Конспект ООД по ручному труду (оригами) «Бумажный лес».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по
ручному труду (оригами) «Бумажный лес»
(подготовительный к школе возраст)
Автор: Воспитатель первой категории Борисова Екатерина Алексеевна
Цели:
- Продолжать учить детей мастерить поделки, в стиле оригами используя пооперационные карты; познакомить с новым условным знаком, принятым в оригами - «надрезать».
- Учить самостоятельно делать выводы, опираясь на проделанные опыты.
- Закрепить знания детей о разных видах, свойствах бумаги, базовых формах, условных знаков.
- Развивать объяснительную речь, умение работать в парах, мелкую мускулатуру пальцев рук, внимание, логическое мышление.
- Воспитывать самостоятельность, умение прийти на помощь товарищу, усидчивость, аккуратность.
Оборудование: лист ватмана с изображением бумажного леса; бумажный Царь Картон; аудиозаписи; три сундука с разными видами бумаги; вода, кисточки, клеенки, наборы бумаги для опыта; пооперационные карты, квадратные листы писчей бумаги разного цвета; карточки с условными знаками; клей, ножницы, бумажная обрезь, цветные карандаши.
Ход занятия.
Дети входят в группу слышат шум ветра и плеск воды, видят на ватмане «Бумажный лес».
Воспитатель.
- Ребята, что это за шум? (ветер шумит в листве, плещется вода)
Появляется Царь Картон.
Царь Картон.
- Здравствуйте ребята, меня зовут - Царь Картон, и живу я в бумажном царстве государстве. В моём государстве высокие бумажные горы, глубокие бумажные реки, густые бумажные леса и огромные бумажные сокровища. Но вот беда, в моём царстве нет никаких жителей и поэтому очень тихо. А мне так хочется услышать пение птиц, плеск рыб, голоса зверей. И только вы ребята, можете помочь моей беде. И заселить мой бумажный лес.
Я принёс вам три сундука с моими сокровищами, но чтобы их открыть вы должны отгадать мои загадки. И выбрать из них то, единственное, что вам пригодится. Если вы правильно определите необходимый вам материал, то в сундуке с ним обнаружите мою подсказку!
Воспитатель.
- Ребята, а как мы сможем помочь Царю Картону? (Сделать бумажных жителей).
-Из чего мы можем их сделать? (Из бумаги).
-А как вы думаете, какие сокровища могут быть в сундуках? (Бумага).
-А вся ли бумага одинаковая? (Нет).
- Какие виды бумаги вы знаете? (Писчая, промокательная, картон, цветная, бархатная, калька, упаковочная и т.д.)
- Но прежде, чем приступить к работе, мы должны отгадать загадку Царя Картона.
Царь Картон:
- Ребята, вы готовы, тогда слушайте:
- В это сундуке тонкая, мягкая бумага, которая легко впитывает влагу и служит для гигиенических целей. (Промокательная бумага).
- Эта бумага бывает белой или цветной и служит для рисования или письма. (Писчая бумага).
- Здесь прочная бумага, которая служит для изготовления коробок. (Картон).
Воспитатель открывает сундуки и демонстрирует промокательную, писчую бумагу и картон.
- Ребята, а как вы думаете, из какой из этих видов бумаги можно сделать жителей бумажного леса? (Писчей, промокательной).
- Чтобы подтвердить это я предлагаю вам, превратится в учёных и отправится в научную лабораторию, где мы проведём ряд опытов, они нам покажут, какая из этих видов бумаги наиболее подходит для изготовления поделок.
(Дети вместе с воспитателем берут бумагу из сундуков и подходят к столу для проведения опытов).
Опыты:
«Намокание»
Дети с помощью кисточки наносит воду на бумагу, и смотрят что получается.
- Какая бумага быстрее намокает? (Промокательная).
«Прочность»
Дети рвут бумагу и делают вывод.
- Какая из бумаг наиболее прочная? (Картон, писчая).
«Сгибание»
Дети складывают бумагу пополам и проглаживают её.
- Какую бумагу легче сложить и прогладить? (Писчая).
Вывод:
Промокательная бумага нам не подходит, т. к. быстро намокает, её неудобно окрашивать, она легко рвётся - не прочная. Картон не подходит, т.к. плохо сгибается, и трудно проглаживаются сгибы. Наиболее подходящая бумага - это писчая. Она прочная, легко сгибается и не очень быстро намокает.
Воспитатель:
- Ребята, мы определили, из какой бумаги мы будим делать бумажных жителей? (Из писчей)
- Давайте ещё раз заглянем в сундук с писчей бумагой.
-В этом сундуке есть ещё что-то. (Воспитатель достаёт из сундука пооперационные карты, демонстрирует детям)
- Что это такое? (пооперационная карта)
-Что она показывает? (она показывает последовательность изготовления поделок из бумаги в стиле оригами)
- Рассмотрите карты и скажите, каких жителей бумажного царства мы сможем сделать? (Ёжика, медведя, зайца, сову, лису, голубя, рыбу).
- Для какой поделки вам понадобится один квадрат, а для какой два? (Для ежа, рыбы и голубя понадобится один квадрат, а для остальных животных по два квадрата.)
- Прежде, чем приступить к работе я предлагаю вам изобразить этих животных.
Физкультминутка: (Зверобика)
Воспитатель.
-Молодцы, вы очень похоже изображали лесных жителей.
-А теперь выберите одну пооперационную карту на двоих, чтобы у каждого бумажного жителя был друг. Возьмите себе бумагу, которая подойдёт вам по цвету, не забудьте взять нужное количество квадратов. Рассаживайтесь за столы.
-Рассмотрите свои карты и с чего вы начнёте свою работу? (С базовой формы)
- С какими ещё базовыми формами вы знакомы? («Дом», «книжка», «шкаф», «двойной треугольник», «мороженое», «конфета»)
-Что ещё мы ещё должны знать, чтобы правильно выполнить работу? (Уловные знаки)
- Чтобы проверить хорошо ли вы знаете условные знаки, принятые в оригами, я предлагаю вам поиграть в игру. У вас на столе наборы карточек с условными знаками. Я буду называть условный знак, а вы должны его показать.
Проводится игра «Покажи правильно»
- Сегодня я хочу вас познакомить ещё с одним условным знаком, принятом в оригами это знак «Надрезать».
- Посмотрите на свои карты у кого есть такой знак, что он обозначает? (Это знак «надрезать»)
-Внимательно рассмотрите по карте последовательность выполнения поделки, если кому-то, что-то не понятно поднимите руку.
-Теперь я предлагаю вам самостоятельно сделать животных, птиц и рыб. А
чтобы они получились красивыми, украсьте их, всё необходимое для этого вы найдёте на своём столе.
Дети работают самостоятельно, а воспитатель помогает им по необходимости. По окончанию работы дети расселяют жителей в бумажном лесу.
Царь Картон.
- Большое вам спасибо ребята за помощь. Я так рад, что в моём царстве появились жители и мне не будит так одиноко. Чтобы отблагодарить вас я поделюсь с вами частью своих сокровищ. (Дарит детям наборы цветной бумаги). А мне пора возвращаться в своё государство, До свидания дети!
Воспитатель.
- Ребята, кому мы сегодня помогали? (Царю Картону)
- А как? (Мы изготавливали для него лесных жителей)
- Из какой бумаги мы изготовили жителей? (Из писчей бумаги)
- А почему именно из неё? (Она прочная, легко сгибается и не очень быстро намокает)
- Какая бумага нам не подошла для работы? (Промокательная бумага и картон)
-Почему?(Промокательная бумага нам не подходит, т. к. быстро намокает, её неудобно окрашивать, она легко рвётся - не прочная. Картон не подходит, т.к. плохо сгибается и трудно проглаживаются сгибы.)
- Что нам подсказывало, как делать поделки? (Пооперационные карты)
- А как называется искусство складывания поделок из бумаги? (Искусство складывания поделок из бумаги называется оригами)
Литература
- Долженко Г.И. 100 оригами / Художник А. Ю. Долбишева – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 224с.: ил. – (Умелые руки).
- Тарабарина Т. И. Оригами для начинающих. Лучшие модели для детского сада. / Художник Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярславль: Академия развития, 2007. – 112с., ил. (Вместе учимся мастерить)
- А.И. Шапиро Секреты знакомых предметов. Бумага. – СПб. Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 209. – 64с.
Использованные материалы
- Аудиозапись песенки Б.Савельева «Зверобика».
- Звуки природы (река, шум леса, ветер) интернет - ресурсы http://www.yugzone.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ручному труду (оригами) подготовительный к школе возраст "Путешествие в бумажный лес"
Учить детей мастерить поделки, в стиле оригами используя пооперационные карты; знакомить с новым условным знаком, принятым в оригами. Закрепить знания детей о разных видах, св...
Конспект НОД по ручному труду (оригами с изодеятельностью) "Дымковский петушок"
Цели: Закрепить у детей представление о характере и особенностях дымковской народной игрушки и закрепить умение мастерить поделки в стиле «Оригами» Образовательные:Учить разбираться в схемах ориг...
Конспект занятия по ручному труду (оригами )
продолжать учить детей складывать базовую форму – воздушный змей, сгибатьзаготовку пополам, продолжать учить детей пользоваться клеем. Учить вгибать острый угол внутрь, оттягивать его вперед, самостоя...
Конспект занятия по ручному труду (оригами ). Тема "Собачка"
продолжать учить детей сгибать базовую форму треугольник, отгибать верхний угол вершины треугольника назад, раскрывать боковые углы треугольника и расправлять вперед, складывать базовую форму – воздуш...
Конспект занятия по ручному труду (оригами) подготовительный к школе возраст "Путешествие в бумажный лес"
Обучение детей технике оригами....
Конспект занятия по ручному труду «Бумажные человечки» в подготовительной группе.
Конспект занятия по ручному труду «Бумажные человечки» в подготовительной группеНазвание: «Бумажные человечки».Цель: создать условия для творческой деятельности детей...
конспект ООД по ручному труду "Оригами лисичка" в подготовительной группе с использованием пособия В. Воскобовича "Фиолетовый лес".
конспект ООД по ручному труду "Оригами лисичка" в подготовительной группе со схеммой и раскрасками. С использованием пособия В. Воскобовича "Фиолетовый лес"....