листья рассыпаны по всему участку).  

Воспитатель: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около берёзы, листья которой они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по средствам мультимедийной презентации для детей старшего дошкольного возраста по теме «Люблю березку русскую»

Данная презентация создана с целью, использования мультимедийных ресурсов в образовательной области " Познания"...

Люблю березку русскую...

Систематизировать и уточнить представления о свойствах и качествах дерева,формировать умение передавать поэтический образ березы....

"Люблю березку русскую"

Задачи: 1.Закреплять имеющиеся у детей знания о природе и о традициях  русского народа.2.Учить применять полученные от общения с природой навыки в стихах, песнях, играх, хороводах.3.П...

Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе "Люблю березку русскую"

Мною представлен конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Люблю березку русскую" и презентация к нему....

Интегрированная НОД "Люблю березку русскую"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Работая с детьми по проекту, посвящённому 70 - летию Кузбасса, дети узнали многое о своём родном крае. Был конкурс чтецов стихов о Кузбассе. Дети изготовили сво...

конспект занятия "Люблю березку русскую!"

Фольклорно – экологический праздник с детьми старшей – подготовительной группы.Цель: Создание радостного весеннего настроения.Воспитание  бережного, заботливого отношения к природе....

Интегрированное занятие по экологии"Люблю березку русскую"

Интегрированное занятие по экологии в старшей группе. ...