ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В АППЛИКАЦИИ.
проект по аппликации, лепке

Кузьмина Диля Хакимовна

Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost.docx381.52 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В АППЛИКАЦИИ.

Пояснительная записка

                       

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

         Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Аппликация развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям. У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности:  умение ставить цель, искать и находить решения проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать  и оценивать свой индивидуальный опыт.

Цель технологии:

Развивать творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику.  Помочь ребенку проявить свои художественные способности в аппликации.

Основные задачи:

• развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

• развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

• привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

• учить создавать коллективные работы.

На данных занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Работа по аппликации в нетрадиционной технике ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

  • умение слушать и воспринимать устную инструкцию воспитателя;
  • принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
  • переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
  • развитие самоконтроля и самооценки;
  • осознание собственных познавательных процессов.

Отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Разработана она в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада  и в соответствии с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г., далее ФГОС ДО).

Предполагаемые результаты реализации программы

Установочный блок результатов:

- повышение уровня развития творческих способностей;

- повышение уровня развития мелкой моторики;

- повышение уровня художественно–эстетического воспитания детей.

Организационно-действенный блок результатов:

- в детском саду организован кружок для детей;

- дети познакомятся  с необычным видом аппликации;

- создают  изделия, выполненными при помощи аппликации из ткани и применяют их в различных видах детской деятельности.

Актуальность

В дошкольном возрасте дети познавательно активны, интересуются окружающем миром, стремятся к наблюдению, сравнению, способны осознавать поставленные перед ним цели. Художественная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, умения бережно и экономно использовать материал, зрительного восприятия и глазомера.

                Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Поэтому в своей работе мы уделяем должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.

Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев руки. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что изображать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, мышление, внимание, речь, а также словарный запас.  

Изобразительная деятельность, одна из любимейших дошкольниками, отражает их интересы, мысли, чувства, отношение к окружающему. Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук полностью увлекло детей, в процессе занятия мы используем нетрадиционные материалы в аппликации.

Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения. Аппликация может быть:

 — предметной, состоящей из отдельных изображений;

— сюжетной, отображающей совокупность действий, событий;

 — декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“цыпленок клюет зерна”, “рыбки плавают в аквариуме”).

Декоративная аппликация вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям. Нетрадиционные техники аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности, а работа с нетрадиционными материалами еще и очень хорошо развивает мелкую моторику руки ребенка. К тому же аппликация с использованием нетрадиционных техник не только не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Аппликация, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания

художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа

самого изображения. Это дает возможность широко использовать

аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна

(локальность) больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных

изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.);

сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют

Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной,

включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные

предметы.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения

одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих

народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и

связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть

различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять

занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно — тематическая и

декоративная аппликация.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из

бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в

силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже

условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках,

картинках, образцах народного искусства.

На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из

заготовленных воспитателем частей: мяч — две половинки разного цветам

грибок — шляпка и ножка; тележка — прямоугольный корпус и круглые

колеса; гирлянда — флажки прямоугольной формы и т.д.

По мере освоения приемов вырезания средней, старшей и

подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы,

отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски,

величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы,

животные, человек в реальной и сказочной трактовке).

Сюжетно – тематическая аппликация предполагает наличие умения

вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в

соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок

отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на

дереве»). При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:

— вырезать предметы, показать их различия по величине при

сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки

большие и маленькие);

— выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их

с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут

на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным

размещением среди других предметов;

— передать характерные особенности персонажей и их действия через

жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем – фигуры

наклеивают в положении поворота друг к другу);

— расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по

горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города,

веселый хоровод); создать двухплановые композиции — ниже, выше,

ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в

море, цветущий луг с полосой леса в дали);

— подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для

передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому

объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их

усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно — тематических аппликаций. Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для

отражения в аппликациях различных сюжетов.

Сюжеты аппликаций могут трактоваться по — разному в зависимости

от возраста детей. Например, по — разному дети отображают тему «Осень».

Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет»,

«Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе группе эта тема

может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт»,

«Птицы, улетающие в теплые края» и т.д.

Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во

время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные

элементы украшения  (геометрические растительные формы, обобщенные

фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя

яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная

аппликация с ленточной и центрально — лучевой композицией. В ленточном

построении отдельные элементы могут многократно повторяться по

горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает

простой, состоящий из одного элемента, и сложный в котором отдельный

мотив повторяется через два — три элемента.

В центрально — лучевой композиции узор развивается в направлении

от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от

того, на предмете кокой формы он расположен: на круге, прямоугольнике,

квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки и др.).

Для воспроизведения различных видов орнаментов дети дошкольного

возраста должны научиться равномерно, заполнять отдельными элементами

пространство фона, выделять основные и вспомогательные части

аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать

уравновешенные композиции, целесообразно применять наглядные приемы

обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам

хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов.

Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах.

В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

1. Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и

растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме

на картонной или тканевой основе различной формы.

2. Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать

сюжет.

3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации

из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание,

плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания,

пришивания.

4. Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки,

овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

5.Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом

накопления опыта и развития ребенка.

Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы.

Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 3-4 лет у

здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение

что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность

действовать. И главная задача взрослого — поддержать эту активность, не

дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот

благоприятный период детства для развития детской активности и

самостоятельности.

Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать),

помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию

и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая,

блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по

разному шуршит.

2. Дать малышам представление о необходимых инструментах и

оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого

сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных

художественных поделок.

4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к

элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их

выполнять.

5. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное

изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из

бумажных комочков, шариков) и «мозаичная» (из кусочков) предметная

аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные

шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные

овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на

цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут

найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п.

Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим

аппликацию, дети получают первые представления о ней как о способе

изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с

использованием инструмента — ножниц.

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами,

предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым.

Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий,

показать приемы использования материала и т.д. в совместной с ним

деятельности.

Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог

включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие

(сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее

промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.

Действия детей с бумагой постепенно усложняются.

Первые совместные со взрослым ручные результативные действия,

включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально

подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному

участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют

от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в

замысливании изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликации

могут быть поставлены более сложные задачи:

1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе,

квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.

2. Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы

(елочка, домик, снеговик и т.п.), и элементарные сюжеты из знакомых

предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).

3. Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски

по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов

ножниц).

Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру

«обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

4. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения

работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем

поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

5. Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

В средней группе решаются более сложные задачи:

1. Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов

(бумага, ткань) простыми способами — отрезать, разрезать, вырезать по

контуру.

2. Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев,

скорректировать способы приклеивания листьев на основу.

3. Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое

ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и

т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических

форм, но и растительных).

4. Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге,

розетке.

В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука

ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети

сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы

прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать

квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста

для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.)

можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом

и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают

симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».

Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста

они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и в

результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется

мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно

выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так

и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов

разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную

аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изделий аппликация на

ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка,

полотенце, ковер, скатерть).

Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев

растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и

располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических

форм: полосе, квадрате и т.д.

Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани,

движением кисточки по контуру — листок начнет крошиться. Его

намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.

Для передачи образа детям предоставляются другие материалы:

карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию

бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать,

приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже

нарисовать.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной

техникой вырезывания — симметричным, силуэтным, многослойным, а

также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей:

пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения:

плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью

подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное.

Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например, только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п.

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные

декоративные узоры, как из геометрических, так и из растительных форм.

Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством

деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая

клеем контур предмета и, наклеивая на него нарезанную соломку.

Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации

из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В

отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается

строго определенной последовательность расположения и наклеивания

(пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем

выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего

и переднего.

Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы.

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации

из различных материалов создает основу для творческого выражения

дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание

аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или

несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для

более выразительного исполнения задуманного.

Виды аппликации

  • предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
  • сюжетная, отображающая те или иные события;
  • декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

  1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
  4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Нетрадиционные техники аппликации

  • Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

  • Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

  • Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

  • Симметричная аппликация

Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

  • Ленточная аппликация

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

  • Силуэтная аппликация

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Аппликация в технике квиллинг

Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

  • Коллаж

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

  • Оригами

Орига?ми (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

  • Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из макаронhttp://21vu.ru/sites/default/files/_pu/2014/11/583152643.jpg

 

  • Аппликация из соломы

Аппликации из соломы необычайно привлекательны: они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит, как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

  • Аппликация из засушенных растений

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

 

 

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник в аппликации. (Т. С. Комарова)

- Актуальность.- План работы в средней группе.- План работв в старшей группе.- Детские работы в нетрадиционной технике аппликации.- Виды нетрадиционной аппликации в детском саду.- Аппликация из вязанн...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомли...

Технология развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования

Актуальность выбранной темыФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраст...

Технология развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования

Актуальность.Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.Изобразитель...

Технологии развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования

Технологии развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования...

Педагогический проект по развитию детского изобразительного творчества средствами нетрадиционной техники рисования Тема: «Маленькие волшебники»

Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчес...

Технология развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.Изобразительная дея...