Программа дополнительного образования кружка "Рукодельница"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая, подготовительная группа)

Тарло Екатерина Михайловна

Цель кружка : Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности. Расчитана на 4 года, Для маленьких детей рисование с помощью нетрадиционных техник, в средней группе использование разных материалов в том числе круп, ниток, семян и т.д., в старшем дошкольном возрасте знакомство с нитками, поделки из вязальных ниток и вышивание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 города Благовещенска»

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

По развитию мелкой моторики в продуктивных видах деятельности

у детей дошкольного возраста

«Рукодельница»

Автор-составитель:

Тарло Екатерина Михайловна

Педагог дополнительного образования

МАДОУ «ДС №14 г.Благовещенска»

Пояснительная записка

Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности предоставляет ему изобразительное творчество, которое  является одним из важнейших средств познания мира и развитие  эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

      Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами,  счетными палочками, мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.  И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится  ребенок,  управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с этим идёт развитие памяти, внимания, а также словарный запас. Поэтому,  именно в дошкольном возрасте,  нужно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия,  для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости через продуктивную деятельность.

Для педагога одной из важнейших задач становится выявление художественных способностей детей и грамотное их развитие. И решаться она должна с учётом возраста детей. Их психолого-физического уровня, условий воспитания  и,  безусловно,  выбора тем и способов работы. Развитие воображения в первую очередь зависит от наблюдательности ребёнка. Его умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное.

Существует множество приёмов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребёнок получит от таких занятий не только удовольствие. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.

Кроме того, рисование,  конструирование, лепка  развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание,  мелкую моторику рук, учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребёнка. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность.  Несформированные  графические  навыки и умения мешают  ребёнку выразить в  рисунке, поделке  задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей.

 Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу изобразительной деятельности  и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы в продуктивной деятельности.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, изготовления аппликаций, поделок из пластилина, их особенностями, многообразием материалов, используемых в продуктивной деятельности,   учатся на основе полученных знаний создавать свои произведения искусства. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.  

Кружок направлен на развитие мелкой моторики и художественно-творческих способностей  в продуктивных видах деятельности.

Цель:

Развитие у детей мелкой моторики рук  и  творческих способностей, через продуктивную деятельность.

                                                      Задачи:

  • сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
  • приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства;
  • развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения;
  • воспитание  усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи;
  • привитие интереса и любви к народному искусству;

                                 Основные принципы:

  • принцип доступности – обучение и воспитание ребёнка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей ео возрасту форме: игры, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности
  • принцип гуманности - предполагает индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребёнка;
  • принцип деятельности – развитие мелкой моторики  и творческих способностей осуществляется через различные виды детской деятельности;
  • принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении;
  • принцип системности -  решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОАУ, города и семьи;
  • принцип преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учёт разно-уровневого развития;

                                   Формы проведения:

  • специально организованная деятельность;
  • игровые упражнения;
  • рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  •  использование здоровьесберегающих технологий;

Методы и приёмы,  используемые на занятиях:

  • наглядные, словесные и практические методы;
  •  наблюдения с детьми;
  •  обследование предметов, игрушек, готовых образцов;
  • рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
  • объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
  • показ способов действия;
  • упражнения;
  • игровые приёмы;
  • совместный анализ, выполненной работы;
  • создание игровой ситуации;
  • использование движения руки, пальчиковая гимнастика;
  • сравнение двух техник;
  • проговаривание последовательности работы;

Используемые методы:

  • позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребёнка к письму;
  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов,  что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально-положительное отношение к самому процессу творчества;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;
  • побуждают детей к творческим поискам и решениям, учат работать с разнообразным материалом;

Структура занимательной деятельности

1. Вводная беседа, диалог (обозначение темы и цели занятия,)

2. Демонстрация  

3. Подбор художественных материалов

4. Пальчиковая гимнастика

5. Художественно-изобразительная деятельность.

6. Презентация работ.

Содержание работы по возрастам

Младшая группа – нетрадиционное рисование

  • изображать предметы округлой формы, предметы, состоящие из прямых линий и их пересечений;
  •  передавать характерный цвет некоторых предметов;
  • знать и называть материалы, которыми можно рисовать, уметь ими пользоваться ( гуашь, фломастеры, маркеры, восковые мелки, свечи, акварель);
  • знать основные цвета и их оттенки, широко их использовать;
  • украшать изделия различными способами;
  • создавать простейшую композицию из нескольких предметов;
  • составлять узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине, украшать, используя различные цветовые оттенки;

                             

Средняя группа – аппликация и лепка

  • составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей;
  • изображать предмет из отдельных частей;
  • вырезать разными приёмами,  обрывание, плетение, техника прикрепление их к основе: приклеивание;
  • знать основные цвета и их оттенки, владеть умением составлять гармоничные цветовые сочетания;
  • работать с трафаретами;
  • формировать навыки работы с пластилином, солёным тестом, побуждая интерес к лепке;
  • освоить разные способы приёмы работы с пластилином и слоёным тестом при изготовлении плоскостных, полуобъёмных поделок  – скатывание, надавливание, размазывание и создание с их помощью сюжетных картинок;

старшая и подготовительная группа - работа с тканью, нитками, бросовым и искусственным материалом

  • познакомить с разными способами и приёмами  работы с тканью, нитками, пуговицами и другим бросовым материалом;
  • знать правила техники безопасности  при работе с инструментами для вышивания;
  • знакомство с разными видами тканей; понятием «стежок», « шов»;
  • выработать умение разрезать ткань по выкройке, обклеивать тканью картонные детали, выполнять поделки с помощью иголки и ниток;
  • развивать способность сочетать цвета, работать  с формой, составлять композиции, комбинировать детали;

                     

                               Ожидаемый  результат:

                                           Младшая группа

  • самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  •  передавать  композицию, используя  технику нетрадиционного рисования;
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга;

Средняя группа

  • создавать на листе бумаги несложные композиции;
  • знать различные  способы и приёмы бумажной  пластики и оригами: свёртывание, скручивание; рваная бумага, мятая бумага, объёмная аппликация;
  • создавать аппликацию из полосок;
  • использовать навыки декоративного конструирования, придумывать свой узор;
  • самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина и слоёного теста
  •  поддерживать эмоциональный настрой в процессе изготовления поделок;
  • самостоятельно  выбирать художественный материал для создания выразительного образа;
  • повышать уровень творческих способностей;
  • развитие самоконтроля;

старшая  и  подготовительная группа

  • овладение элементарными трудовыми умениями при работе с тканью, нитками  и простейшими инструментами;
  • разрезать ткань по намеченным меткам;
  • делать бахрому на салфетке;
  • закреплять ткань на пяльцах;
  • вышивать разными видами шва: «вперёд иголка», «шов через край», «двойной шов» и т.д.;
  • использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи
  • экономно расходовать материал, бережно относиться к инструментам, поддерживать порядок на рабочем месте;

Программа кружка «Рукодельница» составлена в соответствии с требованиями ФГОС и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы » /Под ред. Н. Вераксы,

Программа составлена по возрастным группам и  рассчитана на четыре  года обучения. Она охватывает детей младшей группы от3 до 4 лет, средней группы – от 4 до 5 лет, старшей группы – от 5 до 6 лет, подготовительной к школе группы – от 6 до 7 лет.      

Периодичность занимательной деятельности – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность: младшая группа – 15 мин., средняя группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занимательная деятельность кружка начинается с октября, и заканчиваются в мае.  

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты диагностики отражаются в таблице.

Календарно – тематическое планирование кружка «Рукодельница » на 2014 – 2018 гг

младшая группа  «В стране красок» - нетрадиционное рисование

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Октябрь

1.      

Знакомство  

с чудо - помощниками

Познакомить детей с основными инструментами художника ( карандаш, кисточка, ватные палочки, краски, пластилин, воск, песок, вода)

2.  

Веточка винограда

отпечатка листьев, рисование пальчиками

Показать приёмы использование листьев в рисовании. Развивать мелкую моторику кистей рук.

3.

Весёлые мухоморы

рисование ватными палочками

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

4.

Холодный дождь

рисование пластилином

Продолжать знакомство с новой техникой в рисовании. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина и наносить равномерно на всю поверхность.

Ноябрь

1.

Рыбки в аквариуме

рисование ладошкой

Познакомить детей с техникой печатания ладошками. Учить,  быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки.

2.

Кактус

рисование пластилином

Продолжать знакомить детей с техникой используемой пластилин. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина и наносить равномерно на всю поверхность бумаги.

3.

Осеннее дерево

тычок полусухой жёсткой кистью, пальчики

Познакомить с новой изобразительной техникой рисования. Показать приёмы получения листьев с помощью жёсткой кисти и пальцев.

4.

Ёжик

оттиск мятой бумагой

Знакомство с новой техникой в рисовании. Учить делать оттиск мятой бумагой.

Декабрь

1.

Лепим снеговика

скатывание бумаги  или салфетки

Учить мять салфетку  в руках, затем  скатывать из неё шарики. После этого бумажный комочек опускать в клей и приклеивать на основу.

2.

Зимний лес

оттиск поролоном

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить оттиск поролоном

3.

В гости ёлочка пришла, снега на ветках принесла

рисование пальчиками, ватными палочками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности рисунка.

4.

Домик в деревне

оттиск пенопластом

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой в рисовании. Учить приживать пенопласт к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу

Январь

1.

Зайка беленький сидит

тычок жёсткой полусухой кистью

Учить детей имитировать шерсть животного. Учить наносить рисунок  по всей поверхности шаблона.

2.

Маленькой ёлочке холодно зимой…

оттиск поролоном

Учить наносить оттиск поролоном. Развивать мелкую моторику и эстетический вкус

Февраль

1.

Рукавички для куклы Тани

рисование пальчиками и ватными палочками

Закрепить умение рисовать пальчиками и ватными палочками. Воспитывать аккуратность.

2.

Снег кружится, летает и не тает

рисование свечой и акварелью

Знакомство с новой изобразительной техникой в рисовании. Учить рисовать свечой на бумаге, затем закрашивать лист акварелью в один цвет.

3.

Кораблик в море

восковые мелки, акварель

Закреплять умение рисовать восковыми или масляными мелками. Затем тонировать лист бумаги по нарисованному (море). Развивать чувство цвета. Воспитывать аккуратность в работе и желание сделать приятное для родных людей.

4.

Рисуем что хотим

разные

Закрепить уже знакомые изобразительные техники в рисовании. Учить применять по желанию, используя фантазию и воображение

Март

1.

Веточка мимозы

скатывание бумаги, оттиск

Закрепить умение мять бумагу в руках, затем скатывать из неё шарик. Затем комочек опускается в краску и отпечатывается. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук

2.

Чайник для мамы

оттиск пробкой, рисование пальчиками  и ватными палочками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок  на поверхность шаблона

3.

Сказка «Маша и медведь»

тычок жёсткой полусухой кистью

Закрепить умение имитировать шерсть животного. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Воспитывать желание делать пособия для театров

4.

Солнышко блестит

рисование ладошками

Учить быстро наносить краску на ладошку, а затем га лист бумаги. Закрепить умение рисования ладошкой

Апрель

1.

Космос

рисование по мокрому листу

Познакомить детей с новой техникой рисования – рисование по мокрому фону. Учить смешивать различные краски на мокрой бумаге (синюю, голубую, фиолетовую, чёрную).

2.

Подснежники

рисование  тычками

Расширять представления  об окружающем мире. Учить рисовать создавая форму цветка.

3.

Два весёлых гуся

 ладошка, ватными палочками, кисть

Продолжать знакомить детей со способами изображения животных. Развивать композиционные навыки.

4.

Божьи коровки

рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе.

Май

1.

Салют Победы

кляксография, раздувание краски

Познакомить детей с новой техникой раздувание краски. Учить детей наносить каплю и при помощи трубочки дуть разнося краску в разные стороны для получения салюта.

2.

Одуванчики

рисование пальчиками, тычком и полусухой кистью, печать поролоном

Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зелёного, жёлтого). Воспитывать бережное отношение к природе

3.

Сиреневый букет

скатывание салфеток,

Упражнять в скатывании  шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.

4.

Поле цветов

печатание печатками из картофеля (в форме цветка)

Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок в центре листа, дополнять рисунок стебельками, листиками, травкой вокруг.  Закрепить приём примакивания. Развивать чувство  композиции.

Оборудование:  

мольберт, карандаши цветные, графический карандаш, фломастер, восковые мелки, гуашь, акварельные краски, кисточки, свечи, поролоновые тампоны, зубная щетка, зубная паста, расческа с крупными и мелкими зубцами, клей карандаш, баночка-непроливайка, салфетка для кисточки, подставка для кисточки, салфетка х\б для рук, веревочка, копировальная бумага.

Диагностика изобразительной деятельности на выявление уровня технических навыков, умений, изобразительных способностей  и  освоение техник  в младшей группе Г.А.Урунтаевой

н\п

Ф.И.

Ребёнка

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности

(цвет, форма,

композиция и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

   Отношение к

рисованию

Речь в процессе

рисования

Итог

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

                                                       Нетрадиционные художественные техники:

  • Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
  • Рисование ладошкойребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
  • Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
  • Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
  • Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
  • Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку);
  • Рисование свечой или восковыми мелками -  переведение – под тонкий альбомный лист положите нарисованный контурный рисунок. Сверху обведите по контуру свечой, затем нанесите краску; трение – под тонкую бумагу положите, какой либо четко выраженный рельефный рисунок, верхний лист бумаги натрите свечой и нанесите краску;
  • Рисование по сырому - намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.

      Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.

Критерии на выявление уровня технических навыков, умений, освоение  техник и  изобразительных  способностей в младшей группе

Оценка 1 (низкий уровень) – ставится тем, кто плохо понимает инструкцию, повторить показанные приёмы самостоятельно затрудняется. Изобразительные навыки и умения с использованием нетрадиционных технологий требуют дальнейшего закрепления. В работе почти не проявляет самостоятельности, затрудняется. Плохо развито умение ориентироваться, мелкая и общая моторика. Творчество проявляет редко.  

Оценка 2 (средний уровень) – ставится тем, кто охотно интересуется новыми способами изображения предметов и явлений окружающего мира. Инструкцию воспитателя в основном понимает, но для большей ясности требуется дополнительный повтор, уточнение, показ способов изображения, так как ребёнок не совсем уверенно владеет ориентацией в пространстве и инициативу проявляет не часто. Пытается применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

Оценка 3 (высокий уровень) – ставится тем детям, которые заинтересованы в усвоении новых способов изображения и хочет научиться им. Внимательно слушает взрослого и по необходимости переспрашивает с целью уяснить непонятные ему детали  данной техники изображения. В силу хорошо развитой мелкой мускулатуры пальцев рук, изображения получаются достаточно удачно. Самостоятельно подбирает цветовое решение своей работы,  если занятие имеет соответствующие задачи. Ребёнок применяет полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

Средняя группа  «Умелые ручки» -  работа с бумагой, пластилином, солёным тестом  и другим бросовым материалом

№ п/п

Тема занятия

Вид деятельности

Программное содержание

Октябрь

1.

           Грибок

     аппликация

Учить детей составлять грибок из готовых форм, аккуратно намазывать клеем, приклеивать на картон

2.

Яблочко

мозаичная аппликация

Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними. Развивать координацию движений

3.

Листик

мозаичная аппликация

Продолжать учить приклеивать маленькие квадратики, соблюдая расстояние. Воспитывать аккуратность в работе

4.

Листопад

аппликация из сухих листьев

Учить наклеивать сухие листья на лист бумаги. Совершенствовать навыки в работе с клеем и кистью.

Ноябрь

1.

Морковка для зайки

аппликация из ниток

Учить детей  работать с пряжей или нитками. Закрепить умение самостоятельно намазывать готовую форму и наносить на неё нитки, заполняя весь предмет. Воспитывать трудолюбие.

2.

Деревья

Коллективная работа

обрывная аппликация

Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной, жёлтой, и красной бумаги – обрывать края бумаги закруглённой формы. Изображая листья.

3.

Яблочный сад

аппликация из салфеток

Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги. Учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (яблочки). Развивать воображение.

4.

Узор на тарелке

аппликация из семян тыквы

Учить детей наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие. Видеть красоту

Декабрь

1.

Ёжик

лепка с семенами подсолнечника

Учить лепить детей животного, используя для характерных особенностей  внешнего вида семена подсолнечника. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать трудолюбие в кропотливой работе.

2.

       Черепашки

аппликация из крупы

Учить равномерно распределять различные виды крупы по форме черепашки. Развивать аккуратность, чёткость.

3.

Звёздочки  и шарики для ёлочки

лепка

из

солёного теста

Познакомить детей с новым материалом – солёное тесто. Учить лепить по трафарету из солёного теста звёздочки и шарики для новогодней елочки. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

4.

Звёздочки и шарики для новогодней ёлочки

роспись готового изделия

Учить детей  расписывать готовое изделие из теста гуашью, по желанию ребёнка. Покрывать лаком с помощью взрослого. Развивать творчество и фантазию. Воспитывать желание приносить людям радость украшая предметы праздника.

Январь

1.

Маленькой ёлочке холодно зимой

аппликация из ваты

Познакомить детей с новым материалом – ватой. Учить скатывать из ваты шарики и приклеивать на основу. Воспитывать желание трудиться и видеть результат своего труда

2.

Волшебные снежинки

лепка из солёного теста, с  использованием бисера

Учить детей изготавливать снежинку – катать тонкие жгутики, пересекающихся в центре. Развивать мелкую моторику рук и фантазию в украшении снежинок бисером

3.

Зайчик

аппликация из ваты

Учить,  на бархатной бумаге изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги. Воспитывать бережное отношение к животному миру.

4.

Ёлочка

мазайка из пластилина

Учить детей отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки и катать шарики. Развивать умения и навыки в катании форм, располагать правильно на предмете.

Февраль

1.

Валентинки

поделка из салфеток

Продолжать учить детей катать шарики из разноцветных салфеток. Развивать умение аккуратно пользоваться клеем и салфеткой для аппликации. Воспитывать желание делать приятное для родных

2.

Снегири

аппликация из круп, покрытых гуашью

Учить,  равномерно распределять различные виды круп по форме, намазанной пластилином или клеем. Развивать аккуратность и точность выполнения движений.

3.

Море волнуется

объёмная аппликация

Продолжать учить детей работать с бумагой – вырезать полоски и накручивать на карандаш, получая волны.  Совершенствовать навыки в работе с ножницами и клеем. Воспитывать  аккуратность в работе.

4.

Открытка ко дню защитников  Отечества

аппликация

из макарон

Познакомить детей с новым видом работы, используя макаронные изделия.  Дать возможность детям проявить фантазию и воображение.

Март

1.

Рамочка для фотографий

разный материал

Учить детей оформлять форму рамочки бисером, пайетками и другими декоративными предметами. Развивать мелкую моторику кистей рук. Проявить фантазию, воображение и изобретательность

2.

Цветы для любимой мамочки

объёмная аппликация

Продолжать знакомить детей с технологией работы с бумагой. Показать что бумагу можно приклеивать не полностью а часть, создавая объёмность. Воспитывать видение красоты в букете цветов и желание доставить приятное маме.

3-4

Дельфин в море

аппликация из резаных ниток и рисование акварелью

Продолжить знакомство с   техникой выполнения аппликации из ниток. Учить, равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками.

Апрель

1.

Цыплёнок

аппликация из крупы

Продолжать учить детей приклеивать  крупу на готовый силуэт. Совершенствовать умения и навыки в придумывании сюжета (червячка делаем из гречки, травку из гороха)

2.

Ракеты и кометы

аппликация из цветной и гофрированной бумаги

Побудить интерес  детей к событиям, происходящим в мире – полёт космонавта в космос. Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на 3 треугольника (большой треугольник – нос ракеты, два маленьких - крылья). Воспитывать желание интересоваться окружающим миром.

3.

Пасхальные яйца

поделка из солёного теста

Продолжить знакомство с работой из слоёного теста. Учить катать тесто между ладошками, придавая форму яйца. Развивать умение украшать форму по желанию ребёнка, используя бисер, цветную бумагу или гуашь.

4.

Рыбка

аппликация из ткани

Познакомить детей с новым материалом, используемым в работе – ткань. Учить работать аккуратно, не мешая товарищам.

Май

1.

Декоративный узор на круге

поделка из семян тыквы, арбуза и семечек

Учить задумывать содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приёмы лепки. Развивать фантазию, творчество

2.

  3.

Салют праздничный

Цветущая груша

аппликация из полосок цветной бумаги

объёмная аппликация

Совершенствовать навыки детей в работе с цветной бумагой. Закрепит умение в работе с ножницами и клеем. Воспитывать гордость за страну, в которой празднуют день Победы

Продолжать развивать навыки в работе с цветной бумагой и ножницами. Использовать в своей работе  нетрадиционные изобразительные технологии рисования.

4.

Пирожки,  да булочки

солёное тесто

Побудить детей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет». Развивать мелкую моторику кистей рук. Дать возможность детям видеть результат своего труда в игровой деятельности.

Оборудование :

цветная бумага, клей ПВА, ножницы, семена тыквы, арбуза, подсолнечника, крупы (гречка, рис, пшено), макаронные изделия, лист А4, тесто солёное, стеки, гуашь, гофрированная бумага, бисер, ватные палочки

Старшая группа  «Чудо - нитки» -  аппликации из ниток, ваты, бумаги  и природного материала

№п\п

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

Октябрь

1.

Корзина с цветами

работа с бумагой

Закрепить умение детей мастерить разнообразные цветы в технике отрывной мягкой бумаги. Развивать творческие способности

2.

Бабочка

оригами

Учить детей, путём складывания бумаги, изготовлять простые игрушки. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.

Осеннее дерево

отрывная аппликация

Учить детей, из кусочков отрывной бумаги, салфеток, создавать композицию – дерево. Совершенствовать навыки работы с бумагой. Воспитывать усидчивость.

4.

Ваза с цветами

флористика

Познакомить детей с новым понятием – флористика, рассмотреть альбом. Заинтересовать детей изготовлением аппликации из растений.

Ноябрь

1.

Листок с божьей коровкой

солёное тесто

Вызвать интерес у детей  к солёному тесту, как к художественному материалу. Продолжать знакомство  со свойствами теста (мягкое, можно отрывать кусочки от большого и соединять в целое, раскатывать и т.д.)

2-3

Карандашница

солёное тесто и шпагат

Учить детей использовать в работе новый материал – шпагат.  Закрепить умение обмазывать жестяную баночку тестом, и поверх наматывать шпагат. Совершенствовать умения в работе с гуашью.

4.

Черепашка

аппликация с использованием чайной заварки

Познакомить детей с новым видом ручного труда. Учить,  аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы и засыпать этот участок заваркой.

Декабрь

1.

Знакомство с нитью

знакомство

Познакомить детей с новым материалом нитки. Дать понятия, что нитки бывают разные по текстуре, мягкости, цвету.  Расширять знания детей об окружающем мире, о важности ниток в повседневной жизни людей.

2.

Создание альбома «Чудо-нитки»

Побудить детей к созданию альбома  образцы ниток. Дать детям почувствовать себя созидателями чего- то нового. Воспитывать интерес к швейной фурнитуре.

3-4

Ёлочка - зелёная, снегом запорошена

аппликация из ниток

Продолжать учить детей использовать в работе нитки. Закрепить умение разрезать нить, и выкладывать рисунок – ёлочку. Воспитывать трудовые навыки и умения, и доводить начатое дело до конца

Январь

1.

Снежинка

аппликация из ниток

Продолжать учить детей делать аппликацию из ниток. Закрепить умение рисовать снежинку, намазывать контур и прикладывая нитки получить готовый продукт своего труда.

2.

Снеговик

аппликация из ниток

Продолжать учить детей делать аппликацию из ниток. Закрепить умение рисовать снеговика, намазывать контур и накручивать нитки, дополняя изделие предметами оживителями из цветной бумаги и пуговиц.

3.

Снегирь  на ветке

аппликация из ниток

Учить обводить трафарет, дорисовывать картину, наносить клей из пузырька, мелко порезать нить и наносить её на поверхность намазанную клеем. Развивать маленькую моторику, внимание, память, мышление, визуально двигательную координацию. Содействовать формированию художественно-эстетического вкуса, аккуратности и умению доводить начатое дело до конца.

Февраль

1-2

Наши меньшие

 друзья - зверята

работа с шаблонами и аппликация из ниток

Продолжать учить детей  подготавливать заготовку для работы - вырезать шаблон и мелко нарезанные нитки разных цветов. Закрепить навыки в работе с ножницами. Развивать творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к познанию образа жизни животных и бережное к ним отношение.

3.

По морям, по волнам

комкование салфеток

Вспомнить приёмы работы с комкованием салфеток. Побудить детей к изготовлению подарка для папы. Закрепить навыки аккуратной работы склеем. Воспитывать желание сделать приятное для родных людей.

4.

Яблочко наливное

аппликация из ниток

Продолжать учить детей работать с шаблоном. Совершенствовать навыки в мелком разрезании ниток и наклеивании по рисунку. Закрепить технику безопасности работы с ножницами.

Март

1.

Цветы для мамочки

работа  с пуговицами

Познакомить детей с материалом для ручного труда – пуговицами. Воспитывать желание сделать подарок маме своими руками. Проявить фантазию и выдумку.

2.

Радуга

аппликация из ниток

Закрепить умение работать с нитками. Совершенствовать навыки наклеивать на поверхность в определённой поверхности.

3.

Весеннее солнышко

Учить выполнять солнышко из шерстяных ниток. Закрепить навык отмерять нитки нужной длины. Воспитывать трудовые умения.

4.

Морковка для зайки

работа с нитками

Учить детей делать конус из бумаги и на намазанную поверхность наматывать нитки, получая  готовый предмет

Апрель

1-2

К нам летят ласточки

работа с ватой

Учить детей применять в работе вату. Закрепить умение обводить шаблон ласточки и вырезать. Помочь детям в оформлении работы

3-4

Утята

аппликация из резаных ниток

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом

Май

1.

Синее, синее море

крученные нитки

Познакомить детей с закрученными нитками. Показать способы изготовления панно. Закрепить навыки работы с нитками и клеем. Воспитывать желание видеть результат своего труда.

2.

Лебедь белая плывёт

резаные нитки

Продолжать учить детей пользоваться резаными нитками и обклеивать ими шаблон. Развивать  творческие способности и фантазию.

3.

Одуванчики

резаные и крученые нитки

Учить  детей сочетать в работе разные виды наложения нитей на рисунок. Закрепить навыки приклеивания нити на линию. Воспитывать аккуратность.

4.

Поделки по желанию

разный материал

Дать детям возможность проявить фантазию, изобретательность в выборе изготовления поделок из разного материала.

Оборудование:

  Нитки  мулине,  шерстяные, «ирис», синтетические, швейные,  клей ПВА, картон, ножницы, пуговицы, вата,  карандаши цветные и простые, бумага цветная тонированная, засушенные цветы, листья, солёное тесто,  шпагат, чайная заварка.

Подготовительная групп    «Волшебная иголочка» - работа с тканью и вышивание

№ п/п

Тема

Материал

Программное содержание

Октябрь

1.

Знакомство с разными видами тканей

ткани разной текстуры

Познакомить детей с тканями, продемонстрировать их разнообразие по качеству и расцветке. Рассказать об использовании ткани в жизни человека. Привлечь детей к составлению коллекции тканей.

2.

Весёлые лоскутики

аппликация из ткани, кусочки разных тканей, клей, кисти, ножницы, трафарет

Объяснить детям, что аппликацию можно делать не только из бумаги, но и из ткани. Учить детей наносить контур  на ткань с помощью трафарета, аккуратно наклеивать детали на основу. Воспитывать желание доводить начатое до конца.

3.

Салфетка

лоскуток однотонной  ткани  20*20 см

Учить детей обрабатывать край салфетки, постепенно выдёргивая нити, не стягивая ткань. Упражнять детей в наклеивании на ткань аппликацию.

4.

Подарки Марьи-искусницы

изделия с разными вышивками, альбом русского костюма

Вызвать интерес не только к вышивке,  которой украшают самые разные изделия, но и желание ребёнка самому научиться вышивать. Рассмотреть разные вышивки на изделиях, отметить характерные особенности каждой.

Ноябрь

1.

Путешествие с умелой волшебной Иголочкой

нитки, иголки с большим ушком, пяльцы, картонка с дырочками, ткань

Познакомить детей с инструментами для шитья, выучить правила пользования ими. Научить детей измерять нитку и вдевать её в иголку, завязывать узелок. Воспитывать аккуратное обращение с инструментами для шитья.

2.

Домик для иголочки

картон, мягкая ткань, синтепон, клей, ножницы

Учить детей изготавливать игольницу, используя картон и мягкую ткань. Закрепить приёмы работы с клеем, ножницами. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

3.

Секреты пуговицы

пуговицы, нитки в тон пуговицам,  иголка, ножницы, готовое изделие - цветок

Учить детей пришивать пуговицу с разным количеством отверстий различными способами: параллельно, крестом на цветке, вырезанном из ткани. Уметь подбирать нитки в тон пуговицы. Воспитывать аккуратность

4.

Волшебные пуговицы

коллективная работа

лоскуток 15*15, пуговицы разной величины и цвета, нитки, ножницы, иголка с большим ушком

Закрепить умение пришивать пуговицы различными способами, украшая ими салфетку. Учить составлять сюжет, сочетать пуговицы по цвету и величине. Воспитывать желание доводить начатое  дело до конца

Декабрь

1.

В стране различных швов

нитки, иголки с большим ушком, картон

Продолжать детей учить вдевать нитку в иголку, делать узелок и закреплять нить на ткани. Познакомить с техникой выполнения шва: «вперёд иголка».  Учить делать стежки на картоне по намеченным точкам ровно, одинаковой длины. Воспитывать аккуратность, терпение, развивать глазомер и мелкую моторику рук.

2.

Поможем ёжику перебраться через ручей

три  полоски картона с разметкой стежков шва «Вперёд иголка», изображение ёжика , перебирающего через ручей, нитки мулине, ножницы, фломастеры, пяльцы

Познакомить детей с понятием «стежок», «шов». Учить работать со схемой выполнения шва на картонной модели.

3-4

Салфетка

лоскуток ткани 20*20 см с полотняным переплетением нитей, с разметкой узора для вышивки, заправленный в пяльцы, нитки мулине 2 цвета, игольница с иглами, образцы вышитых салфеток

Учить детей вышивать на салфетке узор, состоящий из трёх параллельных прямых линий, на двух сторонах салфетки швом «Вперёд иголка». Закрепить умение детей оформлять края салфетки бахромой, что сделает изделие более нарядным и завершённым

Январь

1.

Нарядные рукавички

цветной картон, шерстяные нитки разного цвета

Упражнять в работе с нитками. Учить вдевать нить в отверстие, закрепляя её на картоне. Украшать изделие по желанию.

2-3

Новогодний сапожок

образец сапожка, схема вышивки, лоскуток из цветной однотонной ситцевой ткани с разметкой сапожка и вышивки на одной из его сторон, нитки мулине, блёстки, ленточка

Расширять знания детей о новогоднем празднике. Упражнять детей не только в вышивании, но и сшивании деталей швом «Вперёд иголка». Учить детей использовать в вышивке блёстки и другие детали для украшения.

Февраль

1.

Игольница  «Цветок»

лоскуток ткани с разметкой узора, пяльцы, картонная основа в форме цветка, нитки мулине, иглы, ножницы

Учить детей изготавливать игольницу, упражнять в вышивании узора по контурной линии изображения швом «Вперёд иголка». Расширять свои знания в возможности использования вышивки для украшения самых различных изделий.

2, 3,4

«Лодочка с парусом»

подарок папе

лоскуток для образцов швов «перевив», лоскуток белой или серой ткани 15*17 см, шаблон изображения лодочки с парусом, нитки мулине, пяльцы, иголки, ножницы

Знакомство детей с новым швом «перевив» и упражнять в вышивании швом «Вперёд иголка». Развивать чувство композиционного построения изображения.

Март

1

Сувенир маме

образцы швов, картонные кружки  с рисунком контурного изображения предметов (цветы), с разметкой стежков сделанной шилом, крышка от майонеза, иголка, ножницы, нитки мулине

Продолжать знакомство с новым швом «Вперёд иголка в два приёма». Упражнять работать со схемой, которая поможет в усвоении техники выполнения шва.

2-3

Закладка для книг

лоскуток для образцов швов, схема выполнения шва «перевив», иглы, нитки мулине, пяльцы

Продолжать знакомить детей со швом «перевив» и продолжать упражнять в вышивании швом «Вперёд иголка»

4.

Крестик

куколка, изделия вышитые швами простейшими и крестиком, схемы и полоски из картона с разметкой для выполнения ряда горизонтальных крестиков, лоскуток ткани, нитки. ножницы

Познакомить детей с изделиями, узор на которых вышит крестиком. Знакомство с техникой выполнения шва «крестик» и изделиями, вышитыми этим швом.

Апрель

1-2

Прихватка

лоскуток однотонной ткан с полотняным переплетением 10*10 см с разметкой узора для вышивки в виде полосок, лоскуток более плотной несыпучей ткани 12*12 для основы, тесёмочка 8см для петельки.

Знакомство детей с выполнением вертикального ряда крестиков. Упражнять в вышивании  вертикально и горизонтально ряда крестиков. Формировать у детей самостоятельность и интерес к этому виду творчества

3-4

Мешочек для всякой всячины

лоскуток однотонной ткани  с полотняным переплетением 34*14 см с нанесённой карандашом разметкой для вышивки в виде трёх полосок, разделённые на квадраты, мулиные нитки, тесёмка 20см.

Упражнять  детей в вышивании горизонтального ряда крестиков, оформление края мешочка бахромой, сшивание изделия швом «Вперёд иголка в два приёма ». Закрепить приём пришивания пуговиц.

Май

1-2

Косыночка для куклы

лоскуток однотонный треугольной формы с разметкой узора, нитки мулине, разного цвета.

Продолжать упражнять детей в вышивании узора «Звёздочка» и «Вперёд иголка». Учить детей подбирать нитки по желанию

3-4

Вышивка лентами

Изделия, украшенные вышивкой лентами, картонные заготовки 6*15 с дырочками  по краю, узкие цветные ленточки длиной 50 см.

Познакомить детей с новым видом швов – вышивка ленточками. Показать изделия, выполненные в этой технике, разнообразием ленточек, которые могут быть использованы в вышивке. Учить вдевать ленту в иголку и закреплять её в начале работы

Оборудование:

  1. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.(на каждого ребенка).
  2. Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные).
  3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
  4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
  5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).
  6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
  7. Кусочки трикотажного полотна разных размеров.
  8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.
  9. Калька (на каждого ребенка).
  10. Копировальная бумага (на каждого ребенка).

Дидактические материалы.

  1. Подборка готовых вышивок.
  2. Образцы рисунков для вышивания.
  3. Пооперационные карты.
  4. Иллюстрации вышивок в различной технике.

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность детей средней, старшей и подготовительной группы

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Критерии развития мелкой моторики движений руки и пальцев

Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений руки

Владеет навыками и умениями работы с инструментами (карандаш, ножницы, кисть, стека)

Развита координация обеих рук, координация действий руки и глаза. Зрительный контроль

Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы

Критерии качества освоения ребёнком продуктивной деятельности

Имеет представление о материале, из которого сделана поделка

Владеет приёмами работы с различными материалами

Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы

Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу

 Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции    

Освоение

изобразительными

техниками

Аппликация (комкование)    

Вырезание из бумаги

Пластилинография

Тестопластика

Работа с макаронами и крупами

Природный материал

Работа с нитками

Работа с иголкой

Работа с тканью

Вышивание на ткани

Низкий уровень: мелкая моторика развита плохо, не проявляет особого интереса и желания работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями – 1-10 баллов;

Средний уровень:  мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо, проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и художественными навыками и умениями -11-17;

Высокий уровень: мелкая моторик развита хорошо и соответствует возрастной норме, испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, проявляет самостоятельность, инициативу и творчество- 18-19 баллов;


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования кружка соременного танца "Радуга" возраст (5-7 лет)

Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония отражают окружающую нас действительность- природу. мир человеческих чувств, историю,будущее  человечества.              ...

Программа дополнительного образования кружка "Школа мяча"

Программа  дополнительного образования создана с целью гармоничного развития личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом. Программа состоит из тематического...

Программа дополнительного образования кружка «Познаем себя»

Направленность данной программы предполагает накопление естественно - научных знаний о строении человека и заботе о своем организме.Программа рассчитана на старший дошкольный возраст....

Программа дополнительного образования кружка по театрализованной деятельности для детей младшей группы «Теремок»

ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»    Программа дополнительногообразованиякружка по театрализованной дея...

Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки" в старшей группе.

Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки"расчитана на 1 год.Возраст детей 5-7 лет.Направлена развить эстетический вкус,конструкторские навыки и умения....

Рабочая программа дополнительного образования кружка "Крепыш" ЛФК для детей от 4 до 6 лет

Прграмма по доп. образованию расчитана на 2 года для детей среднего и старшего дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования кружка "Маленькие волшебники"

Программа дополнительного образования кружка "Маленькие волшебники" по курсу художественно - декоративного творчества. Рассчитана на детей 5-6 лет. Срок реализации 1 год....