рабочая программа по ознакомлению с изобразительной деятельностью в детском саду (Т.С.Комарова)
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Рабочаяпрограмма по ознакомлению с изобразительной деятельностью в детском саду (Т.С. Комарова)
в рамках реализации программы«От рождения до школы»
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева.
(дети от 6 до 7 лет, подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону « Детский сад №22»
УТВЕРЖДЕНО:
приказ №48 от 31.08.2023 г.
Заведующий МБДОУ №22
__________О.В. Сальникова
По ознакомлению с изобразительной деятельностью в детском саду (Т.С. Комарова)
в рамках реализации программы«От рождения до школы»
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева.
(дети от 6 до 7 лет, подготовительная группа)
Составители:
воспитатели И.В. Плотникова
А.В. Федяева
г. Ростов – на – Дону
2025 г.
Пояснительная записка
Нормативные основания.
Рабочая программа представляет собой учебно-методическую документацию; разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и методических пособий: Т.С. Комарова. «Занятия по ознакомлению с изобразительной деятельностью в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий»
в соответствии с требованиями:
– Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
– Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрирована в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).
Вместе с тем нормативно-правовой основой для разработки рабочей программы являются такие нормативно-правовые акты, как:
– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Приказ МОН РФ от 30 августа 2013г. №1014;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– Устав МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детский сад № 22»;
– Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детский сад № 22»;
– Учебный план МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детский сад № 22» на 2023-2024 учебный год;
– Календарный учебный график организации образовательной деятельности МБДОУ № 22 на 2023-2024 уч. год
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной группы; разработана с учетом возрастных психологических особенностей детей 6-7 лет.
Направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, развитие интеллектуальных, психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, обучению в школе.
Направленность программы художественно-эстетическое развитие детей, расширение сенсомоторного опыта дошкольников, развитие и совершенствование графических и изобразительных навыков и умений, развитие изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающее желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
Цель программы: формировать у детей устойчивый интерес к художественному творчеству, обогащать сенсорный опыт, развивать образное эстетическое восприятие, формировать эстетические суждения; воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.
Задачи:
-Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры.
-Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
-Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременноточность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.
-Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). -Развивать умение соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.
-Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линии, завитков в разном направлении.
- Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш. ,
-Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.
-Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды, развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
-Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т.п.).
Сюжетное рисование
Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением; передавать различия в величине изображаемых предметов.
Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра.
Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений; проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.
Декоративное рисование
Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.).
Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.
Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.
Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Принципы:
-принцип эстетизации предметно – развивающей среды и быта в целом.
-принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
-принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
-принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
-принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).
-принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта.
-принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.
-принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.
-принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Формы реализации:
Система работы включает:
- ООД (занятия)
- беседы,
- наблюдения,
- рассматривания,
- игровые занятия с цветом,
- элементарные опыты с цветом и красками,
- наблюдения на экскурсиях,
- проблемно-игровые ситуации,
- ознакомление с жанрами искусства,
-рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.
Условия реализации:
Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, живые обитатели); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
Набор материалов и оборудования для изобразительной деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и для занятий по бессюжетной живописи. В группе созданы необходимые условия реализации программы.
-совместную деятельность педагога с детьми; например: конкурсные работы, коллажи и т.д.
-самостоятельную деятельность детей;
-проведение контрольно-диагностических занятий - 1 раз в конце каждого квартала;
-проведение занятий сопровождается использованием инструментов интерактивной доски; ноутбука, проектора.
-конструктивное взаимодействие с семьей. Формы: Родительские собрания, беседы, -консультации, проведение тематических лекций специалистов.
Прогнозируемые результаты
-Ребенок различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство);
Называет основные выразительные средства произведений искусства.
- Создаёт индивидуальные и коллективные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;
Использует разные материалы и способы создания изображений.
Учебно-тематический план
Учитывая контингент детей посещающих группу, в основном это дети разрыв возрастного диапазона которых составляет не больше 6 месяцев разработан учебно-тематический план. Расчет нагрузки ООД в рабочей программе осуществляется из расчета академических часов. Программа рассчитана на проведение ООД 72 занятий в год (2 раза в неделю), длительность проведения ООД – не более 30 минут.
Месяц | Вид и тема занятия | Целевые ориентиры | Дата |
РИСОВАНИЕ Сентябрь | |||
Рисование «Лето» | Учить детей отражать свои впечатления о лете в рисунке, располагая изображения на широкой полосе: выше, ниже по лтсту. | ||
Декоративное рисование на квадрате | Закреплять умение детей оформлять декоративную композицию на квадрате, используя цветы, листья, дуги. | ||
Рисование «Кукла в женском национальном костюме» | Закреплять умение детей рисовать фигуру человека, передавая строение, форму и пропорции частей. Учить изображать характерные особенности национальной одежды. | ||
Рисование «Поезд, в котором мы ездили на дачу (за грибами, в другой город).» | Закреплять умение рисовать поезд, передавая форму и пропорции вагонов. | ||
Рисование «Золотая осень» | Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит. | ||
Рисование «Придумай, чем может стать красивый осенний листок». | Развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество. Закреплять умение передавать сложную форму листа. | ||
Рисование по замыслу «На чём люди ездят» | Учить детей изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции. | ||
Рисование по замыслу «На чём бы ты хотел поехать» | Закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, изображать легко контур простым карандашом и закрашивать цветными. | ||
Октябрь | |||
Рисование по замыслу «Нарисуй свою любимую игрушку» | Учить рисовать по памяти любимую игрушку, передавая отчетливо форму основных частей и характерные детали. | ||
Рисование с натуры «Ветка рябины» | Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки, листа, их цвет. | ||
Рисование «Папа (мама) гуляет со своим ребенком по улице" | Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого. | ||
Рисование «Город (село) вечером». | Учить детей передавать в рисунке картину вечернего города, цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни. | ||
Декоративное рисование «Завиток» | Учить детей украшать лист бумаги крупной веткой с завитками; использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды). | ||
Рисование «Поздняя осень» | Учить детей передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит. | ||
Рисование по замыслу «Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце» | Учить детей отбирать из получаемых впечатлений наиболее интересные, развивать стремление отображать эти впечатления в рисунке. | ||
Рисование «Праздник урожая» | Учить детей передавать праздничные впечатления: люди, украшенные дома, машины, везущие урожай. | ||
Ноябрь | |||
Рисование «Мы идем на праздник с флагами и цветами» | Учить выражать впечатления от праздника, рисовать фигуры детей в движении. | ||
Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка | Воспитывать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение детей выбирать эпизод, который хотелось бы передать в ртсунке. | ||
Рисование «Как мы играем в детском саду» (Во что я люблю играть в детском саду») | Закреплять умение детей отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавать простые движения фигуры человека, удачно располагать фигуры на листе, рисовать крупно. | ||
Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи | Продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством, предлагать выделять характерные особенности городецкой росписи и создавать узоры по ее мотивам. | ||
Рисование «Наша любимая подвижная игра» («Кошки-мышки») | Формировать умение отбирать из личного опыта интересное содержание для рисунка, воплощать задуманное. | ||
Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи | Продолжать знакомство с городецкой росписью. Закреплять знания о характерных особенностях городецкой росписи. | ||
Рисование по замыслу «Нарисуй, что хочешь красивое» | Продолжать развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. | ||
Рисование с натуры «Комнатное растение» | Учить передавать в рисунке характерные особенности растения, форму цветочного горшка. | ||
Декабрь | |||
Декоративное рисование (дымковская игрушка) | Закреплять умение детей расписывать вылепленную фигурку, передавая характер народной росписи, соблюдая форму элементов, колорит. | ||
Рисование по замыслу | Развивать творчество, образные представления, воображение детей. | ||
Декоративное рисование «Городецкая роспись» | Познакомить детей с декоративным народным творчеством, предлагать выделять характерные особенности городецкой росписи и создавать узоры по ее мотивам. | ||
Рисование по замыслу | Учить детей выбирать содержание своего рисунка, продумывать композицию, цветовое решение. | ||
Декоративное рисование. "Гжель» | Познакомить детей с декоративным народным творчеством, предлагать выделять характерные особенности гжельской росписи и создавать узоры по ее мотивам. | ||
Рисование «Волшебная птица». | Развивать умение создавать сказочные образы. Закреплять навыки рисования цветными карандашами и закрашивания изображений. | ||
Рисование «Как мы танцуем на музыкальном занятии». | Учить детей передавать в рисунке различия в одежде девочек и мальчиков, движения фигур. | ||
Рисование «Сказка о царе Салтане». | Воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина, стимулировать желание нарисовать иллюстрации к его сказке. | ||
Январь | |||
Рисование «Новогодний праздник в детском саду» | Закреплять умение детей отражать в рисунке праздничное впечатление. Упражнять в рисовании фигур детей в движении. | ||
Рисование «Зимний пейзаж" | Учить передавать в рисунке образы знакомых песен, стихотворений; выбирать изобразительное содержание и отражать наиболее характерные особенности. | ||
Рисование героев сказки «Царевна-лягушка» | Развивать творчество, воображение. Учить задумывать содержание своей картины по мотивам русской народной сказки. | ||
Рисование по замыслу «Баба Яга и Леший» | Учить детей рисовать сказочные сюжеты: самостоятельно выбирать эпизод, обдумывать позы и характер взаимодействия героев. | ||
Декоративное рисование «Букет цветов» | Учить детей создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме по изделиям народного декоративно-прикладного творчества (павловские шали, жостовские подносы и т. д.). | ||
Рисование декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся» ("Лани гуляют") | Учить детей составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер, положение на листе | ||
Рисование с натуры керамической фигурки животного (лань, конь, олешек и др.). | Учить детей рисовать керамическую фигурку, передавая плавность форм и линий. Развивать плавность, легкость движений, зрительный контроль. | ||
Декоративное рисование «Букет в холодных тонах». | Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов. Учить создавать декоративную композицию, используя ограниченную гамму. | ||
Февраль | |||
Рисование «Золотые облака» | Продолжать знакомство детей с таким художественным материалом, как пастель. Совершенствовать приемы работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка). Учить передавать нежные цветовые нюансы. | ||
Рисование «Иней покрыл деревья». | Учить детей изображать картину природы, передавая строение разнообразных деревьев. | ||
Рисование «Сказочный дворец» | Учить детей создавать в рисунках сказочные образы. Закреплять умение рисовать контур здания и придумывать украшающие детали. | ||
Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи | Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. | ||
Рисование «Сказочное царство» | Учить детей создавать рисунки по мотивам сказок, изображать сказочные дворцы. | ||
Рисование по замыслу | Закреплять умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка. | ||
Рисование «Наша Армия родная». | Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавая образы солдат, летчиков, моряков; изображать их жизнь и службу. | ||
Рисование «Зима» | Закреплять умение передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы. | ||
Март | |||
Рисование «Мы с мамой улыбаемся» | Продолжать учить рисовать парный портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей (себя и мамы). | ||
Рисование иллюстрации к сказке «Морозко». | Воспитывать интерес к созданию иллюстраций к сказке. Формировать умение детей выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке. | ||
Рисование «Конёк Горбунок» | Учить детей самостоятельно выбирать для изображения эпизоды сказки, добиваться более полного их отражения в рисунке. | ||
Рисование с натуры «Ваза с ветками» | Учить детей рисовать с натуры, передавая форму вазы, конструкцию веток; красиво располагать изображение на листе бумаги. | ||
Рисование «Уголок групповой комнаты» | Развивать наблюдательность, умение отражать увиденное в рисунке, передавать относительную величину предметов и их расположение в пространстве. | ||
Рисование «Нарисуй, что хочешь, красивое» | Продолжать формировать умение детей видеть и оценивать красоту окружающего мира, стремление передавать красивые предметы, явления в своей творческой деятельности. | ||
Рисование по мотивам сказки «Мальчикс-пальчик» | Учить детей передавать в рисунке эпизод из знакомой сказки. Закреплять умение рисовать фигуры детей, передавать соотношение фигур по величине, придумывать композицию рисунка. | ||
Рисование «Бурый медведь». | Побуждать к самостоятельному поиску способов изображения бурого медведя по представлению или с опорой на иллюстрацию. | ||
Апрель | |||
Рисование «Кем ты хочешь быть». | Учить передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображать людей в характерной одежде, в трудовой обстановке, с атрибутами. | ||
Рисование «Мой любимый сказочный герой» | Учить детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа. | ||
Рисование по замыслу «Веселые качели» | Учить детей передавать в рисунке свои впечатления о любимых забавах и развлечениях. | ||
Рисование «Композиция с цветами и птицами» (по мотивам народной росписи). | Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Учить создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме. | ||
Рисование по замыслу | Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывали. | ||
Рисование «Обложка для книги сказок» | Учить детей передавать особенности построения рисунка или орнамента на передней и задней обложке книги, красиво подбирать цвета для узора к цвету бумаги, выбранной для обложки. | ||
Декоративное рисование «Завиток» (по мотивам хохломской росписи). | Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Совершенствовать умение выделять композицию, основные элементы росписи, цвет и использовать их в своем рисунке. | ||
Рисование «Субботник». | Учить детей отображать в рисунке труд людей: положение фигур, выполняющих ту или иную работу; разнообразные орудия труда. | ||
Май | |||
Рисование «Разноцветная страна». | Развивать воображение, творчество. Закреплять и расширять знания о цветах и их оттенках, возможном разнообразии цветового решения изображения. | ||
Рисование «Первомайский праздник в городе». | Учить детей передавать в рисунке впечатления от праздничного города. Закреплять умение составлять нужные цвета, оттенки на палитре, работать всей кистью и ее концом. | ||
Рисование «Цветущий сад" | Учить детей передавать характерные особенности весенних цветов. Закреплять умение рисовать простым карандашом и акварелью. | ||
Рисование с натуры «Цветы в вазе». | Учить детей передавать характерные особенности цветов и листьев, рисовать с натуры, передавать форму вазы. | ||
Рисование по замыслу. | Развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца, продолжать учить рисовать с использованием всех известных приемов рисования. | ||
Рисование «Весна» | Закреплять умение передавать в рисунке картину природы, характерные признаки весны. | ||
Рисование «Круглый год» («Двенадцать месяцев») | Закреплять умение отражать в рисунках знания и впечатления о жизни природы, труде, отдыхе людей в каждый месяц года, определяя содержание рисунка по своему желанию. | ||
Рисование по замыслу «Родная страна». | Закреплять умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно придумывать содержание, композицию рисунка, подбирать материал для рисования, доводить задуманное до конца. | ||
В связи с каникулярным временем, календарными праздниками; количество НОД, не вошедших в учебно-тематический план, перенесены в совместную деятельность ребенка и взрослого.
Итого: 72 ООД в год.
Педагогическая диагностика
Реализация программы по ознакомлению детей с изобразительной деятельностью у детей подготовительного дошкольного возраста предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Методическое обеспечение
Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации по обучению детей 2-7 лет разным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации.
Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада.
Т.С. Комарова Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.
О.А. Соломенникова Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. Методическое пособие.
«От рождения до школы» Программа воспитания и обучения в детском саду. (под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Наглядно-дидактические пособия для детей:
Серия «Народное искусство детям» .
«Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Музыкальные инструменты»;«Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».
Серия «Расскажите детям о…»:
«Расскажите детям о музыкальных инструментах»; «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле».
Серия «Искусство - детям»:
«Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».
Электронный ресурс:
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.
Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию (изобразительная деятельность) в ЦИПРе
Рабочая программа по изобразительной деятельности (дополнительное образование) в Центре игровой поддержки ребёнка. Возраст детей от 6 месяцев до 3 лет. Занятия проходят в виде игровых сеансов совместн...

Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельности изобразительное искусство для детей 4-5 лет. Воспитатель Зайцева Т.А.
Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельностиизобразительное искусство для детей 4-5 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с аппликацией во второй младшей группе ( Комарова Т.С )
Рабочая программа по ознакомлению с аппликацией во второй младшей группе (Т.С. Коморова) в рамках реализации программы " От рождения до школы" Н.Е Веракса...

Дополнительная рабочая коррекционно-развивающая программа по театрализованной и изобразительной деятельности.
Все дети любят подражать сказочным героям, представлять себя маленькими волшебниками, рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь театрально-художественная деятельност...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с аппликацией средней группе ( Комарова Т.С )
В рамках реализации программы " От рождения до школы" Н.Е Веракса,Т.С.Комарова,М.А Васильева дети4-5 лет ,средняя группа)...

Рабочая программа по ознакомлению с изобразительной деятельностью в детском саду (Т.С.Комарова)
Рабочая программа по ознакомлению с изобразительной деятельностью в детском саду (Т.С.Комарова) в рамках реализации программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Василье...

