рабочая программа по ознакомлению с лепкой
учебно-методический материал по аппликации, лепке (средняя группа)

Ирина Викторовна Плотникова

в рамках реализации программы "От рождения до школы"Н.Е Веракса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepka_.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону « Детский сад №22»

УТВЕРЖДЕНО:

приказ №   от «___»__________  г.

Заведующий МБДОУ №22

__________О.В.Сальникова

 Рабочая программа

По ознакомлению с  лепкой

в рамках реализации программы

«От рождения до школы»

Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова,

М.А.Васильева.

(дети от 4 до 5 лет, средняя группа)

                                                                               Авторы составители:

                                                                                Воспитатель: Плотникова И.В.

                                                                                                         Федяева А.В.

                                                                                                       

                                                                                                         

г. Ростов – на - Дону

2019г.


Пояснительная записка

Нормативные основания: Рабочая программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и методических пособий: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней   группе детского сада. Конспекты занятий»,

соответствует нормативным и законодательным актам:

  • ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Приказ МОН РФ от 30 августа 2013г. №1014
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"(вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...");
  • Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности (серия 61Л01 №0001113 Приложение №1 от 26 марта 2014г. №3853.);
  • Образовательная программа МБДОУ №22 «Карамелька»
  • Устав МБДОУ № 22 «Карамелька»

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей  средней группы.  Направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,  формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Рабочая программа разработана с учетом возрастных психологических особенностей детей 4-5  лет.

 Направленность: Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», расширение сенсомоторного опыта дошкольников, развитие и совершенствование графических и изобразительных навыков и умений, развитие изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающее желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Цель:  формирование у детей  дошкольного возраста навыков и умений, развитие эстетического восприятия образных представлений, воображений, художественных творческих способностей.

Задачи:

  • Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины из глины, пластилина, соленого теста, снега;
  • показать взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой;
  • обучить приемам зрительного и тактильного обследования формы;
  • показать способы соединения частей;
  • поощрять стремление к более точному изображению (моделировать форму кончиками пальцев, сглаживать места их соединения);
  • учить детей определять содержание своей работы, использовать знакомые приёмы;
  • воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.
  • развивать художественно-творческие способности.
  • удовлетворять  потребности детей в самовыражении.

Принципы:

  • принцип эстетизации предметно – развивающей среды и быта в целом.
  • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).
  • принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта.
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.
  • принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Формы реализации:

  • ООД (занятия)
  •   беседы,
  •  наблюдения,
  •  игровые занятия,
  • элементарные опыты,
  •  проблемно-игровые ситуации,
  • викторины, сочинение загадок и сказок,
  •  рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

Условия реализации:

  • Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон. Центр изо-деятельности:  оснащенный развивающими материалами: произведения народного искусства, наглядно-дидактические пособия серии «Мир в картинках», «Рассказы по картинкам», Плакаты, Произведения живописи, Скульптуры малых форм, основные цвета, палитра, бумага тонкая и плотная, цветные карандаши, гуашь, кисти, цветные и восковые мелки, фартуки и нарукавники, пластилин, альбомы, ножницы, клей, фон разного цвета, инвентарь для уборки рабочего места, бросовый материал для ручного труда, краски для рисования пальцами и ладошками.
  • совместную деятельность педагога с детьми; например: конкурсные работы, коллажи и т.д.
  • самостоятельную деятельность детей;
  • проведение контрольно-диагностических занятий - 1 раз в конце каждого квартала;
  • проведение занятий сопровождается  использованием инструментов интерактивной доски; ноутбука, проектора.
  • конструктивное взаимодействие с семьей. Формы: Родительские собрания, беседы, консультации, проведение тематических лекций специалистов.

Прогнозируемые результаты: 

  • Умеет отделять от большого куска пластилина  небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
  • Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

Учебно-тематический план

Учитывая контингент детей посещающих группу, в основном это дети разрыв возрастного диапазона, которых составляет не больше 6 месяцев разработан учебно-тематический план. Расчет нагрузки  ООД в рабочей программе осуществляется из расчета академических часов. Программа рассчитана на проведение  ООД 18 раз (1 раз в 2 недели ),  длительность проведения  ООД – не более 20 минут.

Месяц

    Тема занятия

Целевые ориентиры

Дата/время

Сентябрь

1.

«Яблоки и ягоды».

Закрепить умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Закреплять разнообразные приемы лепки

Т.С КОМАРОВА , С.23

2.

«Огурец и свекла»

Учить лепить предмет овальной формы, закреплять умение лепить предмет круглой формы. Основную форму овощей раскатывать в руках, детали прорабатывать пальцами.

Т.С КОМАРОВА , С.26

Октябрь

3.

«Грибы».

Закреплять умение лепить знакомые  предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывания пластилина прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Развивать умение образно оценивать  свои работы и работы друзей

Т.С КОМАРОВА , С.32

4.

«Рыбки».

Закреплять знание приемов изготовления предметов овальной формы (раскатывание прямыми движениями  ладоней, лепка пальцами); приемы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей рыбки. Учить обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбки

Т.С КОМАРОВА , С.36

Ноябрь

5.

«Сливы и лимоны».

Учить лепить предмет овальной формы, закреплять умение лепить предмет круглой формы. Развивать Эстетическое восприятие.

Т.С КОМАРОВА , С.39

6.

«Уточка».

Продолжить знакомство с дымковской игрушкой, обратить внимание на красоту слитной, обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись.  Учить передавать относительную величину частей уточки, приему примазывания, сглаживания, сплющивания.

Т.С КОМАРОВА , С.43

Декабрь

7.

«Девочка в зимней одежде»

Вызвать  у  детей  желание  передавать  образ  девочки  в  лепном  изображении. Учить  выделять  части  человеческой  фигуры  в  одежде (  голова, расширяющаяся  книзу  шубка, руки), передавать их с  соблюдением пропорций.  

     

                   Т.С КОМАРОВА , С. 47                                        

8.

«Слепи, что хочешь».

Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приемы лепки.

Т.С КОМАРОВА , С.50

Январь

9.

«Птички».

Учит  детей  лепить  из  глины птичку.  Передавая  овальную  форму  тела;  оттягивать  и  прищипывать  мелкие  части:  клюв, хвост, крылышки. Учить  отмечать  разнообразие получившихся   изображений, радоваться  им.

Т.С КОМАРОВА , С.51

10.

«Девочка в длинной  шубке».

Учить детей передавать в лепке фигуру человека, соблюдая соотношение частей по величине. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями; лепить пальцами, придавать фигуре нужную форму; соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и сглаживая места скрепления

Т.С КОМАРОВА , С.55

Февраль

11.

«Мы слепили снеговиков».

Учить рассматривать снеговика на иллюстрациях, игрушке, выделять основные части, дополнения и описывать образ (веселый, смешной, печальный и пр.); лепить фигуру снеговика из трех шаров разной величины, плотно соединять части, руки из столбика;  передавать характерные признаки (глаза, нос, рот, шляпу и пр.), создавать образ веселого снеговика.

Т.С КОМАРОВА , С.62

12.

Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки».(Коллективная работа)

Учить лепить птиц конструктивным способом из 4-5 частей, разных по форме и размеру; учить передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз, крылья приподняты; объединить свою работу с работами других детей, чтобы передать сюжет. Закреплять технические приемы лепки. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.

Т.С КОМАРОВА , С.61

Март

13.

«Мисочка».

Учить  детей  лепить  , используя  знакомые  приемы (  раскатывание  шара , сплющивание)  и  новые  вдавливание  и  оттягивание  краев, выравнивая  их   пальцами .

Т.С КОМАРОВА , С.66

14.

«Козленочек».

Учить лепить четвероногое животное (овальная голова, тело, прямые ноги). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, прикрепление частей к вылепленному туловищу, сглаживание мест скрепления, прищипывание и т.п. способствовать приобретению и накоплению сенсомоторного опыта.

Т.С КОМАРОВА , С.69

Апрель

15.

«Мисочки для трех медведей».

Учить лепить предметы одинаковой формы, но разной величины. Отрабатывать приемы лепки: раскатывание и сплющивание,  углубление путем вдавливания, уравнивание краев пальцами.

Т.С КОМАРОВА , С.73

16.

«Барашек».

Познакомить детей с филимоновскими игрушками (птицами, животными ).Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Учить выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма, яркие ,нарядные полосы.

Т.С КОМАРОВА , С.74

Май

17.

«Посуда для кукол».

Учить детей лепить посуду конструктивным способом (каждый ребенок лепит чайную пару). Вызвать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза для игрушек. Учить договариваться о размерах поделок и характере оформления (например, налепы, процарапывание, отпечатки). Развивать мелкую моторику, глазомер.  Синхронизировать движения обеих рук.  Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества

Т.С КОМАРОВА , С.77

18.

«Птичка клюет зернышки из блюдечка».

Закреплять  умение  детей  лепить  знакомые  предметы, пользуясь  усвоенными  ранее  приемами( раскатывание,  оттягивание, прищипывание,  соединение  частей, прижимая  и  сглаживания  места  скрепления)

.

Т.С КОМАРОВА , С.78

В связи с   каникулярным временем, календарными праздниками; количество ООД, не вошедших в учебно-тематический  план, перенесены в совместную деятельность ребенка и взрослого.

                          Итого  18 ООД  в год.

   Диагностика результативности:

  • Реализация раздела программы «От рождения до школы» познавательное развитие предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
  • Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе познавательного развития.

Методическое  обеспечение

Литература:

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней  группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

  Наглядно-дидактические пособия  для детей:

           Серия «Народное искусство детям» .

«Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Музыкальные инструменты»;«Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».

Серия «Расскажите детям о…»:

«Расскажите детям о музыкальных инструментах»; «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле».

Серия «Искусство - детям»:

«Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».

Электронный ресурс:

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...

Рабочая программа по образовательному компоненту «Лепка» для средней группы

Содержание рабочей программы: 1.Пояснительная записка .....…………………………………………………………………3 2.Требования к результатам освоения образовательного компонента «Лепка» образовательной области «Художес...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Лепка» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы составлена на основе О...

Рабочая программа кружковой работы по лепке из солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе

Рабочая программа кружковой работы по лепке из  солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе...

Рабочая программа по ознакомлению с лепкой в подготовительной группе

Порционная рабочая программа по ознакомлению с лепкой  (Т.Комарова) для детей подготовительной группы,в рамках реализации программы "От рождения до школы"...

Рабочая программа дополнительного образования по лепке «Волшебный пластилин»

Рабочая программа дополнительного образования по лепке «Волшебный пластилин»Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой...

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по образовательному компоненту «Лепка» для детей младшей группы обще развивающей направленности (с 3 до 4 лет) на 2021 - 2022 учебный год

На третьем году жизни малыш овладевает «азбукой лепки» – базовыми приемами лепки, на основе которых можно сделать много разных фигур. На основе усвоенной в этом возрасте азбуки лепки...