Конспект интегрированного занятия В средней группе Тема: «В мастерской дымковской игрушки»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Калинина Ирина Викторовна

Занятие завершающего цикла по росписи дымковской игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dymka.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

В средней группе

Тема: «В мастерской дымковской игрушки»

                                                                                      Составила

                                                                            Воспитатель  Калинина И. В.

Методы и приёмы:

Художественное слово – для того, чтобы вызвать интерес к теме. Создание эмоционального настроя.

Показ и обыгрывание дымковских игрушек -  для привлечения внимания детей к готовой игрушке.

Поощрение – приём, который вселяет в детей уверенность, желание хорошо выполнить поставленную задачу.

Использование русских народных костюмов и русской народной музыки – для создания соответствующего эмоционального настроя, расширение знаний о русской культуре, творчестве народа.

                      На этом  занятии я использую приёмы,  которые помогают увлечь детей, заинтересовать данной темой, сделать занятие интересным.

Использование мультимедийного изображения элементов дымковских игрушек – для наглядного представления о том, о чём говорит воспитатель.

Тема: «В мастерской дымковской  игрушки»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства  – дымковской игрушкой. Учить различать цвета, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов.

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии изделий из глины. Расширять представление детей о форме  предметов.

Воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от  народной музыки, народного творчества.

Материал и оборудование: дымковские игрушки («Барыня», «Индюк», «Конь»), гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой, готовые шаблоны коней.

Общая воспитательная работа в группе: расширение знаний детей о русской народной культуре.

Предварительная работа: Заучивание стихотворений о дымковских игрушках, работа в альбомах о Дымке.

Словарная работа: обжигали, белили, бог солнца Ярило, узоры.

Методы и приёмы: художественное слово, показ и обыгрывание дымковских игрушек, поощрение, использование русских народных костюмов, мультимедийное изображение элементов дымковской росписи, музыкальное изображение.

Использование предметно-развивающей среды: учебная и игровая зоны.

Работа с родителями предложить родителям приобрести раскраски с изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

(Звучит народная мелодия. Воспитатель вместе с детьми входит в зал)

Воспитатель:

Ой , вы гости господа,

К нам пожалуйте сюда

Проходите, размещайтесь

И услышать все старайтесь.

Будем с  вами мы играть ,

И конечно, рисовать.

                        Захотелось мне сегодня рассказать вам, ребята, удивительную историю. (Мультимедийный показ  с последующим рассказом о селе Дымково и дымковских игрушках). Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали.

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались "чудо-сказки".

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски -

Казалось бы, простой узор,

Но отвести не в силах взор!

                   На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы  длинными зимними вечерами лепили из красной глины разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими.

Воспитатель: вот мастерицы уже вылепили из красной глины свои чудесные игрушки, а затем обожгли их в печи, чтобы они были прочными и побелили их мелом.

-Интересно, а что будет происходить , как вы думаете?

Дети: игрушки  будут разукрашивать.

Воспитатель: Верно, а как вы догадались, что их будут разукрашивать?

Дети: Потому что игрушки должны быть красивыми.

На белоснежном фоне, который так похож на цвет настоящего снега, рисовали с любовью дивные узоры яркой краской: желтой, розовой, оранжевой, синей, красной, зеленой.

    А рисовали мастерицы простой, незатейливый узор из колец (воспитатель показывает каждый элемент на карточке), кругов, точек, широких и узких разноцветных полос.

                  - какие элементы рисовали мастерицы, кто запомнил? (Воспитатель еще раз показывает карточки и помогает детям назвать элементы узора.)

Воспитатель: Мастерица никогда не выдумывает узор заранее, он возникает непосредственно в процессе росписи.

Воспитатель: ну что , ребята , вы запомнили какими узорами украшают дымковские игрушки?

Дети: Да, запомнили.

Кружочки, клеточки, полоски.

Прямые линии и точки.

 Воспитатель: Я недавно была на ярмарке и купила белоснежный платок.

Но мне очень хочется чтобы платок был нарядным. Давайте украсим его красивым  дымковским узором.

Проводится дидактическая игра «Сложи узор.»

На белом полотне ткани дети с  помощью лент, маленьких обручей ,мячиков;

Выкладывают дымковский узор.

Далее воспитатель показывает настоящие дымковские игрушки. Показ сопровождается чтением стихов об игрушках детьми.

Индюк.

Вот индюк нарядный

Весь такой  он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост:

Точно солнечный цветок.

И высокий гребешок,

Красной горкою горя,

Как корона у царя.

Барышня.

Посмотри, как хороша эта девица-душа:

Щёчки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

Конь.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Кони, кони полетели

Закружив на карусели.

Ну а дымковский узор,

Просто радует наш взор.

Карусель

Вот смотрите, карусель, чтобы было веселей

Посмотрите-ка, пуста

Не хватает тут пока….(дымковского коня)

Вот и мы сегодня с вами  украшать коней для карусели.

А ведь конь был самой первой дымковской игрушкой. Такой фигуркой люди изображали бога солнца – Ярило, задабривали, чтобы солнышко ярче грело и помогало богатый урожай взращивать.

Коня лепили с двумя или тремя головами. Сам конь был белым, с золотой гривой, на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка.

Увидели такие необычные фигурки ребятишки, очень уж очень им они понравились, и стали ими играть. С тех самых пор мастера Дымкова лепят самые разные фигурки и украшают их незамысловатыми узорами (показ игрушки).

- А какими красками мастера расписывают игрушки? (Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, немного коричневого и черного.) 

Показ и объяснение воспитателя

- Сейчас я приглашаю всех в художественную мастерскую, где вас ждут игрушки, и мы с вами можем попробовать расписать и, как это делают дымковские мастера.

Аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, гриву, кончиком кисти нарисовать глаза.

- А пока краска сохнет, поможем пальчикам вспомнить дымковские узоры (жестовое рисование под русскую народную музыку).

- Обычно все дымковские лошадки украшены кругами и точками в разном сочетании (предложить рассмотреть игрушки или рисунки). Узор на лошадке идет сверху вниз – по ногам (прослеживающий жест вдоль игрушки) и по туловищу. Полоски и колечки мы рисуем кончиком кисти,  точки, ватными палочками .

Сначала надо нарисовать все круги – это лучше сделать пробкой и ватной палочкой, а потом поставить очки вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов (сопровождающий жест). Обратите внимание на то, что и цвета и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности.

Самостоятельная работа по картинному плану.

Итог: А теперь, когда работы готовы можно ими украсить нашу карусель.

Игра: «Карусели.»

 Еле- еле-еле

Завертелись карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

 

Вот смотрите, карусель, чтобы было веселей

Вот он конь нарядный,

Весь такой он ладный,

И у каждого конька все расписаны бока,

Всех нарядом удивил

Гриву важно распустил.

Посмотрите-ка на хвост

У него совсем не прост -

И у каждого конька хвост и грива завита.

Итог: Молодцы ребята. Сегодня на мы еще раз встретились с дымковской игрушкой, побывали в мастерской и даже стали дымковскими мастерами.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с группой детей раннего возраста "Игрушки на елочку"

Тема: «Игрушки для елочки».Программные задачи:(познавательные) вызвать интерес к рисованию праздничной игрушки;(развивающие) закреплять понятия «один - много», «шар», «вечер».(изобразительные) вызвать...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Дымковская игрушка»

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы«Дымковская игрушка»...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «В мастерской дымковской игрушки»

План-конспект НОД"В мастерской дымковской игрушки "разработан с целью приобщения детей к народному творчеству с использованием дымковских игрушек....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: "Игрушки наших предков"

Конспект интегрированного  занятия в подготовительной группе на тему: «Игрушки наших предков»Цели: - знакомство с историей игрушек;- расширение и систематизация словарного запаса...

Методическая разработка. Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Игрушки»

Представленный в методической разработке материал позволит обобщить занятия детей по теме "Игрушки", обогатить их словарный запас, развить связанную речь, память, внимание, зрительное и слух...