Консультация для родителей "Лепим с детьми дома"
консультация по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Селивестрова Наталья Николаевна

Рекомендации родителям для занятий лепкой с детьми разного возраста в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Лепим с детьми дома».

     Сидя с детьми дома, можно очень интересно проводить время. Например, заняться творчеством. Наверняка вы в детстве любили лепить или рисовать, вырезать или собирать из кубиков сооружения. Вот и нынешние дети с удовольствием займутся такими интересными делами.

     Одно из любимых занятий – лепка. Сейчас очень много материалов для лепки, из которых можно выбрать. Это и обычный цветной пластилин, который бывает твердым и мягким, и скульптурная глина, и шариковый пластилин, и легкая застывающая масса, и прочее. Если вы не знаете, что именно можно лепить с ребенком, я с удовольствием поделюсь с вами опытом.  

     

Лепим с малышами от 1 до 3 лет.

     Чем младше ребенок, тем мягче должен быть материал для лепки. Начинайте с соленого теста или специальной массы для лепки. Вначале занятия могут длиться от 5 до 15 минут, но со временем продолжительность занятия можно увеличивать.

     Заранее готовьте материалы и инструменты для занятия лепкой. Уберите со стола все лишнее. Придумывайте сюжет для каждого занятия, обыгрывайте его. Так вы сможете сохранить интерес ребенка к лепке. Повторяйте занятия, которые особенно понравились ребенку. Но не забывайте и про разнообразие. Храните поделки вашего ребенка в специальной папке, и не забывайте хвалиться работами перед гостями.

     Итак, занимаясь лепкой, мы учим малыша:

-- Делить пластилин. Делать это можно следующими способами:

  • отщипывать маленькие кусочки и кормить ими птичек;
  • отрывать большой кусок, чтобы накормить крупного зверя;
  • перекручивать колбаску, чтобы разделить ее для двух собачек.

-- Расплющивать пальчиком, придавливать ладошкой. Сначала шарики делаете вы, потом уже сам малыш.

     Распечатайте, раскрасьте, вырежьте или нарисуйте основу и предложите ребенку:

сделать пятнышки мухомору, жирафу, божьей коровке;

положить витаминки в баночку, конфетки в тарелочку;

зажечь фонари на светофоре;

приделать колеса машине, паровозу;

сделать снегопад;

прилепить яблоки к яблоне, ягоды — к ветке рябины, лепестки – к цветочку, семечки – к арбузу, листья – к дереву, шарики – на елку, глазки – к рыбке или другому животному

     Ребенок может лепить элементы как в произвольном порядке, так и на конкретные места.

-- Размазывать пальчиками или ладонью. Нарисуйте маленькое изображение животного и предложите ребенку:

спрятать зверька, сделать берлогу для мишки, и т.д., размазав пластилин по маленькому рисунку.

-- Раскатывать скалкой массу для лепки или пластилин. В наборах для лепки есть рельефные скалки. Малышам нравится раскатывать массу и видеть на ней интересные отпечатки.

-- Делать отпечатки различными предметами. Делать это можно всем, что попадется под руку. Желательно использовать массу для лепки или мягкий пластилин.

-- Вдавливать различные предметы в пластилин. Для подобных занятий заранее готовим основу – раскатываем лепешку толщиной около 3 мм нужного нам цвета (зеленый для травы, синий для воды и т.д.). Предлагаем малышу:

  • посадить грибочки или цветочки из мозаики;
  • макароны в виде машинок вдавливать в дорогу из пластилина, черепашек – в песочек и т.д.;
  • делать лучики для солнышка из спагетти, червячков из завитых макарон,
  • раскладывать ракушки на песке, потом собирать их в ведерко, которое заранее можно вылепить из пластилина;
  • из фасоли сделать дорожку, бусы, сажаем картошку, выкладываем буквы и цифры (ближе к 3 годам);
  • семечки или гречку вдавить в подсолнух;
  • бусинами, пуговицами, пайетками украсить пластилиновую основу в виде бабочки, рыбки, елки, платья;
  • из спичек сделать заборчик для коровы, колючки для ежика.

-- Скатывать шарики, большие и маленькие. Так можно делать из пластилина:

пирожки, конфетки, витаминки, яблоки, апельсины, ягодки, яички, колобка, снежки.

-- Раскатывать колбаску. Раскатывая колбаски, делаем:

  • полоски зебре, тигру, жучку;
  • лестницу, забор, шпалы;
  • лучики солнцу;
  • колбаску, бананы, сушки, крендельки для куклы;
  • червячков, змею, улитку.

-- Рисовать на пластилине стеком. Раскатайте пластилин и покажите ребенку, как нарисовать на нем полоски, круги, узоры.

-- Разрезать пластиковым ножом, ножницами. Разделять пластилин, прикладывая линейку ребром. Пусть ребенок сделает колбаску и порежет ее на части, покормив вас и зверей; из плоского кусочка сделайте печеньки, геометрические фигурки.

-- Соскребать пластилин стеком или линейкой. Залепите маленькие изображения животных, машинок пластилином. И предложите малышу узнать, кто же там прячется.

-- Использовать форму для барельефов.

-- Раскрашивать пластилином. Распечатайте раскраску для самых маленьких или нарисуйте простое изображение. Предложите ребенку раскрасить его, размазывая пластилин пальчиком. Главное, чтобы основа была небольшой, ведь у ребенка не хватит терпения на большую поделку.

-- Соединять пластилиновые детали между собой. Простые поделки из пластилина:

грибок, морковка, яблоко, неваляшка, снеговик, погремушка, конфетка;

бусы, виноград, гусеница из пластилиновых шариков.

-- Нанизывать пластилин на проволоку, спичку или тонкую палочку: гусеница, бусы;

леденцы на палочке, вишенки.

Лепка с детьми 3-5 лет.

     Итак, скатать из пластилина шарик или колбаску для вашего ребенка уже не проблема. Приёмы «отщипывания» и «примазывания» тоже освоены. Лепить «пятнышки» на божью коровку или пирожки для куклы ему стало неинтересно. Чем же заняться теперь?

     Дети в этом возрасте, как правило, уже довольно понятно говорят, знают много сказок. С ними можно обсудить будущую поделку: «Что ты хочешь слепить сегодня? Фрукты? Овощи? Зайку из «Заюшкиной избушки» или саму избушку? Или машинку?» Стоит только начать! Как только малыш включится в процесс, он сам подскажет, что лепить дальше.

     Прелесть домашних занятий в том, что тема не определена заранее, она зависит только от желания ребёнка, и это помогает дольше сохранить у него интерес к лепке. Провести же дома «занятие по всем правилам», наоборот, совершенно нереально. Малыш не будет слушать маму молча и повторять за ней, как за учителем на уроке.

     Так что родителям лучше сначала изучить ВСЕ техники, которым они хотели бы обучить ребенка, и иметь под рукой (но не обязательно на виду) все возможные инструменты для их выполнения, а потом уже звать малыша лепить. Тогда по ходу занятия мама не забудет, как только настанет подходящий момент, предложить сыну или дочке попробовать самостоятельно соединить между собой детали поделки, поработать стекой, печаткой или воспользоваться природным материалом.

     Какие же приёмы способен освоить ребёнок 3-5 лет?

-- Лепка простых фигур (столбики, колбаски, шары, овальные формы).

  • Столбики — это ножки грибов, лапы животных, ножки стола или стула.
  • Колбаски — стволы деревьев, сосиски в магазине, стебли и листья (если приплюснуть) цветов, ботва овощей, хвосты животных.
  • Шары — головы животных и людей, яблоки и другие фрукты (чуть вытянуть с одной стороны — груша, с двух — лимон), снеговик, основа для чайника, чашки.
  • Овальные формы — тела людей и животных, овощи (огурец, морковка), рыбы.

-- Составление фигуры из частей. Первым делом малыш должен научиться выделять эти части. Например, хочет ребёнок слепить зайчика. Спрашиваем: «Что есть у зайчика?» И пусть малыш перечислит: «Голова, туловище, передние лапки, задние лапки, хвостик, ушки, глазки, носик, усы». Если что-то забудет, помогаем.

     Дальше обсуждаем, из каких простых фигур будем лепить эти части (туловище — столбик, носик — маленький шарик, усики — тоненькие колбаски или искусственная щетина и т.п.). Можно усложнять поделку из пластилина (на лапах коготки, ушки двухцветные, на животе «манишка»). Можно фигурку одеть (шапочка, ботинки, сумочка, корзинка, бантики и т.п.).

     Обращаем внимание малыша на пропорции фигур и объясняем, как их достигнуть. Например, ребенок хочет слепить поросёнка. Дошли до ножек. У поросёнка все ножки одинаковые, поэтому раскатываем одну длинную колбаску, делим её пополам, потом ещё раз пополам и так получаем четыре одинаковых столбика — ножки поросёнка. А вот у зайчика, например, передние лапки короче задних, поэтому сначала делим колбаску на две неравные части, а потом большую пополам — получаем задние лапы, меньшую пополам — получаем передние.

     Одновременно учимся соединять части между собой, примазывая их друг к другу пальцами или стекой.

     Особое внимание следует уделить лепке фигурки человека. Сначала это может быть кукла в длинной шубке (шубка — большой конус, голова — шар, два шарика — кисти рук, две овальные формы — ступни ног, налеп — шапочка с шариком-помпоном). Куклу-мальчика можно слепить, взяв за основу большую овальную форму, на которой стекой нарисовать разделение на рубашку и брюки (штанины тоже прорисовать стекой). Остальные части у куклы-мальчика будут те же (голова, кисти рук, ступни ног, шапочка с помпоном).

     Объясните малышу, как добиться устойчивости фигурки (ступни должны быть толстые, как будто в валенках), малыш должен научиться «ставить фигурку на ноги» самостоятельно. Лицо сначала можно прорисовывать стекой, потом лепить маленькие шарики — глаза и рот из тонкого жгутика.

     Ещё учимся, вылепив основную форму руками, придавать ей чёткость и создавать мелкие части пальцами: прищипыванием (клюв у птицы, нос у человечка, пирожки, пельмени), вытягиванием (уши у мышки, ноги и уши у толстого поросёнка, голова матрёшки вытягивается из её туловища). Лепим различные полые формы (чашка, юбка, тарелка, колокольчик).

-- Дополняем различными деталями фигурки, вырезанные формочками для пластилина. При этом сначала обсуждаем с ребёнком, чего не хватает вырезанной фигурке (уточке — глазок, крыльев, ножек; домику — окошек, ёлочке — шишек, бабочке — усиков и головы) и как её можно украсить (бабочке — украсить крылья узорами или налепами; машине — сделать колёса другого цвета и диски на них; звёздочку — украсить, как будто это пирожное). Налепами можно сделать пятна на теле коровы, чешую на рыбе.

-- Очень важно также научить ребёнка смешивать пластилин, объяснить, в каких пропорциях брать цвета для смешивания, чтобы получались нужные оттенки. Не забудьте отдельно показать, как смешивать цвета, чтобы получились мраморные разводы (для этого пластилин нужно скручивать и растягивать, а не разминать).

Специальные средства

     Очень нравится детям, как правило, работать со стеками и другими "инструментами" для лепки. Но этому тоже надо учиться. Соберите свой собственный арсенал, в который кроме покупных наборов стеков полезно включить чеснокодавилку. С её помощью получаются замечательные волосы и бороды для фигурок из солёного теста и глины. Для этого надо просто пропустить кусочек выбранного материала для лепки через чеснокодавилку. Из полученных "макарон" можно делать травку, плести вылепленным куколкам косички или выкладывать причёски из завитков. Стволы деревьев из сплетений «макаронин» тоже получаются очень красивыми и правдоподобными.

     А если протереть солёное тесто (или любую другую нелипучую массу для лепки) через сито, то получается совсем мелкая крошка, которая может изображать короткие мужские причёски, серединки ромашек и других цветов, пушистую шёрстку животных (овечек и т.п.), иголочки у ёжика или просто использоваться для декорирования (например, пирожных и тортов).

     Интересные детали можно получить из солёного теста и с помощью кондитерского шприца с набором насадок.

     Различные штампики, с помощью которых вы сможете нанести на поверхность вашей поделки фактурный рисунок. С этой же целью можно использовать рельефные пуговицы (в любом швейном магазине их можно покупать поштучно, так что собрать интересную коллекцию совсем не трудно). Используя штампы, можно украсить узорами платья и другую одежду, изобразить диковинную рыбью чешую или панцирь дракона (динозавра), сделать орнамент на посуде, декорировать поверхность колокольчиков.

     Зубочистки, расчёски, трубочки для коктейлей разных диаметров, портновское колёсико для перевода выкроек, колпачки от фломастеров различных диаметров и т.д. Постепенно у вас накопится множество предметов, оставляющих самые разные отпечатки. Зубочистками удобно намечать зёрнышки на ягодах (клубника), моделировать поверхность лимона и морковки, наносить чёрточки на ножки грибов (подберёзовик, подосиновик), рисовать лица людей, мордочки животных, пёрышки, узоры на панцире черепахи. Колпачками от фломастеров удобно рисовать чешую рыб и динозавров. Трубочками для коктейлей — вырезать отверстия в кулонах.

Идеи поделок из пластилина, соленого теста и глины

     Детям очень нравится составлять из вылепленных фигурок композиции: большие объёмные (лужайка, аквариум) и маленькие (бабочка на цветке, тарелка с фруктами). Для этого объединяем разные работы, или повторяем одну и ту же с изменением размера (утка с утятами, кошка с котятами, снеговички водят хоровод), или дополняем (заяц с морковкой, котёнок с клубком, щенок с косточкой).

     Подставка для такой композиции может быть плоской (полянка, пруд) или двухмерной (например, горизонтальная поверхность — лужайка с цветами и насекомыми, вертикальная — небо с бабочками).

     Продолжайте осваивать технику изготовления плоских панно. Но теперь каждый элемент изображения (голова, крыло, дерево) — это отдельная деталь, а не мозаика из налепов, как в работах малышей 2-3 лет.

     Научите малыша сочетать лепку из пластилина и другой материал: у пластилиновой птички может быть хвостик из настоящих пёрышек, у витязя — щит и меч из фольги. Домик на плоском пластилиновом панно может быть выложен из спичек, а чашечки цветов на полянке можно насадить на спичечные ножки.

     Девочки обычно с удовольствием лепят украшения (бусы, кулоны, брошки). Мальчику предложите слепить украшения для мамы, сестры или подружки.

     Бусины можно лепить разной величины и формы (круглые, квадратные, в виде капли и т.д.). Готовые бусины украсьте стекой и штампами, палочкой проделайте отверстие для ленточки. Если вылепить их из солёного теста или отвердевающей на воздухе массы для лепки и после просушки собрать на нитку, они будут как настоящие!

     Объясните ребёнку, как правильно создавать кулон: из шара или овоида, сплющив исходную форму. Можно вырезать кулоны и брошки из пласта теста специальными формочками для пластилина или приготовления печенья. Поверхность кулона украсьте стеками (можно нарисовать солнышко, цветок, рыбку), штампами или налепами (ягодки, цветы) и не забудьте проделать дырочку для ленточки, на которой будет висеть кулон.

     Развивайте фантазию малыша. Предложите ему слепить фантастический торт с кучей украшений или космический корабль инопланетян и фигурки самих пришельцев. Летающие тарелки можно украсить кусочками трубочек для коктейлей, скрепками, пуговицами, бисером и бусинами. Пофантазируйте, какие деревья могут расти на других планетах, какие животные — бродить по лесам из этих деревьев. Мальчики также обычно с огромным удовольствием лепят роботов и фантастические машины.

Немного о мотивации

     Если ребёнок быстро теряет интерес к занятиям лепкой, возможно, оно слишком простое или, наоборот, сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, малыш лепит груши для фруктового дерева или чтобы угостить кукол. Если это для него слишком просто, предложите дополнить каждый плод черенком с листиком. Если вытягивать из шара грушу — сложновато, пусть лепит пока яблоки, но добавляет им румянца налепом из красного пластилина.

     Не стоит забывать и о том, что дети 3-4 лет часто неохотно лепят ради самого процесса, их обязательно нужно мотивировать. Предварите занятие рассказом, побуждающим к лепке. Например, «Жила была одна бабочка, она не смогла уснуть зимой. Все цветы покрыл снег, и ей нечего стало есть. Давай слепим цветочную полянку — вдруг она прилетит к нам?» Предложите малышу слепить подарок для любимой игрушки, а она в конце обязательно порадуется.

     Еще один прием: взрослый может вылепить первого персонажа самостоятельно, а потом начать играть в него вместе с ребёнком. Для развития сюжета обязательно потребуются ещё предметы, и в процессе игры малыш с удовольствием поможет их слепить.

     Всегда ищите способы мотивировать ребёнка доделать поделку до конца (например, "Без иголок ёжик может попасться на обед лисе!" или "У зайчика большая семья. Давай слепим ему корзиночку и наполним её морковками, чтобы всем хватило!").

Ребятам от 5 до 7 лет нравится лепить поделки по интересам: героев комиксов, космические корабли или персонажей мультсериалов.

     Сюжет игры может быть сказочным или бытовым — это неважно. Нужно исходить из интересов малыша: если он любит машинки, лучше лепить грузовик, а не гриб из пособия. Вернее, гриб тоже пригодится, но уже для того, чтобы отвезти его на машине в подарок белочке. Можно слепить водолаза и придумать для него приключения в ванной комнате. Можно сделать персонажей из пластилина и снять мультфильм на смартфон.

     С детьми от 5 лет и старше можно стремиться к конкретному результату и лепить по схемам, пытаясь повторить цвет или одежду, как на картинке. Чтобы пластилин стал более гибким, перед занятием можно нагреть кусочки в ладонях и тщательно размять

Не нужно навязывать малышу помощь в лепке, пока он сам о ней не попросит.

Не утомляйте ребенка.

     Для 5-летних детей занятие по лепке обычно длится 10-15 минут. Если ребенок хочет лепить еще или просто держать пластилин в руках, время не нужно ограничивать. Но если заметно, что ему стало скучно, нужно заканчивать. Пускай малыш доделает последний элемент и займется чем-то другим.

     Не стоит расстраиваться, если дети не всегда соглашаются лепить из пластилина — у них могут быть свои дела или другие желания. Лучше попробовать предложить позднее.

Соблюдайте технику безопасности.

     Во время работы с пластилином нужно внимательно следить, чтобы ребенок не проглотил кусочек или не засунул пластилиновую колбаску в нос или в ухо. Если это все же случилось, нужно немедленно обратиться к врачу. Особенно аккуратными нужно быть с шариковым пластилином: ребенок может захотеть съесть его, потому что маленькие части похожи на конфеты.

Занятия лепкой очень полезны для развития мелкой моторики малышей. Они развивают у детей художественный вкус и пространственное воображение. Помогите своему ребёнку полюбить этот вид творчества!

Ну, а в конце – небольшой бонус.

Как сделать массу для лепки своими руками.

     Хорошая масса для лепки - это залог успеха. Если она будет плохого качества, то вы не получите удовольствия от процесса и быстро разочаруетесь в этом занятии. Купить такую массу можно и в магазине, но это обойдется дороже. Если же вы не понимаете, как сделать ее самому, то не беспокойтесь. Процесс приготовления теста очень прост.

Основные ингредиенты.

     Масса для лепки просто делается, но она должны быть хорошей, чтобы изделия из нее были прочными.

Основными ингредиентами во всех рецептах являются:

  • Соль;
  • Мука;
  • Вода.

Соль должна быть очень мелкой, чтобы тесто получилось однородным. Мука подойдет самая обычная, недорогая. Вода должна быть прохладной или комнатной температуры.

Рецепты массы своими руками

Есть много таких рецептов:

  • Самый простой. Смешайте 200 грамм муки, 200 грамм соли и 120 миллилитров воды. Такой вариант подойдет тем, кто не хочет заморачиваться. Также он хорошо подойдет для первого раза, когда вы просто хотите попробовать.
  • Цветная масса. Смешайте 150 грамм муки, 120 миллилитров воды, 80 грамм соли, столовую ложку растительного масла и щепотку красителя. Особенность приготовления массы заключается в том, что ее надо варить. Воду вылейте в кастрюлю, остальные ингредиенты смешайте и добавьте в воду, постоянно помешивайте. Как только масса станет шарообразной, выньте из воды и оставьте остывать.
  • Смешайте один стакан пищевой соды и один стакан крахмала. Затем высыпьте смесь в кастрюлю, постоянно мешайте. Как только масса станет шарообразной, выньте из воды и положите остывать.
  • Смешайте стакан муки, полстакана соли и столько же воды, также добавьте глицерин - 1 чайную ложку.
  • Также вы можете изготовить обычный пластилин. Возьмите полстакана муки, 50 миллилитров шампуня или геля для душа и разные пищевые красители. Смешайте все.
  • Смешайте соль - 300 грамм, муку - столько же, винный уксус - 30 миллилитров, растительное масло - 50 миллилитров. Если хотите можете добавить красителей. Смешав ингредиенты, переложите массу в кастрюлю и варите на маленьком огне, пока она не загустеет.
  • Также попробуйте массу, которая сама затвердевает. Смешайте крахмал - стакан, мелкую шпатлевку - стакан, клей ПВА - 5 стаканов, глицерин - 3 капли, лимонную кислоту - щепотка. Тщательно замесите тесто, поместите его в полиэтиленовый пакет, чтобы оно сразу не стало твердым.

     Это самые простые рецепты для приготовления массы. Они подойдут, если вы только начинаете и хотите попробовать разные массы. Постоянно практикуясь и развиваясь, взрослый человек со временем учиться делать настоящие шедевры из такой массы. Такие изделия - это хороший подарок на любой праздник. Для детей это занятие также интересно, ведь при помощи массы они могут осуществить свои задумки и слепить то, что им хочется. Такие изделия потом долго будут радовать вас, ведь они застывают. Также изделия можно лакировать, чтобы краска на них дольше держалась. Дети же могут играть с фигурками, которые они слепили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Игры развлечения с детьми дома"

Как играть с детьми раннего возраста Игра занимает очень большое место в жизни ребёнка. Очень часто родители заботятся о том, чтобы купить детям как можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, вс...

Консультация «Как заниматься с детьми дома»

Подсказка родителям для занятий с детьми дома...

#сидим дома Консультация для родителей "Играем с детьми дома"

В данном документе вы можете выбрать игры, для реализации которых не требуется почти никаких затрат, а весь подручный материал есть у вас дома...

Консультация "Подвижные игры с детьми дома"

Помощь родителям воспитанников во время карантина в подборе подвижных игр в домашних условиях....

Консультация "Музыкальные игры с детьми дома"

Подготовила : Гогенко С.В. Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальн...

Консультация " Как играть с детьми дома"

Консультация " Как играть с детьми дома"...