НОД художественно-эстетического развития по лепке из глины
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Усольцева Евгения Андреевна

Уточка по мотивам дымковской игрушки.

(конспект занятия по декоративной лепке из глины

в старшей группе)

Цель: Знакомство детей с традиционной народной культурой на материале дымковской игрушки.

Задачи:

1.Формировать умение выполнять лепку игрушки козлика скульптурным (лепки из целого куска путем вытягивания частей) способом лепки;

2. Закрепить знания детей о таких материалах как глина, дерево, пластмасс, резина, ткань;

3.Развивать чувство формы, пропорций;

4.Воспитать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, вызвать желание больше узнать о родной культуре.

Материалы и оборудование для занятия: образцы игрушек, глина, стека, доска для лепки, емкости с водой, салфетки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.odt28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уточка по мотивам дымковской игрушки.

(конспект занятия по декоративной лепке из глины

 в старшей группе)

Цель: Знакомство детей с традиционной народной культурой на материале дымковской игрушки.

Задачи:

1.Формировать умение выполнять лепку игрушки козлика скульптурным (лепки из целого куска путем вытягивания частей) способом лепки;

2. Закрепить знания детей о таких материалах как глина, дерево, пластмасс, резина, ткань;

3.Развивать чувство формы, пропорций;

4.Воспитать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, вызвать желание больше узнать о родной культуре. 

Материалы и оборудование для занятия: образцы игрушек, глина, стека, доска для лепки, емкости с водой, салфетки.

Ход НОД:

1. Организационный момент (3-4 мин.)

- Здравствуйте ребята, я дымковская барышня и часто бываю рассеянной и что-нибудь постоянно забываю. Меня пригласили в детский сад — я правильно пришла?

-ответы детей.

- А как он называется?

-ответы детей.

-А какое сегодня число?

-ответы детей.

- Тогда я вовремя и на месте. Вы любите играть? У меня есть волшебный ларец, который достался мне от одной известной волшебницы, хотите посмотреть что в нем? Тогда давайте открывать. Кто мне ответит из чего сделана эта игрушка (достаю и кладу на столе пять игрушек поочередно: матрешка из дерева, пирамидка из пластмассы, резиновый львенок, плюшевая игрушка, глиняный дымковский козлик)

- Молодцы, а теперь садитесь за стол. Я предлагаю вам поиграть в лото по новым правилам. Ваша задача набрать карточки не для себя, а для ближайшей игрушки раньше других. На карточках изображены игрушки из различных материалов — дерева, пластмассы, резины, ткани, глины.  Например, для матрешки вы набираете карточки с деревянными игрушками. Понятно? Тогда начнем.

Воспитатель подходит к каждому ребенку, а тот достает не глядя карточку с изображением игрушки и называет из чего она сделана и передает соответствующей игрушке на столе.

-Какие вы молодцы, в жизни бы не поверила что малыши младшей группы так легко справятся с такой игрой. Или я снова что-то напутала, вы ведь первая младшая группа?

- ответы детей.

- Вот это да! Значит я все-таки немного не туда попала. Ну раз уж зашла — похвалюсь вам, ведь я шла к малышам с подарками — дымковскими игрушками. Вот посмотрите. (достаю из дырявой сумочки одну игрушку) Ой, беда, я все игрушки растеряла, что же делать? Поможете мне сделать побольше игрушек? Тогда в путь, за мной.

Физкультминутка(1-2мин.)

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

За клубком мы побежим - в село Дымково спешим!

В мастерской нам не до скуки — для работы эти руки!

Вот мы и на месте, добро пожаловать в дымковскую мастерскую. Но для начала мне нужны подмастерии. Знаете кто это? Подмастерии во всем помогают мастерам, а заодно и сами учатся их ремеслу, работе.

Воспитатель одевает двум детям фартуки, девочке - кокошник, мальчику — фуражку.

-Подмастерии, помогите подготовиться нашим будущим мастерам.

Подмастерии вместе с воспитателем помогают остальным детям одеть фартуки.

2. Беседа о дымковской игрушке (1-2 мин.)

-Уточка — марфуточка

Бережком идет,

Уточек- марфуточек

Бережком ведет.

- А вы знаете, что в таких мастерских в селе Дымково на самом деле лепили посуду и только из остатков глины придумали различные игрушки, свистульки для детей. Ведь в те давние времена, когда зародилось это ремесло, игрушек у детей не было и мастера, желая порадовать малышей начали лепить животных, птиц и даже кукол. Их сушили в течение недели, обжигали в печи и только потом расписывали яркими красками. Так игрушки становились прочными и нарядными. Еще в старину верили, что такие свистульки берегут детей от злых духов. Ну что, вы готовы, мои мастера? Тогда давайте разомнем свои пальчики.

3. Пальчиковая гимнастика (1-2 мин.)

Прежде, чем лепить начать.
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера.
За работу всем пора.

4. Объяснение задания: последовательности лепки козлика (5-6 мин.)

- Возьмите в руки весь кусок глины и разделите его на две неравные части; больший кусок глины слегка сожмите.

- После того раскатайте этот комок глины в руках. У вас получится вот такая фигурка – овал.

- Возьмите нашу заготовку в обе руки и правой рукой вытягивайте один конец овала.

- У вас получится шея и голова уточки.

- От головы нужно вытянуть клюв, он у нее должен получится тупым

- Сзади, вытягиваем хвостик.

- Возьмите маленький кусочек глины и скатайте шар — это беретик для нашей уточки, его нужно закрепить на голове. Для этого слегка смочите его, тогда он лучше приклеится.

- А оставшийся кусок глины сожмите, и потом скатайте шар, одну сторону которого нужно прижать большим пальцем к дощечке. Так у нас получилась подставка для уточки

- Теперь нужно загладить все неровности. Для этого слегка смочите пальчики и погладьте свою уточку.

- Теперь возьмите стеку и нарисуйте уточке крылья по бокам и глазки на голове.

5. Физкультминутка (1-2 мин.) 

Подними ладошки выше и сложи над головой.
Что же вышло?
Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.
Подними ладошки выше, а потом согни дугой.
Кто же вышел?
Вышли утки – и пошли гулять гурьбой.
Подними ладошки выше и сложи перед собой.
Что же вышло?
Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.

6. Самостоятельная продуктивная деятельность детей (7-8 мин.)

Дети лепят игрушку из глины.

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия (2-3 мин.)

- С какой игрушкой вы сегодня познакомились, как она называется?

- Какие красивые игрушки у вас получились!

- Кому понравилось лепить из глины?

- Молодцы! Давайте соберем всех уточек на подносе, им предстоит еще хорошенько высохнуть, а через несколько дней мы сможем их раскрасить! А какую уточку мы с вами сегодня лепили?

Дети отвечают:

- Дымковскую.

- А зачем нам эти уточки понадобились, да еще и так много?

- У меня для вас есть небольшой подарок — пока ваши уточки будут сохнуть, вы сможете потренироваться в росписи дымковской игрушки на вот таких шаблонах. А сейчас давайте уберем в нашей мастерской.

Отправляйтесь в группу, до новых встреч.

Дети рассматривают слепленные игрушки. Подмастерии помогают убрать со стола.


Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепка из глины)

        Непосредственно – образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию лепка из глины построена  по программе «Детство» и в соответствии с ФГОС ДО. Условия проведения НОД отвечали нормам СанПин: чистое помещение, свежий воздух, хорошее освещение, мебель соответствовала росту детей, соблюдены правила техники безопасности.

Тема:«Уточка по мотивам дымковской игрушки»

Вид деятельности: изобразительная (лепка)

Тип деятельности: Ознакомительная

Продолжительность– 25 минут.

Цель: развитие интереса детей к декоративно - прикладному искусству, изобразительного творчества в лепке из глины

Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач построено с учетом интеграции образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

Образовательные:

- расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – дымковской игрушке

Развивающие:

- развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы лепки при создании животных;

- развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии предметов декоративно - прикладного искусства, художественного слова и произведений народного музыкального творчества;

- развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при изображении симметричных деталей (глаз, крыльев), мелкую моторику рук;

- совершенствовать умение отвечать на вопросы, презентовать свои работы;

- развивать творческое воображение; потребность в двигательной активности.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну, уважение к труду народных мастеров;

- воспитывать самостоятельность, чувство баланса и симметрии в композиции.

В ходе подготовки к непосредственно – образовательной деятельности были проведены:

- познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве;

- рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов;

- цикл непосредственной образовательной деятельности по лепке из пластилина;

- дидактические игры;

        Для реализации поставленных задач были использованы все группы методов (наглядный, словесный, практический) и приёмов. Их эффективность достигалась за счёт правильно подобранных средств обучения взаимосвязанных с содержанием образовательной деятельности, их объёмом, соответствием материала психологической и возрастной готовности воспитанников к его усвоению. С глиной дети работают впервые, поэтому была выбрана именно уточка, которая имеет минимум дополнительных деталей. Это фигурка проста в исполнении, поэтому как нельзя кстати подходит к ознакомительному с глиной занятию, чтобы заинтересовать детей, дать им уверенность в том, что они смогут выполнить и более сложные фигуры.

        Непосредственно образовательная деятельность состояла из трёх этапов, взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой.

        Организационный этап был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, переключение внимания воспитанников к предстоящей деятельности и стимуляцию интереса к ней.

        Эта цель была достигнута сюрпризным моментом — появлением дымковской барыни с ларцом, в котором спрятаны игрушки. Она появилась с  русской народной мелодией «Барыня», что способствовало более глубокому эмоциональному эстетическому восприятию увиденного и плавному переходу к основному этапу непосредственно – образовательной деятельности.

        Основной этап был подчинён главным задачам образовательной деятельности. Так, вопросы уточняющего, познавательного характера, дидактическая игра «Лото по новым правилам», – позволили актуализировать опорные знания и подвести к восприятию новых знаний.

        Открытие нового знания было предложено в форме специального рассказа, содержание которого предполагало последующую за ним постановку проблемы и создание игровой ситуации. Перед ребятами встала задача – помочь барыне слепить игрушки для детей первой младшей группы, которые барыня потеряла по пути в детский сад. Барыня на протяжении всего занятия рассеяна и забывчива с целью развития речи и самостоятельности детей.

        Переход к продуктивной деятельности включил в себя физкультминутку-бродилку в дымковскую мастерскую, что удовлетворило потребность детей в двигательной активности и подготовку мелкой моторики рук к лепке с помощью пальчиковой гимнастики. Церемония с перевоплощением в подмастерий с переодеванием в фартуки создала дополнительный благоприятный настрой на продуктивную деятельность.

        Музыкальное сопровождение по ходу продуктивной деятельности - способствовало развитию творческого воображения, поддержанию интереса, положительного эмоционального настроя на протяжении всей деятельности.

Физкультминутка проведенная во время работы позволила снять статическое напряжение, снизить утомление, повысить умственную работоспособность и перейти к следующему, заключительному этапу непосредственно – образовательной деятельности.

        На заключительном этапе проводился анализ детских работ, который предполагал положительную оценку результатов продуктивной деятельности всех детей и оценку детьми работ сверстников. Барыня договорилась встретится с детьми через неделю, чтобы раскрасить игрушки после того как они окончательно высохнут.

        В завершении заключительного этапа барыня подарила детям шаблоны для раскрашивания дымковских игрушек, чтобы дети потренировались в росписи, пока их игрушки будут высыхать.

        На протяжении всей непосредственно – образовательной деятельности осуществлялся индивидуальный подход, который проявлялся в оказании затрудняющимся детям помощи при выполнении заданий, в виде напоминания, дополнительного объяснения, показа, а также в учёте особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребенка.

        Таким образом, содержание образовательной деятельности, использованные методы и приёмы, средства обучения, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволило обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению её результативности и успешному решению поставленных задач.

        Затруднений в ходе проведенной непосредственно – образовательной деятельности не выявлено. Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности. Считаю, что цель непосредственно-образовательной деятельности достигнута, поставленные задачи решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Рабочая программа курса «От умения к творчеству» по разделу «Художественно – эстетическое воспитание. Изобразительная деятельность Лепка». для детей 4-5 лет срок реализации – 1 год

Предлагаемая программа по лепке рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю с октября по май включительно.Программа разработана на основе Программы художественного воспитания, обучения ...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки".

Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки"....

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект  по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...

Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»

Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...