рабочая программа по ознакомлению с изобразительной деятельностью в детском саду (Т.С.Комарова)
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Федяева Александра Валерьевна

Рабочаяпрограмма по ознакомлению с изобразительной деятельностью в детском саду (Т.С. Комарова)

 

в рамках реализации программы«От рождения до школы»

Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева.

(дети от 6 до 7 лет, подготовительная  группа)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_2025.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону « Детский сад №22»

УТВЕРЖДЕНО:

приказ №48 от 31.08.2023 г.

Заведующий МБДОУ №22

__________О.В. Сальникова

По ознакомлению с изобразительной деятельностью в детском саду (Т.С. Комарова)

в рамках реализации программы«От рождения до школы»

Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева.

(дети от 6 до 7 лет, подготовительная  группа)

Составители:

                             

                                                                                  воспитатели И.В. Плотникова

                                    А.В. Федяева

г. Ростов – на – Дону

                                                            2025 г.

Пояснительная записка

Нормативные основания.

Рабочая программа представляет собой учебно-методическую документацию; разработана  на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и методических пособий: Т.С. Комарова. «Занятия по ознакомлению с изобразительной деятельностью в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий»

в соответствии с требованиями:

 – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);  

–  Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрирована в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).

Вместе с тем нормативно-правовой основой для разработки рабочей программы являются такие нормативно-правовые акты, как:

–  ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

–  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Приказ МОН РФ от 30 августа 2013г. №1014;

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к  организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

– Устав МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детский сад № 22»;

– Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детский сад № 22»;

– Учебный план МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детский сад № 22» на 2023-2024 учебный год;

Календарный учебный график организации образовательной деятельности МБДОУ № 22 на 2023-2024 уч. год

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной  группы; разработана с учетом возрастных психологических особенностей детей 6-7 лет.

Направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,  формирования основ базовой культуры личности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, развитие интеллектуальных, психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, обучению в школе.

Направленность программы художественно-эстетическое развитие детей, расширение сенсомоторного опыта дошкольников, развитие и совершенствование графических и изобразительных навыков и умений, развитие изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающее желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Цель программы: формировать у детей устойчивый интерес к художественному творчеству, обогащать сенсорный опыт, развивать образное эстетическое восприятие, формировать эстетические суждения; воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.

Задачи:

-Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры.

 -Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

 -Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременноточность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.  

 -Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). -Развивать умение соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.

 -Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линии, завитков в разном направлении.

- Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш. ,

-Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.  

-Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды, развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

 -Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т.п.).

Сюжетное рисование

Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением; передавать различия в величине изображаемых предметов.  

Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра.

 Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений; проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

Декоративное рисование

Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.).

 Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.

 Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

 Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Принципы:

-принцип эстетизации предметно – развивающей среды и быта в целом.

-принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов.

-принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

-принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.

-принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).

-принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта.

-принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.

-принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.

-принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Формы реализации:

Система работы включает:

- ООД (занятия)

- беседы,

- наблюдения,

- рассматривания,

- игровые занятия с цветом,

- элементарные опыты с цветом и красками,

- наблюдения на экскурсиях,

- проблемно-игровые ситуации,

- ознакомление с жанрами искусства,

-рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

Условия реализации:

Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, живые обитатели); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Центры оснащены развивающими материалами:

Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,

Набор материалов и оборудования для изобразительной деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и для занятий по бессюжетной живописи. В группе созданы необходимые условия реализации программы.

-совместную деятельность педагога с детьми; например: конкурсные работы, коллажи и т.д.

-самостоятельную деятельность детей;

-проведение контрольно-диагностических занятий - 1 раз в конце каждого квартала;

-проведение занятий сопровождается  использованием инструментов интерактивной доски; ноутбука, проектора.

-конструктивное взаимодействие с семьей. Формы: Родительские собрания, беседы, -консультации, проведение тематических лекций специалистов.

Прогнозируемые результаты

-Ребенок различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство);

 Называет основные выразительные средства произведений искусства.

- Создаёт индивидуальные и коллективные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;

 Использует разные материалы и способы создания изображений.

Учебно-тематический план

Учитывая контингент детей посещающих группу, в основном это дети разрыв возрастного диапазона которых составляет не больше 6 месяцев разработан учебно-тематический план. Расчет нагрузки  ООД в рабочей программе осуществляется из расчета академических часов. Программа рассчитана на проведение  ООД  72 занятий в год (2 раза в неделю), длительность проведения  ООД – не более 30 минут.

Месяц

Вид и тема занятия

Целевые ориентиры

Дата

РИСОВАНИЕ

Сентябрь

Рисование «Лето»

Учить детей отражать свои впечатления о лете в рисунке, располагая изображения на широкой полосе: выше, ниже по лтсту.

Декоративное рисование на квадрате

Закреплять умение детей оформлять декоративную композицию на квадрате, используя цветы, листья, дуги.

Рисование «Кукла в женском национальном костюме»

Закреплять умение детей рисовать фигуру человека, передавая строение, форму и пропорции частей. Учить изображать характерные особенности национальной одежды.

Рисование «Поезд, в котором мы ездили на дачу (за грибами, в другой город).»

Закреплять умение рисовать поезд, передавая форму и пропорции вагонов.

Рисование «Золотая осень»

Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит.

Рисование «Придумай, чем может стать красивый осенний листок».

Развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество. Закреплять умение передавать сложную форму листа.

Рисование по замыслу «На чём люди ездят»

Учить детей изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции.

Рисование по замыслу «На чём бы ты хотел поехать»

Закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, изображать легко контур простым карандашом и закрашивать цветными.

  Октябрь

Рисование по замыслу «Нарисуй свою любимую игрушку»

Учить рисовать по памяти любимую игрушку, передавая отчетливо форму основных частей и характерные детали.

Рисование с натуры «Ветка рябины»

Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки, листа, их цвет.

Рисование «Папа (мама) гуляет со своим ребенком по улице"

Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого.

Рисование «Город (село) вечером».

Учить детей передавать в рисунке картину вечернего города, цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни.

Декоративное рисование «Завиток»

Учить детей украшать лист бумаги крупной веткой с завитками; использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды).

Рисование «Поздняя осень»

Учить детей передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит.

Рисование по замыслу «Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце»

Учить детей отбирать из получаемых впечатлений наиболее интересные, развивать стремление отображать эти впечатления в рисунке.

Рисование «Праздник урожая»

Учить детей передавать праздничные впечатления: люди, украшенные дома, машины, везущие урожай.

     Ноябрь

Рисование «Мы идем на праздник с флагами и цветами»

Учить выражать впечатления от праздника, рисовать фигуры детей в движении.

Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка

Воспитывать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение детей выбирать эпизод, который хотелось бы передать в ртсунке.

Рисование «Как мы играем в детском саду» (Во что я люблю играть в детском саду»)

Закреплять умение детей отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавать простые движения фигуры человека, удачно располагать фигуры на листе, рисовать крупно.

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи

Продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством, предлагать выделять характерные особенности городецкой росписи и создавать узоры по ее мотивам.

Рисование «Наша любимая подвижная игра» («Кошки-мышки»)

Формировать умение отбирать из личного опыта интересное содержание для рисунка, воплощать задуманное.

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи

Продолжать знакомство с городецкой росписью. Закреплять знания о характерных особенностях городецкой росписи.

Рисование по замыслу «Нарисуй, что хочешь красивое»

Продолжать развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца.

Рисование с натуры «Комнатное растение»

Учить передавать в рисунке характерные особенности растения, форму цветочного  горшка.

     Декабрь

Декоративное рисование (дымковская игрушка)

Закреплять умение детей расписывать вылепленную фигурку, передавая характер народной росписи, соблюдая форму элементов, колорит.

Рисование по замыслу

Развивать творчество, образные представления, воображение детей.

Декоративное рисование «Городецкая роспись»

Познакомить детей с декоративным народным творчеством, предлагать выделять характерные особенности городецкой росписи и создавать узоры по ее мотивам.

Рисование по замыслу

Учить детей выбирать содержание своего рисунка, продумывать композицию, цветовое решение.

Декоративное рисование. "Гжель»

Познакомить детей с декоративным народным творчеством, предлагать выделять характерные особенности гжельской росписи и создавать узоры по ее мотивам.

Рисование «Волшебная птица».

Развивать умение создавать сказочные образы. Закреплять навыки рисования цветными карандашами и закрашивания изображений.

Рисование «Как мы танцуем на музыкальном занятии».

Учить детей передавать в рисунке различия в одежде девочек и мальчиков, движения фигур.

Рисование «Сказка о царе Салтане».

Воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина, стимулировать желание нарисовать иллюстрации к его сказке.

      Январь

Рисование «Новогодний праздник в детском саду»

Закреплять умение детей отражать в рисунке праздничное впечатление. Упражнять в рисовании фигур детей в движении.

Рисование «Зимний пейзаж"

Учить передавать в рисунке образы знакомых песен, стихотворений; выбирать изобразительное содержание и отражать наиболее характерные особенности.

Рисование героев сказки «Царевна-лягушка»

Развивать творчество, воображение. Учить задумывать содержание своей картины по мотивам русской народной сказки.

Рисование по замыслу «Баба Яга и Леший»

Учить детей рисовать сказочные сюжеты: самостоятельно выбирать эпизод, обдумывать позы и характер взаимодействия героев.

Декоративное рисование «Букет цветов»

Учить детей создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме по изделиям народного декоративно-прикладного творчества (павловские шали, жостовские подносы и т. д.).

Рисование декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся» ("Лани гуляют")

Учить детей составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер, положение на листе

Рисование с натуры керамической фигурки животного (лань, конь, олешек и др.).

Учить детей рисовать керамическую фигурку, передавая плавность форм и линий. Развивать плавность, легкость движений, зрительный контроль.

Декоративное рисование «Букет в холодных тонах».

Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов. Учить создавать декоративную композицию, используя ограниченную гамму.

     Февраль

Рисование «Золотые облака»

Продолжать знакомство детей с таким художественным материалом, как пастель. Совершенствовать приемы работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка). Учить передавать нежные цветовые нюансы.

Рисование «Иней покрыл деревья».

Учить детей изображать картину природы, передавая строение разнообразных деревьев.

Рисование «Сказочный дворец»

Учить детей создавать в рисунках сказочные образы. Закреплять умение рисовать контур здания и придумывать украшающие детали.

Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи

Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением.

Рисование «Сказочное царство»

Учить детей создавать рисунки по мотивам сказок, изображать сказочные дворцы.

Рисование по замыслу

Закреплять умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка.

Рисование «Наша Армия родная».

Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавая образы солдат, летчиков, моряков; изображать их жизнь и службу.

Рисование «Зима»

Закреплять умение передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы.

     Март

Рисование «Мы с мамой улыбаемся»

Продолжать учить рисовать парный портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей (себя и мамы).

Рисование иллюстрации к сказке «Морозко».

Воспитывать интерес к созданию иллюстраций к сказке. Формировать умение детей выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке.

Рисование «Конёк Горбунок»

Учить детей самостоятельно выбирать для изображения эпизоды сказки, добиваться более полного их отражения в рисунке.

Рисование с натуры «Ваза с ветками»

Учить детей рисовать с натуры, передавая форму вазы, конструкцию веток; красиво располагать изображение на листе бумаги.

Рисование «Уголок групповой комнаты»

Развивать наблюдательность, умение отражать увиденное в рисунке, передавать относительную величину предметов и их расположение в пространстве.

Рисование «Нарисуй, что хочешь, красивое»

Продолжать формировать умение детей видеть и оценивать красоту окружающего мира, стремление передавать красивые предметы, явления в своей творческой деятельности.

Рисование по мотивам сказки

«Мальчикс-пальчик»

Учить детей передавать в рисунке эпизод из знакомой сказки. Закреплять умение рисовать фигуры детей, передавать соотношение фигур по величине, придумывать композицию рисунка.

Рисование «Бурый медведь».

Побуждать к самостоятельному поиску способов изображения бурого медведя по представлению или с опорой на иллюстрацию.

     Апрель

Рисование «Кем ты хочешь быть».

Учить передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображать людей в характерной одежде, в трудовой обстановке, с атрибутами.

Рисование «Мой любимый сказочный герой»

Учить детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа.

Рисование по замыслу «Веселые качели»

Учить детей передавать в рисунке свои впечатления о любимых забавах и развлечениях.

Рисование «Композиция с цветами и птицами» (по мотивам народной росписи).

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Учить создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме.

Рисование по замыслу

Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывали.

Рисование «Обложка для книги сказок»

Учить детей передавать особенности построения рисунка или орнамента на передней и задней обложке книги, красиво подбирать цвета для узора к цвету бумаги, выбранной для обложки.

Декоративное рисование «Завиток» (по мотивам хохломской росписи).

Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Совершенствовать умение выделять композицию, основные элементы росписи, цвет и использовать их в своем рисунке.

Рисование «Субботник».

Учить детей отображать в рисунке труд людей: положение фигур, выполняющих ту или иную работу; разнообразные орудия труда.

      Май

Рисование «Разноцветная страна».

Развивать воображение, творчество. Закреплять и расширять знания о цветах и их оттенках, возможном разнообразии цветового решения изображения.

Рисование «Первомайский праздник в городе».

Учить детей передавать в рисунке впечатления от праздничного города. Закреплять умение составлять нужные цвета, оттенки на палитре, работать всей кистью и ее концом.

Рисование «Цветущий сад"

Учить детей передавать характерные особенности весенних цветов. Закреплять умение рисовать простым карандашом и акварелью.

Рисование с натуры «Цветы в вазе».

Учить детей передавать характерные особенности цветов и листьев, рисовать с натуры, передавать форму вазы.

Рисование по замыслу.

Развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца, продолжать учить рисовать с использованием всех известных приемов рисования.

Рисование «Весна»

Закреплять умение передавать в рисунке картину природы, характерные признаки весны.

Рисование «Круглый год» («Двенадцать месяцев»)

Закреплять умение отражать в рисунках знания и впечатления о жизни природы, труде, отдыхе людей в каждый месяц года, определяя содержание рисунка по своему желанию.

Рисование по замыслу «Родная страна».

Закреплять умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно придумывать содержание, композицию рисунка, подбирать материал для рисования, доводить задуманное до конца.

В связи с   каникулярным временем, календарными праздниками; количество НОД, не вошедших в учебно-тематический  план, перенесены в совместную деятельность ребенка и взрослого.

                       

                                   Итого:    72  ООД  в год.

Педагогическая диагностика

Реализация программы по ознакомлению детей с изобразительной деятельностью у детей подготовительного дошкольного возраста предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.  

Методическое  обеспечение

Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации по обучению детей 2-7 лет разным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации.

 Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада.

Т.С. Комарова Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.

 О.А. Соломенникова Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. Методическое пособие.

 «От рождения до школы» Программа воспитания и обучения в детском саду. (под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Наглядно-дидактические пособия  для детей:

           Серия «Народное искусство детям» .

«Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Музыкальные инструменты»;«Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».

Серия «Расскажите детям о…»:

«Расскажите детям о музыкальных инструментах»; «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле».

Серия «Искусство - детям»:

«Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».

Электронный ресурс:

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию (изобразительная деятельность) в ЦИПРе

Рабочая программа по изобразительной деятельности (дополнительное образование) в Центре игровой поддержки ребёнка. Возраст детей от 6 месяцев до 3 лет. Занятия проходят в виде игровых сеансов совместн...

Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельности изобразительное искусство для детей 4-5 лет. Воспитатель Зайцева Т.А.

Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельностиизобразительное искусство для детей  4-5 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с аппликацией во второй младшей группе ( Комарова Т.С )

Рабочая программа по ознакомлению с аппликацией во второй младшей группе (Т.С. Коморова) в рамках реализации программы " От рождения до школы" Н.Е Веракса...

Дополнительная рабочая коррекционно-развивающая программа по театрализованной и изобразительной деятельности.

Все дети любят подражать сказочным героям, представлять себя маленькими волшебниками, рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь театрально-художественная деятельност...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с аппликацией средней группе ( Комарова Т.С )

В рамках реализации программы " От рождения до школы" Н.Е Веракса,Т.С.Комарова,М.А Васильева  дети4-5 лет ,средняя группа)...

Рабочая программа по ознакомлению с изобразительной деятельностью в детском саду (Т.С.Комарова)

Рабочая программа по ознакомлению с изобразительной деятельностью в детском саду (Т.С.Комарова) в рамках реализации программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Василье...