Тестопластика. Тульский пряник.
консультация по аппликации, лепке

Самошина Тамара Владимировна

Мастер класс

Тестопластика. Тульский пряник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klass_tulskiy_pryanik.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬННОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВИДНОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ПРОГИМНАЗИЯ»

КОНСПЕКТ

проведения МАСТЕР-класса

ТЕМА: «Тестопластика.Тульский пряник»

Провела:

Воспитатель

Т.В. Самошина

 

                                                           г.Видное

                                                             2019 г.

ЦЕЛИ:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

        - воспитывать  интерес к созданию фигур из пластических материалов (соленого теста);

        -  воспитывать любовь к своей семье и желание сохранять или привносить семейные традиции, отвечающие национальным (домашняя кухня, праздники);

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

        - продолжать учить работать с тестом, овладевать техникой выполнения лепки;

        - знакомить родителей и детей с конструктивным способом лепки: учить делить тесто на части, раскатывать, лепить пряники из валиков и жгутов;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

        - развивать  воображение, пространственное мышление, ручную умелость;

        - развивать координацию и синхронность обеих рук при выполнении работы;

        - развивать  восприятие формы, фактуры, цвета, пластики;

        - развивать интерес к истории и традициям национальной культуры.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

        - знакомство  с пластикой соленого теста

(экспериментирование ребенка с тестом);

        - показ детям тульские пряники;

        - подготовка теста (сдобного или соленого).

МАТЕРИАЛЫ:

        Лепные тульские пряники для показа (ОБРАЗЕЦ), готовое тесто (соленое или сдобное); клеёнки каждому  для работы, детские фартуки.

СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА

Уважаемые воспитатели!

        Сегодня очень интересная встреча – путешествие в мир изобразительного творчества. Мы с вами окажемся в мире пространственно-пластических образов, вместе сможем создать свой собственный маленький мир, сделанный собственными руками.

        На этом занятии мФ будем лепить. Но материал для лепки будет не совсем обычный – это соленое тесто, приготовленное в равных соотношениях соли и муки. А тема нашего занятия – «ТЕСТОПЛАСТИКА. ТУЛЬСКИЙ ПРЯНИК».

        Тесто – это очень интересный материал, который легко и без больших усилий изменяется, он очень «послушный» и «отзывается» на любое движение рук. И сегодня мыс вами увидим, как можно легко изменить тесто, придав ему любую форму.

        Почему все любят лепить? Зачем современному человеку лепка? На эти вопросы ученые-педагоги отвечают так: занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие  личности человека;

        - повышают сенсорную чувствительность (способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики);

        - развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

        - развивается синхронность и координация обеих рук ;

        - формируется умение планировать свою работу по реализации замысла, их умение предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

         Но самое главное в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного творчества, развивает эстетику, его умение видеть прекрасное.

         В процессе знакомства с тестопластикой мы увидим, какими свойствами обладает тесто: по своим свойствам похоже как на пластилин, так и на глину. Также, как из пластилина, из теста можно слепить красивые тульские пряники, которые в дальнейшем мы сможем использовать на занятиях по художественной литературе для иллюстрирования русских народных сказок и потешек. На занятиях по развитию речи могут составить описательные рассказы. В театрализованной деятельности – по мотивам русских народных сказок, песенок и потешек лепные пряники послужат своеобразными атрибутами, создающими атмосферу старинного быта.

II ЧАСТЬ. ПРАКТИЧЕСКАЯ

        Итак, тема нашего  МАСТЕР-класса – «ТУЛЬСКИЙ ПРЯНИК».

        Российский пряник являлся принадлежностью всех социальных слоёв – от царского стола до бедной избы. Мастеров, которые занимались пряничным производством, называли прянишниками.

        Очень велик был ассортимент пряников: медовые, сусляные (на пивном сусле), паточные, на розовой воде и на сухой малине, сахарные, битые. А «битыми» их называли  за то, что тесто для пряников взбивалось на яичных белках. Из печатных пряников особенно славились ТУЛЬКИЕ и ВЯЗЕМСКИЕ. На них перед выпечкой с помощью резных деревянных досок штамповали («печатали») различные узоры. Небольшие печатные пряники назывались «разгонями» - их раздавали остям в знак окончания пиршества. На некоторых пряниках оттискивали буквы алфавита, с их помощью детишки учились читать.

        А вот, собственно и сам герой нашего  МАСТЕР-класса – Тульский пряник.(Показываем).

        В Туле пряники выпекали еще в 1685 году. Особую популярность он приобрел в 19 веке. В Туле существовали целые династии пряничного дела: Гречихины, Белолипецкие, Сериковы, Шаболовские, Марковы, Полетаевы, Козловы. Ежегодно тульские пряничники выезжали со своим товаром на ярмарки и получали награды, чем прославили землю тульскую. Сегодня тульские пряники фабрики «Старая Тула» на многочисленных выставках были награждены дипломами и медалями. Тульские пряники стали лауреатами конкурса «100 лучших товаров России».

        Наша задача сегодня – научиться лепить тульский пряник.

        Предлагаю приступить к работе. Дети надевают фартуки, закатывают рукава одежды.

        ВОСПИТАТЕЛЬ. Давайте уточним технику лепки: скульптурным способом на основе широкого короткого цилиндра.

        Дети и родители начинают работать с тестом, обращаясь за помощью к образцу – выставленному оригиналу тульского пряника.

        По окончании работы дети выкладывают пряники для просушки.

        Воспитатель. Вот и получились у нас замечательные тульские пряники!

Уважаемые Воспитатели!

        Наш МАСТЕР-класс – «Тестопластика. Тульский пряник» закончен. Надеемся, что он доставил всем нам большую радость и эстетическое удовлетворение, а лепка будет способствовать еще и интеллектуальному и эмоциональному развитию,  и данный опыт пригодится Вам в повседневной педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. В.В. Гербова, Т.С. Комарова, Программа воспитания и обучения в детском саду, Москва, «Мозаика-Синтез», 2007.

  1. И.А. Лыкова, Мы лепили, иы играли – занятия с детьми, Москва, ООО «Карапуз-дидактика», 2007.

  1. Н.Д. Сорокина, Сценарии театральных занятий, Москва, «АРКТИ», 2007, с.29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Тульский пряник"

Презентация расскажет о пряничном ремесле....

Тульский пряник

Печатный пряник - самый популярный гостинец из Тулы. Со сладким красивым сувениром едут туляки к друзьям в другие города и страны....

Фотоотчет "Нетрадиционные техники рисования. Тульский пряник".

Отчет по мероприятию, на котором мы с воспитанниками познакомились с нетрадиционной техникой рисования специальной пастой....

Тульский пряник совместно с детками по Елань-Коленовски.

Друзья, сегодня праздник - самое время порадовать близких вкусненьким. Предлагаем вам испечь тульский пряник совместно с детками  по Елань-Коленовски. Необходимые продукты для приготовл...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Тульский пряник на меду».

Формирование интереса к истории, обычаям и традициям русского народа.Задачи:  Расширять представления об истории, обычаях и традициях русского народа через знакомство с Тульским пряником.Рас...

Пересказ рассказа С. Алексеева «Тульские пряники»

Цель: формировать умение пересказывать литературное произведение передавая целостное восприятие произведения в единстве его содержания и художественной формы ее смысл, эмоциональное отношение.Зад...

Из истории тульских пряников

Туляки не без гордости говорят, что знаменитый тульский печатный пряник -  восьмое чудо света. Ссылаясь на давние сказания, знатоки утверждают, что пряничное ремесло возникло в Туле гораздо раньш...