Конспект занятия в подготовительной группе по риованию Котовой Т,В. "Учимся рисовать буквы
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Котова Татьяна Викторовна

Конспект занятия по рисованию «Учимся рисовать буквы»

подготовительная группа

Цель: приобщать детей к художественно-декоративной деятельности.

Задачи:

  • познакомить с историей возникновения письменности,
  • расширять кругозор;
  • обогащать словарный запас;
  • учить детей заполнять все пространство буквы (с которой начинается имя), используя разнообразные средства графики: линию, точку, штрих, пятно;
  • развивать цветовое восприятие, творческую активность;
  • закреплять технику рисования фломастерами;
  • воспитывать самостоятельность в выборе средств выразительности, настойчивость в достижении положительного результата работы.

Словарная работа: наскальная живопись, алеф, дельта, инициал, точка, линия, штрих, пятно.


 

Материалы:

  • заготовки в форме круга с контурным изображением буквы
  • фломастеры.

Предварительная работа:

  • беседа о различных знаках (дорожные знаки, вывески, эмблемы и символы), об их назначении в повседневной жизни (несут необходимую для человека информацию);
  • беседа о буквах (какие буквы алфавита знают дети, с какой буквы начинается их имя);
  • рассмотреть буквицы в книгах, обратить внимание на их украшение.

 Ход занятия.

Педагог:  Здравствуйте ребята, я очень рада нашей встрече. Скажите, когда вы приходите утром в детский сад, где вы встречаетесь, здороваетесь, раздеваетесь? (ответы детей: в раздевалке.) Конечно же, у каждого из вас свой шкафчик для одежды. Катя, как ты узнаешь, что это твой шкафчик? (ответы детей: потому, что есть картинки).

педагог:  да, у каждого на шкафчике есть рисунок, это не просто картинка, это символ, знак, который помогает нам ориентироваться. Вы убедились, что рисунки используются не только для красоты, но и для пользы. Вспомните, какие еще вы знаете, знаки и символы, которые помогают человеку в повседневной жизни и для чего они необходимы? Какие знаки вам встречаются на дороге, по пути в детский сад? (Ответы детей: Дорожные знаки). Конечно, эти знаки очень важны, потому, что передают необходимую людям информацию. Передача информации при помощи рисунков имеет очень древнюю традицию и сохранилась до сих пор. И сейчас я приглашаю вас отправиться в путешествие во времени.


 

– Давным-давно, когда люди, жили в пещерах, носили вместо одежды звериные шкуры, охотились на мамонтов и саблезубых тигров, все что с ними происходило, они изображали на стенах пещеры рисунками. Такая наскальная живопись сохранилась до сих пор в разных местах нашей планеты. Было очень трудно, изображать все в картинках, и человек делал простые картинки. (картинка с изображением наскальной живописи)

Так постепенно стали появляться буквы. Почти все буквы нашего алфавита раньше были изображениями конкретных предметов и явлений. Вот так выглядела хорошо знакомая всем буква «А», называлась она «алеф». ( картинка буквы а в древности) Как вы думаете, что она изображала? (Ответы детей.) Когда-то она изображала голову быка, со временем буква изменилась, превратилась в три черточки, а потом и вовсе встала вверх «ногами» и приобрела привычную нам форму. А что, по-вашему, символизировала буква «дельта» (дом). Она и сейчас очень похожа на дом и на свою прародительницу. (буква дельта)

Педагог продолжает:– Таким образом, были придуманы буквы и письменность. А как вы думаете, чем писали люди в Давние времена? (Ответы) Раньше писали гусиными перьями (показываю перо).

– Потом им на смену пришли другие инструменты. Чем можно писать сейчас? (ответы детей: кистью, пером, карандашом, фломастером).

– Букву можно не только написать, выложить из различных предметов: из бусин( буква «Я» выложена бусинами), печенья, конфеток, ракушек,. Ребята, а из чего выложены эти буквы? (Рассматриваем образцы.)

– Буква может быть украшена: каким-либо рисунком, а может включать в себя какое – то изображение.

– Буква может стать сама изображением животного, как в этом слове «слон», могут быть буквы человечки.

– Можно украсить букву, используя разные средства выразительности графики: линии, точки, цветовые пятна. , сначала стандартный белый слайд, всё появляется в процессе чтения стихотворения) Поэт Юлия Филиппова, в своем стихотворении «Три приятеля больших», говорит о важности этих средств графики: 
Дорогие мои дети.
Много есть чудес на свете.
Смело их рисуют люди:
Это яблоко на блюде,
Дом, забор, собака, киска.
Только кто же их создал,
А точней нарисовал?
Три приятеля больших –
Точка, линия и штрих!
Точка – маленький кружочек, 
Штрих – от линии кусочек,
Ну, а линия большая 
И прямая, и кривая 
Может в шарик превращаться
И в зигзаги изгибаться,
Может сеточки плести,
Ведь она всегда в пути.
Я хочу совет вам дать.
Подружиться с ними можно,
Научившись рисовать!
Точкой, линией, штрихом
Можно буквы написать,
Что хотите рисовать.
Только помните, друзья,
Рисовать старательно – 
Это обязательно!

– Сегодня мы с вами будем украшать инициал . Инициал – это первая буква вашего имени (Спросить у нескольких детей, какая первая буква их имени?) Поэтому необходимо очень постараться! Но прежде чем приступить к работе сделаем разминку.
1, 2, 3, 4, 5. 
Будем буквы украшать.
А чтоб было интересней,
Все покружимся на месте.
Руки вверх, руки вниз,
Приседай не ленись!

– Ребята, подумайте, какая буква будет изображать ваш инициал, и возьмите на столе нужную вам букву (заготовки меток с инициалами лежат на отдельном столе). Проходите, пожалуйста, на свои рабочие места. Не забывайте о правильной осанке. Давайте вспомним правила работы фломастерами (дети проговаривают правила: на фломастер нельзя сильно нажимать, необходимо плотно закрывать фломастер колпачком)

Молодцы, теперь будем украшать инициал рисунком, а помогут вам средства выразительности графики. Какие? (Ответы детей: точка, линия, штрих, цветное пятно). (В процессе рисования проводится индивидуальная работа.)

– Друзья, поставьте фломастер в стакан, посмотрите на меня (предлагаю детям разминку):

Вы старались, рисовали.
И, конечно же, устали. 
Мы немножко отдохнем
И разминку проведем: (дети выходят из-за столов)

На дворе у нас мороз.

Пожимают плечами, обхватив кистями рук локти.

Чтобы носик не замерз,

«Потирают» ладонью нос.

Надо ножками потопать

Топают.

И ладошками похлопать.

Хлопают по плечам, по бокам, коленям.

А теперь представим лето.

Показывают руками солнечные лучи, очерчивая прямыми руками большой круг.

Речка солнышком согрета.

Мы плывем, плывем, плывем,

«плавательные» движения руками.

дно ногами достаем.

Поднимаются на носках.

Мы выходим из речушки,

Ходьба, поднимая высоко колени.

направляемся к опушке.

ходьба на месте.

Вы отдохнули, возвращайтесь за столы.


И опять мы будем с вами рисовать.

По окончании работы: -Ребятки, завершаем работу. Отложите фломастеры, вы украсили инициалы. Всем не терпится увидеть, что же у вас получилось. (прикрепляем работы на специально организованном пространстве).

Рассматриваем работы:

– Понравилось вам украшать буквы? Как называется первая буква вашего имени? (Ответы: инициал)

– Ребята, становитесь рядом со мной, и рассмотрим ваши инициалы. Посмотрите, так много хороших работ, что я даже теряюсь, какую выбрать. А какой инициал вам нравится? (выбираем одну из картинок) Как вы думаете, кто автор этой работы?

– Аня? Как вы догадались? (Потому, что буква «А»)

– Аня, расскажи нам, с помощью чего ты украсила свою букву (ребенок рассказывает, какими предметами украшал свою букву). Ребята, а какие Анюта использовала в своей работе средства выразительности?

– А чтобы ты еще хотел добавить в свою работу? (По аналогичной схеме рассматриваем ещё пару работ.)

Молодцы ребята, вы выполнили свое задание, инициалы получились яркие, интересные, разнообразные, все очень постарались. Замечательно, что вы использовали разные средства выразительности графики в своих работах!


 


 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамота. Конспект занятия в подготовительной группе " Согласный звук "Ж" и буква "Ж"

Согласный звук"Ж" и буква "Ж".     Цели: * актуализация знаний детей о звуке и букве "Ж"...

Конспект занятия в подготовительной группе «Рисуем ножницами»

Задачи: 1. Научить детей с помощью ножниц без предварительной наметки карандашом вырезать различные характерные формы.             2. ...

Образовательная деятельность в ДОУ. Конспект занятия в подготовительной группе по звукопроизношению. Тема: Звук и буква Ш.

Занятие по закреплению произношения звука Ш. Дети дают полную характеристику звука Ш по акустическим и артикуляционным признакам, определяют позицию звука Ш в словах. Упражняются в образовании относит...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН. «Путешествие в страну звука и буквы Ж»

В конспекте использованы инновационные технологии "СУ-ДЖОК терапия", воскотерапия, компьютерные технологии и нетрадиционное оборудование....

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению чтению «Звуки [П] , [П’] и буква П».

Цель: познакомить с новыми звуками, с буквой П; учить определять первый звук в словах; дать характеристику звуков [П], [П’]; познакомить с графическим изображением буквы П п; учить читать слоги,...

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению чтению «Звуки [С] , [С’] и буква С».

Задачи: познакомить с новыми звуками [С],[ С’], учить определять место звука в трёх позициях (начале, середине, конце); познакомить с буквой Сс; учить давать характеристику звуку ( согласный, гл...

Конспект занятия в подготовительной группе "Рисуем в технике пуантализм"

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду – это очень мощное средство для формирования творческой личности. Оно становится ещё более эффективным, если на занятиях использовать нетра...