Кружковая работа "Умелые ручки"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря. Идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В.А.Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_aygul.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №6

с. Субханкулово муниципального района

туймазинский район Республики Башкортостан

                                                                                               Утверждаю

                                                                                                               Заведующий МБДОУ

                                                                                                          детского сада №6

                                                                                                        с. Субханкулово

                                                                                                                                   ___________Г.Р.Абунагимова

ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Автор составители:

Воспитатель: Калимуллина А.М.

Принято на педагогическом совете

Протокол №__ от_______20__г.

с.Субханкулово

Название программы: «Умелые ручки»

Для детей 4-5 лет

Направленность программы: художественно-эстетическая

Название организации: МБДОУ детский сад №6 с.Субханкулово.

Сроки реализации программы: один год

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря. Идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В.А.Сухомлинский.

Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

Данная работа направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. Ведь на данный момент ребенок недрстаточно подготовлен к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук. В процессе работы с аппликацией у детей активизируется мышление, речь, развиваются внимание, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.

Занятия по дополнительной программе проводится во второй половине дня с учетом равномерного распределения умственной и физической нагрузки на детей в течении недели.

Дополнительная образовательная Программа является рабочим документом.

Актуальность данной программы заключена в том, что расширяя возможности изобразительной деятельности, ребенок учится познавать мир и осозновать себя и свое место в нем.

Цель программы: развитие мелкой моторики рук, знакомство со способами аппликации из различных материалов, техникой моделирования, создания мозаики на пластилиновой основе.

Задачи:

Образовательные:

- Привить детям любовь к художественному слову.

- Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.

- Познакомить с видами нетрадиционного изображения.

- Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

- Формировать умения детей наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.

- Учить выделять изделия башкирского декоративно-прикладного искусства из группы изделий и предметов быта.

- Учить украшать коврики элементами башкирского орнамента.

Развивающие:

- Развивать умение детей создавать выразительные образы посредством объема и цвета.

- Развивать умение детей делать фон для работы, использовать приемы лепки: раскатывание круговыми и прямыми движениями, сглаживание, сплющивание, размазывание.

- Развивать твердость рук, технические навыки.

- Развивать пространственное воображение.

- развивать творческое воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к аппликации по мотивам башкирского орнамента.

- Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

- Воспитывать отзывчивость на красоту узоры национального башкирского костюма.

Коррекционные:

- Развивать чувства цвета, пропорции, ритма.

- Развивать мелкую моторику, глазомер.

- Развивать мышление, восприятие, память.

Формы и режим занятий: групповые занятия 1 раз в неделю, во ворой половине дня, длительностью 15-20 мин.

Предполагаемые результаты:

 - приобретет навыки владения техникой изобразительного искусства – аппликацией;

- будет способен создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;

- обретет произвольность, усидчивость;

- будет иметь развитую мелкую моторику пальцев, творческое мышление, восприятие, память;

- приобретет устойчивый интерес к занятиям.

Учебно – тематический план:

Месяц

Наименование тем

Количество часов

Сентябрь

«Веселая гусеница»

1

«Воздушные шарики»

1

Октябрь

«Жучки и паучки»

1

«Лодочки под солнцем» (аппликация с элементами рисования)

1

Аппликация "Башкирский палас"

1

Мозаичная аппликация «Яблочко»

1

Ноябрь

«Полосатый коврик»

1

«Рыбки играют» (аппликация с элементами рисования)

1

« Украсим платочек башкирским орнаментом»

1

«Листик» (мозаическая аппликация)

1

Декабрь

«Бусы на елку»

1

«Наша елочка» (аппликация с элементами рисования)

1

Сплошная аппликация "Орнамент башкирского народа»

1

«Зимушка, зима»

1

Январь

«Снеговик»

1

«Шарфик для мишутки»

1

«Украшение юрты»

1

«Зайчик»

1

Февраль

«Веселый поезд»

1

«Ракета»

1

«Открытка ко дню  защитника отечества».  ( Аппликация из макарон)

1

«Башкирский ковер»

1

Март

«Красивые салфетки»

1

«Букет роз»

1

"Бабушкин сундук

1

«Экзотические рыбки».   (Аппликация из семян тыквы)

1

Апрель

«Сосульки на крыше» (аппликация с элементами рисования)

1

«Тучи по небу бежали» (коллективная композиция)

1

Чайник с башкирским орнаментом

1

« Первые цветы»

1

Май

«Воробьи в лужах» (коллективная аппликация с элементами рисования)

1

«Бабочка красавица»

1

Итого: 32

Содержание программы

Теоретические знания

Расширение представлений о животном, растительном мире, о явлениях природы: беседы, рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов, энциклопедий, фотографий.

Мотивация через использование художественного слова: потешки, стихи, сказки, рассказы, пальчиковая гимнастика.

Практические умения

  • Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
  • Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
  • Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.
  • Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
  • Освоение приемов размазывания пластилина подушечкой пальца.
  • Освоение правильной постановки пальца.
  • Освоение приемов отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
  • Научиться работать на ограниченном пространстве.
  • Научиться не выходить за контур рисунка.
  • Использовать несколько цветов пластилина.
  • Для выразительности работ, научиться использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.).
  • Научиться доводить дело до конца.
  • Научиться аккуратно,  выполнять свои работы.
  • Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
  • Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
  • Научиться действовать по образцу воспитателя.
  • Научиться действовать по словесному указанию воспитателя, самостоятельно решать творческие задачи.
  • Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
  • Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Возраст детей: 4-5 лет

Название темы

Задачи

Методы и приемы организации

«Веселая гусеница»

Воспитывать интерес к аппликации; вспомнить правила пользования кистью, клеем, салфеточкой; развивать творчество.

Игровой, наглядно – словесный рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

«Воздушные шарики»

Формировать у детей наклеивать «шары» поочередно, учитывая их цвет; закрепляем и отрабатываем знания и умения работы с клеем; развиваем чувства ритма и цвета.

Практический, наглядно-словесный. Выполнение работ, рассматривание иллюстраций, муляжей «грибы», беседа, показ воспитателем, выполнение по образцу, индивидуальная работа

«Жучки и паучки»

Закрепляем навыки приклеивания и украшения (усики, лапки, кружочки), основной детали; развиваем глазомер, чувство формы и композиции

Игровой, наглядно – словесный, рассматривание иллюстраций, загадывание загадки, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

«Лодочки под солнцем» (аппликация с элементами рисования)

Учим из круга вырезать две лодочки, а море изобразить восковыми мелками; развивать композиционные умения

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

Аппликация "Башкирский палас"

- расширять представление детей о быте башкирского народа;

-учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;

-закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницами;

-развивать чувство цвета, радостное настроение;

-воспитывать интерес к занятию, развивать желание узнать о родном крае.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

Мозаичная аппликация

«Яблочко»

Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую,

соблюдая расстояние между ними.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

«Полосатый коврик»

Закрепляем навыки приклеивания; развиваем глазомер и чувство композиции, воспитываем аккуратность, интерес к народному декоративно-прикладному искусству

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

«Рыбки играют» (аппликация с элементами рисования)

Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа; развивать мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к своему  творчеству

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

« Украсим платочек башкирским орнаментом»

- знакомство детей с башкирским национальным женским костюмом;

- уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: шапка из меха, камзол, платье, украшенное серебряными монетами;

- поддерживать у детей интерес к башкирской подвижной игре «Разноцветные платочки» - башкирская народная мелодия, обработка А. Кубагушева;

- учить правильно, симметрично располагать орнамент;

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа

«Листик» (мозаическая аппликация)

Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа

«Бусы на елку»

Закреплять навыки вырезания разноцветных полосок и склеивание их между собой; вызвать у детей приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение стихотворений, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу.

«Наша Елочка» (аппликация с элементами рисования)

Продолжаем формировать навыки вырезания: из квадратов разной величины вырезаем треугольники и складываем елочку, снег и снежинки дорисовываем карандашами; продолжаем вызывать у детей приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

Сплошная аппликация "Орнамент башкирского народа»

- продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом - квадратом, его контрастной, цветовой гаммой,

- учить правильно, симметрично располагать орнамент,

- закрепить навык наклеивания, развивать чувство цвета, радостное настроение.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

«Зимушка, зима».

Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

«Снеговик»

Продолжаем формировать навыки вырезывания; развиваем глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитываем аккуратность, интерес к аппликации.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

«Шарфик для мишутки»

Продолжаем закреплять навыки вырезывания и наклеивания; развиваем  чувство цвета и ритма, воспитываем художественный вкус.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

«Украшение юрты»

- закреплять навыки вырезывания одинаковых фигур из бумаги сложенной пополам, навыки симметричного вырезывания,

- закреплять знания об элементах башкирского орнамента, его названия,

 - учить детей правильно подбирать цветовую гамму,

- ориентироваться на листе бумаги;

- развивать художественный вкус, творческое воображение, самостоятельность и аккуратность в работе;

- воспитывать интерес к культуре и творчеству башкирского народа.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

« Зайчик»

- учить на бархатной  бумаге изображать по силуэту  зайчика из ваты , дополняя  пейзаж деталями из цветной бумаги.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

«Веселый поезд»

Совершенствовать умение детей держать ножницы и резать ими по прямой; развивать согласованность в работе глаз  и рук; воспитывать аккуратность и интерес к своему творчеству

Игровой, наглядно- словесный, рассматривание предыдущие работы, беседа практический (выполнение работ детьми)

«Ракета»

Совершенствовать умение детей создавать и вырезать ракеты; развивать комбинаторные способности4 воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в ИЗО деятельности

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

«Открытка ко дню  защитника отечества».  ( Аппликация из макарон).

Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей;

- аккуратно приклеивать на картон.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

«Башкирский ковер»

- продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом его контрастной цветовой гаммой;

- учить правильно, симметрично располагать орнамент.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

«Красивые салфетки»

Совершенствовать умение детей вырезать из квадратов (треугольники, кружочки), из полосочек (квадраты, прямоугольники); показать зависимость орнамента от формы салфетки; подходить творчески к выкладыванию орнамента

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

«Букет роз»

Совершенствовать умение детей скручивать бумагу в жгутики по спирали; закреплять навыки приклеивания жгутика по кругу; развивать мелкую моторику, глазомер, воспитывать эстетический вкус.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

"Бабушкин сундук.

- изготовление аппликации по башкирским мотивам;

 - сформировать понятие о башкирском народном орнаменте

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа

«Экзотические рыбки».    (Аппликация из семян тыквы).

- учить аккуратно приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа

«Сосульки на крыше» (аппликация с элементами рисования)

Вызвать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками; продолжать учить резать ножницами, самостоятельно регулируя длину разрезов; показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой; развивать чувство цвета, формы и ритма.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

«Тучи по небу бежали» (коллективная композиция)

Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики; вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа; развивать мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

Чайник с башкирским орнаментом

- изготовление аппликации по башкирским мотивам;

 - сформировать понятие о башкирском народном орнаменте

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

« Первые цветы»

Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

«Воробьи в лужах» (коллективная аппликация с элементами рисования)

Совершенствовать умение детей вырезать круги (лужу, туловище воробья) способом последовательного закругления четырех уголков квадрата; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

«Бабочка-красавица»

Показать способ вырезывания бабочек из бумаги, сложенной пополам; развивать творческое воображение; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

Игровой, наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, индивидуальная работа.

Материально-техническое обеспечение программы

  1. Пластилин (разных цветов)
  2. Цветная бумага
  3. Стеки
  4. Цветной картон
  5. Салфетки
  6. Трафареты, шаблоны животных, насекомых и других предметов
  7. Бросовый материал
  8. Предметные картинки
  9. Нитки
  10. Ножницы
  11. Клей
  12. Кисточки
  13. Краски

Список литературы:

  1. Агапова И., Давыдова М. «Игры с пальчиками для развития речи» М.ООО ИКТЦ «Сада»,2011
  2. Брозаускас Л.Г. «Развиваем пальчики. Игры для развития мелкой моторики И.Д. «Литера», 2008.
  3. Богатеева З.А. занятие аппликацией в детском саду. Книга для воспитателей детского сада.
  4. Лыкова И.А. изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование конспекты, методические рекомендации М.: «КАРАПУЗ», 2009.-144с.
  5. Маврина Л. «Аппликация. Занятия дома и в детском саду. 4-5 лет. Выпуск 1»
  6. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Играем пальчиками – развиваем речь. М.:2008

                                    Критерии оценки учебных навыков детей

Критерии (индикаторы)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Творческая активность

Повышенный интерес, творческая активность

Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога.

Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

Новизна, оригинальность

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «Индивидуальный» подчерк детской продукции

Ребенок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога.

Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками.

Сенсорные способности (чувства цвета, формы)

Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.

Есть незначительные искажения. Отступления от окраски .

Форма не удалась, искажения значительные. Безразличные к цвету,одноцветность.

Композиция

По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами.

На полосе листа с незначительными элементами.

Не продумано, носит случайный характер.

Общая ручная умелость

Хорошо развита моторика рук, аккуратность.

Ручная умелость развита.

Слабо развита моторика рук.

самостоятельность

Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца.

Требуется незначительная помощь.

Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план кружковой работы "Умелые ручки"

Воспитываю интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений....

Кружковая работа "Тестопластика "Волшебные ручки".

Развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей инте...

План кружковой работы « Очумелые ручки»

План кружковой работы на 2012-2013 год« Очумелые ручки»...

Методическая разработка кружкового объединения "Умелые ручки"

СодержаниеПояснительная записка:Актуальность;Цели программы;Задачи программы;Принципы.Список детей посещающих кружок.Расписание образовательной деятельности и режим работы.Организационно-м...

Перспективный план кружковой работы «Очумелые ручки».

Цель: формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладног...

Перспективное планирование кружковой работы по ручному труду "Умелые ручки".

Перспективное планирование по ручному труду в старшей группеКружок «Умелые ручки»№п/пТемаЗадачиматериалы1«Смешные человечки»Учить детей делать игрушки из природного материала. Развивать творческое воо...