Программа кружка «Волшебные завитки»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Шлюшенкова Анна Владимировна

Цель программы –интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения приемами техники квиллинга как художественного способа конструирования из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Программа кружка

«Волшебные завитки»

                 Автор программы

                    Шлюшенкова А.В

                                                   (воспитатель 1 квалификационной категории)

                                                                   

Рославль, 2014 г.

Информационная карта

  • Название программы: «Волшебные завитки»

  • Ф.И.О., должность ведущего: Шлюшенкова Анна Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории.

  • Тип программы: художественно-эстетическая

  • Вид программы: развивающая

  • Направление деятельности: прикладное творчество, конструирование

  • Продолжительность освоения программой: 1года (1раз в неделю)

  • Количество участников: 12чел.

  • Возраст участников: 5-6 лет

  • Критерии отбора детей: на основе запроса родителей, педагогов.

  • Форма организации: групповая

  • Продолжительность занятий – старшая группа - 20мин

Пояснительная записка

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики рук. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Таким образом, развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги.

 Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений.

 В своей педагогической деятельности я решила пойти дальше и попробовать работать с детьми с более сложной, но вместе с тем наиболее интересной техникой квиллинг.

Квиллинг, называемый также бумагокручение, бумажная филигрань, это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 – начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага – недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась до наших дней и очень популярна во многих странах мира.


Цель программы –интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения приемами техники квиллинга как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

•        Познакомить  детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.                          

•Обучить учащихся различным приемам работы с бумагой.

•        Познакомить  детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

•        Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

•        развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.  

• развивать мелкую моторику пальцев рук.

•        развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

•        формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

Воспитательные:

•        Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

• Способствовать    воспитанию    ценностного    отношения    к    материалам    и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих;

•        Воспитывать культуру общения и поведения в социуме, формировать коммуникативные способности детей.

Принципы, лежащие в основе программы:

•        “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

•        научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

•        демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

•        доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям школьников);

•        наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

Формы работы:

•индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

•групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

•коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе дети:

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– повысят уровень  конструктивных, познавательных и  творческих способностей;

–повысят уровень развития  мелкой моторики рук, таким образом, подготовится рука к письму.

– сформируют положительное отношение к труду.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- составление альбома лучших работ;

- проведение выставок работ в группе;

 

Учебно-тематический план обучения

1-й год обучения

Месяц        

Тема

Теория

Практика

сентябрь

  1. Вводное занятие.

Ознакомление детей с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Знакомство с детьми ―Круг общения. Знакомство с правилами техники безопасности.

  1. Как родилась бумага? История возникновения бумаги.Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды.

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки

Дети на практике знакомятся с видами бумаги(писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная)и её свойствами (прочность, водопроницаемость)

  1. Что такое квиллинг?

Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга.

4.Вырезание полосок для квиллинга.

Познакомить детей с  правилами работы с бумагой, правилами разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе. Совершенствовать навыки вырезания; развивать мелкую моторику рук.

Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.

октябрь

Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. (4 занятия)

Учить детей правильно накрутить рол,  рассказать о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”.

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

ноябрь

Основные формы. “Завитки”,“спирали в виде стружки”«глаз», «лист»,«полукруг» (4 занятия).

Учить детей правильному выполнению новых форм.

Дети самостоятельно выполняют различные формы иконструируют из этих форм.

декабрь

Коллективная работа. Композиция из основных форм (2 занятия).

Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.

Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

Изготовление цветов (2 занятия).

Учить детей технологии изготовления простых и бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Учить приемам  работы и сборки цветов, правильно  подбирать цветовую  гамму.

Познакомить детей с новым способом изготовления  цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.

январь

Коллективная работа. Композиция из цветов.

Познакомить с основным понятием “композиция”, способами и правилами её составления.

Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.

Коллективная работа. Композиция из цветов. Преподаватель  дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего” и выполняют композицию.

февраль

Открытка – валентинка(2 занятия)

Познакомить детей  с примерами оформления открытки-валентинки, воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.

Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. Выполняют необходимые заготовки и собирают открытку.

Открытка для мамы (2 занятия)

Познакомить детей   с примерами оформления открыток.Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки.Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. Выполняют необходимые заготовки и собирают открытку.

март

Оформление фото рамки (4 занятия).

Знакомство   с примерами оформления фото рамки. Просмотр презентации «Фото рамка».Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Воспитывать интерес к конструированию из бумаги

Дети разрабатывают дизайн фото рамки. Делают эскиз. Самостоятельно выполняют необходимые  заготовки.Оформляют фото рамку. Работа выполняется индивидуально.

апрель

Цикл творческих работ.

  Коллективные работы с использованием техники квиллинга (4 занятия)

Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы.Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение. Развивать мелкую моторику рук.

Дети разрабатывают дизайн задуманной работы. Делают эскиз. Самостоятельно выполняют необходимые  заготовки исобирают в единое полотно все элементы.

май

Оформление выставки работ (4 занятия).

Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг».

Дети оформляют свои работы для выставки.

План работы с родителями

Мероприятия

Цели

Оснащение материально-технической базы.

Обеспечить детей необходимыми материалами и инструментами для работы.

Консультация «Развитие творческих способностей детей».

Познакомить родителей с техникой квиллинг..

Папки – передвижки «Развитие мелкой моторики», «Развитие воображения детей».

Познакомить родителей с основными приемами развития мелкой моторики.

Изготовление буклета «Волшебныйквиллинг».

Расширить представления родителей о основных элементах квиллинга.

Индивидуальные консультации для родителей.

Дать советы родителям по развитию творчества детей.

Итоговые выставки

Показать родителям достижения их детей.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

- цветную бумагу,

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА).

Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Список литературы рекомендуемой и используемой для детей:

  1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
  2. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
  3. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
  5. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва 1982.
  6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995
  7. С. Соколова.  Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Волшебный мир танца"

Кружок проводится как дополнительное образование с детьми подготовительной (30 минут) и старшей группы (25 минут) по музыкально - ритмической деятельности - обучению детей волшебному искусству танца....

программа кружка "Волшебный мир оригами"

Пояснительная записка.            Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами»является авторской программой художественно-эстети...

Программа кружка "Волшебный квиллинг"

Обучение детей элементарным приемам техники квиллин (скручивание из бумажны       МДОУ-Детский сад №11 «Ручеёк»       Программа кружка«...

План-программа кружка "Волшебная иголочка"

План-программа работы кружка "Волшебная иголочка" работа с детьми 5-7 лет разработана на 1 год....

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

Программа кружка «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования) в рамках программы “Московское долголетие”

Проект Мэра Москвы "Московское долголетие" предназначен для активных москвичей старшего поколения. Заниматься творчеством никогда не поздно! Нами разраьботана программа кружка "Волшебны...

Программа кружка «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования) в рамках программы “Московское долголетие”

Проект Мэра Москвы "Московское долголетие" предназначен для активных москвичей старшего поколения. Заниматься творчеством никогда не поздно! Нами разраьботана программа кружка "Волшебны...