Главные вкладки

    План по саморазвитию на тему :"Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста."
    материал по аппликации, лепке (подготовительная группа)

    Клименко Ксения Михайловна

    Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_po_samorazvitiyu.docx38.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

    Цель: художественно-эстетического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы привить ребенку культуру.

    Задачи: 

    1. Развитие гармоничной личности;
    2. Формирование способности замечать и ценить красоту вокруг;
    3. Помощь в формировании личных вкусов и идеалов;
    4. Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников

    Изучение методической литературы:

    ФокинаТ. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с. 35-38.

    Джидарьян И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. – М.: Наука, 1986

    http://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/metody-hudozhestvenno-esteticheskogo-vospitaniya.html#h3_4

    Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки»- М.: «Карапуз-дидактика», 2007г.

                            Работа с детьми:

    Месяц

    Тема  Цель

    Виды деятельности

    Октябрь

    3 неделя

    Вводное занятие

    «Волшебная бумага»

    -Познакомить детей с бумагой, её свойствами и качествами (непрочная, рвётся, мнётся, намокает).

    -Познакомить детей со способами выявления отдельных свойств (сжать, чтобы узнать мнётся или не мнётся материал; потянуть, чтобы узнать прочность; опустить в воду, чтобы узнать намокает или не намокает).

    -Развивать мелкую моторику рук

    -Воспитывать у детей бережное отношение к предметам.

    -Повторение техники безопасности работы с ножницами и клеем.

    - рассматривание;

    - беседа;

    - наблюдения;

    4 неделя

    «Техника бумажный комочек»  «Пингвин».

    -Познакомить ребят с новой техникой;

    -Научить детей отрывать/отрезать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек.

    -Показать детям способы применения бумажного комочка;

    -Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.

    - показ;

    - беседа;

    ноябрь

    1неделя

    Петли  «Ромашка»

    -Познакомить детей с техникой изготовления объемной аппликации.

    - Научить детей из полосок, делать петли

    - Развивать мелкую моторику руки,

    -Развивать творческие навыки детей в аппликации;

    - совместная деятельность;

    - сказка;

    - показ;

    - объяснение;

    2 неделя

    Петли «Лебедь»

    -Закрепить знания о лебеде как о перелётной птице;

    -Создавать образ лебедя с помощью петель из бумаги, и укладывать их рядами, используя уже имеющиеся умения и навыки работы с бумагой.

    -Развивать речь,  внимание, воображение.

    - Развивать мелкую моторику руки,

    -совместная деятельность;

    -рассматривание      иллюстраций

    -показ;

       

    3неделя

    Петли «Ёлка»

    -Продолжать учить делать петли из полосок разной длины;

    -Развивать творческие навыки детей в аппликации;

    -Развивать мелкую моторику руки.

    -совместная деятельность;

    - показ;

    - игровая ситуация;

    4 неделя

    Петли «Бант»

    -Закрепить умение делать петли разной длины;

    -Развивать творческие навыки детей в аппликации;

    -Развивать мелкую моторику руки.

    - совместная деятельность;

                  декабрь

    1 неделя

    Оригами «Собачка»

    -Познакомить детей с «оригами».

    -Учить детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами;  

    -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;

    -Развивать мелкую моторику руки,

    -совместная деятельность;

    -игровая ситуация;

    -словесное описание

    2неделя

    Оригами «Лисичка»

    -Продолжать учить детей конструировать из бумаги в технике оригами мордочку , используя известные приемы складывания;

    -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

    -Развивать мелкую моторику руки;

    -Воспитывать аккуратность в работе 

    -совместная деятельность;

    -показ

    -словесное описание

    3неделя

    Оригами «Домик»

    - Закреплять  умение  детей  следовать устным инструкциям;

    -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

    -Развивать мелкую моторику руки;

    -Воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами

    - совместная деятельность;

    - словесное описание

           

    4 неделя

    Оригами «Кораблик»

    -Закреплять умение работать с бумагой (сгибать квадратный лист бумаги в разных  направлениях,  хорошо проглаживая  место  сгиба); ориентироваться на листе бумаги;

    -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;

    -Воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами, усидчивость, аккуратность в работе

    - совместная деятельность;

    - показ

    январь

     

                         

    3 неделя

    Веселый конус  «Ангелочек»

    -Продолжать  закреплять    способы  закручивание круга, ½ круга, 1/3 круга для получения разной высоты конуса;

    -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

    -Развивать мелкую моторику руки;

    -Воспитывать интерес к конструированию из бумаги

    - совместная деятельность;

    - словесное описание;

    - драматизация

    4 неделя

    Веселый конус  «Елка»

    -Закреплять умение работать с бумагой;

    -Закреплять    способы  закручивание круга, ½ круга, 1/3 круга для получения разной высоты конуса;

    -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;

    -Развивать мелкую моторику руки;

    -Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе,терпение, усидчивость

    - совместная деятельность;

    - показ

    февраль                                                                              

     

                         

    1 неделя

    Квилинг «Собака»

    -Познакомить с  новым видом  работы, выполненных в технике квиллинг.

    -Познакомить с новым элементом «капелька»;

    -Развивать творческие способности; мелкую моторику рук;

    -Воспитывать стремление сделать приятное близким (подарок своими руками)

    - совместная деятельность;

    - словесное описание;

    2 неделя

    Открытка для папы к 23 февраля

    -Закреплять новый вид работы, выполненных в технике квиллинг.

    -Развивать творческие способности; мелкую моторику рук;

    -Воспитывать стремление сделать приятное близким (подарок своими руками)

    - совместная деятельность;

    - словесное описание;

    3 неделя

    Квилинг  «Ветка рябины»

    -Закреплять выполнение работ в технике квиллинг.

    -Развивать творческие способности; мелкую моторику рук;

    -Воспитывать стремление сделать приятное близким (подарок своими руками)

     

    - совместная деятельность;

    - словесное описание;

    4неделя

    Квилинг «Цыпленок»

    -Закреплять   приемы выполнения квиллинга;

    -Формировать  навыки работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук

    -Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, терпение, усидчивость

    - совместная деятельность;

    - показ;

    - словесное описание;

                                                                                    март                                

     

                         

    1 неделя

    Мятые шарики «Колобок»

    -Познакомить детей  с новым способом создания аппликативных изображений из бумажных комочков;

    -Развивать навыки мелкой моторики

    -Развивать у детей творческую активность, фантазию, художественно  креативные способности;

    -Воспитывать аккуратность в работе 

    -совместная деятельность;

    -игровая ситуация;

    2 неделя

    Мятые шарики «Осьминог»

    -Продолжать учить детей создавать изображение из бумажных комочков;

    -Развивать навыки мелкой моторики

    -Развивать у детей творческую активность, фантазию;

    -Воспитывать аккуратность в работе 

    -совместная деятельность;

    -показ;

    -словесное описание

    3 неделя

    Мятые шарики «Снегирь»

    -Продолжать    умение  детей  создавать    поделку  из  салфеток,  мять  салфетку  руками,  скатывать  её  в  шарики.

    -Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей.

    - совместная деятельность;

    - словесное описание;

    - загадка

    4 неделя

    Мятые шарики «Яблоня»

    -Закреплять  умение  детей  создавать    поделку  из  салфеток,  мять  салфетку  руками,  скатывать  её  в  шарики.

    -Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей.

    - совместная деятельность;

    - показ

                                                                                    апрель                              

     

                         

    1 неделя

    Торцевание  «Цветок»

    -Познакомить детей  с новой  техникой торцевание,

    -Научить создавать композиции в данной техникой;

    -Развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление;

    -Воспитывать интерес к работе

    -совместная деятельность;

    -показ;

    -объяснение

    2 неделя

    Торцевание  «Гриб мухомор»

    -Продолжать учить детей обучать основным приемам работы в технике торцевание;

    -Развивать навыки мелкой моторики

    -Развивать у детей творческую активность, фантазию;

    -Воспитывать аккуратность в работе 

    -совместная деятельность;

    -показ;

    -словесное описание;

    -загадка

    3 неделя

    Торцевание  «Голубь»

    -Продолжать учить детей обучать основным приемам работы в технике торцевание;

    -Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей

    -совместная деятельность;

    -словесное описание;

    -загадка

    4 неделя

    Торцевание  «Рыбка»

    -Закреплять  приемы торцевания;

    -Развивать умение детей рисовать золотую рыбку;

    -Развивать мелкую моторику рук;

    -Воспитывать аккуратность и желание доводить  начатое  дело  до конца

    -совместная деятельность;

    -показ;

    -загадка

                                 

                                                                                     май                            

     

                         

    1 неделя

    Объемная «Груша»

    -Познакомить детей  с новой  техникой; 

    -Научить создавать композиции в данной техникой;

    -Развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление;

    -Воспитывать интерес к работе

    -совместная деятельность;

    -показ;

    -объяснение

    2 неделя

    Объемная «Божья коровка»

    -Формировать практические навыки работы с бумагой;

    -Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию на основе знаний, умений и навыков;

    -Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;

    -Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, чувство удовлетворения от привычки доводить дело до конца

    -совместная деятельность;

    -показ;

    -словесное описание;

    -загадка

    3 неделя

    Мониторинг

    4 неделя

    Мониторинг

     

    Работа с педагогами:

     Рекомендации по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников включают в себя ряд методов и принципов:

    1. Эстетика обстановки (живые растения, мебель, цветовое решение игровых комнат, чистота и порядок).
    2. Независимая художественная деятельность (занятия по свободному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства).
    3. Занятия с педагогом (развитие вкусов и идеалов под наблюдением и чутким руководством наставника).

    Есть некоторые особенности эстетического воспитания дошкольников в ДОУ. В отличие от домашней среды, осуществление творческой деятельности происходит среди сверстников и под руководством грамотного наставника. Это мотивирует ребенка делать все лучше, чтобы его похвалили, выделили среди остальных. Если дома ребенок при первой же неудаче часто сдается, то в садике, смотря на пример других ребят, он будет искать способы справиться с заданием. Поэтому творческая и эстетическая деятельность должна осуществляться именно в ДОУ.

    Для этого воспитатель должен четко понимать, что такое творчество и какие компетенции и навыки ребенок в результате должен приобрести.

    Показатели творческой деятельности (по И. Лернеру):

    • умение без сторонней помощи воспользоваться старыми знаниями в новой ситуации;
    • умение находить и применять новые функции уже известного объекта;
    • умение видеть проблемы в стандартной ситуации;
    • умение комбинировать ранее известные методы в новый.

    Педагогу следует поощрять ребенка за проявления самостоятельности, ни в коем случае не ругать, если дети, например, вместо одного цветка начинают рисовать букет. Важна непринужденность обстановки и некоторое ослабление дисциплины — пусть дошкольники переговариваются, подходят к окну или стенду с игрушками. Тогда эстетическое воспитание дошкольников будет проходить для ребенка с радостью и вдохновением.

    Взаимодействие с родителями: 

    Эстетическое развитие дошкольников — процесс, включающий не только работу воспитателей, но и активное участие родителей. Это непрерывная деятельность, основу которой в первую очередь задает семья.

    Знакомство ребенка с миром начинается с мамы и папы. Они являются первыми и главными эстетическими идеалами.

    Семейное эстетическое воспитание включает:

    1. Личный пример родителей. Сюда относится внешний вид, одежда, опрятность и ухоженность взрослых, а также манера общения и образование родителей. Ребенок быстро перенимает семейные критерии прекрасного и с трудом сможет измениться, если, например, с детства слышал нецензурную лексику или ходил в запачканной одежде.
    2. Воспитание музыкального вкуса. Начинается с раннего возраста, когда мама пела колыбельные и задорно рассказывала потешки. По мере взросления малыша важно петь с ним детские песенки, включать дома классическую музыку.
    3. Художественная деятельность дошкольников. Важнейший аспект эстетического развития как в семье, так и в ДОУ. Необходимо дать ребенку возможность выражать свои мысли и эмоции на бумаге, в различных техниках (фломастеры, краски, карандаши), так малыш познакомится с цветами и их сочетаниями, научится видеть форму, оценивать размер.
    4. Чтение книг. Часто дети просят маму почитать сказку на ночь, так они знакомятся с богатством и красотой русского языка, учатся использовать слово как инструмент выражения чувств и эмоций.
    5. Беседы. Во время душевных разговоров ребенок узнает и перенимает опыт родителей, задает вопросы об окружающем мире. Следует выделять время для разговоров, посвященных эстетическому развитию.
    6. Эстетика быта. Заключается в ремонте квартиры, дизайнерских решениях, в оформлении жилого пространства (картины, цветы и т.д.), чистоте и порядке. Необходимо наличие эстетической развивающей среды.

    Форма завершения самообразования: 

    Любая деятельность педагога по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста должна приносить результаты, соответствующие требованиям образовательной программы. В программах четко прописано, что должен уметь и знать ребенок. Эстетическое воспитание дошкольников можно классифицировать по нескольким направлениям.

    Направление 1. Восприятие искусства и действительности:

    • видеть и оценивать красоту произведений искусства, природы, окружения, уметь выражать положительные эмоции по отношению к ним;
    • знать несколько композиторов, художников, писателей и их произведения;
    • уметь использовать выражения в искусстве (театральные: голос, мимика, интонация, поза, жесты; музыкальные: ритм, темп, динамика; художественные: композиция, цвет, форма);
    • знать народную культуру: песни, потешки, загадки, пословицы, поговорки.

    Направление 2. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников:

    • интересоваться несколькими видами искусства и проявлять собственную инициативу в творческих задумках педагога;
    • самостоятельно создавать творческие произведения в любом виде искусства;
    • уметь максимально объективно оценивать собственное творчество, сравнивать его с результатами сверстников, обсуждать это и стремиться развиваться в данном направлении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов на тему: «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

    В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников - важнейшей стороне воспитания ребёнка....

    Консультация для педагогов Тема: «Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

         В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение инфомационн...

    Доклад на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»

    Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным...

    План самообразования по Художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства.

    В плане самообразования изложена полная информация по теем "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов На тему: «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Новоангарский детский сад «Золотой петушок»КОНСУЛЬТАЦИЯдля педагоговНа тему: «Художественно – эстетичес...

    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2018-2019 учебный год

    Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...

    Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

    Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...