План по саморазвитию на тему :"Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста."
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Клименко Ксения Михайловна

Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samorazvitiyu.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

Цель: художественно-эстетического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы привить ребенку культуру.

Задачи: 

  1. Развитие гармоничной личности;
  2. Формирование способности замечать и ценить красоту вокруг;
  3. Помощь в формировании личных вкусов и идеалов;
  4. Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников

Изучение методической литературы:

ФокинаТ. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с. 35-38.

Джидарьян И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. – М.: Наука, 1986

http://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/metody-hudozhestvenno-esteticheskogo-vospitaniya.html#h3_4

Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки»- М.: «Карапуз-дидактика», 2007г.

                        Работа с детьми:

Месяц

Тема  Цель

Виды деятельности

Октябрь

3 неделя

Вводное занятие

«Волшебная бумага»

-Познакомить детей с бумагой, её свойствами и качествами (непрочная, рвётся, мнётся, намокает).

-Познакомить детей со способами выявления отдельных свойств (сжать, чтобы узнать мнётся или не мнётся материал; потянуть, чтобы узнать прочность; опустить в воду, чтобы узнать намокает или не намокает).

-Развивать мелкую моторику рук

-Воспитывать у детей бережное отношение к предметам.

-Повторение техники безопасности работы с ножницами и клеем.

- рассматривание;

- беседа;

- наблюдения;

4 неделя

«Техника бумажный комочек»  «Пингвин».

-Познакомить ребят с новой техникой;

-Научить детей отрывать/отрезать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек.

-Показать детям способы применения бумажного комочка;

-Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.

- показ;

- беседа;

ноябрь

1неделя

Петли  «Ромашка»

-Познакомить детей с техникой изготовления объемной аппликации.

- Научить детей из полосок, делать петли

- Развивать мелкую моторику руки,

-Развивать творческие навыки детей в аппликации;

- совместная деятельность;

- сказка;

- показ;

- объяснение;

2 неделя

Петли «Лебедь»

-Закрепить знания о лебеде как о перелётной птице;

-Создавать образ лебедя с помощью петель из бумаги, и укладывать их рядами, используя уже имеющиеся умения и навыки работы с бумагой.

-Развивать речь,  внимание, воображение.

- Развивать мелкую моторику руки,

-совместная деятельность;

-рассматривание      иллюстраций

-показ;

   

3неделя

Петли «Ёлка»

-Продолжать учить делать петли из полосок разной длины;

-Развивать творческие навыки детей в аппликации;

-Развивать мелкую моторику руки.

-совместная деятельность;

- показ;

- игровая ситуация;

4 неделя

Петли «Бант»

-Закрепить умение делать петли разной длины;

-Развивать творческие навыки детей в аппликации;

-Развивать мелкую моторику руки.

- совместная деятельность;

              декабрь

1 неделя

Оригами «Собачка»

-Познакомить детей с «оригами».

-Учить детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами;  

-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;

-Развивать мелкую моторику руки,

-совместная деятельность;

-игровая ситуация;

-словесное описание

2неделя

Оригами «Лисичка»

-Продолжать учить детей конструировать из бумаги в технике оригами мордочку , используя известные приемы складывания;

-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

-Развивать мелкую моторику руки;

-Воспитывать аккуратность в работе 

-совместная деятельность;

-показ

-словесное описание

3неделя

Оригами «Домик»

- Закреплять  умение  детей  следовать устным инструкциям;

-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

-Развивать мелкую моторику руки;

-Воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами

- совместная деятельность;

- словесное описание

       

4 неделя

Оригами «Кораблик»

-Закреплять умение работать с бумагой (сгибать квадратный лист бумаги в разных  направлениях,  хорошо проглаживая  место  сгиба); ориентироваться на листе бумаги;

-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;

-Воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами, усидчивость, аккуратность в работе

- совместная деятельность;

- показ

январь

 

                     

3 неделя

Веселый конус  «Ангелочек»

-Продолжать  закреплять    способы  закручивание круга, ½ круга, 1/3 круга для получения разной высоты конуса;

-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

-Развивать мелкую моторику руки;

-Воспитывать интерес к конструированию из бумаги

- совместная деятельность;

- словесное описание;

- драматизация

4 неделя

Веселый конус  «Елка»

-Закреплять умение работать с бумагой;

-Закреплять    способы  закручивание круга, ½ круга, 1/3 круга для получения разной высоты конуса;

-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;

-Развивать мелкую моторику руки;

-Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе,терпение, усидчивость

- совместная деятельность;

- показ

февраль                                                                              

 

                     

1 неделя

Квилинг «Собака»

-Познакомить с  новым видом  работы, выполненных в технике квиллинг.

-Познакомить с новым элементом «капелька»;

-Развивать творческие способности; мелкую моторику рук;

-Воспитывать стремление сделать приятное близким (подарок своими руками)

- совместная деятельность;

- словесное описание;

2 неделя

Открытка для папы к 23 февраля

-Закреплять новый вид работы, выполненных в технике квиллинг.

-Развивать творческие способности; мелкую моторику рук;

-Воспитывать стремление сделать приятное близким (подарок своими руками)

- совместная деятельность;

- словесное описание;

3 неделя

Квилинг  «Ветка рябины»

-Закреплять выполнение работ в технике квиллинг.

-Развивать творческие способности; мелкую моторику рук;

-Воспитывать стремление сделать приятное близким (подарок своими руками)

 

- совместная деятельность;

- словесное описание;

4неделя

Квилинг «Цыпленок»

-Закреплять   приемы выполнения квиллинга;

-Формировать  навыки работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук

-Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, терпение, усидчивость

- совместная деятельность;

- показ;

- словесное описание;

                                                                                март                                

 

                     

1 неделя

Мятые шарики «Колобок»

-Познакомить детей  с новым способом создания аппликативных изображений из бумажных комочков;

-Развивать навыки мелкой моторики

-Развивать у детей творческую активность, фантазию, художественно  креативные способности;

-Воспитывать аккуратность в работе 

-совместная деятельность;

-игровая ситуация;

2 неделя

Мятые шарики «Осьминог»

-Продолжать учить детей создавать изображение из бумажных комочков;

-Развивать навыки мелкой моторики

-Развивать у детей творческую активность, фантазию;

-Воспитывать аккуратность в работе 

-совместная деятельность;

-показ;

-словесное описание

3 неделя

Мятые шарики «Снегирь»

-Продолжать    умение  детей  создавать    поделку  из  салфеток,  мять  салфетку  руками,  скатывать  её  в  шарики.

-Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей.

- совместная деятельность;

- словесное описание;

- загадка

4 неделя

Мятые шарики «Яблоня»

-Закреплять  умение  детей  создавать    поделку  из  салфеток,  мять  салфетку  руками,  скатывать  её  в  шарики.

-Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей.

- совместная деятельность;

- показ

                                                                                апрель                              

 

                     

1 неделя

Торцевание  «Цветок»

-Познакомить детей  с новой  техникой торцевание,

-Научить создавать композиции в данной техникой;

-Развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление;

-Воспитывать интерес к работе

-совместная деятельность;

-показ;

-объяснение

2 неделя

Торцевание  «Гриб мухомор»

-Продолжать учить детей обучать основным приемам работы в технике торцевание;

-Развивать навыки мелкой моторики

-Развивать у детей творческую активность, фантазию;

-Воспитывать аккуратность в работе 

-совместная деятельность;

-показ;

-словесное описание;

-загадка

3 неделя

Торцевание  «Голубь»

-Продолжать учить детей обучать основным приемам работы в технике торцевание;

-Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей

-совместная деятельность;

-словесное описание;

-загадка

4 неделя

Торцевание  «Рыбка»

-Закреплять  приемы торцевания;

-Развивать умение детей рисовать золотую рыбку;

-Развивать мелкую моторику рук;

-Воспитывать аккуратность и желание доводить  начатое  дело  до конца

-совместная деятельность;

-показ;

-загадка

                             

                                                                                 май                            

 

                     

1 неделя

Объемная «Груша»

-Познакомить детей  с новой  техникой; 

-Научить создавать композиции в данной техникой;

-Развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление;

-Воспитывать интерес к работе

-совместная деятельность;

-показ;

-объяснение

2 неделя

Объемная «Божья коровка»

-Формировать практические навыки работы с бумагой;

-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию на основе знаний, умений и навыков;

-Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;

-Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, чувство удовлетворения от привычки доводить дело до конца

-совместная деятельность;

-показ;

-словесное описание;

-загадка

3 неделя

Мониторинг

4 неделя

Мониторинг

 

Работа с педагогами:

 Рекомендации по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников включают в себя ряд методов и принципов:

  1. Эстетика обстановки (живые растения, мебель, цветовое решение игровых комнат, чистота и порядок).
  2. Независимая художественная деятельность (занятия по свободному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства).
  3. Занятия с педагогом (развитие вкусов и идеалов под наблюдением и чутким руководством наставника).

Есть некоторые особенности эстетического воспитания дошкольников в ДОУ. В отличие от домашней среды, осуществление творческой деятельности происходит среди сверстников и под руководством грамотного наставника. Это мотивирует ребенка делать все лучше, чтобы его похвалили, выделили среди остальных. Если дома ребенок при первой же неудаче часто сдается, то в садике, смотря на пример других ребят, он будет искать способы справиться с заданием. Поэтому творческая и эстетическая деятельность должна осуществляться именно в ДОУ.

Для этого воспитатель должен четко понимать, что такое творчество и какие компетенции и навыки ребенок в результате должен приобрести.

Показатели творческой деятельности (по И. Лернеру):

  • умение без сторонней помощи воспользоваться старыми знаниями в новой ситуации;
  • умение находить и применять новые функции уже известного объекта;
  • умение видеть проблемы в стандартной ситуации;
  • умение комбинировать ранее известные методы в новый.

Педагогу следует поощрять ребенка за проявления самостоятельности, ни в коем случае не ругать, если дети, например, вместо одного цветка начинают рисовать букет. Важна непринужденность обстановки и некоторое ослабление дисциплины — пусть дошкольники переговариваются, подходят к окну или стенду с игрушками. Тогда эстетическое воспитание дошкольников будет проходить для ребенка с радостью и вдохновением.

Взаимодействие с родителями: 

Эстетическое развитие дошкольников — процесс, включающий не только работу воспитателей, но и активное участие родителей. Это непрерывная деятельность, основу которой в первую очередь задает семья.

Знакомство ребенка с миром начинается с мамы и папы. Они являются первыми и главными эстетическими идеалами.

Семейное эстетическое воспитание включает:

  1. Личный пример родителей. Сюда относится внешний вид, одежда, опрятность и ухоженность взрослых, а также манера общения и образование родителей. Ребенок быстро перенимает семейные критерии прекрасного и с трудом сможет измениться, если, например, с детства слышал нецензурную лексику или ходил в запачканной одежде.
  2. Воспитание музыкального вкуса. Начинается с раннего возраста, когда мама пела колыбельные и задорно рассказывала потешки. По мере взросления малыша важно петь с ним детские песенки, включать дома классическую музыку.
  3. Художественная деятельность дошкольников. Важнейший аспект эстетического развития как в семье, так и в ДОУ. Необходимо дать ребенку возможность выражать свои мысли и эмоции на бумаге, в различных техниках (фломастеры, краски, карандаши), так малыш познакомится с цветами и их сочетаниями, научится видеть форму, оценивать размер.
  4. Чтение книг. Часто дети просят маму почитать сказку на ночь, так они знакомятся с богатством и красотой русского языка, учатся использовать слово как инструмент выражения чувств и эмоций.
  5. Беседы. Во время душевных разговоров ребенок узнает и перенимает опыт родителей, задает вопросы об окружающем мире. Следует выделять время для разговоров, посвященных эстетическому развитию.
  6. Эстетика быта. Заключается в ремонте квартиры, дизайнерских решениях, в оформлении жилого пространства (картины, цветы и т.д.), чистоте и порядке. Необходимо наличие эстетической развивающей среды.

Форма завершения самообразования: 

Любая деятельность педагога по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста должна приносить результаты, соответствующие требованиям образовательной программы. В программах четко прописано, что должен уметь и знать ребенок. Эстетическое воспитание дошкольников можно классифицировать по нескольким направлениям.

Направление 1. Восприятие искусства и действительности:

  • видеть и оценивать красоту произведений искусства, природы, окружения, уметь выражать положительные эмоции по отношению к ним;
  • знать несколько композиторов, художников, писателей и их произведения;
  • уметь использовать выражения в искусстве (театральные: голос, мимика, интонация, поза, жесты; музыкальные: ритм, темп, динамика; художественные: композиция, цвет, форма);
  • знать народную культуру: песни, потешки, загадки, пословицы, поговорки.

Направление 2. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников:

  • интересоваться несколькими видами искусства и проявлять собственную инициативу в творческих задумках педагога;
  • самостоятельно создавать творческие произведения в любом виде искусства;
  • уметь максимально объективно оценивать собственное творчество, сравнивать его с результатами сверстников, обсуждать это и стремиться развиваться в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов На тему: «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Новоангарский детский сад «Золотой петушок»КОНСУЛЬТАЦИЯдля педагоговНа тему: «Художественно – эстетичес...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2018-2019 учебный год

Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...

Статья на тему : «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста»

Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к воспр...

Перспективный план работы с родителями по теме: "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста"

Перспективный план работы с родителями на 2020-2021 год По теме «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»Возрастная группа: подготовительная к школе группаНапра...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2021-2022 учебный год

Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...