РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с аппликацией средней группе ( Комарова Т.С )
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Ирина Викторовна Плотникова

В рамках реализации программы " От рождения до школы" Н.Е Веракса,Т.С.Комарова,М.А Васильева  дети4-5 лет ,средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon applikatsiya_2gr.doc38.68 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону « Детский сад №22»

УТВЕРЖДЕНО:

приказ №   от «___»__________  г.

Заведующий МБДОУ №22

__________О.В.Сальникова

 Рабочая программа

По ознакомлению с  аппликацией  (Т.С.Комарова)

в рамках реализации программы

«От рождения до школы»

Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова,

М.А.Васильева.

(дети от 4 до 5 лет, средняя группа)

                                                                               Авторы составители:

                                                                                Воспитатель: Плотникова И.В.

                                                                                                         Федяева А.В.

                                                                                                         

                                                                                                         

г. Ростов – на – Дону

2019

Пояснительная записка

Нормативные основания: Рабочая программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и методических пособий: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней  группе детского сада. Конспекты занятий»,

соответствует нормативным и законодательным актам:

  • ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Приказ МОН РФ от 30 августа 2013г. №1014
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"(вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...");
  • Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности (серия 61Л01 №0001113 Приложение №1 от 26 марта 2014г. №3853.);
  • Образовательная программа МБДОУ №22 «Карамелька»
  • Устав МБДОУ № 22 «Карамелька»

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей средней  группы.  Направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,  формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Рабочая программа разработана с учетом возрастных психологических особенностей детей 4-5  лет.

 Направленность: Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», расширение сенсомоторного опыта дошкольников, развитие и совершенствование графических и изобразительных навыков и умений, развитие изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающее желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Цель:  формирование у детей  дошкольного возраста навыков и умений, развитие эстетического восприятия образных представлений, воображений, художественных творческих способностей.

Задачи:

  • учить пользоваться ножницами (правильно держать, передавать, резать);
  • учить составлять композиции из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, квадраты, рваных и мятых комочков бумаги) в предметной, сюжетной или декоративной аппликации (красивые флажки, укрась салфеточку, лодки плывут по реке, бусы на елку, автобус, летящие самолеты, красные шапочки);
  • составлять аппликации из природного материала (осенних листьев простой формы, семян) и кусочков ткани;
  • формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира
  • воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.
  • развивать художественно-творческие способности.
  • удовлетворять  потребности детей в самовыражении.

Принципы:

  • принцип эстетизации предметно – развивающей среды и быта в целом.
  • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).
  • принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта.
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.
  • принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Формы реализации:

  • ООД (занятия)
  •   беседы,
  •  наблюдения,
  •  игровые занятия,
  • элементарные опыты,
  •  проблемно-игровые ситуации,
  • викторины, сочинение загадок и сказок,
  •  рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

Условия реализации:

  • Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон. Центр изо-деятельности:  оснащенный развивающими материалами: произведения народного искусства, наглядно-дидактические пособия серии «Мир в картинках», «Рассказы по картинкам», Плакаты, Произведения живописи, Скульптуры малых форм, основные цвета, палитра, бумага тонкая и плотная, цветные карандаши, гуашь, кисти, цветные и восковые мелки, фартуки и нарукавники, пластилин, альбомы, ножницы, клей, фон разного цвета, инвентарь для уборки рабочего места, бросовый материал для ручного труда, краски для рисования пальцами и ладошками.
  • совместную деятельность педагога с детьми; например: конкурсные работы, коллажи и т.д.
  • самостоятельную деятельность детей;
  • проведение контрольно-диагностических занятий - 1 раз в конце каждого квартала;
  • проведение занятий сопровождается  использованием инструментов интерактивной доски; ноутбука, проектора.
  • конструктивное взаимодействие с семьей. Формы: Родительские собрания, беседы, консультации, проведение тематических лекций специалистов.

Прогнозируемые результаты:

  • Создает изображения предметов из готовых фигур.
  •  Украшает заготовки из бумаги разной формы.
  • Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному      желанию;
  •  умеет аккуратно использовать материалы.

Учебно-тематический план

Учитывая контингент детей посещающих группу, в основном это дети разрыв возрастного диапазона, которых составляет не больше 6 месяцев разработан учебно-тематический план. Расчет нагрузки  ООД в рабочей программе осуществляется из расчета академических часов. Программа рассчитана на проведение  ООД  18 раз (1 раз в 2 недели ), длительность проведения  ООД – не более 20 минут.

Месяц

  Тема занятия

Целевые ориентиры

Дата/время

Сентябрь

1.

«Красивые флажки».

Учить детей действовать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне. Закреплять приёмы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Воспитывать чувство ритма и чувства света.

Т.С КОМАРОВА , С.25

2.

«Укрась салфеточку».

Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложить её, правильно держать ножницы и правильно действовать ими.

Т.С КОМАРОВА , С.30

Октябрь

3.

«Украшение платочка».

Учить  детей выделять углы, стороны квадрата. Закрепить знание круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний.

Т.С КОМАРОВА , С.34

4.

«Лодки плывут по реке».

Учить детей создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения.  Воспитывать интерес к работе.

Т.С КОМАРОВА , С.35

Ноябрь

5.

«  Большой дом».

Закреплять  умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Создавать в аппликации образ большого дома. Закреплять приёмы аккуратного наклеивания. Воспитывать у детей при рассматривании работ видеть образ.

Т.С КОМАРОВА , С.39

6.

«Корзина грибов»

(Коллективная композиция)

Учить детей срезать уголки, закруглять их. Закреплять умение правильно держать ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценки. Воспитывать аккуратность

.

Т.С КОМАРОВА , С.41

Декабрь

7.

«Вырежи и наклей какую хочешь постройку».

Формировать у детей умение создавать разнообразные изображения построек в аппликации. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения.  Воспитывать интерес к работе.

Т.С КОМАРОВА , С.46

8.

«Бусы на ёлку».

Закреплять знание о круглой и овальной форме. Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы, чередовать бусинки разной формы, наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа. Воспитывать любовь к празднику.

Т.С КОМАРОВА , С.49

Январь

9.

« В магазин привезли красивые пирамидки».

Упражнять детей в вырезании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путём плавного закругления углов. Закреплять приёмы владения ножницами. Учить подбирать цвета. Воспитывать осторожность в роботе с ножницами.

Т.С КОМАРОВА , С.52

10.

«Автобус».

Закреплять знание пользоваться ножницами: правильно их держать, резать бумагу по прямой (окошки), закруглять углы у квадрата, чтобы получить круг (колеса). Учить составлять изображения из частей, правильно располагая и аккуратно наклеивая их.  Воспитывать  инициативу.

Т.С КОМАРОВА , С.54

Февраль

11.

«Летящие самолеты».

Учить правильно составлять изображение из частей, находить место той или иной части в общей работе, аккуратно наклеивать. Закрепить знание формы – прямоугольник, учить плавно срезать его углы. Воспитывать интерес к Российской авиации.

Т.С КОМАРОВА , С.60

12.

«Вырезание и наклеивание красивого цветка в подарок маме и бабушке».

Учить вырезать и наклеивать красивый цветок: вырезать части цветка (срезая углы путём закругления), составлять из них красивое изображение. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие, воображение. Воспитывать внимание к родным и близким.

Т.С КОМАРОВА , С.63

Март

13.

«Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду»

(коллективная работа).

Воспитывать желание порадовать окружающих, создать для них что-то красивое. Учить детей составлять узор на квадрате, ритмично располагая геометрические фигуры по углам, в середине, по краям. Учить преобразовывать фигуры, разрезая их.

Т.С КОМАРОВА , С.64

14.

«Вырежи и наклей, что бывает круглое и овальное».

Учить детей выбирать тему работы в соответствии с определёнными условиями. Воспитывать умение доводить свой замысел до конца. Развивать творческие способности, воображение. Упражнять в срезании углов у прямоугольников и квадрата, закруглять их.

Т.С КОМАРОВА , С.66

Апрель

15.

«Загадки».

Закрепить умение детей соотносить плоские фигуры с формой частей предметов, составлять изображения из готовых частей, самостоятельно вырезать мелкие детали. Воспитывать  инициативу.

Т.С КОМАРОВА , С.73

16.

«Вырежи и наклей что хочешь».

Учить детей задумывать содержание своей работы, подбирать для изображения кусочки бумаги подходящей формы и цвета. Развивать мышление, творческое воображение. Закреплять приёмы вырезание и наклеивания. Воспитывать самостоятельность.

Т.С КОМАРОВА , С.75

Май

17.

«Красная Шапочка».

Учить детей передавать образ сказки. Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные детали (шапочка), соблюдая отношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать.

Т.С КОМАРОВА , С.79

18.

«Волшебный сад».

Учить создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание своего изображения. Учить резать ножницами по прямой, закруглять углы квадрата, прямоугольника. Развивать образное восприятия: представление, воображение. Воспитывать трудолюбие

Т.С КОМАРОВА , С.81

В связи с   каникулярным временем, календарными праздниками; количество ООД, не вошедших в учебно-тематический  план, перенесены в совместную деятельность ребенка и взрослого.

                          Итого   18  ООД  в год.

   Диагностика результативности:

  • Реализация раздела программы «От рождения до школы» познавательное развитие предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
  • Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе познавательного развития.

Методическое  обеспечение

Литература:

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней   группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

  Наглядно-дидактические пособия  для детей:

           Серия «Народное искусство детям» .

«Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Музыкальные инструменты»;«Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».

Серия «Расскажите детям о…»:

«Расскажите детям о музыкальных инструментах»; «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле».

Серия «Искусство - детям»:

«Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».

Электронный ресурс:

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...

Рабочая программа по развитию детей средней группы, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

    Рабочая  программа по развитию детей средней  группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по художественной литературе » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет).

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входят темы занятий на каждый месяц с датами их проведения; программное содержание занятия и количест...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с аппликацией во второй младшей группе ( Комарова Т.С )

Рабочая программа по ознакомлению с аппликацией во второй младшей группе (Т.С. Коморова) в рамках реализации программы " От рождения до школы" Н.Е Веракса...

Рабочая программа для подготовительной к школе группы, реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

В рабочей программе определены целостно - целевые ориентиры, задачи, основные     направления, условия и средства развития детей подготовительной к школе группы   в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшей комбинированной группы составлена на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2018-2019г.

Рабочая программа старшей комбинированной группы спроектирована с учетом основной образовательной программы МКДОУ «д/с № 15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области, ФГОС ...