Программа " Красивое рядом"
рабочая программа по аппликации, лепке

Лодыгина Любовь Михайловна

 

                            

Программа

 «Красивое рядом»

 

 

 

 

 

Составитель: Лодыгина Любовь Михайловна

 

 

                                                              

 

 

г. Юрьев-Польский 2019 г.

 

 

                               Содержание программы

 

 

1.Постановка проблемы (актуальность)……………………………………………….1

2.Цели  и задачи…………………………………………………………………………………2

3.Принципы реализации программы…………………………………………………..3

4.Целевая группа…………………………………………………………………………………5

5.Ожидаемые результаты……………………………………………………………………..6

6.Система программных мероприятий…………………………………………………9

7.Оценка эффективности реализации программы………………………………15

8.Критерии оценки эффективности программы………………………………….22

9.Список литературы…………………………………………………………………………23

10Приложение………………………………………………………………………25

 

 

 

Краткая аннотация программы.

 

Программа основана на комплексном и системном использовании методов и приемов, направленных на развитие детского творчества, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать себя как личность.

 

Актуальность  и постановка проблемы.

 

Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики в современном мире. Наиболее эффективное средство для этого художественно-эстетическое развитие ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства. Художественно -творческая деятельности отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх обеспечивает положительно-эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в работу с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, занятия по художественно - эстетическому развитию.

 

 

Цели:

              

  • Развитие эмоциональной сферы депривированных детей;
  • Обучение детей различным способам и формам изобразительной деятельности;
  • Развитие у детей коммуникативных навыков и умений;
  • Развитие творческих способностей.

 

Задачи:

  • Формировать у детей способность чувствовать и понимать , воспринимать выразительность в предметах искусства;
  • Развивать речь, словарный запас;
  • Воспитывать готовность участвовать в художественном ручном труде, способность осуществлять свои замыслы;
  • Развивать зрительного восприятия, художественного вкуса

 

Срок реализации:     1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_krasivoe_ryadom.docx259.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУСО ВО «Юрьев-Польский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ул. Павших борцов д.6

Телефон (49246-3-30-76).

«Утверждаю»

Директор ГКУСО ВО «СРЦН» 11

_____________М.Ю. Краев

                             

Программа

 «Красивое рядом»

D:\Диск Д\Реаб. центр\ф\Фото-0179.jpg

Составитель: Лодыгина Любовь Михайловна

                                                               

г. Юрьев-Польский 2019 г.

                               Содержание программы

1.Постановка проблемы (актуальность)……………………………………………….1

2.Цели  и задачи…………………………………………………………………………………2

3.Принципы реализации программы…………………………………………………..3

4.Целевая группа…………………………………………………………………………………5

5.Ожидаемые результаты……………………………………………………………………..6

6.Система программных мероприятий…………………………………………………9

7.Оценка эффективности реализации программы………………………………15

8.Критерии оценки эффективности программы………………………………….22

9.Список литературы…………………………………………………………………………23

10Приложение………………………………………………………………………25

Краткая аннотация программы.

Программа основана на комплексном и системном использовании методов и приемов, направленных на развитие детского творчества, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать себя как личность.

Актуальность  и постановка проблемы.

Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики в современном мире. Наиболее эффективное средство для этого художественно-эстетическое развитие ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства. Художественно -творческая деятельности отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх обеспечивает положительно-эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в работу с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, занятия по художественно - эстетическому развитию.

Цели:

        

  • Развитие эмоциональной сферы депривированных детей;
  • Обучение детей различным способам и формам изобразительной деятельности;
  • Развитие у детей коммуникативных навыков и умений;
  • Развитие творческих способностей.

Задачи:

  • Формировать у детей способность чувствовать и понимать , воспринимать выразительность в предметах искусства;
  • Развивать речь, словарный запас;
  • Воспитывать готовность участвовать в художественном ручном труде, способность осуществлять свои замыслы;
  • Развивать зрительного восприятия, художественного вкуса

Срок реализации:     1 год

Принципы реализации программы:

  • Приоритет интересов ребенка и его благополучие.
  • Возвышение личности воспитанника в глазах его самого и окружающих.
  • Опора на позитивные начала в духовном развитии детей.
  • Гуманизация отношений и общения детьми и сотрудниками.
  • Комплексный подход реабилитационной работе с воспитанниками учреждения.
  •  Принцип гуманности.
  • Принцип природосообразительности.
  • Принцип всестороннего и целостного изучения ребенка.

Содержание программы и пути ее реализации.

Деятельность, направления на реализацию программы будет подразделяться на следующие компоненты:

- рассматривание картин, иллюстраций, репродукций;

- аппликация, конструирование, художественный труд;

- декоративная лепка и связь её с народным творчеством;

- творчество;

- декоративное рисование ( знакомство с народными промыслами).

 

 

Реализация программы предполагает интегрированный подход в реабилитации и развитии.

Формы работы

     

  • Беседы,
  • Наблюдения,
  • Опыты,
  • Импровизация,
  • Экскурсии,
  • Чтение литературы,
  • Изобразительные средства,
  • Музыкальные средства,
  • Поделки, аппликации,
  • Трудовая деятельность.

В рамках этой программы предполагается взаимодействие с различными учреждениям, специалистами Центра (медицинскими работниками, музыкальными руководителями, воспитателями, социальными педагогами).

Целевая группа

Воспитанники стационарного отделения, находящиеся в трудной жизненной ситуации в возрасте 7-10 лет в количестве 8-10 человек в группе.

                                 

                             

Ожидаемый результат

Художественно-эстетическая готовность ребенка к изобразительной деятельности:

- сформированы основные технические навыки в рисовании, аппликации, лепке, конструировании и ручном труде;

- понимание языка живописи, знание закона использования цветов и оттенков и особенности их получения;

- знание основных видов искусства (живопись, графика, скульптура) и основных жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет);

-  представление об архитектуре и её особенностях;

-  представление о художниках;

- владение приемами декоративного украшения изделий;

- способность проникнуться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства;

- любовь к  занятиям изодеятельностью, конструктивной деятельностью, знание основных нетрадиционных приемов работы с изоматериалом;

- умение выражать свои чувства и настроения;

- способность работать самостоятельно и в коллективе детей;

- проявлять  художественное (изобразительное) творчество в рисовании, лепке, аппликации, дизайне.

                   

                         

Система программных мероприятий.

Направление деятельности                                

Содержание работы

Срок

1.Рассматривание картин, иллюстраций, репродукций.

                             

1.Рассматривание репродукций с картины М.В.Васнецова « Алёнушка».

2.«У природы нет плохой погоды».

Беседа.

3.Ознакомление с творчеством художника – иллюстратора Е.М.Рачева, И.Я. Билибина.

  4.« Водичка, водичка, умой моё личико».

 Рассматривание иллюстраций в детских книгах.

5. Беседа по картине И.С. Остроухова « Золотая осень».

 6. И.И. Левитан « Золотая осень». Рассматривание репродукций.

7. Беседа по картине С.В. Герасимова « Снова весна».

  1.  8. К.Ф. Юон « Русская зима».
  2.  9. Рассматривание репродукций с   картины Т.Н. Яблонской « Хлеб».
  3.  10. Выставка « Весенние пейзажи русских художников».

                         

сентябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

2.Аппликация и конструирование, художественный труд.                  

1.конструирование « Новый район города».

2. « Падают, падают листья».

3. « Петушок, петушок, золотой гребешок» ( аппликация).

4. « Красивые рыбки».

5. « Меня не растили, из снега слепили».

6. Вырезание снежинок.

7.Конструирование « Персонажи для настольного театра».

8. « Весенний букет» ( аппликация).

сентябрь

сентябрь октябрь


ноябрь
декабрь

декабрь
февраль

март

3. Декоративная лепка.

1.Лепка горшочка.

2. « Белочка грызёт орешки».

3. « Посуда для кукол».

4. « Снегири на ветке».

5.Лепка персонажа любимой сказки.

6.Лепка дымковской игрушки.

7.Фрукты, грибы, овощи.

сентябрь

октябрь

ноябрь декабрь

январь

июль

август

4. Творчество.

1.Роспись филимоновских игрушек.

2.Русская вышивка.

3.Русский национальный костюм.

4.Витраж « Зимние узоры».

5.Роспись пасхальных яиц.

6. Роспись по ткани.

7. Русская матрёшка.

8. Роспись глиняной игрушки.

октябрь
ноябрь
декабрь
январь
апрель
май

июнь

июль

5.Декоративное рисование ( знакомство с народными промыслами)

1.Знакомство с городецким промыслом. Рисование элементов городецкой росписи ( купавка, розана, лисочка).

2. « Золотая Хохлома». Знакомство с хохломским промыслом.

3.Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек.

4. « Голубая Гжель».

5. « Жостово».

6.  « Сергиевопосадские матрёшки».

январь

февраль

март

апрель

апрель

май

Отчёт

о результативности  проделанной работы по программе реабилитации воспитанников стационарного отделения центра

по программе «Красивое рядом»

 за  2017- 2018 год

Воспитатель : Лодыгина Л.М.

Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия. Реализация программного курса рассчитана на годовой период.

1.Уровень знаний и умений по направлению «Рассматривание картин, иллюстраций, репродукций».

            В начале работы по данному направлению 96% детей не могли выделить важное в картине, выделить элементы художественного произведения, композицию рисунка, слабое понятие цветовой гаммы, слабо развита речь. По окончании курса 53% воспитанников овладели данными навыками.

2.Уровень знаний и умений по направлению «Аппликация и конструирование».        

              Навыки работы по аппликации и конструированию на начало реализации программы у 84% детей отсутствовали, только 16% детей могли выполнить элементарную аппликацию, что-то сконструировать. По окончании курса программы воспитанников с низким уровнем знаний осталось 22%.

3.Уровень знаний и умений по направлению « Декоративная лепка»

                  Занятие лепкой способствует всестороннему воспитанию детей. В начале работы по этому направлению 72% из них имели низкий уровень навыков работы с глиной, тестопластикой, пластилином. Воспитанники не обладали способами лепки ( налеп, углублённый рельеф), не умели применять стеку.

                    В ходе реализации программы повысилось умение передавать форму основной части, её пропорции, характерные особенности изображаемых объектов. Низкий уровень составил 51%, средний – 44%, высокий – 5%.

                    Уровень умения работать с пластичным материалом у воспитанников, находящихся на среднем уровне вырос на 14%.

4.   Уровень знаний и умений по направлению «Творчество».

Творчество – всегда выражение индивидуальности. Условием развития детского творчества является обучение. Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания были приняты ребёнком. Мотивация задания, подведение детей к самостоятельной постановке, к принятию задачи – важное условие творческой активности ребёнка.

В начале работы по программе 88% детей имели низкий уровень в творческом развитии. Средний – 12%.

Результаты улучшились по окончании курса: низкий уровень составил 63%, средний – 29%. Высокий – 8%.

Организация интересной, содержательной жизни в нашем центре, обогащение его яркими впечатлениями, эмоциями служит основой для возникновения замыслов, воображения. Таким образом, уровень творческого развития повысился.

5.Уровень знаний и умений по направлению « Декоративное рисование».

             В начале реализации программы дети затруднялись назвать и показать изделия декоративно – прикладного искусства. Бумажные силуэты не всегда соотносили с реальными предметами и украшали их по своему усмотрению, без учёта особенностей той или иной росписи. Затруднялись самостоятельно подбирать цветовую гамму.

             По ходу реализации направления воспитанники проявляли интерес к предметам народного искусства. Дети могут правильно узнавать народные промыслы, могут дать им эстетическую оценку.    

            В начале работы по программе 78% детей имели  низкий уровень знаний о художественно - эстетическом развитии, средний – 22%, высокий 0%. Дети затруднялись в ответах на вопросах о цветах, видах рисования . В процессе  реализации  Программы результаты улучшились: низкий уровень имели уже 60% воспитанников, средний – 34%, высокий уровень – 6%. Воспитанники социального приюта  отвечали на вопросы более на высоком уровне, допускали меньшее количество ошибок, связно и последовательно отвечали на поставленные вопросы, проявляют интерес к изобразительному искусству.

Таким образом, мы выявили, что знания детей в результате реализации Программы обогатились и количество детей, находящихся на  среднем  уровне развития увеличилось на 12%.

           

Данные результаты свидетельствуют об эффективности разработанной мной программы. Разнообразие методов, содержания, средств, форм помогло повысить уровень художественно – эстетической культуры личности детей, что необходимо для дальнейшей социализации несовершеннолетних. Положительные результаты работа не только нашего педагогического коллектива, но и взаимодействие с другими социальными партнёрами ( со школами, с комплексным центром).

             Воспитанники проявляли интерес к прогулкам на природе, посещениям музея, экскурсиям по нашему древнему городу. Все эти мероприятия помогли им осознать важность эстетического восприятия окружающего мира.

              Впереди много планов и замыслов и я убеждена, что художественно – эстетическое развитие имеет решающее значение в развитии личности ребёнка в целом: уверенности в себе, любви к искусству, гордости за родную культуру.

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красивое рядом"

Конспект НОД по рассматриванию носовых платочков "Красивое рядом"Цель:1.Уточнить назначение носовых платков в жизни человека, подвести к пониманию того, что без платка быть некультурно, платок – необх...

Дополнительная образовательная программа« Неизведанное рядом» (естественнонаучное направленность) для детей 5-7 лет.

Цель программы: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования. Задачи программы:1. Расширение представл...

Рабочая программа "Неизведанное рядом"

Способствовать повышению уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о связях и закономерностях в окружающем мире природы; формировать навыки поисково-познавательной деятельности....

игровые сеансы детьми 1 ГРВ по программе "Мама рядом "

quot;Организация и проведение   игровых  сеансов в первой  группе раннего возраста от1,6 до 2 лет   с опорой  на   методическое    по...

Программа «Мы - рядом, мы - вместе»

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, имеющих детей с ОВЗ...