КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ТАЙНА ЧУВАШСКИХ УЗОРОВ»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Петрова Надежда Петровна

. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица. Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, недаром Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свою культуру,  фольклор, народные ремёсла.

Художественно-образное  начало изделий чувашских мастеров  вызывает у детей нравственно-эстетическое переживание в виде духовных ценностей,  помогает осмыслить своеобразие и миропонимание своего  народа. И все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций взрослого. В настоящее время в современной молодёжной среде происходит утрата интереса к своему национальному прошлому, к своей культуре. Поэтому в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется духовно- нравственному воспитанию дошкольников. Педагоги знакомят детей  с  чувашской национальной одеждой и вышивкой, предметами быта, со сказками и мифами чувашского народа. В образовательной деятельности по художественно-творческому развитию (лепка) знакомим детей старшего  дошкольного возраста с чувашскими узорами с использованием техники тестопластики. И мы предлагаем познакомиться с данной практикой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrova_n.p.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Надежда Петровна,

воспитатель

Егорова Кристина Александровна,

воспитатель,

КОНСПЕКТ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ

«ТАЙНА ЧУВАШСКИХ УЗОРОВ»

Вид деятельности:  изобразительная деятельность - лепка

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие

Форма деятельности: мастер-класс

Цель деятельности:

- развивать у детей интерес к чувашскому орнаментальному искусству через художественно-творческую деятельность – лепка.

Задачи образовательной деятельности:

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым.

2. Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

3. Развивать познавательные умения; выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров:

  1. формировать умение составлять чувашский узор;
  2. закреплять последовательность работы по лепке из соленого теста;

Развивающие задачи:

  1. Развивать речь детей и познавательные процессы: воображение, память;

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать культуру поведения и аккуратность.
  2. Воспитывать познавательный интерес и желание составлять узоры по мотивам народного искусства чувашского народа.

Оборудование и материалы: Мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация,  бумага красного цвета размером формата А4, соленое тесто - 3 цвета (зеленый, желтый, красный), салфетки влажные, доски для лепки, стеки, формы для лепки – квадрата, клеенки, 2 мольберта, магнитики.

Методы и приемы: Художественное слово (рассказ - легенда «Три солнца», разыгрывание  музыкальное сопровождение – чувашская мелодия); беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров; рассматривание слайдов; ситуация «Творческая мастерская»; самостоятельная деятельность детей и индивидуальная помощь воспитателя; совместный анализ детских работ; составление выставки чувашских узоров.

 Планируемые результаты:

Дети научатся создавать элемент чувашского узора солнца в лепке.

Ход  образовательной деятельности:

К детям в гости приходит воспитатель в чувашском национальном костюме. Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! (ответы детей) Меня зовут Кристина Александровна. К нам пришли гости и я предлагаю с ними поздороваться.

Дети:

Воспитатель: Ребята, я сегодня в необычном наряде, посмотрите на мою одежду,  и скажите «Какой наряд на мне?»

Дети: Чувашский национальный костюм.

Воспитатель: Да, ребята, верно. Посмотрите, как необычно он украшен, какие интересные и загадочные узоры здесь вышиты.  Большинство этих узоров обозначают узор солнца. Ребята,  вы знаете,  что раньше по чувашской легенде было три солнца?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:  Сейчас расскажу вам легенду о трех солнцах. Поудобнее рассаживайтесь на стулья.  (звучит чувашская музыка «Журавушка»)

Давным-давно над Миром светило не одно, а три солнца, которые находились близко к Земле. От этого на Земле было очень жарко и люди не знали ничего о снеге и холоде. Но нашлись люди, которым было очень жарко и они решили убить солнце.  Позвали  меткого охотника  и приказали ему убить стрелой из лука одно солнце.  Охотник  натянул могучий лук и прицелился, полетела стрела и пронзила небесное светило прямо в сердце. Одно солнце потухло, но жара не спала. И тогда решили убить и второе солнце. Охотник пронзил стрелой и второе солнце. Третье солнце, испугавшись людей, убежало далеко- далеко  от Земли, куда уже не могла долететь стрела охотника.  Начала холодать и люди испугались,  побежали они к старцам за советом. Старцы согласились, и дал им совет: «Везде рисуйте три солнца: на земле, на домах, заборах и в вышивке на одежде. Увидит уцелевшее солнце эти знаки и поймет, что люди просят прощения, возьмет и приплывет к нам поближе...».  Поэтому мастерицы стали везде вышивать узор солнца: на одежде, манистах, поясах и на головных уборов:  масмак, тухья, хушпу.

Поэтому на наряде вышито много узоров солнца.

(выключается музыка)

Воспитатель: Ребята, вам понравилась легенда? (ответы детей). Хотите ли вы создать  узор солнца? (Ответы детей). А каким способом мы можем это делать? (Ответы детей).

Воспитатель: Прежде чем начать работу, мы с вами вспомним, как чуваши изображали солнце. (Слайд 2)

Солнце чуваши изображали по-разному.  Вот так.  Чем вам этот узор напоминает солнце?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Да, правильно, треугольники похожи на лучи солнца, вращающиеся по кругу.

Воспитатель: Вот еще один узор. (Слайд 3)  А этот узор похож на солнце, что вам об этом говорит?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Верно, в середине большая фигура и от нее отходят лучи.

Воспитатель: (Слайд 4) Ребята, а вот самый сложный узор солнца. Кто мне скажет, почему?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю вам слепить солнце на бумаге  из соленого теста. Посмотрите ребята, заготовка у нас в виде поясного украшения. А какое солнце вы будете лепить, выбирайте сами.  Но прежде чем приступить к работе, я вам покажу последовательность выполнения работы. (Слайд 5)

Воспитатель: Сейчас я приглашаю в мастерскую.

(Когда дети лепят, Звучит чувашская музыка «Журавушка»)

После этого дети выполняют узор солнца. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь затрудняющемуся в работе ребенку. В конце занятия все работы положить на столы.

Воспитатель: Мы с вами сейчас организуем выставку. Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась! (обращается к ребенку) Расскажи о своем солнце, какое оно? Почему ты сделал такое солнце?   Узоры солнца у всех  разные, но они одинаково  всем  дарят тепло, добро и солнечный свет.

 Воспитатель: Что интересного и нового вы сегодня узнали? Вам понравилось лепить чувашское солнце?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Вам трудно было лепить узор солнца?

Дети: Ответы детей. (если скажут, что трудно, то «А в чем же была трудность?», «А как ты ее преодолел?»)

Воспитатель: Когда вы вернетесь домой, кому вы расскажете о сегодняшнем мероприятии? (или о мастер-класс)

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, наша работа в мастерской закончилась и нам пора прощаться с гостями.  Спасибо вам ребята за работу!

Литература

  1. Васильева Л. Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г.- 88с.
  2. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Чебоксары : Новое время, 2006. – 104 с.
  3. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г. – 144с.
  4. Лыкова И.А.  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,       2007 г. – 144 с.
  5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – издание 3-е, исправленное и дополненное - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 541 с.

6.Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О.В.     Драгуновой.- Ч.: Чуваш. кн. изд –во, 1995. – 340 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность "Познание" Тема: " Тайны Японского моря"

Работа посвящена углублению знаний о растениях и обитателях Японского моря. Ориентированна на детей подготовительной группы. Работа позволяет формировать представление об экологической защите морских ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности на тему: «Тайна снежинки».

Учить рисовать снежинки (от центра). Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета. Развивать творческое воображение, способность рационально применять различные техники рисования живоп...

Методическая разработка конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Тайны магнита»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: "Тайны магнита" Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуник...

Проектная деятельность на тему:"Тайна моего имени".

Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог создаёт собственный проект, который решает какую-либо исследовательскую задачу. Внедряет этот проект в работу с детьми. Таким образом дети за...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Тайны Здоровья"

Здоровье - это состояние организма при определённом образе жизни. И для того чтобы наши дети были здоровы, нам необходимо привить ему этот здоровый образ жизни....

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....