Рабочая программа по ознакомлению с аппликацией в подготовительной группе
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Ирина Викторовна Плотникова

Порционная рабочая программа по ознакомлению с аппликацией (Т.Комарова) для детей подготовительной группы,в рамках реализации программы "От рождения до школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon аппликация40.15 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону « Детский сад №22»

УТВЕРЖДЕНО:

приказ №   от «___»__________  г.

Заведующий МБДОУ №22

__________О.В.Сальникова

 Рабочая программа

По ознакомлению с  аппликацией  (Т.С.Комарова)

в рамках реализации программы

«От рождения до школы»

Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова,

М.А.Васильева.

(дети от 6 до 7 лет, подготовительная  группа)

                                                                               Авторы составители:

                                                                                Воспитатель: Плотникова И.В.

                                                                                                         Федяева А.В.

                                                                                                         

                                                                                                         

г. Ростов – на – Дону

2021

Пояснительная записка

Нормативные основания: Рабочая программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и методических пособий: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей  группе детского сада. Конспекты занятий»,

соответствует нормативным и законодательным актам:

  • ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Приказ МОН РФ от 30 августа 2013г. №1014
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"(вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...");
  • Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности (серия 61Л01 №0001113 Приложение №1 от 26 марта 2014г. №3853.);
  • Образовательная программа МБДОУ №22 «Карамелька»
  • Устав МБДОУ № 22 «Карамелька»

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей средней  группы.  Направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,  формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Рабочая программа разработана с учетом возрастных психологических особенностей детей 6-7  лет.

 Направленность: Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», расширение сенсомоторного опыта дошкольников, развитие и совершенствование графических и изобразительных навыков и умений, развитие изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающее желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Цель:  формирование у детей  дошкольного возраста навыков и умений, развитие эстетического восприятия образных представлений, воображений, художественных творческих способностей.

Задачи:

  • Совершенствовать умение создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).
  • Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы;изображать птиц, животных по собственному замыслу и по мотивам народного искусства.
  • Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги,сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.
  • При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания,обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема);
  • Учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки.
  • Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции.
  • Поощрять проявления творчества.

 

Принципы:

  • принцип эстетизации предметно – развивающей среды и быта в целом.
  • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).
  • принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта.
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.
  • принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Формы реализации:

  • НОД (занятия)
  •   беседы,
  •  наблюдения,
  •  игровые занятия,
  • элементарные опыты,
  •  проблемно-игровые ситуации,
  • викторины, сочинение загадок и сказок,
  •  рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

Условия реализации:

  • Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон. Центр изо-деятельности:  оснащенный развивающими материалами: произведения народного искусства, наглядно-дидактические пособия серии «Мир в картинках», «Рассказы по картинкам», Плакаты, Произведения живописи, Скульптуры малых форм, основные цвета, палитра, бумага тонкая и плотная, цветные карандаши, гуашь, кисти, цветные и восковые мелки, фартуки и нарукавники, пластилин, альбомы, ножницы, клей, фон разного цвета, инвентарь для уборки рабочего места, бросовый материал для ручного труда, краски для рисования пальцами и ладошками.
  • совместную деятельность педагога с детьми; например: конкурсные работы, коллажи и т.д.
  • самостоятельную деятельность детей;
  • проведение контрольно-диагностических занятий - 1 раз в конце каждого квартала;
  • проведение занятий сопровождается  использованием инструментов интерактивной доски; ноутбука, проектора.
  • конструктивное взаимодействие с семьей. Формы: Родительские собрания, беседы, консультации, проведение тематических лекций специалистов.

Прогнозируемые результаты: 

 Создавать изображения по заданию воспитателя и по собственному замыслу, задумывать разнообразное содержание своих работ;

  • Располагать отдельные предметы и сюжеты по всему листу и на полосе внизу листа;
  • Выполнять изображения по представлению и с натуры, передавая форму, цвет и строение предметов, их характерные особенности;
  • Использовать для создания аппликаций разнообразные приёмы;
  • Самостоятельно планировать свою работу, отбирать способы аппликации;
  • Доброжелательно и конструктивно анализировать и оценивать продукты
  • деятельности других;
  • Передавать характерные признаки предмета;
  • Соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу
  • Правильно изображать объемную форму предмета;

Учебно-тематический план

Учитывая контингент детей посещающих группу, в основном это дети разрыв возрастного диапазона, которых составляет не больше 6 месяцев разработан учебно-тематический план. Расчет нагрузки  НОД в рабочей программе осуществляется из расчета академических часов. Программа рассчитана на проведение  НОД  18 раз (1 раз в 2 недели ), длительность проведения  НОД – не более 30 минут.

Месяц

  Тема занятия

Целевые ориентиры

Дата/время

Сентябрь

1.

«Осенний ковер»

Закрепить умение работать ножницами. Упражнять в вырезании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать умение красиво подбирать цвета (оранжевый, красный, темно- красный, желтый, темно –желтый и др.). развивать чувство цвета, композиции. Учить оценивать свою работу и работу других детей по цветовому и композиционному решению.

2.

Аппликация по замыслу

Учить детей задумывать содержание аппликации, подбирать бумагу нужного цвета, использовать усвоенные приемы вырезывания, красиво располагать изображение на листе. Развивать творчество.

Октябрь

3.

«Ваза с фруктами, ветками и цветами»              ( декоративная композиция)

Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету. Воспитывать художественный вкус.

4.

Аппликация по замыслу

Учить детей задумывать содержание аппликации, подбирать бумагу нужного цвета, использовать усвоенные приемы вырезывания, красиво располагать изображение на листе. Развивать творчество.

Ноябрь

5.

«Вырежи и наклей любимую игрушку» (коллективная композиция «Витрина магазина игрушек»)

Закреплять умение вырезывать и наклеивать изображения знакомых предметов, соразмерять размер изображения с величиной листа (не слишком крупное или мелкое), красиво располагать изображения на листе. Воспитывать вкус при подборе хорошо сочетающихся цветов бумаги для составления изображения. Совершенствовать координацию движений рук. Развивать воображение, творчество.

6.

«Царевна – лягушка»

Формировать эстетический вкус, развивать воображение, творчество, образные представления. Учить задумывать содержание своей работы; отражать впечатления, полеченные во время чтения и рассматривания иллюстраций к сказкам. Закреплять навыки вырезывания деталей различными способами, вызывать потребность дополнять основное изображение деталями. Совершенствовать умение работать различными материалами: мелками, фломастерами, красками, карандашами.

Декабрь

7.

«Вырежи и наклей любимую игрушку» (коллективная композиция «Витрина магазина игрушек»)

Закреплять умение вырезывать и наклеивать изображения знакомых предметов, соразмерять размер изображения с величиной листа (не слишком крупное или мелкое), красиво располагать изображения на листе. Воспитывать вкус при подборе хорошо сочетающихся цветов бумаги для составления изображения. Совершенствовать координацию движений рук. Развивать воображение, творчество.

8.

«Царевна – лягушка»

Формировать эстетический вкус, развивать воображение, творчество, образные представления. Учить задумывать содержание своей работы; отражать впечатления, полеченные во время чтения и рассматривания иллюстраций к сказкам. Закреплять навыки вырезывания деталей различными способами, вызывать потребность дополнять основное изображение деталями. Совершенствовать умение работать различными материалами: мелками, фломастерами, красками, карандашами.

Январь

9.

Аппликация по замыслу

Учить детей задумывать содержание аппликации, подбирать бумагу нужного цвета, использовать усвоенные приемы вырезывания, красиво располагать изображение на листе. Развивать творчество.

10.

«Корабли на рейде»

Закреплять умение детей создавать коллективную композицию. Упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля), передавая основную форму и детали. Воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваться хорошего качества своего изображения.

Февраль

11.

Аппликация по замыслу

Учить самостоятельно отбирать содержание своей работы и выполнять замысел, используя ранее усвоенные навыки и умения. Закреплять разнообразные приемы вырезывания. Воспитывать творческую активность, самостоятельность. Развивать воображение.

12.

«Поздравительная открытка для мамы»

Учить детей придумывать содержание поздравительной открытки и осуществлять замысел, привлекая полученные ранее умения и навыки. Развивать чувство цвета, творческие способности.

Март

13.

«Новые дома на нашей улице»

Учить создавать несложную композицию: по- разному располагать на пространстве листа изображения домов, дополнительные предметы. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции. Развивать творчество, эстетическое восприятие.

14.

«Радужный хоровод»

Учить вырезывать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой и еще пополам. Развивать зрительный контроль за движением рук, координацию движений. Закреплять знание цветов спектра и их последовательность. Развивать композиционные умения.

Апрель

15.

«Полет на Луну»

Учить передавать форму ракеты, применяя прием вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, чтобы правая и левая стороны изображения получились одинаковыми; располагать ракету на листе так, чтобы было понятно, куда она летит. Учить вырезывать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами. Развивать чувство композиции, воображение.

16.

Аппликация по замыслу

Учить задумывать содержание аппликации, использовать разнообразные приемы вырезывания. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Развивать чувство композиции, чувство цвета. Продолжать учить оценивать свою работу и работы других детей. Развивать творческую активность.

Май

17.

«Цветы в вазе»

Учить детей передавать в аппликации характерные особенности цветов и листьев: их форму, цвет, величину. Закреплять приемы вырезывания на глаз из бумаги, сложенной вдвое, и т.д.

18.

«Белка под елью»

Учить детей составлять композицию по мотивам сказки. Закреплять умение вырезывать разнообразные предметы, используя освоенные ранее приемы. Развивать воображение, творчество.

В связи с календарными праздниками; количество НОД, не вошедших в учебно-тематический  план, перенесены в совместную деятельность ребенка и взрослого.

                          Итого   18  НОД  в год.

   Диагностика результативности:

  • Реализация раздела программы «От рождения до школы» познавательное развитие предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
  • Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе познавательного развития.

Методическое  обеспечение

Литература:

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной   группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

  Наглядно-дидактические пособия  для детей:

           Серия «Народное искусство детям» .

«Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Музыкальные инструменты»;«Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».

Серия «Расскажите детям о…»:

«Расскажите детям о музыкальных инструментах»; «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле».

Серия «Искусство - детям»:

«Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».

Электронный ресурс:

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...

Рабочая программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. Ред. Н. Е. Вераксы.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕРабочая Программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования детска...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с аппликацией во второй младшей группе ( Комарова Т.С )

Рабочая программа по ознакомлению с аппликацией во второй младшей группе (Т.С. Коморова) в рамках реализации программы " От рождения до школы" Н.Е Веракса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с аппликацией средней группе ( Комарова Т.С )

В рамках реализации программы " От рождения до школы" Н.Е Веракса,Т.С.Комарова,М.А Васильева  дети4-5 лет ,средняя группа)...

Рабочая программа по курсу «Лепка/аппликация». в старшей группе для детей от 5 до 6 лет

Рабочая программа по курсу «Лепка/аппликация» для детей 5-6 лет соответствует требованиям ФГОС ДО, основана на:Программе «От рождения до школы » (под ред. Н...

Рабочая программа по ознакомлению с лепкой в подготовительной группе

Порционная рабочая программа по ознакомлению с лепкой  (Т.Комарова) для детей подготовительной группы,в рамках реализации программы "От рождения до школы"...