Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия В средней группе Тема: «В мастерской дымковской игрушки»
    план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

    Калинина Ирина Викторовна

    Занятие завершающего цикла по росписи дымковской игрушки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dymka.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия

    В средней группе

    Тема: «В мастерской дымковской игрушки»

                                                                                          Составила

                                                                                Воспитатель  Калинина И. В.

    Методы и приёмы:

    Художественное слово – для того, чтобы вызвать интерес к теме. Создание эмоционального настроя.

    Показ и обыгрывание дымковских игрушек -  для привлечения внимания детей к готовой игрушке.

    Поощрение – приём, который вселяет в детей уверенность, желание хорошо выполнить поставленную задачу.

    Использование русских народных костюмов и русской народной музыки – для создания соответствующего эмоционального настроя, расширение знаний о русской культуре, творчестве народа.

                          На этом  занятии я использую приёмы,  которые помогают увлечь детей, заинтересовать данной темой, сделать занятие интересным.

    Использование мультимедийного изображения элементов дымковских игрушек – для наглядного представления о том, о чём говорит воспитатель.

    Тема: «В мастерской дымковской  игрушки»

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства  – дымковской игрушкой. Учить различать цвета, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов.

    Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии изделий из глины. Расширять представление детей о форме  предметов.

    Воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от  народной музыки, народного творчества.

    Материал и оборудование: дымковские игрушки («Барыня», «Индюк», «Конь»), гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой, готовые шаблоны коней.

    Общая воспитательная работа в группе: расширение знаний детей о русской народной культуре.

    Предварительная работа: Заучивание стихотворений о дымковских игрушках, работа в альбомах о Дымке.

    Словарная работа: обжигали, белили, бог солнца Ярило, узоры.

    Методы и приёмы: художественное слово, показ и обыгрывание дымковских игрушек, поощрение, использование русских народных костюмов, мультимедийное изображение элементов дымковской росписи, музыкальное изображение.

    Использование предметно-развивающей среды: учебная и игровая зоны.

    Работа с родителями предложить родителям приобрести раскраски с изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    (Звучит народная мелодия. Воспитатель вместе с детьми входит в зал)

    Воспитатель:

    Ой , вы гости господа,

    К нам пожалуйте сюда

    Проходите, размещайтесь

    И услышать все старайтесь.

    Будем с  вами мы играть ,

    И конечно, рисовать.

                            Захотелось мне сегодня рассказать вам, ребята, удивительную историю. (Мультимедийный показ  с последующим рассказом о селе Дымково и дымковских игрушках). Ели спят у большака

    В инее седом,

    Спят деревья, спит река,

    Скованная льдом.

    Мягко падает снежок,

    Вьется голубой дымок.

    Дым из труб идет столбом,

    Точно в дымке все кругом.

    Голубые дали.

    И село большое

    «Дымково» назвали.

    Там любили песни, пляски.

    В селе рождались "чудо-сказки".

    Вечера зимою длинны

    И лепили там из глины

    Все игрушки не простые,

    А волшебно-расписные.

    Белоснежны, как березки,

    Кружочки, клеточки, полоски -

    Казалось бы, простой узор,

    Но отвести не в силах взор!

                       На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы  длинными зимними вечерами лепили из красной глины разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими.

    Воспитатель: вот мастерицы уже вылепили из красной глины свои чудесные игрушки, а затем обожгли их в печи, чтобы они были прочными и побелили их мелом.

    -Интересно, а что будет происходить , как вы думаете?

    Дети: игрушки  будут разукрашивать.

    Воспитатель: Верно, а как вы догадались, что их будут разукрашивать?

    Дети: Потому что игрушки должны быть красивыми.

    На белоснежном фоне, который так похож на цвет настоящего снега, рисовали с любовью дивные узоры яркой краской: желтой, розовой, оранжевой, синей, красной, зеленой.

        А рисовали мастерицы простой, незатейливый узор из колец (воспитатель показывает каждый элемент на карточке), кругов, точек, широких и узких разноцветных полос.

                      - какие элементы рисовали мастерицы, кто запомнил? (Воспитатель еще раз показывает карточки и помогает детям назвать элементы узора.)

    Воспитатель: Мастерица никогда не выдумывает узор заранее, он возникает непосредственно в процессе росписи.

    Воспитатель: ну что , ребята , вы запомнили какими узорами украшают дымковские игрушки?

    Дети: Да, запомнили.

    Кружочки, клеточки, полоски.

    Прямые линии и точки.

     Воспитатель: Я недавно была на ярмарке и купила белоснежный платок.

    Но мне очень хочется чтобы платок был нарядным. Давайте украсим его красивым  дымковским узором.

    Проводится дидактическая игра «Сложи узор.»

    На белом полотне ткани дети с  помощью лент, маленьких обручей ,мячиков;

    Выкладывают дымковский узор.

    Далее воспитатель показывает настоящие дымковские игрушки. Показ сопровождается чтением стихов об игрушках детьми.

    Индюк.

    Вот индюк нарядный

    Весь такой  он складный.

    У большого индюка

    Все расписаны бока.

    Посмотрите, пышный хвост

    У него совсем не прост:

    Точно солнечный цветок.

    И высокий гребешок,

    Красной горкою горя,

    Как корона у царя.

    Барышня.

    Посмотри, как хороша эта девица-душа:

    Щёчки алые горят, удивительный наряд,

    Сидит кокошник горделиво.

    Барышня так красива!

    Как лебёдушка плывёт,

    Песню тихую поёт.

    Конь.

    Кони глиняные мчатся

    На подставках, что есть сил,

    И за хвост не удержаться,

    Если гриву упустил.

    Кони, кони полетели

    Закружив на карусели.

    Ну а дымковский узор,

    Просто радует наш взор.

    Карусель

    Вот смотрите, карусель, чтобы было веселей

    Посмотрите-ка, пуста

    Не хватает тут пока….(дымковского коня)

    Вот и мы сегодня с вами  украшать коней для карусели.

    А ведь конь был самой первой дымковской игрушкой. Такой фигуркой люди изображали бога солнца – Ярило, задабривали, чтобы солнышко ярче грело и помогало богатый урожай взращивать.

    Коня лепили с двумя или тремя головами. Сам конь был белым, с золотой гривой, на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка.

    Увидели такие необычные фигурки ребятишки, очень уж очень им они понравились, и стали ими играть. С тех самых пор мастера Дымкова лепят самые разные фигурки и украшают их незамысловатыми узорами (показ игрушки).

    - А какими красками мастера расписывают игрушки? (Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, немного коричневого и черного.) 

    Показ и объяснение воспитателя

    - Сейчас я приглашаю всех в художественную мастерскую, где вас ждут игрушки, и мы с вами можем попробовать расписать и, как это делают дымковские мастера.

    Аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, гриву, кончиком кисти нарисовать глаза.

    - А пока краска сохнет, поможем пальчикам вспомнить дымковские узоры (жестовое рисование под русскую народную музыку).

    - Обычно все дымковские лошадки украшены кругами и точками в разном сочетании (предложить рассмотреть игрушки или рисунки). Узор на лошадке идет сверху вниз – по ногам (прослеживающий жест вдоль игрушки) и по туловищу. Полоски и колечки мы рисуем кончиком кисти,  точки, ватными палочками .

    Сначала надо нарисовать все круги – это лучше сделать пробкой и ватной палочкой, а потом поставить очки вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов (сопровождающий жест). Обратите внимание на то, что и цвета и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности.

    Самостоятельная работа по картинному плану.

    Итог: А теперь, когда работы готовы можно ими украсить нашу карусель.

    Игра: «Карусели.»

     Еле- еле-еле

    Завертелись карусели

    А потом, потом, потом

    Все бегом, бегом, бегом.

     

    Вот смотрите, карусель, чтобы было веселей

    Вот он конь нарядный,

    Весь такой он ладный,

    И у каждого конька все расписаны бока,

    Всех нарядом удивил

    Гриву важно распустил.

    Посмотрите-ка на хвост

    У него совсем не прост -

    И у каждого конька хвост и грива завита.

    Итог: Молодцы ребята. Сегодня на мы еще раз встретились с дымковской игрушкой, побывали в мастерской и даже стали дымковскими мастерами.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия с группой детей раннего возраста "Игрушки на елочку"

    Тема: «Игрушки для елочки».Программные задачи:(познавательные) вызвать интерес к рисованию праздничной игрушки;(развивающие) закреплять понятия «один - много», «шар», «вечер».(изобразительные) вызвать...

    Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Дымковская игрушка»

    Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы«Дымковская игрушка»...

    Конспект интегрированного занятия средней группе Тема: «Лягушачья история»

    Программное содержание: Формировать представления о единстве живого организма и среды обитания; уточнить и конкретизировать понятия «живое» и «неживое»; познакомить детей с особенностями внешнего вида...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «В мастерской дымковской игрушки»

    План-конспект НОД"В мастерской дымковской игрушки "разработан с целью приобщения детей к народному творчеству с использованием дымковских игрушек....

    Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: "Игрушки наших предков"

    Конспект интегрированного  занятия в подготовительной группе на тему: «Игрушки наших предков»Цели: - знакомство с историей игрушек;- расширение и систематизация словарного запаса...