Рисуем пластилином
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Хаметова Аида Кешафовна

Представление опыта работы воспитателя Хаметовой Аиды Кешафовны МБДОУ «Детский сад  № 27»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22 » Мастер-класс для воспитателей «Рисуем пластилином» Воспитатель первой квалификационной категории: Хаметова Аида Кешафовна

Слайд 2

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Слайд 3

Задачи освоение педагогами нетрадиционной техникой работы с пластилином; обучение участников мастер- класса технике « пластилинография »; развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге , на прозрачной крышке и широкому применению их в детском саду.

Слайд 4

Ожидаемый результат создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности; применение участниками мастер-класса техники « пластилинография » в работе с детьми; повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Слайд 5

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов по горизонтальной поверхности. Занимаясь пластилинографией , дети получают знания, умения, навыки, так же происходит закрепление информации полученной в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, коммуникации, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. В ходе создания лепных картин у детей развивается мелкая моторика, координация движения рук, глазомер. Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной.

Слайд 6

Начнем. Пошаговый процесс изготовления 1. Рисуем на плотном картоне рисунок (можно использовать уже готовый рисунок, например, раскраску). 2 . Начинаем с героя. Пластилин нужно отрывать и размазывать маленькими кусочками, он быстрее нагревается и лучше ложиться.

Слайд 7

3. Дополняем рисунок лепкой тучки и солнышка. 4 . Делаем рамку из фасоли. Работа готова.

Слайд 8

Мастер-класс по пластилинографии : "Цветочное настроение"

Слайд 9

Необходимый материал Пластилин Прозрачная крышка ( из-под майонеза, мёда и др.) Лист цветной бумаги для фона Маркер чёрного цвета Ножницы Скотч Стека

Слайд 10

1. Обводим маркером на обратной стороне крышки рисунок цветка. (можно нарисовать самим, можно взять в интернете)

Слайд 11

2. Постепенно заполняем пластилином весь рисунок цветка. Работаем на обратной стороне крышки.

Слайд 12

3. Продолжаем заполнять рисунок пластилином . 4. Рисунок цветка заполнен.

Слайд 13

5. Выбираем фон для нашей поделки. Вырезаем круг, обклеиваем круг скотчем. Это необходимо для того, чтобы не осталось жирных разводов от пластилина. 6. Работа готова.

Слайд 14

С помощью этой техники можно создать вот такие красивые картинки

Слайд 15

Заключение В технике пластилинография можно создать: цветы, растения, насекомых, рыб, животных. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии. Рисование пластилином замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картину рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но кроме этого, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку



Предварительный просмотр:

                   Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

                                                                           «Детский сад   №27»

                            Юр. Адрес : город Ачинск , Красноярского края,2 микрорайон, строение 33

                                                ИНН 2443015521;КПП 244301001:

                                                             Т.8(39151) 7- 77 -56

                                   Опыт работы по теме:

«Пластилинография – как средство развития

художественно - творческих способностей у детей  старшего дошкольного возраста».

        

                                         Воспитатель:  А. К. Хаметова.

                                                               город  Ачинск  2018 год

Сведения об авторе

Фамилия имя отчество – Хаметова Аида Кешафовна

Дата рождения  8 марта 1974г.

Образование – среднее – специальное, Анжеро-Судженское педагогическое училище , «Дошкольное воспитание».

Квалификация – педагог дошкольного образования.

Педагогический стаж – 25 лет

Квалификационная категория – 1

Курсы – повышение квалификации Краевом государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования  «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

2017 год. «Организация образовательной деятельности в контексте федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Развивающая предметно – пространственная среда)»

КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж» 2018г. «Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях»

Аннотация.

Позиция

Я считаю, что современная, нетрадиционная техника работы с пластилином  наиболее эффективное средство для  развития у детей дошкольного возраста художественно - творческих способностей.

Цель

Развивать художественно-творческие способности у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Задачи

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.
  2. Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.
  3. Учить детей  свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
  4. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
  5. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
  6. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Содержание

Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, регламентировано рамками авторской программы «Пластилинография».

Формы

Занятия , совместная деятельность, индивидуальная работа.

Методы и приёмы

Наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества,

эвристических, поисковых, игровых и творческих ситуаций.

Средства

 Художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ.

Результат

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста отслеживала по  разработанной мной педагогической диагностике. Результаты педагогической диагностики на май 2018 г.

Усвоение программы:

Высокий уровень: 47%

Средний уровень: 47%

Низкий уровень: 6%

Описание опыта.

 «Дети, конечно, не делаются художниками от того,

что в течении дошкольного детства им удалось

создать несколько действительно художественных образов.

Но в развитии их личности это оставляет глубокий

след, так как они приобретают опыт настоящего

 творчества, который в дальнейшем

приложат к любой области труда».

Н.П. Сакулина

  Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.  Дети  одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия,  можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

  В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова, Б.П.Юсов, С.Г.Якобсон, Н.П.Сакулина) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности.

Актуальность темы.

   Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

  Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так  и развитию личности ребенка в целом.

  Согласно концепции В.Т.Кудрявцева, центральным моментом моей работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, я использую нетрадиционную технику работы с пластилином - «Пластилинография».   Исследования Парамоновой Л.А, показывают, что каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей воображения, а также овладения детьми умением находить оригинальные способы для создания художественного образа.

Цель.

  Развивать художественно – творческие способности у детей  старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Задачи.

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.
  2. Учить детей  находить оригинальные способы для создания художественного образа.
  3. Учить детей  свободно  экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
  4. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
  5. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
  6. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Условия.

  Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.

  Наиболее эффективно развивать у детей художественно – творческие способности можно при условии:

  • Внедрение авторской   программы по дополнительному образованию «Пластилинография».
  •  Создания эстетической предметно - развивающей среды для занятий , совместной и самостоятельной творческой деятельности детей  в группах.
  •  Создание базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации, фото,  картины в технике - пластилинография, технологические карточки и таблицы.
  • Взаимодействия детского сада и семьи.
  • Организация и посещение выставок детьми и родителями.

 Для этого   были созданы:

 

  • Созданы и оформлены уголки в группах для совместной и самостоятельной изобразительной деятельности детей с «полочками красоты»  и местом для выставок детских работ. 
  • Оформлены выставки  картин в технике «Пластилинография». 
  • Составлены анкеты для родителей  в целях определения творческого потенциала детей.  
  • Оформлены консультации на темы: «Все дети любят пластилин»  .

Принципы.

  Под принципами обучения  подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.

В своей работе я использую следующие принципы:

1.Принцип развивающего обучения.

«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди  развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»

                                              Л. С. Выгодский

В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей, интересов, склонностей.

Чтобы ученье для детей было увлекательным, вдохновенным трудом, в своей деятельности  пробуждаю у детей и постоянно поддерживаю желание учиться, желание узнавать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

 На протяжении всего дошкольного возраста обучение остается воспитывающим, а воспитание обучающим.

Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Обучение должно быть построено так, чтобы само по себе воспитывало ребенка.

Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.

Обучаясь технике, закрепляю у детей знания по цветоведению, развиваю эстетический вкус.

3.Принцип свободы выбора.

Построение и корректировка содержания тем и задач с опорой на интересы детей. Предоставление детям свободы выбора темы, способов изображения, художественного материала и инструментов по желанию и интересам.   Я предоставляю детям  возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.

 При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

4.Принцип личностно – ориентированного обучения. 

Принцип заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

В соответствии с этим, научила  детей с различным уровнем творческого развития,  следующим важным умениям:

 - Самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания.

 -  Принимать самостоятельные и ответственные решения.

 -  Планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты. Тем самым проявляю уважение к индивидуальным интересам и потребностям детей, помогаю им научиться рефлексировать свою деятельность.

 - Строить с другими людьми отношения сотрудничества. Работая по личностно-ориентированной методике, стремлюсь научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Это реализуется через различные формы работы на занятиях, в частности, попарные и подгрупповые и позволяет достичь высокой плотности взаимодействия детей между собой, вовлеченности в деятельность каждого ребенка.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественной деятельности:

5.Принцип интеграции.

Художественная деятельность взаимосвязана:

с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой).

с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала)

6.Принцип обогащения. 

На занятиях, с использованием нетрадиционной техники пластилиновой графики, происходит:

Обогащение сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов.

Обогащение знаний детей о мире вещей и природы.

Обогащение активного и пассивного словаря детей.

                                        Содержание.

  Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

  Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.

 

  Занятия   «Пластилинография» провожу с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет), во вторую половину дня:   1 раз в неделю, длительность – 30 - 40 минут.

  Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

  «Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий.

 Каждое новое изображение базируется  на уже изученном, содержит  знакомые формы и  выполняется уже известными  ребенку приемами , но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.  Изделия  близки и понятны  ребенку – это предметы , с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.

  Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут  у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие  в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.

  Выставки картин в технике пластилиновой графики организуются два раза в год. Работы украшают стены нашей группы.

  Занятия по пластилинографии принесли нам победы в различных муниципальных и региональных  конкурсах на темы: «Снегири на ветках»,   «Живые яблочки на ветках», «Валентинка»  .  

 

 

Методы и приёмы.

  Решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные методы и приёмы:

Общедидактические.

Наглядные методы:

Демонстрация наглядных средств.

Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к технике пластилиновой графики.

Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения– этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом.

На каждом занятии  показываю ребенку либо способ выполнения задания, либо выполненную работу с этим заданием.

Показ образца используется в обучении анализа, в построение плана работы.

Анализ детских работ в конце занятия (стараюсь  привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь детям понять достижения и ошибки в изготовлении). 

Практические методы:

В развитии творческих способностей ведущая  деятельность  детей  - художественная. Она состоит при условии овладения детьми общими и самостоятельными способами художественной деятельности и  направлена на получение конкретного продукта. Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.  

На занятиях дети изготовляют исходные формы,  дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции – размещение предметов на плоскости.

 Словесные методы:

 Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и  приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами ,  делая последние более результативными.

Это беседы , загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем.

Специфические методы, обусловленные

особенностями художественной деятельности.

Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний, с целью овладения даром сопереживания на прекрасное  в окружающем мире. Направлен на формирование эстетического вкуса. Эстетическое  - «всё то, что оказывается  способным вызвать эмоционально-чувственную реакцию, в идеале действенную, либо созерцательную» (Чиаурели В.) Это происходит в сравнении , любовании различными произведениями искусства, предметами народно – декоративного искусства, в том числе, своими результатами творчества.

Метод эстетического убеждения  По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт»

В работе используются информационно – коммуникационные и компьютерные технологии.

Освоив  информационно-компьютерную технологию  я  активно использую её в своей работе. Подготовила и провела несколько открытых занятий с использованием ИКТ.  

Буклет для методического объединения воспитателей  по изобразительной деятельности . Используются интернет ресурсы, показ слайдов, презентации.

Технология сотрудничества. Сотворчество с педагогом, сверстником, народным мастером.

Формы.

Любая деятельность предполагает выбор форм работы с детьми. Форма – способ организации, установленный порядок.

Групповая – основная форма работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Группа  состоит из 6-8 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.

Технология проведения групповых занятий может быть разной. Главное чтобы дети сидели компактно, но на некотором расстоянии, не мешая, друг другу. Внутри подгруппы дети могут переговариваться, общаться, делиться опытом. Каждое занятие  содержит: тему, задачи, последовательность выполнение работы.

Выполнить композицию в технике пластилинографии непросто, поэтому над её созданием одновременно трудится несколько детей.

Этапы создания картин:

  1. Подбор эскиза.
  2. Подготовка основы. (покрытие основы скотчем, перенос эскиза на основу).
  3. Подбор материала, цвета пластилина, смешивание цвета.
  4. Создание картин начинаем с дальнего плана, постепенно приближаясь к ближнему.
  5. Лепка мелких деталей. Декорирование.

Занятия по индивидуальным маршрутам – форма работы с наиболее одарёнными детьми .  Это позволяет дать детям дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности изобразительной деятельности детей.

Пальчиковые игры и упражнения – форма работы выбрана для развития мелкой моторики, координации и синхронизации движения обеих рук, а также для расслабления и отдыха на занятиях.

Оформление и организация выставок – выставки работ проходят два раза в год. Любуясь результатами своей работы, дети получают эмоциональное удовлетворение. Это способствует их самовыражению, повышает их самооценку.

Средства.

Основными средствами, которые я использую в работе, являются:

Художественные средства:

  • Пластичный материал (разноцветный пластилин).
  • Бросовый и природный материал.
  • Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки , трубочки , колпачки, стержни и др.).

Наглядные средства:

  • Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
  • Таблицы с технологическими карточками способов лепки .
  • Образцы работ, фотографии.
  • Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и  впечатлений. (слайд-шоу, презентации

Технические средства:

  • музыка,
  • видеофильм,
  • слайд – шоу, презентации

Применение этих средств в работе  позволяет повысить активность и внимание детей на занятиях,  развить  воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.

 

Предметно – развивающая среда:

Цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки.

Всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.

Результат.

  Проводимая мной работа показывает, что системность и  поэтапность занятий с использованием нетрадиционной  техники в изобразительной деятельности «Пластилинографии»,   способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. 

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста отслеживала по  разработанной мною педагогической диагностике.  Результаты  педагогической деятельности  показывают:

  • У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети  с желанием и интересом посещают занятия «Пластилинография».
  • В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
  • Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
  • У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
  • Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
  • Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества, количество участников конкурсного движения  показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей дошкольников.

  Занятия с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином получили высокую оценку в городе на методических объединениях воспитателей по изобразительной деятельности .

Результат опроса родителей показал, что:

  • родители знают, каково значение лепки для общего развития детей.
  • 64 % родителей хотели бы, чтобы их ребёнок посещал  занятия «Пластилинография».

  Опыт работы свидетельствует: изображение в оригинальной технике  с помощью пластичных материалов позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики), развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное -  способствует развитию творческой личности.




Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад   № 27»

662153, г. Ачинск, микрорайон 2 строение 33, тел. 8(39-151) 7-77-56

Рабочая программа по пластилинографии

           «Пластилиновое чудо»

                (нетрадиционные технологии рисования)

подготовительная группа оздоровительной направленности

                              2019 – 2020учебный г

                                                                Составитель: А.К. Хаметова

                                                        воспитатель первой категории

г. Ачинск

Программа разработана для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста. Программа «Пластилинография» содержит полный курс занятий по графической лепке, рассчитанной на год обучения.  

В Программе изложены задачи, содержание, критерии диагностики. А также прилагается практический материал в виде конспектов занятий и схем.

Программа «Пластилинография» адресована широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, преподавателям изостудий, студентам, а так же всем кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка

«Растём и развиваемся

через познание,

творчество и игру»

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию как творческому потенциалу ребенка, так  и развитию личности ребенка в целом.

Основой программы является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности

Цель программы: Развитие у детей художественно-творческих способностей средствами пластилинографии.

 Задачи программы:

  • Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес  к художественной деятельности.
  • Знакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.
  • Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
  • Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

. 

Программа предусмотрена для  детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), рассчитана на  год обучения и предполагает 1час занятий в неделю с группой разновозрастных детей. (32 часа в год).  Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое  новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом  дополнен  новыми,  более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия  близки и понятны  ребенку – это предметы , с которыми он  сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.

 К старшему дошкольному возрасту появляются все  предпосылки к созданию сложных лепных композиций, к использованию разнообразных приёмов в лепке: выполнение декоративных налепов разной формы,  прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания. Важное значение при  создании  картин в технике «пластилинография» имеет цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой».

Отечественные педагоги (Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.Н. Игнатьев, И.Я. Лернер и другие) подчеркивают, что творчеству детей можно и нужно учить. Для развития творчества в любых видах художественной деятельности детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определённые знания о предметах и явлениях, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности; необходимо освоение детьми богатого художественного опыта как на занятиях, так и в повседневной жизни (на прогулках, в разнообразных играх, совместной и самостоятельной деятельности).

Программа «Пластилинография»  содержит не только практические задачи, но и воспитательно – образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Дети получат знания, умения, навыки, познакомятся с миром разных предметов в процессе использования так называемого бросового материала, расширятся возможности изобразительной деятельности детей.

Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации программы: J:\img_18457562_847_10.jpg

  • Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
  • Принцип развивающего характера художественного образования;
  • Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
  • Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
  • Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
  • Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.

Методы работы:

  • Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
  • Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
  • Метод разнообразной художественной практики.
  • Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
  • Метод эвристических и поисковых ситуаций.
  • Метод игровых, творческих ситуаций.

Программой рекомендуется  использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Именно наглядно-образное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности которые позволят педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание  к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.

Именно наглядно-образное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности которые позволят педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание  к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.

Программа содержит учебно-тематический и перспективный планы, критерии диагностики по разным уровням, разработки и конспекты занятий. Составлены правила техники безопасности и особенности работы с используемым материалом. Программа «Пластилинография» адресована воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, педагогам дополнительного образования.

.

Перспективное планирование.

Месяц

№.

Цели, задачи

Тема занятия

Материал

Сентябрь

1.

Изучение интересов и возможностей детей в лепке.

«Что мы умеем и любим лепить»

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

2.

Познакомить детей с новым способом изображения - пластилинографией.

«Забавы из пластилина»

Образцы работ, иллюстрации, фотографии .

Октябрь

3.

  • Развивать интерес к изобразительной деятельности.
  • Продолжать знакомить с новым способом изображения, используя пластилин.
  • Закрепить умение аккуратного использования пластилина в своей работе.

«Осенние листочки»

Цветной картон, набор пластилина, стеки, салфетки.

4

  • Сформировать у детей обобщённое представление об овощах.
  • Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой, изображаемых овощей, передавая их природные особенности, цвет.
  • Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением

«Волшебная корзиночка»

Муляжи, иллюстрации овощей, силуэт корзинки. Пластилин, стеки, доски.

5

  • Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях.
  • Развивать композиционные умения, правильно, со вкусом располагать предметы.
  • Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков.

«Фрукты в вазе»

Цветная бумага, фольга, кусочки различных фруктов, пластилин, стеки.

6

  • Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи.
  • Учить использовать в работе разнофактурный материал.
  • Учить лепить отдельные детали – придавливать, примазывать границы соединения частей.

«Краски осени»

Краски, вода, кисти. Репродукции картин на тему осени, природный материал, пластилин, стеки.

Ноябрь

№ п.п.

Цели, задачи

Тема занятия

Материал

7

  • Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира.
  • Учить передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных деревьев.
  • Продолжать знакомить со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.

«Осенний пейзаж»

Картон, пластилин, стеки, доски, салфетки, скотч.

8

  • Закреплять умение работать  с  пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать творческое воображение детей.

«Червячок в яблочке»

Пластилин, стеки, доски, салфетки,

9

  • Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
  • Учить использовать возможности бросового материала.
  • Воспитывать аккуратность и усидчивость.

«Цветы»

Бросовый материал, бисер, цветная бумага, пластилин.

Декабрь

10

  • Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.
  • Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъёме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином.
  • Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения, использовать бросовый материал.

«Подводный мир»

Пластилин, стеки, доски, салфетки, иллюстрации с изображением обитателей подводного мира.

11

  • Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте.
  • Развивать у детей чувство композиции, цвета.
  • Продолжать учить соединять части изделия, заглаживанием.

«Натюрморт из чайной посуды»

Иллюстрации с натюрмортом, посуда, кукла. Пластилин.

12

  • Вызвать у детей положительные эмоции.
  • Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.
  • Стимулировать интерес к экспериментированию в работе, включать в оформление «бросовый материал» для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

«Снеговик»

Цветной картон, пластилин, стеки, доски, салфетки, яичная скорлупа, бисер, фольга.

14

  • Закрепить технику создания изображения на плоскости  в полуобъёме при помощи пластилина.
  • Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Доставить детям радость от встречи с любимыми игрушками.

«Любимые игрушки».

Игрушки, пластилин, стеки, доски, салфетки, баночки с водой.

15

  • Продолжать работу по созданию любимого образа.
  • Воспитывать эстетический вкус, аккуратность.

Тоже

«Любимые игрушки»

Пластилин, стеки, доски, салфетки, детские работы.

16

  • Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства «пейзаж»
  • Учить детей работать  в подгруппе.
  • Продолжать учить рисовать пластилином.

«Зимний сад»

Репродукции, картон, простые карандаши, пластилин белого, синего ,черного цвета.

Февраль

17

  • Дать детям представление об архитектуре старинных зданий.
  • Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости.
  • Учить украшать сказочное здание башенками, окошками, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами.

«Замок доброго волшебника»

Пластилин, стеки, доски, салфетки, иллюстрации.

18

  • творчеством дымковских мастеров.
  • Продолжать знакомить детей с Расписывать готовый силуэт пластилином, в стиле дымковской росписи.
  • Воспитывать детей на народных традициях.

«Удивительная дымка»

Пластилин, стеки, доски, салфетки, дымковские игрушки.

19

  • Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами.
  • Учить оформлять объёмную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинографии».
  • Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

«Чудо-хохлома»

Образцы изделий хохломы. Пластилин, стеки, доски, салфетки, картон чёрного цвета.

20

  • Продолжать знакомство с городецкой росписью.
  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте.
  • Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.
  • Развивать интерес к народному творчеству.

«Городец-удалец»

Образцы изделий городецких мастеров, картон желтого цвета. Пластилин, стеки, доски, салфетки,

Март

21

  • Воспитывать интерес в использовании пластилинографии.
  • Формировать композиционные навыки.
  • Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.

«Цветы для любимой мамочки»

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

22

  • Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать её  красоту в своем творчестве.
  • Учить детей изображать ветку цветущего дерева, с помощью пластилина.
  • Развивать мелкую моторику рук.

«Душистый снег»

Образец, иллюстрации. Пластилин, стеки, доски, салфетки, вода.

23

  • Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе.
  • Развивать пространственные представления.
  • Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы.

«Одуванчики-цветы, словно солнышки желты»

Картон, краски, кисти, скотч.

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

24

  • Вызвать интерес к окружающему миру.
  • Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животных в своей работе.
  • Воспитывать аккуратность в работе с  пластилином.

«Наши маленькие друзья»

Картон, краски, кисти, скотч.

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

Апрель

25

  • Расширить представления и знания об особенностях внешнего вида бабочки.
  • Продолжать знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.
  • Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной технике -рисование  пластилином.

«Бабочка-красавица»

Иллюстрации с изображением бабочки. Дид. Игра «Симметрия».

Пластилин.

26

  • Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представления о природе.
  • Закреплять знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых.
  • Развивать творческие способности у детей.

«Божьи коровки на ромашке»

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

27

28

  • Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе.
  • Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения.
  • Побуждать детей передавать разнообразие природных форм различных цветов.
  • Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построение композиции работы и внесения дополнения дополнений в рисунок по теме работы.

Панно

«Цветы»

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

Открытки, иллюстрации с изображением цветов.

Май

29.

30.

31.

  • Развивать эстетический вкус.
  • Вызвать у детей положительные эмоции от проделанной работы. 

Подготовка работ к выставке.

 Выставка детских работ.

Детские работы.

Рамки.

Содержание программы

Учебно-тематический план

Учебная тема

Кол-во часов

1

Диагностическое обследование

Начало года

4 часа

Конец года

2

Вводное занятие

«Забавы из пластилина»

1 час

3

Подарки осени

«Осенние листочки»

6 часов

«Волшебная корзиночка»

«Фрукты в вазе»

«Краски осени»

«Осенний пейзаж» ( 2 часа)

4

Волшебный мир природы

«Червячок в яблочке»

3 часа

«Цветы»

«Подводный мир»

5

Зимние забавы

«Снеговик»

3 часа

«Новогодняя

ёлочка»

«Зимний сад»

6

Предметы вокруг нас

«Натюрморт из чайной посуды»

3 часа

« Любимые игрушки».

«Замок доброго волшебника»

7

Народные промыслы

«Удивительная дымка»

3 часа

«Чудо-хохлома»

«Городец-удалец»

8

К нам пришла весна

Панно «Цветы»

4 часа

«Цветы для любимой мамочки»

«Душистый снег»

«Одуванчики-цветы, словно солнышки желты»

9

Насекомые

«Наши маленькие друзья»

3 часа

«Бабочка-красавица»

«Божьи коровки на ромашке»

10

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы

5 часов

11

Подготовка работ к выставке

Середина года

2 часа

Конец года

Диагностика уровня

  развития  художественно -  творческих способностей.

Критерии

(индикаторы)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Творческая активность.

Повышенный интерес,  творческая активность.

Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога.

Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

Новизна, оригинальность.

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивидуальный» подчерк детской продукции.

Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога.

Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками.

Сенсорные способности

(чувство цвета, формы).

Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.

Есть незначительные искажения. Отступления от окраски.

Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.

Композиция.

По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами.

На полосе листа с незначительными элементами.

Не продуманно, носит случайный характер.

Общая ручная умелость.

Хорошо развита моторика рук, аккуратность.  

Ручная умелость развита.

Слабо развита моторика рук.

Самостоятельность.

Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца.

Требуется незначительная помощь.

Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция.

Пластилин сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Поделки из этого материала в большой мере удовлетворяют любознательность. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Пластилин появился еще в 1897 году, его разработал преподаватель английской школы искусств Уильям Хэрбат. А создал он этот материал для того, чтобы при лепке скульптуры, созданные его студентами, не высыхали.

Пластилин изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, церезина, жира и других веществ, препятствующих высыханию, и окрашивается в различные цвета.

Патент на пластилин был получен в 1899 году, а в 1900 году началось его промышленное производство. Первоначально пластилин был серого цвета, но позже его стали производить в четырех цветах. В отличие от глины и воска, пластилин остается мягким и практически не твердеет и не сохнет. В отличие от керамики, пластилин имеет широкий спектр цветов. Кроме того, в отличие от глины, пластилин не прилипает к рукам, приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет продолжать с ним работу через любой промежуток длительного времени, поэтому его можно использовать на протяжении многих лет. Экологическое качество пластилина характеризуется его абсолютной безвредностью.

J:\img_18457562_847_10.jpg

Техника безопасности работы с пластилином

и особенности используемого материала.

Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.                                                                                                                         -  в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

  • Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
  • Для работы использовать плотный картон.
  • Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин.
  • На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
  • После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  • В  процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Чтобы работа с пластилином доставила ребенку много радости, он должен быть:

• быстро согреваться в руках и становиться мягким;

• не крошиться, но и не размазываться, не таять;

• кататься между ладонями и по любой поверхности, не прилипая к ней;

• с помощью пластмассового стека без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен;

• один кусочек пластилина должен легко лепиться к другому и хорошо держаться впоследствии;

• легко лепиться к бумаге, картону, дереву;

• достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств;

• легко отмываться с рук теплой водой.

Правила поведения на занятиях кружка «Пластилинография»

  • На перемене не бегай и не прыгай , чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее.
  • На занятии соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать воспитателя. Работай руками, а не языком.
  • Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.
  • Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки. Не сори оберткой от пластилина, приноси его из дома распакованным.
  • Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна, по которым ни одна ручка не пишет.
  • Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи. Грязным пластилином никогда не работай.
  • Используй чистый пластилин второй раз, третий, даже если все цвета смешались и он стал серым.
  • Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.
  • Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих.
  • Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.
  • В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки.

D:\Мои документы\изо\этапы лепки\img127.jpg

D:\Мои документы\изо\этапы лепки\img124.jpg

Чайная посуда

D:\Мои документы\изо\этапы лепки\img129.jpgD:\Мои документы\изо\этапы лепки\img129.jpg

D:\Мои документы\изо\этапы лепки\img130.jpg

D:\Мои документы\изо\этапы лепки\img129.jpg

D:\Мои документы\изо\этапы лепки\img130.jpg

D:\Мои документы\изо\этапы лепки\img131.jpg

Разноцветные листья

D:\Мои документы\изо\этапы лепки\img132.jpgD:\Мои документы\изо\этапы лепки\img132.jpg

Рябина

D:\Мои документы\изо\этапы лепки\img136.jpg

D:\Мои документы\изо\этапы лепки\img140.jpg

Виноград

                                          Груша

D:\Мои документы\изо\этапы лепки\img141.jpg

D:\Мои документы\изо\этапы лепки\img141.jpg

Вишня

D:\Мои документы\изо\этапы лепки\img141.jpg

Арбуз

БабочкаD:\Мои документы\изо\этапы лепки\img142.jpg

D:\Мои документы\изо\этапы лепки\img142.jpg

D:\Мои документы\изо\этапы лепки\img143.jpg

D:\Мои документы\изо\этапы лепки\img145.jpg

Цветы

D:\Мои документы\изо\этапы лепки\img145.jpg


Список литературы.

1.  Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2006.

2.  Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

3.  Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

4. Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.

5.Лыкова И.А. Я Будующий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – илл.

6. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду.: Кн. Для воспитателя дет. сада. 1986. – 144 ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вернисаж детских работ "МЫ РИСУЕМ ПЛАСТИЛИНОМ"

ВСЕ РАБОТЫ ВЫПОЛНЕНЫ ДЕТЬМИ 11 СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ЛЕПКИ:* РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОВЫМИ КОМОЧКАМИ* РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОВЫМИ ЖГУТИКАМИ* ПЛАВНОЕ ВЛИВАНИЕ ОДНОГО ЦВЕТА ...

Статья Рисуем пластилином или Пластилинография

Индивидуальная и совместная деятельность с детьми. Художественное творчество....

Презентация Пластилиновая фантазия: Рисуем пластилином

Задачи и обучение детей с нетрадиционной техникой лепки - пластилинографией...

Мастер-класс для родителей.Рисуем пластилином.

Дать родителям знания о пластилинографии ,как нетрадиционном способе рисования....

БУКЛЕТ «Учимся рисовать пластилином вместе с детьми»

Рекомендации по работе в технике «Пластилинография»  1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком) .2. Во избежание деформации картины в качест...

Рисуем пластилином

Консультация для родителей....