Рабочая программа по ознакомлению с лепкой в подготовительной группе
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Ирина Викторовна Плотникова

Порционная рабочая программа по ознакомлению с лепкой  (Т.Комарова) для детей подготовительной группы,в рамках реализации программы "От рождения до школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepka_.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону « Детский сад №22»

УТВЕРЖДЕНО:

приказ №   от «___»__________  г.

Заведующий МБДОУ №22

__________О.В.Сальникова

 Рабочая программа

По ознакомлению с  лепкой

в рамках реализации программы

«От рождения до школы»

Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова,

М.А.Васильева.

(дети от 6 до 7 лет, подготовительная группа)

                                                                               Авторы составители:

                                                                                Воспитатель: Плотникова И.В.

                                                                                                         Федяева А.В.

                                                                                                       

                                                                                                         

г. Ростов – на - Дону

2021г.


Пояснительная записка

Нормативные основания: Рабочая программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и методических пособий: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей   группе детского сада. Конспекты занятий»,

соответствует нормативным и законодательным актам:

  • ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Приказ МОН РФ от 30 августа 2013г. №1014
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Образовательная программа МБДОУ №22 «Карамелька»
  • Устав МБДОУ № 22 «Карамелька»

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей  подготовительной группы.  Направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,  формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Рабочая программа разработана с учетом возрастных психологических особенностей детей 6-7 лет.

 Направленность: Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», расширение сенсомоторного опыта дошкольников, развитие и совершенствование графических и изобразительных навыков и умений, развитие изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающее желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Цель:  формирование у детей  дошкольного возраста навыков и умений, развитие эстетического восприятия образных представлений, воображений, художественных творческих способностей.

Задачи:

  •  Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.
  • Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.
  • В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.
  • Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
  • Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства  (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм).
  • Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).
  • Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
  • Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки,  лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

Принципы:

  • принцип эстетизации предметно – развивающей среды и быта в целом.
  • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).
  • принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта.
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.
  • принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Формы реализации:

  • НОД (занятия)
  •   беседы,
  •  наблюдения,
  •  игровые занятия,
  • элементарные опыты,
  •  проблемно-игровые ситуации,
  • викторины, сочинение загадок и сказок,
  •  рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

Прогнозируемые результаты:

•Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

•Воспитание самостоятельности, умения активно и творчески применять выразительные средства для передачи образа.

•Развитие коллективного творчества.

•Формирование умения замечать недостатки своих работ, исправлять их.

•Формирование навыков и приемов лепки.

К концу года дети должны уметь:

•самостоятельно планировать свою работу, отбирать способы лепки;

•передавать форму, пропорции предметов, их характерные признаки;

•правильно изображать объемную форму предмета;

•вытягивать мелкие части из основного куска глины;

•передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры;

•соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу;

•объединять несколько предметов на одной подставке в определенных смысловых соотношениях.

-под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;

Условия реализации:

  • Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон. Центр изо-деятельности:  оснащенный развивающими материалами: произведения народного искусства, наглядно-дидактические пособия серии «Мир в картинках», «Рассказы по картинкам», Плакаты, Произведения живописи, Скульптуры малых форм, основные цвета, палитра, бумага тонкая и плотная, цветные карандаши, гуашь, кисти, цветные и восковые мелки, фартуки и нарукавники, пластилин, альбомы, ножницы, клей, фон разного цвета, инвентарь для уборки рабочего места, бросовый материал для ручного труда, краски для рисования пальцами и ладошками.
  • совместную деятельность педагога с детьми; например: конкурсные работы, коллажи и т.д.
  • самостоятельную деятельность детей;
  • проведение контрольно-диагностических занятий - 1 раз в конце каждого квартала;
  • проведение занятий сопровождается  использованием инструментов интерактивной доски; ноутбука, проектора.

.

Учебно-тематический план

Учитывая контингент детей посещающих группу, в основном это дети разрыв возрастного диапазона, которых составляет не больше 6 месяцев разработан учебно-тематический план. Расчет нагрузки  НОД в рабочей программе осуществляется из расчета академических часов. Программа рассчитана на проведение  НОД 18 раз (1 раз в 2 недели ),  длительность проведения  НОД – не более 30 минут.

Месяц

    Тема занятия

Целевые ориентиры

Дата/время

Сентябрь

1.

Фрукты для игры в магазин»

Учить детей передавать форму и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм (шар, цилиндр). Учить сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как натура передана в лепке.

2.09

2.

«Корзина с грибами»

Упражнять детей в передаче формы разных грибов с использованием приемов лепки пальцами. Закреплять умение лепить корзину. Уточнить знание формы (диск). Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

16.09

Октябрь

3.

 «Девочка играет в мяч»

Закреплять умение лепить фигуру человека в движении (поднятые, вытянутые вперед руки и т.д.), передавая форму и пропорции частей тела. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Закреплять умение располагать фигуру на подставке.

30.09

4.

«Петушок с семьёй» » 

(по рассказу

К. Д. Ушинского)

Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур. Закреплять умение лепить петуха, кур, цыплят. Добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей. Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

14.10

Ноябрь

5.

«Ребенок с котенком

(с другим животным)»

Учить детей изображать в лепке несложную сценку (ребенок играет с животным), передавая движения фигур человека и животного. Закреплять умение передавать пропорции тела животного и человека. Упражнять в использовании основных приемов лепки.

28.10

6.

«Дымковские барышни»

Закреплять умение лепить из целого куска глины фигурки по мотивам народных игрушек, передавая их характер, используя разнообразные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.). Развивать эстетическое восприятие.

18.11

Декабрь

7.

«Девочка и мальчик пляшут»

Учить детей лепить фигуру в движении (по скульптуре). Закреплять умение передавать в лепке фигуру человека, форму частей тела, пропорции. Формировать умение действовать, договариваясь о том, кто кого будет лепить.

2.12

8.

«Птица» (по дымковской игрушке»

Закреплять умение лепить по мотивам народной

игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество.

16.12

Январь

9.

«Лыжник»

Учить детей лепить фигуру человека в движении, передавая форму тела, строение, пропорции. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество

30.12

10.

Коллективная лепка «Звери в зоопарке»

(по рассказам Е. Чарушина

Закреплять умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, изящность. Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей.

20.01

Февраль

11.

«Пограничник с собакой»

 Закреплять умение лепить фигуры человека и животного, передавая характерные черты образов. Упражнять в применении разнообразных технических приемов (лепка из целого куска, сглаживание, оттягивание и т.д.). Продолжать учить устанавливать вылепленные фигуры на подставке.

3.02

12.

«Как мы играем зимой»

Закреплять умение лепить человека в движении. Добиваться отчётливости в передаче формы, движения. Учить отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности.

17.02

Март

13.

«По щучьему веленью»

Продолжать учить детей лепить небольшую скульптурную группу по мотивам сказки, передавая пропорциональные отношения между персонажами. Закреплять умения передавать фигуры в движении, располагать фигуры на подставке. Продолжать развивать умение оценивать работы, самостоятельность, творчество.

3.03

14.

«Встреча Ивана-Царевича с лягушкой»

Учить детей изображать несложный эпизод сказки. Закреплять умение передавать строение фигуры человека и животного, пропорции их тел, соотношение по величине между человеком и животным. Развивать образные представления, воображение.

17.03

Апрель

15.

«Конёк-Горбунок»

Учить детей самостоятельно выбирать для изображения эпизоды сказки, добиваться более полного их отражения в работе. Развивать воображение, творчество.

31.03

16.

Лепка по замыслу

Упражнять в применении разнообразных технических приемов (лепка из целого куска, сглаживание, оттягивание и т.д.). Продолжать учить устанавливать вылепленные фигуры на подставке.

14.04

Май

17.

«Персонаж любимой сказки»

«Доктор Айболит»

Учить детей выделять и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных сказок, пользуясь освоенными ранее приемами лепки из целого куска и умением устанавливать фигуры на ногах, передавать то или иное положение, движения рук и ног

28.04

18.

«Черепаха»

Учить создавать  декоративные пластины: наносить пластилин ровным слоем на картон, разглаживать, затем стекой рисовать узор.

12.05

В связи с календарными праздниками; количество НОД, не вошедших в учебно-тематический  план, перенесены в совместную деятельность ребенка и взрослого.

                          Итого  18 НОД  в год.

   Диагностика результативности:

  • Реализация раздела программы «От рождения до школы» познавательное развитие предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
  • Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе познавательного развития.

Методическое  обеспечение

Литература:

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей  группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

  Наглядно-дидактические пособия  для детей:

           Серия «Народное искусство детям» .

«Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Музыкальные инструменты»;«Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».

Серия «Расскажите детям о…»:

«Расскажите детям о музыкальных инструментах»; «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле».

Серия «Искусство - детям»:

«Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».

Электронный ресурс:

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...

Рабочая программа по образовательному компоненту «Лепка» для средней группы

Содержание рабочей программы: 1.Пояснительная записка .....…………………………………………………………………3 2.Требования к результатам освоения образовательного компонента «Лепка» образовательной области «Художес...

Проект рабочей программы (образовательные области: "Познание", "Речевое развитие") подготовительная группа

Пояснительная записка.Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующейнаправленности для детей с тяжёлым нарушением речи....

Рабочая программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. Ред. Н. Е. Вераксы.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕРабочая Программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования детска...

рабочая программа по ознакомлению с лепкой

в рамках реализации программы "От рождения до школы"Н.Е Веракса...

Рабочая программа по ознакомлению с аппликацией в подготовительной группе

Порционная рабочая программа по ознакомлению с аппликацией (Т.Комарова) для детей подготовительной группы,в рамках реализации программы "От рождения до школы"...