Конспект НОД интегрированного занятия для среднего дошкольного возраста "Путешествие в мир народной игрушки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Подсекалова Маргарита Владимировна

Конспект НОД  интегрированного занятия для среднего дошкольного возраста "Путешествие в мир народной игрушки" с использованием современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_dymkovskaya_igrushka.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297                                                                               Пушкинского района Санкт –Петербурга                                                                       (отделение дошкольного образования детей)

        

Конспект непрерывной образовательной деятельности                                                                интегрированного занятия                                                                                                                        Тема: «Путешествие в  мир народной игрушки»                                                                                                         для среднего дошкольного возраста                                                                                                        с использованием современных образовательных технологий                                                        (игровые технологии, личностно-ориентированные технологии, информационно – коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии интегрированного обучения)

составитель:

Подсекалова  М.В.

Санкт-Петербург

2020 г.

Интеграция образовательных областей:

- Художественно – эстетическое развитие;

Речевое развитие;

- Познавательное развитие;

- Физическое развитие;

- Социально – коммуникативное развитие;

Цель: ознакомление с дымковской игрушкой и с особенностями дымковского орнамента.

Задачи: 

Обучающие - формировать навык работы с глиной.

Развивающие - развивать речевое внимание, мышление, навыки словоизменения, связную речь, умение давать полные ответы.

Воспитательные - обеспечить благоприятную среду для исследования дымковской игрушки. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории. Вызвать желание вернуться к данному предмету для дальнейшего знакомства с ним.

Методы и приёмы:

- практический: игровая ситуация, физкультурная минутка.

- наглядный: картинки с изображением дымковских игрушек, поэтапное изготовление дымковских игрушек для каждого ребенка.

- словесный: беседа.

Материал и оборудование: Экран; Дымковские игрушки: барыня, лисичка, собачка;Глина;Блюдца с водой;Лоскутки ткани, салфетки;Стеки;Поэтапное изготовление дымковских игрушек для каждого ребенка;

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о промыслах России, работа по лексической теме «Игрушки», дидактическая игра «Волшебный мешочек», опыты с водой «Свойства глины», «Тонет - не тонет».

Ход НОД:

Организационный момент.

Воспитатель:Ребята, скажите, пожалуйста, какие вы игрушки знаете?

Дети: Машинки, куколки, юла, конструктор и т. д.

Воспитатель:Как вы считаете, из каких материалов они сделаны?

Дети:Игрушки сделаны из пластмассы, дерева, ткани и т.д.

Воспитатель:Я приглашаю Вас в путешествие. Путешествие в сказочный мир.

Просмотр презентации под русскую народную музыку.

Воспитатель:Давайте рассмотрим предметы, находящиеся на нашем столе. (Барыня, лисичка, собака.)

     Что же это, как Вы думаете?

Дети:Кукла, игрушка…

Воспитатель:Из какого материала они сделаны?

Дети:Они сделаны из глины.

Воспитатель:А какого цвета глина?

Дети:Красного.

Воспитатель:А как вы думаете, из какой глины можно вылепить эту игрушку прямо сейчас? (предлагается на выбор сухая глина, сыпучая и вязкая). Почему?

Воспитатель:Из каких частей (элементов) состоит «кукла», «лисичка», «собачка».

Дети:Эта кукла состоит из головы, туловища, рук…

       Лисичка состоит из …

       Собачка состоит из …

Воспитатель:Давайте, определим, какие игрушки на ощупь? (Воспитатель дает возможность детям потрогать и определить свойства предмета.)

Дети: (гладкие, шершавые, тяжелые, легкие, твердые, большие, маленькие, хрупкие…)

Воспитатель:Какого цвета больше на игрушке? (белого). Давайте подумаем почему?

Дети:Игрушки лепили зимой, возможно народным мастерам навевали белоснежные просторы.

Дети:Возможно фарфоровые статуэтки получили свое отражение в русском творчестве.

Воспитатель:Какие цвета вы видите на них?

Дети: Красный, синий, желтый…

Воспитатель:Яркие, насыщенные цвета.

Воспитатель:Какой интересный орнамент. Какие элементы изображены на игрушках?

Дети:На игрушках изображены волнистые линии, круги, точки, прямые линии…

Воспитатель:Рядом с какими предметами и где наши игрушки чувствовали бы себя «как дома»?

Дети:На полочке рядом с вазой…

Воспитатель:А теперь, ребята, я предлагаю посетить мастерскую.

Мастерская по изготовлению Дымковских игрушек.

( Народная мастерица показывает и объясняет детям поэтапное изготовление дымковских игрушек).

Физкультминутка «Дымковские игрушки» с музыкальным сопровождением.

 ( Дети встают в круг и под русскую народную музыку с воспитателем проводят физкультминутку.)

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

У нас ручки крендельком

Щёчки будто яблочки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Инструктаж по технике безопасности.

 Воспитатель:Ребята, давайте сядем за стол и вспомним, как правильно работать с глиной (инструктаж по технике безопасности) для того, чтобы вылепить дымковскую игрушку самостоятельно.

Самостоятельная работа детей (оказание ребятам при необходимости индивидуальной помощи)

(Воспитатель предлагает на выбор лепить собачку или лисичку.)

Выставка детских работ.

(Дети по инструкции народной мастерицы изготавливают игрушки из глины, составляют из них единую композицию.)

(После окончания данного вида работы дети вытирают руки влажными салфетками.)

Воспитатель:Пришло время возвращаться из сказочного путешествия в детский сад.

Подведение итога занятия.

Воспитатель:Вам понравилось сегодняшнее путешествие?

Что понравилось?

Как Вы считаете, что было для Вас самым сложным?

Как вы думаете, какая из поделок получилась лучше всего и почему?

Ребята, у вас получились очень красивые игрушки.

Народная мастерица дарит детям раскраски с дымковскими игрушками.

Занятие по ознакомлению с народной игрушкой в средней группе. Дымковская роспись

Тема:, Дымковские игрушки’’

Задачи:

Продолжить знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, историей возникновения, цветом, элементами.

Развивать чувство ритма, симметрии.

Воспитывать чувство цвета, знакомство с формой.

Упражнять в технике прорисовки концом кисти и плашмя, используя в технике прорисовки, разные элементы росписи- круг, кольцо, точка, волнистые и прямые линии.

Активизировать словарь.

Воспитывать интерес к народному творчеству.

Материал:

Оформлена поляна с дымковскими игрушками: конь, олень, индюк, барышня…

Панно с изображением луга и, пасущихся животных, помещеное на доску или мольберт. Гуашь, кисти, бумажные силуэты дымковских игрушек.

Ход занятия.

Дети садятся в автобус и отправляются в путешествие. Остановка:, Дымково’’. Перед детьми поляна с дымковскими игрушками.

Педагог:

Ребята, посмотрите, это же глиняные игрушки из слободы, которая называется Дымково, сколько их много и называют их нежно и ласково, Дымка’’. Родились игрушки в городе Кирове, на высоком берегу реки Вятка. Если встанешь на этот высокий берег, то и увидишь слободу, Дымково’’. В пасмурные дни, когда туман, слобода находится как будто в дыму. Зимой, когда жители топят печь, дым окутывает все, вокруг становится белым - бело. По берегам реки много глины. У каждого дома стоят мешки с глиной, с мелом, ящики с красками, с яйцами и молоком - все это необходимо для чуда, которое мы видим на этой поляне - дымковские глиняные игрушки! Мы любуемся на индюков, лошадок, козликов…

Давно - давно мастера лепили только свистульки, в деревне было много ребятишек и решили мастера сделать из глины для них игрушки, слепят игрушку и в печь поставят, из печи они выходят закаленные, крепкие, звонкие!

Потом разводят мел в молоке и белят игрушки, ставят их на солнышко сушиться и наступает пора расписывать игрушки.

А расписывают мастера самыми разными цветами, используя элементы.

-Ребята, назовите элементы росписи (Ответы детей)

Правильно, их всего пять: круг, точки (горошины, кольца, прямые и волнистые линии. Покажите руками в воздухе, как мастера рисуют круг (показ) прямые линии (показ) и т. д. Все получается очень ярким и нарядным, праздничным!

Белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а только расписывается.

Круг в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии –вода, а пересечение прямых линий- земля.

Посмотрите, какие яркие краски использовали мастера (ответы детей). Каждый цвет дружит друг с другом, поэтому так пестро и весело от такого хоровода. Но, оказывается и это еще не все!

Предстоит хитрая работа -, сажать золото’’, т.е. рисуется лепесток в нужном месте. И вот игрушка засветилась и на душе стало радостно, празднично!

Педагог предлагает детям потрогать, рассмотреть дымковские игрушки, поиграть с ними, сопровождая текстом стихов и потешек о дымковских игрушках:

Кони глиняные мчатся,

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Вот какой индюк нарядный,

У большого индюка,

Все расписаны бока,

Посмотрите пышный хвост,

У него совсем не прост.

Ваня, Ваня - простота,

Купил лошадь без хвоста

Сел задом наперед,

И поехал в огород.

Педагог:

Ребята, сегодня у нас с вами была остановка, Дымково’’, где мы познакомились с дымковской игрушкой, с ее историей и созданием.

Вопросы к детям:

Понравилась ли вам дымковская игрушка?

Какая игрушка понравилась вам больше всего и почему?

Для чего нужны дымковские игрушки?

Почему с этой игрушкой нужно обращаться бережно?

А следующая наша остановка, Мастерская’’

Конспект НОД  по ознакомлению с народной игрушкой в средней группе. Дымковская роспись

Тема:, На лугу пасутся кони. ’’

Роспись дымковских игрушек.

Задачи:

Продолжить знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, цветом, элементами.

Развивать чувство ритма, симметрии.

Воспитывать чувство цвета, знакомство с формой.

Упражнять в технике прорисовки концом кисти и плашмя, используя в технике прорисовки, разные элементы росписи - круг, кольцо, точка, волнистые и прямые линии.

Активизировать словарь.

Воспитывать интерес к народному творчеству.

Материал:

Оформлена поляна с дымковскими игрушками: конь, олень, индюк, барышня…

Панно с изображением луга и, пасущихся животных, помещенное на доску или мольберт. Гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой, бумажные силуэты дымковских игрушек. Ткань, Туча “

Ход занятия:

Дети садятся в автобус и под сопровождение русской народной мелодии, едут в мастерскую дымковской игрушки.

Слышится лай собаки. (На мольберте появляется щенок, расписанный элементами дымковской росписи.)

-Ребята, Дымок хочет нам рассказать, что случилось.

, Сегодня на лугу я пас лошадок, козликов… они были такие яркие, праздничные, но вдруг налетела большая туча, и случилась беда - все краски, смылись? Лошадки все белые-белые и нужна ваша помощь, чтобы вы помогли игрушкам стать яркими и красивыми, а для этого их надо снова раскрасить.

- Ребята, поможем? (ответы детей)

Вы, помните как раскрашены были игрушки на поляне? Какими элементами? (ответы детей) Давайте не будем терять время, краски и кисти ждут нас, чтобы помочь животным. Все они прискакали и пришли к вам, посмотрите, этот конь прискакал к Павлику и просит:, Помоги мне, Павлик! ’’и т. д.

Самостоятельная работа:

У детей трафареты, педагог во время работы детей уточняет прорисовку элементов дымковской росписи, цвета краски и т. д.

По мере окончания раскрашивания трафарета, работы вместе с детьми составляют композицию:, На лугу пасутся ко…

Уточняют:

-У кого самый яркий конь?

Какие элементы росписи понравилась?

Ребята, Дымок благодарит вас за помощь, которую вы оказали животным. Теперь они яркие, праздничные будут пастись на лугу и радовать всех, а мы садимся в автобус и отправляемся в детский сад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в средней группе «В гости к народной игрушке» Воспитатель Сломова Л. С. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Цель:

Конспекткомплексного занятияв средней группе «В гости к народной игрушке» Воспитатель Сломова Л. С.МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Цель:...

Интегрированное занятие в средней группе по теме «Русская народная игрушка»

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей средней группы...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...

Конспект интегрированного занятия для детей второй младшей группы " Русская народная игрушка матрёшка"

Занятие направлено на расширение представлений детей о русской матрёшке. Дети узнают, как появилась в России  матрёшка, как выглядит, какие виды бывают. На занятии дети познакомятся с новыми слов...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русская народная игрушка-матрёшка».

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусстваПознакомить детей с историей мат...

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Матрёшка – русская народная игрушка»

Проект «Матрёшка – русская народная игрушка»Пояснительная записка: Игрушка – часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о...