Выступление на педсовете на тему: "АРТ-терапия в условиях детской больницы и санатория".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кузнецова Александра Валентиновна

Примерный перечень занятий по работе с гипсовым бинтоми и  салфетками для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_terapiya._material.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

АРТ-терапия в условиях детской больницы

Автор: Кузнецова Александра Валентиновна

СОДЕРЖАНИЕ

  1. АРТ-терапия в условиях детской больницы

(отделение травматологии)          2

  1. Воспитательная и обучающая работа педагога в данной

среде          3

  1. Примерный перечень занятий по работе с гипсовым бинтом        4

3.1. Основные задачи этих

занятий          ....5

  1. Примерный перечень занятий по работе с салфеткой        6
  2. Специфика работы воспитателя в данном

учреждении        6

Список литературы…………………………………………………..…9

   

АРТ-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

(Отделение травматологии)

Необходимость находиться в больнице - всегда стресс для ребенка. Если прибавить к этому плохое самочувствие, оторванность от привычных условий жизни, удаленность от своих близких,- то можно понять и частую смену настроения его, и отказ от непривычной пищи, и не всегда адекватную реакцию на желание войти с ним в контакт как других детей, так и взрослых.

В таких случаях на помощь педагогу приходят другие дети, уже адаптированные к условиям отделения, а также атмосфера игровой комнаты, где не последнюю роль играют стенды и панно, на которых выставлены детские работы.

Занятиям по изобразительной деятельности в нашем отделении уделяется большое внимание, так как именно этот вид деятельности позволяет ребенку как бы абстрагироваться от сиюминутной ситуации, а также взглянуть на себя с другой стороны - осознать себя творцом, автором работы, которая находит положительные отклики и у других людей. Кроме того, немаловажная причина, по которой дети активно занимаются именно этим видом деятельности, заключается в том, что результаты своего труда они могут взять домой, подарить их близким.

Для того, чтобы детям было интересно заниматься творчеством, в нашем распоряжении находятся не только карандаши, краски и фломастеры, а также витражные краски, бисер и бусы, пюсли, шариковый пластилин. Занимаемся мы и нетрадиционными видами изобразительной деятельности. Такими, как квиллинг, аппликация из салфеток. Последней была освоена работа с гипсовым бинтом.

Используя опыт и наработки в этой области воспитателя Лютиковой Н.Ф., я овладела техникой работы с ним, и с некоторых пор эти занятия стали приоритетны в работе с детьми.

Причиной этому послужили не только яркие и самобытные поделки из гипсового бинта, но и та неожиданность, которая кроется в работе с этим материалом. А кроме того, и тот факт, что этот бинт используется и при лечении самих детей как фиксатор травмоопасных суставов .

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ОБУЧАЮЩАЯ

РАБОТА ПЕДАГОГА В ДАННОЙ СРЕДЕ

При обобщении опыта работы больничного педагога необходимо учитывать тот фактор, что детский коллектив здесь - величина весьма непостоянная и разновозрастная, и уровень знаний и умений не всегда соответствует возрасту, обозначенному в карте ребенка. Здесь сказывается не только социальная значимость, но и количество перенесенных операций.

Поэтому первой задачей воспитателя является создание в отделении благожелательной обстановки, дружелюбных взаимоотношений между детьми, что просто необходимо, в конечном счете, для дальнейшего быстрого выздоровления ребенка.

В связи с тем, что дети в первую половину дня постоянно заняты лечебными процедурами основной акцент на занятия с воспитателем приходится на вторую половину дня.

Планирование занятий циклично и может повторяться до бесконечности в зависимости от состава детей и его направленности. Практически, это факультативы, направленные на расширение кругозора детей, на знакомство их с новыми видами деятельности . Воспитатель , как правило, занимается с группой детей, не превышающей пяти человек. Причем один, или даже двое из них, величина переменная,- могут прервать занятия и появиться через день, два, три и т.п. Их место занимается другими детьми. Поэтому одно и то же занятие повторяется три-четыре раза. Например, изготовление кукол заняло чуть ли не две недели: практически каждому хотелось сделать такую же.

Циклы занятий чаще всего зависят от материала. Наиболее полные циклы,- это работы детей с салфетками , с гипсовым бинтом, с бисером.

Ценность таких занятий прежде всего в развитии творческого потенциала, на фоне которого идет работа и по воспитанию дружелюбия и терпимости по отношению к окружающим, и по закреплению или получению новых навыков использования полученного материала. А также снятия стресса при помощи общения, получения положительных эмоций.

В такой системе занятий большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. И даже если идет работа в паре, акценты расставляются приоритетно наиболее нуждающемуся в нашем внимании, помощи, обучении.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ ПО РАБОТЕ С ГИПСОВЫМ БИНТОМ

  1. Декорирование форм, используя нанесение рисунка жгутиком и раскрашивание гуашью или акварелью.
  2. Открытки с цветочными мотивами. Жгуты и веревочки. Заполнение петелек (лепестки и листья, банты и насекомые) гипсовой массой. Раскрашивание,
  3. Контурные поделки. Основа: рисунок с крупными деталями (можно взять раскраски для малышей). Жгуты и веревочки.
  • Петушок.
  • Елочка. (Пока гипс на застыл, можно украсить бисером, блестками, звездочками.)

Большие дети, работающие самостоятельно, часто делают тематические работы. Такие как :

  • Девочка на качелях.
  • Аквариум.
  • Пряничный домик.
  • Три медведя.
  • Подсолнух.
  1. Работы из гипсового бинта на бумажной основе.

- Весенняя ветка.

Срезанная веточка обертывается бинтом. Из твердой бумаги вырезаются листья и лепестки. Каждый из них заворачивается в квадратик бинта. Через некоторое время каждый листик прикрепляется к ветке, а лепестки соединяются в один большой цветок и тоже крепятся к ветке.

- Кукла.

Из газеты формируется небольшой шар. Фиксируется бинтом. Из плотной бумаги делается конус, на который прикрепляется узкими полосками бинта голова. Из двух маленьких конусов получаются руки, которые также прикрепляются к туловищу. Основа готова. Затем дети укладывают волосы, головные уборы. Определяют, в какой одежде их кукла. Украшают ее. Раскрашивают. Таким же образом можно сделать деда Мороза, Снегурочку, Кота в сапогах. Если брали за основу цилиндр, получались красивые стаканчики для карандашей и вазы в виде птиц или кошек.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭТИХ ЗАНЯТИЙ

  1. Расширение творческого потенциала.

Дети видят, какие поделки стоят на выставке. Смотрят, как получается у других ребят. Сначала делают также. Потом ставится задача: чем отличается ваша работа от других, по каким признакам можно отличить именно твою работу, что в ней самого привлекательного. Можно ли про нее сказать, что такого еще ни у кого не было.

  1.  Закрепление полученных ранее навыков внимательного отношения к обучению, пониманию того, что говорится воспитателем, последовательному выполнению всех приемов работы с гипсовым бинтом ( отмеривание нужной длины, аккуратное намачивание, скручивание или обертывание, придание необходимой формы, фиксация положенияО.
  2. Развитие мелкой моторики.

Выкладывание силуэта по образцу. Украшение поделки мелкими бусинами и бисером. Плетение косичек. Мелкие детали для украшения одежды.

  1. Выведение из стресса.

Отвлечение на создание красоты. Получение положительных эмоций: - я это могу, я - творец;

  • мама будет рада, я возьму это домой;
  • больница - это не так уж это плохо; здесь даже и интересно.
  1. Решение социальных задач.

Дружелюбие.

Терпимость.

Оказание творческой и технической помощи более слабому и таким образом самоутверждение, активизация своих положительных черт и эмоций.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ

ПО РАБОТЕ С САЛФЕТКАМИ

  1. Украшение готовых форм ( стаканчики для салфеток, вазочки для цветов, коробочки для мелочевки).

Работа с рваными кусочками, комочками в виде шариков.

  1. Изготовление подарочных открыток.

Скручивание стебельков, шарики, а также маленькие конусы, получаемые в результате накручивания на острие карандаша.

  1. Листопад.

Поделка листьев и лепестков из салфеток, разрезанных на мелкие треугольники.

  1. Розы и бутоньерки.

Изготовление из салфеток букетов и композиций из роз.

  1. Коллективное создание картин и панно. Пейзажные и сюжетные композиции.

Основные педагогические задачи в основном те же, что и на предыдущих занятиях.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДАННОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Затрагивает не только его педагогическую деятельность, но и весь пакет документов, который также является неотъемлемой частью его работы.

Здесь, предпочтительнее, чтобы планы педагогов строились на их творческих способностях, на тех умениях, которые присущи именно той или иной личности.

У одного воспитателя этот может быть прекрасный дар общения. И тогда дети заходят в игровую просто поговорить. Обмен новостями, театральными сплетнями, рассуждения на тему что такое хорошо и что такое плохо чаще всего приводят к созданию доверительной обстановки, при которой дети именно к педагогу приходят со своими больничными проблемами, минуя врачей и родителей.

Основывая свою деятельность на том виде творчества, которое ему наиболее интересно, педагог выигрывает трижды.

Во-первых, увлеченный человек рассказывает о своем предмете с такими подробностями и с таким интересом, что как правило, вокруг него образуется своя группа приверженцев, которые будут помогать ему не только во время занятий, но и в остальное время.

Во-вторых, при таком взаимопонимании и общении друг с другом лучше усваивается сам предмет. Возникают более крепкие личностные связи между детьми. Положительные эмоции способствуют быстрейшему выздоровлению. Меняется отношение к больнице. Многие дети среднего возраста ( шести-десяти лет) просят, чтобы их еще здесь оставили ненадолго,- слишком многое они не успели сделать или договорить.

В-третьих, дети сами становятся носителями этого чуда: создания

красоты. И возвращаясь в наше отделение снова , они всегда рассказывают кого порадовали или удивили они своими подарками, кого научили чему-то. А если уж учителя по труду или рисованию поставили им за этот труд еще и оценки,- тогда восторгу и в самом деле нет предела.

Опираясь на вышесказанное, я хотела бы обратить внимание на то, что работа больничного педагога стоит особняком и ближе всего по сути работе социального педагога. Только тот имеет выход и на районную управу, и на классного руководителя и психолога, и на семью,- в больнице же все сосредоточено в одних руках, хотя задачи остаются теми что и в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова. Истоки диалога. М., 2003.
  2. Данилюк АЛ., Кордаков А.М., Тишков В.А. Конвенция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект. 2009.
  3. Клемантович И.П., Калмыков Г.А. Социальная педагогика. М., 2004.
  4. Клемантович И.П. Основы социально-педагогической деятельности. М., 2004.
  5. Казиева М. Сказка в русской живописи. М., 2002.
  6. Конвенция о правах ребенка. М., 2008.
  7. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. М., 2006.
  8. Мелик-Пашаев А.А., Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Чубук Н.Ф. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей. Дубна, 2009.
  9. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
  10. Монакова Н И- Развитие эмоциональной сферы дошкольника. Спб., 2008.
  11. Пахомова О.Н, Этика для малышей. М., 2004.
  12. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. М., 2003.
  13. Щвцнгхаммер Г. Игры с карандашом и бумагой. М., 2006.
  14. Щрррцдща Т А. Социально-нравственное воспитание. М.,

2004.

  1. Дщ]цднская АЛ. Разработка технологии личностно- орцентировдцного обучения. 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете Познавательно-речевое развитие ребенка в условиях ДОУ

Выступление на педсовете Познавательно-речевое развитие ребенка в условиях ДОУ...

Выступление на педсовете Познавательно-речевое развитие ребенка в условиях ДОУ

Выступление на педсовете Познавательно-речевое развитие ребенка в условиях ДОУ...

Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности в речевой коммуникации"

Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий  для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации....

Выступление на педсовете "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Детский сад – новый, важный период в жизни ребенка.  Для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс.  С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь с...

Выступление на педсовете «Развивающая предметно-пространственная среда – как условие ранней профориентации дошкольников»

Выступление на педсовете «Развивающая предметно-пространственная среда – как условие ранней профориентации дошкольников»...

Выступление на педсовете "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Выступление на педсовете "Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ"....