Студия декоративно-прикладного искусства «Русский колорит»
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Утехина Екатерина Александровна

Программа студии направлена на ознакомление детей с городецской, гжельской, хохломской, Полхов - Майданской росписями, вологодскими кружевами, Павлово - Посадскими платками, вышивкой, плетением, что способствует расширению знаний детей о народных промыслах России. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творческая студия 342.15 КБ

Предварительный просмотр:

Студия

декоративно-прикладного искусства

 «Русский колорит»

        

г. Южно- Сахалинск

2018г.

                                                 Паспорт

Название

Студия

декоративно-прикладного искусства «Русский колорит»

МБДОУ детский сад №12 «Лесная сказка»

г. Южно-Сахалинска

Основание

Приказ заведующей МБДОУ №12 «Лесная сказка»

№ 15-ОД  от 10.09.2018

Руководитель

Утехина Екатерина Александровна

Возраст детей

6 - 7 лет

Срок реализации

2018-2019 учебный  год

Цель

    Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Ожидаемый результат

 Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;

 Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;

 Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;

 Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;

 Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.

 Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

                                                                             Содержание

Пояснительная записка        4

Цели, задачи кружка        6

Структура занятия кружка        8

План работы с детьми.        9

Список детей…………………………………………………………………………………………………………………………………18

Приложения……………………………………………………………………………….....19

Пояснительная записка

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия». М.И. Калинин.

Проблема развития детского творчества, в настоящее время, является одной из наиболее актуальных. Как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. В наше время народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, компьютеры и телевизионные экраны. По сути своей это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах недостаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «От рождения до школы», я посчитала, целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому перед собой я поставила цель подарить детям радость творчества. Познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Разработанная программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на один год обучения и является попыткой обновления содержания изобразительной деятельности по разделу «Знакомство с народным искусством» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий. Новизной и отличительной особенностью программы «Русский колорит» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Программа студии направлена на ознакомление детей с городецской, гжельской, хохломской, Полхов - Майданской росписями, вологодскими кружевами, Павлово - Посадскими платками, вышивкой, плетением, что способствует расширению знаний детей о народных промыслах России. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Актуальность программы заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. На занятиях студии мы помогаем детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель: Формирование  основ художественной культуры ребенка через ознакомление с народным  декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

Обучающие:

  • Научить различать и называть народные игрушки, их характерные

особенности (дымковская, городецкая, гжель);

  • познакомить с новыми видами декоративно -прикладного искусства, в

которых применяются растительные элементы - городецкая, гжель, Полхов – Майдан;

  • научить различать виды народного декоративно-прикладного

искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях;

  • обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать чувство цвета, формы, композиции;

- развивать эстетическое восприятие;

- развивать творчество.

Воспитательные:

-воспитывать художественно – эстетический вкус;

- воспитывать уважение к народным традициям.

Условия реализации: Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в развивающей предметно-пространственной среде группы.

Программа студии рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с объемом 36 часов в год.

Срок реализации студии – учебный 2018-2019 год, сентябрь - май.

Расписание  занятий:   еженедельно  (четверг)

Длительность занятий:  25 минут

Форма проведения занятий с детьми в студии

-Беседы;

-Занятия на основе метода интеграции;

-Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

-Выставки в группе изделий русского декоративно-прикладного искусства;

-Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

-Просмотр видеофильмов;

-Дидактические игры;

-Использование силуэтного моделирования;

-Экспериментирование с различными художественными материалами;

-Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

-Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

-Рассказы педагога;

-Чтение художественной литературы;

-Изготовление альбомов;

-Составление творческих рассказов;

Ценность данной работы заключается в том, что дети познают русскую культуру (в частности с ее декоративно-прикладным искусством).

В работе используются различные методы и приемы:

-прием одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

-метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

-словесный метод  (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

-практический  метод (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

-эвристический метод (развитие находчивости и активности);

  -частично-поисковый метод;

 -проблемно-мотивационный метод (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

 -метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

-мотивационный метод (убеждение, поощрение);

-прием «Жест руки» (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

План работы с детьми

Сентябрь

1 неделя

Тема: Знакомство с работой кружка «Русский колорит»

Задачи: Познакомить детей с особенностями работы кружка «Русский колорит». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.

2 неделя

Тема: «Путешествие по народным промыслам»

Задачи: Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

3 неделя

 Тема: «Путешествие по народным промыслам. Выставка в группе детского сада»

Задачи: Познакомить детей с разнообразными художественными материалами. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

4 неделя

Тема: «Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла. Выставка декоративно-прикладного искусства в музыкальном зале детского сада»

Цели: Продолжать знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

Октябрь

1 неделя

Тема: «Барышни-франтихи» (Конструирование + рисование)

Задачи: Учить расписывать более сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, нанесению мелких элементов поверх крупных; учить самостоятельно, подбирать цвета для росписи куклы, цвет головного убора и жакета повторять в отдельных элементах узора на юбке; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус.

2 неделя

Тема: Лепка «Дымковский конь»

Задачи: Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками.

Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров и уважение к их труду. Продолжать учить детей лепить детали общей фигуры из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания.

Упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, оттягивания при выполнении отдельных элементов.

3 неделя

Тема: Рисование «Дымковский конь» (коллективная работа)

Задачи: Учить детей украшать силуэты изделия элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора (роспись по мотивам дымковской игрушки).

4 неделя

Тема: «Филимоновские игрушки. Рассказ об истории промысла»

Задачи: Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно- прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Ноябрь

1 неделя

Тема: Лепка «Филимоновские олени и коровки»

Задачи: Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.

2 неделя

Тема: Рисование «Филимоновский табунок».

Задачи: Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.

3неделя

Тема: Каргопольские легенды. Рассказ об истории промысла.

Задачи: Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи.

4 неделя

Тема: Рисование «Сказочная птица»

Задачи: Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Декабрь

1 неделя

Тема: Золотая Хохлома. Рассказ об истории промысла.

Задачи: Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.

2 неделя

Тема: Рисование «Шарфики для козлят»

Задачи: Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком».

3 неделя

Тема: Веселый Городец. Рассказ об истории промысла.

Задачи: Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи, используя технику рисования пальчиками

4 неделя

Тема: Рисование «Сарафан для Матрешки»

Задачи: Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками

Январь

1 неделя

Тема: Сине-белое чудо Гжели. Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада

Задачи: Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи

2 неделя

Тема: Лепка «Гжельские фигурки»

Задачи: Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умение лепить из глины, используя конструктивный способ.

3 неделя

Тема: Русская матрешка. Лепка матрёшки из солёного теста.

Задачи: Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству. Лепка фигурки матрёшки из солёного теста.

4 неделя

Тема: Рисование «Русские красавицы всем нам очень нравятся» (роспись матрёшки из солёного теста).

Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу, использовать нетрадиционную технику. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию.

Февраль

1 неделя

Тема: Знакомство с русским народным костюмом. Экскурсия в краеведческий музей

Задачи: Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно- прикладного искусства.

2 неделя

Тема: Рисование «Оденем Ваню и Маню в русский костюм»

Задачи: Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

3 неделя

Тема: Искусство Жостова. Рассказ о промысле.

Задачи: Познакомить детей с народным промыслом Жостова. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства.

4 неделя

Тема: Рисование «Жостовские подносы»

Задачи: Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края - кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме (круг, овал и т.д.). Использовать нетрадиционную технику рисования – пальчиками.

Март

1 неделя

Тема: Знакомство с богородской резной деревянной игрушкой.

Задачи: Познакомить детей с новым промыслом – богородскими резными игрушками. Познакомить с особенностями их изготовления, своеобразием композиции.

2 неделя

Тема: Рисование «Богородские игрушки» (графика)

Задачи: Продолжать знакомить детей с богородской резной деревянной игрушкой. Учить рисовать богородскую игрушку графическим способом, стараясь передать движение и строение персонажей. Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Уважение к их труду.

3 неделя

Тема: Знакомство с вологодскими кружевами.

Задачи: Познакомить с народным промыслом «кружевоплетение». Воспитывать уважение к мастерам. Дать представление о содержании и особенностях узора (симметрии, ритме). Воспитывать интерес к искусству кружевоплетения, вызвать эмоциональный отклик, желание самому творить.

4 неделя

Тема: Рисование «Праздничная скатерть»

Задачи: Закреплять знания о народном промысле «Кружевоплетение»; учить составлять узор на клейкой бумагу разной формы (круг, квадрат, полоса), передавая элементы узора, особенности рисунка. Учить аккуратно, «плести» кружева из знакомых форм (круги, полоски, точки, насноски, плетешок и т.д.) используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию.

Апрель

1 неделя

Тема: Знакомство с тряпичными куклами

Задачи: Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол.  Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.

2 неделя

Тема: Изготовление «тряпичные куклы»

Задачи: Обучать изготовлению тряпичной куклы; расширить знания в области декоративно прикладного искусства, воспитывать интерес к народному творчеству, развивать творческое воображение

3 неделя

Тема: «Знакомство с платками из Павловского Посада. Цветы»

Задачи: Познакомить детей с платками из Павловского Посада. Учить выделять элементы узора, расположение, сочетания цветов и оттенков. Учить рисовать цветы по мотивам Павлово - Посадских платков. Развивать чувство цвета и композиции.

4 неделя

Тема: «Уголок Павлово - посадского платка»

Задачи: Продолжать знакомить детей с работой Павлово - Посадских мастеров. Учить выделять кайму, цветы, угол платка. Учить украшать угол платка. Совершенствовать умение сочетать цвета фона и элементов узора. Воспитывать желание составлять коллективную композицию из четырех работ, объединив цветом фона.

Май

1 неделя

Тема: «Королева иголочка»

Задачи: Познакомить с ниткой и ее спутницей иголкой.

Учить вдевать нить в иголку, делать простейшие швы;

Прививать любовь и интерес к декоративно- прикладному творчеству;

Развивать мелкую моторику, гибкость и ловкость пальцев.

2 неделя

Тема: Плетение

Задачи: Познакомиться с историей плетения. Организация практической деятельности, направленной на овладение приёмами плетения из газетных трубочек. Познакомить с техникой кручения газетных трубочек;

3 неделя

Тема: Вышивка

Задачи: Познакомить с историей вышивки крестом; Научить изготавливать и пользоваться схемами вышивания.

4 неделя

Тема: «Итоговая коллективная работа детей «Я люблю свою Россию»

Задачи: Увидеть уровень владения знаниями и умениями детей в самостоятельной коллективной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Декоративно - прикладное искусство - русская матрешка"

Цель: Расширять представления детей о декаративно-прикладном искусстве - русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов....

Программа кружка по декоративно-прикладному искусству "Колорит"

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Работа по декоративно-прик...

Отчет о проводимой работе по ознакомлении с декоративно – прикладным и фольклорным видами искусства русского народа.

Работа по приобщению детей к народным истокам, декоративно – прикладного и фольклорному видам искусства русского народа. Работа проводится с учетом реализации межпредметных связей по разделам....

Занятие «Знакомство с искусством – русское народное декоративно-прикладное искусство»

Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного искусства: хохломского, жостовского, горо...