КОНСУЛЬТАЦИЯ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АППЛИКАЦИИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.
консультация по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Корнюшина Татьяна Викторовна

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АППЛИКАЦИИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АППЛИКАЦИИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.

Основная задача обучения аппликации детей 6-7 лет – это овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, несимметричные и симметричные формы в движении и статичном положении.

Используя картинку или натуру, а так же отталкиваясь от представлений детей, воспитатель проводит исследование строения предмета, выделяя отдельные части, указывая на их формы и отмечая соотношения их друг с другом.

Дети 6-7 лет уже способны в повседневной жизни самостоятельно  обследовать предметы, которые им нужно будет изобразить, рассматривать иллюстрации, наблюдать за окружающим миром. Потом на занятиях дети учатся самостоятельно, без наводящих вопросов, анализировать предметы. Если дети встречаются со сложностями в анализе, то им можно предложить план анализа предмета или спросить о чем следует рассказать и что упущено в процессе анализа предмета. В данной возрастной группе больше внимания обращается на качество предметов, на сравнение признаков, научению детей видеть различия в пропорциях, в величине.

Ввиду того, что мелкие детали ребятам этого возраста вырезать сложно, необходимо подбирать варианты с небольшим количеством деталей, крупными цветами, с более простыми формами. Для этого подойдут большие плюшевые или деревянные игрушки. Образец применяют в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям большую активность в решении вопросов размера, цвета, расположения на листе.

Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен картиной или натурой. Например, изобразить не просто вазу, ботинок, а предмет украшенный к празднику или волшебный сказочный предмет.

Чтобы показать вариативность композиции с детьми 6-7 лет советуют использовать несколько образцов. Это развивает у них творческую активность в выполнении задания. Например, дети из двух сложенных листков бумаги учатся вырезыванию двух половинок волшебного цветка. Педагог показывает только приемы вырезывания цветка, а рассматривая образцы, дети замечают, что волшебные цветы могут быть разной формы, цветовой гаммы. В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме полосы, круга, прямоугольника, квадрата и т. д.

На каждом занятии приемы вырезывания не демонстрируются: педагог чаще обращается к опыту самих детей, привлекая к объяснению некоторых ребят, которые объясняют, как нужно выполнять аппликацию, показывают самые сложные моменты работы и какой прием нужно использовать.

Как правило, новые не знакомые приемы детям показывает воспитатель. Он демонстрирует как сложить бумагу, как вырезывать ту или иную форму, как затем получится несколько изображений. Если простые формы вырезывать детям 6-7 лет не сложно, то вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое вызывает определенные трудности. Освоение этого приема требует развитого аналитического мышления, умения разделить предмет на две половины и умения вырезывать.

При первом знакомстве детей с этим приемом И.Л. Гусарова предлагает вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Очень часто ребенок не может себе представить, что в результате получится бабочка или ваза красивой формы. Когда дети поймут, что нарисованный контур является половиной предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

Так как дети 6-7 лет имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций, то воспитатель чаще использует в своей работе словесные методы обучения. Помимо напоминаний, вопросов, указаний воспитатель направляет творческую активность дошкольников: например, для выполнения сюжетно-тематической аппликации предлагает сначала продумать сюжет, подобрать бумагу наиболее подходящего цвета, подумать на тем, как вырезать все компоненты и расположить их на листе бумаги.

В подготовительной группе некоторые аппликационные работы (например, «Осенний ковер», «Цветы на лугу», «Витрина магазина игрушек») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции, затем все части объединяются на общем фоне. Воспитатель учитывает распределение работы между детьми в соответствии с их желаниями.

Для выполнения некоторых заданий дети объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Фризовые композиции дети выполняют всей группой. Примером могут служить «Витрина магазина игрушек», «Высотные дома в городе».

При выполнении коллективных аппликаций воспитатель смотрит за тем, чтобы дети сравнивали свои вырезки с работами товарищей по окраске и величине. Они совместно располагают фигуры на листе, разбирают приемы их объединения, придают персонажам разную позу, дополняют композицию декоративными элементами или другими предметами, придавая выразительность всей аппликации. Воспитатель добивается аккуратности, оказывает ребятам помощь, активизирует их творчество и самостоятельность, сохраняет и стимулирует интерес каждого ребенка к содержанию и результату коллективной деятельности.

Таким образом, в возрасте 6-7 лет у детей уточняются и расширяются знания о формах, знакомых предметах, качествах; рассматриваются иллюстрации, проводятся наблюдения за окружающими. Важное место отводится сравнению признаков, анализу предметов и т.д. В этом возрасте воспитатель меньше опекает детей, больше развивает самостоятельность, творчество и побуждает их к творчеству. Анализируя работы детей, активно привлекает всех детей группы.  

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ СИЛУЭТНОГО ВЫРЕЗЫВАНИЯ

Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности. Большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. С детьми 6-7 лет новым приёмом вырезывания является силуэтное вырезывание. При обсуждении предмета вырезывания педагог обращает внимание на особенности его контура, обводя по контуру пальцем. Аналогичное обведение по контуру могут совершить и дети. Обведение контура нужно начинать с той части предмета, с которой затем начнётся вырезание.

С детьми данного возраста предполагается выполнение аппликаций из предметов, контур которых включает разнообразные детали. Ввиду того, что детям трудно сразу сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезании мелких деталей, необходимо показать им поэтапный способ: сначала вырезывают общую форму из предварительно подготовленной бумаги, а затем по краю формы выделяют детали. В некоторых случаях силуэт вырезывают по заранее нарисованному контуру.

Силуэтное вырезывание — один из самых сложных приемов, которому учатся дети. Силуэт образуется выделением у предмета линейного контура, который представляет собой границу объемной формы со срезом. При этом линия контура определяет насколько правильно переданы форма, пропорции объекта. Тем не менее при воссоздании предмета ребенок идет по пути выделения отдельных его частей и последовательного их изображения, а не схематичного рисунка контуров. При силуэтном вырезывании ему надо все время держать в памяти весь образ предмета, следить за правильностью пропорций и конструкции, согласовывать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе детям помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, соотносить их общие силуэты. Поэтому освоение силуэтного вырезывания начинается с простых форм (овощи, рыбы, фрукты).

Более трудный приём вырезывания – это вырезывание снежинок, цветов, салфеток из бумаги, сложенной в несколько раз. Воспитатель показывает, как необходимо сложить прямоугольный или квадратный лист в несколько раз, как вырезать одну или несколько частей, расположенных вокруг центра. Впоследствии при декоративных работах дети смогут применять этот приём самостоятельно.

Можно сделать вывод, что несмотря на то, что обучение приему силуэтного вырезывания дело не простое, но тем не менее оно имеет большое значение в гармоничном умственном, психическом, физическом развитии детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста

Развитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с раннего детства....

Аппликация. Часть 4 Методы и приемы обучения аппликации в старшей группе

Основная задача обученияМетоды и приемы обучения...

Методы и приемы обучения грамоте детей с ОНР

Методы и приемы обучения грамоте детей с ОНР...

Консультация для воспитателей: Эффективные методы и приемы обучения диалогу детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Чтобы вести диалог, человек должен научиться правильно поль­зоваться всеми составл...

Консультация для воспитателя "Наглядные методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста" часть 2

Наглядные методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей: "Эффективные методы и приемы обучения диалогу детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Руководство для педагогов для правильного построения диалоговой речи между детьми, использование игр для развития связной речи....