РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ (художественно-эстетическое направление) «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»
рабочая программа по аппликации, лепке

Батманова Олеся Олеговна

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.). Данная техника хороша тем, что она доступна детям как младшего, так и старшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platnye_uslugi_smirnova_o.o.docx70.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,

тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru

РАССМОТРЕНО                                                                                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете                                                                                                                              Заведующая МБДОУ

протокол №                                                                                                                                                «Детский сад «Теремок»

от       .       2019г.                                                                                                                                                              Н.А.Попова

                                                                                                                                            Приказ №        от       .        .2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ

 (художественно-эстетическое направление)

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

Срок реализации программы: 1 год

 (Возраст: 5-6 лет)

Составитель программы:

старший воспитатель Батманова О.О.

Овгорт, 2019г.

Структура

I. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи реализации Программы

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1.4. Характеристика возрастных особенностей детей

1.5. Планируемые результаты освоения программы

II. Содержательный раздел программы

2.1. Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям

2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

III. Организационный раздел

3.1.Описание материально-технического обеспечения программы, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.3. Распорядок и/или режим дня

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

I. Целевой раздел программы.

1.1. Пояснительная записка.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский

Платные дополнительные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках деятельности по реализации образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, финансируемых из бюджета. Платные дополнительные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств родителей (законных представителей) воспитанников на условиях добровольного волеизъявления и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.

Реализация дополнительных платных услуг осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

- Гражданским кодексом РФ;

- Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июля 2013г. № 55 – ЗАО «Об образовании»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013г. N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

- постановлением Главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 26 от 15.05.2013г.;

- письмом Министерства образования и науки РФ «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014г N 08-249., комментарии к разделу II пункта 2.5.;

- письмом Министерства образования и науки РФ «Об оказании платных дополнительных услуг в дошкольном образовании» N 08-1947 от 4 декабря 2014г.

-положением об оказании платных дополнительных услуг в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Теремок».

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.). Данная техника хороша тем, что она доступна детям как младшего, так и старшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.

Пластилинография — это один из сравнительно новых видов изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот вид представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинография производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.

Такое построение занятий способствует более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме дети обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием пластилинографии в образовательной программе с дополнительным количеством времени по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. Также данная программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

1.2. Цели и задачи реализации Программы.

Цель: совершенствование изобразительных умений, навыков и творчества детей через продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии.

Задачи программы:

1. Обучающие:

- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.

- Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

- Учить работать на заданном пространстве.

2. Развивающие: 

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение.

- Развивать у детей творческую активность и инициативу.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

3. Воспитательные:

- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

- Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

- Формировать умение работать в коллективе.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

4. Коммуникативные:

- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Формы проведения занятий:

- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;

- Практические – упражнения, игры, методы;

- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация;

- Словесные приемы – объяснение, пояснение, оценка (положительная оценка достижений ребенка является для него важным стимулом развития и дальнейшей деятельности);

- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

    Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

1. Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве.

2. Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка.

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина.

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца.

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы.

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.

- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.

- Научиться действовать по образцу воспитателя.

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.

     3. Итоговый

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Организация деятельности детей: групповая, индивидуальная.

- Групповая: ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.

- Индивидуальная: предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения.

Структура занятий:

1. Беседа.

2. Самомассаж рук, пальчиковая гимнастика.

3. Изготовление картины.

4. Релаксация.

5. Анализ работы.

На занятиях целесообразно включить просмотр мультипликационных фильмов, выполненных с помощью пластилина («Пластилиновая ворона», мультфильмы из серии «Гора самоцветов» и т.д.)

           Итогом работы над изучаемой темой должно быть создание тематической композиции. Работы детей достойны всеобщего обозрения, такие выставки детям необходимы, как и каждому художнику, работы, находящиеся постоянно перед глазами, приучают к усвоению стандарта лепки, стимулируют стремление к лучшему. Выставка воспитывает уважительное отношение к работам товарищей и к искусству в целом. Выставку детских работ должны видеть и родители, поскольку она наглядно отражает уровень усвоения программы, уровень развития образного мышления.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Методы и приёмы: решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные методы и приёмы:

- общедидактические:

- Наглядные методы:

-Демонстрация наглядных средств. Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к технике пластилиновой графики.

-Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения – этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом. На каждом занятии показываю ребенку либо способ выполнения задания, либо выполненную работу с этим заданием.

-Показ образца используется в обучении анализа, в построение плана работы. Анализ детских работ в конце занятия (стараюсь привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь детям понять достижения и ошибки в изготовлении).

- Практические методы:

В развитии творческих способностей ведущая деятельность детей - художественная. Она состоит при условии овладения детьми общими и самостоятельными способами художественной деятельности и направлена на получение конкретного продукта. Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.

На занятиях дети изготовляют исходные формы, дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции – размещение предметов на плоскости.

Словесные методы: позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.

Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем.

Основной вид деятельности дошкольников игра, поэтому все занятия строятся на основе игрового сюжета, в котором присутствует мотивация детей к деятельности.

Игровые приемы: обыгрывание предметов, картин и игрушек, обыгрывание незаконченного и законченного изображения, игровые ситуации.

В работе используются информационно – коммуникационные и компьютерные технологии. На занятиях используется метод (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности, метод поисковых ситуаций.

Педагогические приёмы:

  • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
  • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
  • сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
  • свободного выбора.

1.4. Характеристика возрастных особенностей детей.

Возраст детей 5-6 лет. Особенностями данного возраста являются проявление произвольности всех психических процессов, повышенная чувствительность, ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

1.5. Планируемые результаты освоения программы.

Планируемые результаты освоения программы:

  • Эмоционально воспринимают содержание произведения.
  • Использует способы изображения - пластилинографией
  • Сформированы у детей изобразительные навыки.
  • Развит  интерес к художественной деятельности.
  • Запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки.
  • Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.).
  • С помощью выразительности создают образ в рисунке и лепке.
  • Оценивают то, что получилось.
  • Отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.
  • Формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
  • Холодную и теплую цветовые гаммы.
  • Выполнять изображения по представлению и с натуры, передавая форму, строение, характерные особенности предметов.
  • Создавать изображения по заданию педагога.
  • Создавать изображения по представлению и собственному замыслу.
  • Создавать рисунки по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
  • Изображать отдельные предметы и сюжеты.
  • Пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами. Смешивать краски, создавать оттенки.

Для определения результатов осуществляется диагностика (приложение 1), наблюдение.

Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной программы предполагает: индивидуальное наблюдение за каждым участником творческого процесса, самооценка воспитанника, оформление фотоотчетов и фотовыставок для родителей.

Форма подведения итогов:

• Организация выставок детских работ для родителей.

• Тематические выставки в ДОУ.

• Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года.

• Творческий отчет руководителя кружка.

• Оформление эстетической развивающей среды в группах (верандах) и т. д.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям

Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:

Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни, идет исследовательская образовательная деятельность, учатся выделять в предметах цвет и делать его объектом специального рассматривания, учатся выделять форму.

Социально-коммуникативное развитие: развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Речевое развитие: осуществляется обогащение пассивного и активного словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.

Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, способствующие развитию мелкой моторики обеих рук, выполняют гимнастику для глаз, профилактика нарушений психофизического развития детей.

Художественно-эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности, все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач, развиваются предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; происходит становление эстетического отношения к окружающему миру; реализуется самостоятельная творческая деятельность детей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Обучение предусматривает знакомство детей с таким видом работы с пластилином как пластинография. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ, и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

Цикл занятий по программе рассчитан на один год обучения. Продолжительность занятий не более 25 минут.

Занятия проводятся с января по май, по 8 занятий в месяц, в январе 4 занятия (зимние каникулы), в общем – 36 занятий. Занятия проводятся в игровой форме с использованием различных игр, физкультминуток, информационно-коммуникативных технологий и в соответствии с ФГОС.

№  НОД

Месяц

Тема НОД

Цель НОД

1 -2

Январь

Снеговик

Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.

Осваивать навыки мозаичной пластилинографии - скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета, слегка прижать. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании. Развивать мелкую моторику. Формировать умение испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.

Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к своей работе – рисунку.

3-4

Снежинка

Учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание. Расширять знания о природных явлениях, фантазию, общую и мелкую моторику. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.

Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к своей работе – рисунку.

1-2

Февраль

Разные деревья

Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.

Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанного рисунка, реализации конструктивного замысла.

3-4

Северное сияние

Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой».

Укреплять познавательный интерес к природе.

Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к своей работе – рисунку.

5-6

Сердечки

Познакомить с обратной пластилинографией (витражная)  - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура), использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.) Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук.

Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанного рисунка, реализации конструктивного замысла.

7-8

Кораблик для папы

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Учить создавать на плоскости полуобъемный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – пластилинографии. Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины; закреплять знания о российской армии,  развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.

Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанного рисунка, реализации конструктивного замысла.

1-2

Март

Подарок маме

к 8 марта

Закреплять знания детей о празднике. Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Отрабатывать умение выполнять лепную картину, сохраняя объём изображаемых предметов.

Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанного рисунка, реализации конструктивного замысла.

3-4

Наша матрешка

Познакомить с историей создания русской матрешки. Воспитывать интерес к народной игрушке.

Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике— пластилинографии.

Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.

Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанного рисунка, реализации конструктивного замысла.

5-6

Совушка-совы из сказки

Продолжать учить изображать сказочных героев с помощью пластилина. Совершенствовать умение передавать форму, используя знакомые способы лепки. Развивать чувство цвета.

Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к своей работе – рисунку.

7-8

Чудо-хохлома

Познакомить детей с цветовой гаммой и элементами хохломской росписи: ягоды, цветы, завитки.

Совершенствовать умение выполнять работу разными способами лепки.

Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами.

1-2

Апрель

Веселый клоун

Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства — портретом. Продолжать учить выполнять изображение клоуна в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии. Развивать чувство цвета.

Воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой.

3-4

Ракета в звездном небе

Закреплять знания детей о празднике. Продолжать закреплять умение выполнять работу в технике «Пластилинография», украшать изображение разными материалами (блёстки).

Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанного рисунка, реализации конструктивного замысла.

5-6

Подснежники в снегу

Учить создавать изображение «с натуры», используя изученные способы лепки, создавать выразительный образ посредством передачи объёма и цвета.

Укреплять познавательный интерес к природе.

Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к своей работе – рисунку.

7-8

Пасхальные яйца

Учить создавать выразительный образ предмета – «пасхального яйца», посредством передачи объёма, цвета, украшений. Формировать знания детей о традициях праздника, познакомить с историей и значением символов Пасхи; познакомить с новым видом пластилинографии – многослойная; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать фантазию, сенсорную сферу; воспитывать любознательность, интерес русской истории.

1-2

Май

Салют ко Дню победы

Учить создавать цветное изображение «Салюта» на плоскости при помощи пластилина; продолжать закреплять  умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами. Побуждать в самостоятельном выборе цвета, сочетании красок. Развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику пальцев рук; продолжать воспитывать интерес к пластилинографии.

3-4

Ромашки на лугу

Учить передавать форму предмета и природные особенности растения посредством пластилина. Закреплять навыки работы с пластилином: отщипывание, скатывание пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, умение не выходить за контур изображения; развивать мелкую моторику, глазомер, цветовосприятие, эстетический вкус. Воспитывать познавательный интерес к природе, расширять знания о полевых цветах

5-6

Бабочка-красавица

Учить изображать на горизонтальной плоскости природный объект  - «бабочку». Закреплять умения и навыки в работе с пластилином - отщипывать, скатывать между пальцами колбаски, шарики, упражнять в способе многослойной пластилинографии. Развивать творческое воображение, фантазию, внимание, общую и мелкую моторику пальцев рук; расширять знания о насекомых, воспитывать бережное отношение к природе.

7-8

Волшебные зонтики

Продолжать учить создавать цветное изображение «зонта» на плоскости при помощи пластилина; продолжать закреплять  умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами. Побуждать в самостоятельном выборе цвета, сочетании красок. Развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику пальцев рук; продолжать воспитывать интерес к пластилинографии.

2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи взаимодействия с семьями дошкольников:

- познакомить родителей с целью и задачами кружка

- Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.

- Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами рисования пластилином, развития воображения, творческих проявлений ребенка.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

Организация участия детей в конкурсах и выставках детского творчества; родительские собрания; консультации, мастер-классы.

План работы с родителями

Мероприятие

Дата проведения

1

Опрос родителей (законных представителей), знакомство с дополнительной программой

Декабрь 2017г.

2

Работа с документацией, диагностика, заполнение заявлений, договоров

Январь 2018г.

3

Консультация для родителей

Февраль 2018г.

4

Мастер-класс для родителей

Март 2018г.

5

Консультация для родителей

Апрель 2018г.

6

Творческий отчет для родителей (презентация работ)

Май 2018г.

Участие детей в конкурсах

Участие в выставках

В течение учебного года

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1.Описание материально-технического обеспечения программы. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

        Важным условием развития воображения при реализации  кружковой работы является  органическая взаимосвязь непосредственно-образовательной, деятельности из мягкого материала, а именно, пластилина с другими видами деятельности.  Кроме того, при проведении кружковой работы  учитываются рекомендации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, реализуются его основные принципы: индивидуализация,  поддержка детской инициативы, содействие и сотрудничество взрослого и ребенка. Место реализации программы: холл групповой ячейки.  

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. 

Предметно-пространственная среда включает в себя основное оборудование:

  • наборы пластилина, доски для лепки, стеки;
  • продукты для изготовления соленого теста;
  • краски гуашь, кисти (для раскрашивания)
  • настольно-печатные, дидактические игры;
  • наборы плакатов на различные лексические темы.

Основное оборудование: одежда, доска, нож (стека), материал (пластилин), оргалит или пластиковые крышки для основы (картон), демонстрационный материал.

Дополнительное оборудование: заостренные спички или зубочистки, бисер, декоративные элементы для оформления, мягкая чистая тряпка (для чистки рук и стеки по окончании занятий).

Рабочая одежда. Прежде всего, от пластилина необходимо защитить одежду ребенка, так как этот материал пачкает все и вся. Лучший вариант рабочей одежды для малыша – старая папина футболка. В ней ребенок закрыт со всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз до его запястий. Идеально в край рукава вставить резинку. Можно пользоваться рабочим халатиком с длинными рукавами или фартуком с нарукавниками.

Рабочий нож. Главный рабочий инструмент – нож. В лепке его называют стекой. Нож должен быть небольшим и легким, прямым, не складным, но, прежде всего – безопасным, с тонким и не слишком острым лезвием, с заостренным (но не острым) концом. В некоторых наборах к пластилину прилагаются готовые пластмассовые стеки, однако они слабо

удовлетворяют предъявляемым требованиям. Лучшая стека – пластмассовый одноразовый нож. У него тонкое, ровное или мелко зазубренное лезвие, обратная кромка прямая, как линейка. Он легкий и безопасный. Лезвие его достаточно прочное, чтобы разрезать брикет пластилина средней твердости. Обратная кромка послужит для контроля качества формы и пропорций.

Для основы чаще всего используется картон, кроме этого можно использовать оргалит, пластиковые крышки, одноразовые тарелки или глянцевые стеновые панели, разрезанные до необходимого размера (для коллективных работ).

Дополнительно для оформления и создания наиболее интересных работ используют бисер, природный материал, сухие макаронные изделия и крупы, вату, перья, блёстки и другие декоративные элементы.

Наглядные средства: 

Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин. 


3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Информационное обеспечение программы

В работе используется методика: 

- Н.Б.Халезовой (вопросы развития творческих способностей в лепке детей старшего дошкольного возраста);

 - Н.А.Курочкиной, Е.И.Корзаковой (о сенсорных основах детской лепки).

3.3. Распорядок и/или режим дня

Календарный учебный график

Дополнительные платные услуги рассчитаны и осуществляются с января по май: 2 раз в неделю, 8 раз в месяц. Общее количество занятий– 36.

Длительность занятий  соответствует  возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста, продолжительность занятий в группах: от 5 до 6 – не более 25 минут (вторник, четверг во 2 половину дня).

Возраст детей

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество занятий в месяц

Количество месяцев

Количество часов в месяц

Количество часов с января по май

5-6 лет

25 мин.

2

8

4+ пол января (2 недели)

3ч.20 мин

15 ч.

Список литературы

1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г.», 2006г.

2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г.», 2008г.

3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006г.

5.Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.

6. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду.: Кн. Для воспитателя дет.сада. 1986г.

7. Интернет ресурсы:  http://www.maam.ru/, http://ped-kopilka.ru/.

Приложение 1

Диагностика

Критерий                                     /                          ФИО ребенка

1

Создает знакомый образ посредствам пластилина на горизонтальной плоскости.

2

Создает целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей.

3

Умеет создавать рисунок, передавая особенности их строения и

архитектуры, характерные детали.

4

Сформированы у детей изобразительные навыки.

5

Развит  интерес к художественной деятельности.

6

Запоминает и узнает знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки.

7

Замечает изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.).

8

Отмечает выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.

9

Выполняет изображения по представлению и с натуры, передавая форму, строение, характерные особенности предметов.

10

Создает изображения по заданию педагога.

11

Создает изображения по представлению и собственному замыслу.

12

Создает рисунки по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

13

Изображает отдельные предметы и сюжеты.

14

Пользуется всеми изобразительными материалами и инструментами. Смешивает краски, создает оттенки.

Итого

высокий уровень –5баллов

средний уровень – 3 балла

низкий уровень – 0 баллов        

Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.

Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно

Приложение 2

Консультация для родителей

«Пластилинография – это интересно!»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полу объёмных предметов на горизонтальной поверхности.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки ребенка. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Развивается волевое усилие – дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца, формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), отмечается повышенный интерес к занятиям.

Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в памяти. Это позволяет уточнить уже усвоенные ребенком знания, расширить их и применять на практике.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином должен идти непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность.

Развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), что занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. При создании работы дети знакомятся со средствами художественной выразительности (пропорция, ритм, цвет, объем, фактура, колорит).

У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев, что необходимо для накопления социокультурного опыта ребенка.

Особенности используемого материала.

Пластилин – мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

1. Несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам.

2. В своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

1. Пластилин – материал объемный, а значит имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

2. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки можно снять лишний пластилин, не оставляя следов.

3. Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.

4. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

5. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных разминок и пальчиковых игр.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в работе важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, таких как, игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение и т.д.

Обучение рисованию в технике пластилинографии следует начинать с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка, а затем переходить к более сложным композициям. Также необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону деятельности.

Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому детям требуется поощрение. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания.

Приложение 3

Мастер-класс для родителей: «Рисование пластилином»

Цель: дать родителям знания о пластилинографии, как нетрадиционном способе рисования.

План.

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Заключительная часть.

– Добрый вечер, уважаемые родители. Спасибо что пришли на мастер-класс. Мастер-класс – это «умею сама, научу вас». Надеюсь, что наша встреча не пройдет даром и все чему вы научитесь пригодиться вам в воспитании и развитии ваших детей.

По словам психолога О. Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить».

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.

Чем любят рисовать ваши дети?

Ответы родителей.

- Как вы думаете, чем еще можно рисовать?

Ответы родителей.

– Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению; развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, мелкую моторику рук; будит фантазию; побуждает дошкольников к самостоятельности; формирует эстетический вкус; помогает воспитывать у детей трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

Кроме всего перечисленного он поможет вам разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу незабываемые минуты душевной близости.

Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусины) и природный материал.

В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще неокрепшим ручкам ребенка создавать свои первые рисунки. Начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных.

Сейчас я расскажу и покажу, как нарисовать пластилином гриб. Начну работу с ножки. Возьму кусочек белого пластилина и скатаю его колбаской, приложу готовую колбаску к ножке гриба на картонке, равномерно прижму получившуюся ножку и расплющу на основе. Для травки возьму несколько маленьких кусочков зеленого пластилина и скатаю небольшие колбаски, приложу их к нижней части ножки и расплющу в разные стороны. Теперь дело за шляпкой. Возьму кусок красного пластилина, скатаю шарик, приложу в центр шляпки. Затем, сплющивая, равномерно распределяю пластилин по всей шляпке гриба. А теперь разглажу на шляпке неровности и выступающие детали. Скатаю маленькие шарики из белого пластилина и путем сплющивания прикреплю их к шляпке. Гриб готов.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать более двух цветов не рекомендуется. Существует два способа получения разнообразных оттенков:

- Первый - смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно;

- Второй - взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для придания поверхности блеска, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому примерно в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный настрой родителей и ребенка. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребенку радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

А сейчас приглашаю вас попробовать выполнить работу в технике пластилинографии. Вы можете взять картонки с готовым рисунком или нарисовать свой.

Практическая часть.  Заключение. - Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания?  - Спасибо за активное участие в мастер-классе, за чудесные картины. Позвольте вам вручить памятки с советами и рекомендациями по обучению детей пластилинографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет «Кораблик» (оригами).

Занимательное дело оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осущес...

«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой  занимательной форме, с испол...

Дополнительная образовательная услуга художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

С целью развития познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста  была разработана и внедрена программа по дополнительной ...