Конспект НОД по аппликации в средней группе детского сада "Украшение полотенца мордовским орнаментом"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Костькина Лариса Федоровна

Данный конспект НОД знакомит детей  с искусством мордовского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya_ukrashenie_polotentsa_po_programme_valdonya.docx256.46 КБ

Предварительный просмотр:

           Конспект НОД в средней группе по аппликации

на тему: «Украшение полотенца мордовским орнаментом»

Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства.

Задачи: продолжать знакомить детей с искусством мордовского народа;                учить детей вырезать элементы мордовского узора: крестик, уголок, квадрат; закрепить умение располагать узор на листе ( полотенце); закрепить навыки пользования кистью и клеем; воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства мордовских умельцев.

Оборудование: предметы национальной одежды мордовского народа; силуэты полотенец, украшенных мордовскими узорами; цветная бумага, кисти, клей, салфетки, ножницы по количеству детей.

Предварительная работа: беседа: «Мордовия – мой край родной», рассматривание альбома «Мордовский народный костюм», настольно- печатная игра «Щак-каряк някать», д/игры: «Подбери одежду», « Укрась платье».

Ход занятия:

Звучит мордовская музыка. На столе разложены предметы национальной одежды мордовского народа. На доске силуэты 2-3 полотенец, украшенных элементами мордовских узоров.

Воспитатель: Ребята, в какой республике мы живём?( В Мордовии) У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов.

-Какой цвет, более других, присутствует в мордовском орнаменте? (Красный и черный)

- Какие элементы узора мордовского орнамента вы знаете? (Квадраты, треугольники, крестики, уголки.)

-Где мы встречали мордовский орнамент? (На национальной одежде и предметах украшения: полотенцах, фартуках, наволочках, платках…)

-Панар ( рубаха), пулай (шерстяной пояс), панго ( эрзянский головной убор)

- Что это такое? (Это предметы национальной одежды мордовского народа.)

-Панар на мордовском языке означает - рубаха.

-А кто мне скажет, что такое пулай? (Пулай – это шерстяной пояс, которым обвязывают рубаху.)

-Что такое панго? (Панго- это эрзянский женский головной убор.)

-Сегодня у нас в гостях девочка Настенька. Она мордовочка. У неё в руках поднос с хлебом и солью, что говорит о гостеприимстве. На подносе красиво вышитое полотенце.

-Кто скажет, узор какого народа вышит на её полотенце? (мордовского)

-Перед вами полотенца с элементами мордовского узора. Давайте рассмотрим их.

   Дети рассматривают образцы мордовских узоров на полотенцах.

-Дети, назовите элементы мордовских узоров. (Крест, уголок, квадрат.)

-Здесь на краю подноса какие-то заготовки. Что бы могло это значить? Это заготовки полотенец, которые нужно разукрасить мордовским орнаментом. Хотите попробовать это сделать? Но сначала, давайте поупражняем пальцы.

Дети выполняют упражнение для пальцев. Бельевой прищепкой ( нужно проверить на свих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги ( от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок – глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. ( Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Воспитатель:

Итак, сегодня мы с вами будем украшать край полотенца.

- Посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас квадраты, сложенные пополам. На них отмечена часть, которую нужно вырезать. Будьте внимательны и осторожны при использовании ножниц.

Дети выполняют элемент «крест».

- Какой элемент у вас получился? (крест )

 Перед вами на столе прямоугольники. Согните их пополам так, чтобы получились квадраты. Разверните и разрежьте прямоугольники по линии сгиба.

- Какие элементы у вас получились? (квадраты )

- Составьте узор из полученных элементов.

Дети под музыку раскладывают узор на заготовке. Затем, после проверки воспитателем и индивидуальной помощи отдельным детям, дошкольники приступают к заклеиванию элементов.

Воспитатель:

- Посмотрите, как радостно смотрит Настенька. Ей очень понравились ваши работы. Саша, а тебе, чья работа понравилась больше всех? Почему?

- Ребята, узор какого народы мы сегодня выполняли? ( мордовского )

 Кто по национальности Настенька? ( мордовочка )

- Настеньке пора уходить. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке: Васедемозонк!

- С давних пор в Мордовии живут дружно люди разных национальностей: мордва, татары, русские. Они вместе работают, празднуют праздники, ходят, друг к другу, в гости. Пойдёмте и мы в гости к игрушкам (Дети идут в детский уголок.)

                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Украшение рукавички элементами коми орнамента"

Конспект занятия был провёдён с детьми старшей группы для проекта....

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Украшение рукавички элементами Коми орнамента"

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Украшеник рукавички элементами Коми орнамента"...

Конспект занятия по аппликации для средней группы детского сада, тема занятия «Украсим шляпку»

Систематизация элементарных знаний дошкольников о головных уборах...

Конспект занятия по аппликации в средней группе детского сада «Подарочек для мамочки».

Занятие разработано для детей 3-4 лет. На занятии дети закрепят умение работать с ножницами, создавать композицию и аккуратность. Так же воспитывается  отзывчивость, доброта, уважение к маме...

Конспект НОД по аппликации в средней группе детского сада "Ромашки".

Данный конспект НОД позволяет расширить знания детей о ромашке, как символе праздника "День, семьи, любви и верности"....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА, ТЕМА ЗАНЯТИЯ «УКРАСИМ ШАПОЧКУ ДЛЯ КРАСНОЙ ШАПОЧКИ»

Цель:Систематизировать элементарные знания дошкольников о головных уборах (беретки, шапки, шляпы, колпаки).Задачи:1. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, соответствующую радостно...

Проект по экологическому воспитанию в средней группе детского сада"Природа мордовского края"

Данный проект имеет познавательно- творческую направленность,расчитан на один учебный год и знакомит дошкольников с флорой и фауной республики Мордовия...