развития творческих способностей у детей младшей группы через использования нетрадиционных техник в лепке
проект по аппликации, лепке (младшая группа)

Андреева Наталья Валерьевна

Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей младшего возраста через использование нетрадиционных техник в лепке. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно лепить чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_lepke.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 134

«Жемчужинка» города Чебоксары Чувашской Республики

Проект

Нетрадиционная техника в лепке как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Выполнила: воспитатель

Андреева Наталья Валерьевна

2019 – 2020г

Содержание.

  1. Введение.
  • Актуальность
  • Анализ внешней среды
  • Анализ внутренней среды
  1. Целеполагание.
  2. Ожидаемые результаты.
  3. Программы реализации проекта.
  4. Мониторинг результатов.
  5. Результаты работы.
  6. Литература.
  7. Приложение

1.Актуальность.

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев… Чем больше уверенности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействия руки с орудиями труда, тем ярче творческая стихия детского разума»

                                                                                                 В.А.Сухомлинский.

     Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения – такое определение дала психолог Л.Ф. Обухова. Она пишет, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе "процесс развития". Детство является наиболее благоприятным для развития творчества. Развитие творчества – это один из "мостиков", ведущих к развитию художественных способностей. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

    Изобразительная деятельность в современных исследованиях трактуется как одна из форм художественного освоения ребенком окружающей действительности, в процессе которой он при помощи художественных средств отображает мир. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.           В современной теории и практике дошкольного образования изобразительная деятельность рассматривается как наиболее доступное средство, представляющее детям дошкольного возраста широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Художественная деятельность развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

    Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического восприятия, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

    Лепка -  это объемное, трехмерное изображение предметов в пространстве с помощью мягкого вещества: глины, пластилина, тесто. Своеобразие лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передается форма предмета в трех измерениях. Своеобразным является и содержание детской лепки.  В отличии от скульпторы, изображающей в основном живые существа, дети лепят почти все окружающие предметы. Однако взрослым надо понимать, что они должны учить ребенка лепить, а не делать из него скульптора и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.

    Благодаря занятиям лепкой у ребенка развиваются творческое мышление, память, мелкая моторика рук, аккуратность и усидчивость. Однако в современной практике существует проблема малого количества техник лепки, которым обучают детей. К традиционным приемам дети быстро привыкают, и их дальнейшее развитие притормаживается. Возникает необходимость постоянно внедрять в образовательный процесс что-то новое, чтобы вызвать у детей любопытство. Любопытство, в свою очередь, способствует росту познавательного интереса, увеличению степени вовлеченности ребенка и, как следствие, расширению его кругозора. Поэтому я и решила практиковать нетрадиционные техники лепки в своей группе.

    К нетрадиционным техникам лепки в дошкольном возрасте относятся:

  • использование в лепке различных нетрадиционных пластических материалов;
  • интеграцию лепки с различными видами детской изобразительной деятельности;
  • создание оригинальных лепных образов.

    Нетрадиционные техники позволяют детям познакомиться с разнообразными пластическими и вспомогательными материалами, что способствует повышению выразительности лепных образов,  поддерживанию их эмоционально – положительного отношения к данному виду деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном  выражении, развитию детского изобразительного творчества. Одно из основных достоинств нетрадиционной техники лепки, является разнообразие приемов и легкости в освоении детьми. Вместе с этим нетрадиционные техники способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты и индивидуальности каждого ребенка.

    С детьми первой младшей группой, я решила использовать следующие техники:

    Глина - материал, отлично сохраняющий форму и, следовательно, делающий поделки долговечными. Она недорога и доступна практически каждому. Игрушки из глины смело можно разукрашивать.

    Тестопластика – лепка из соленого теста. Техника тестопластики интересна, многообразна. Изделия, выполненные из соленого или из сдобного теста, не только приносят радость взрослым и детям, но и украшают жилище или становятся хорошим подарком для родных и близких.   

    Пластинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные.

    Пластилиновая мозаика – заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками. Технология изготовления пластилиновой мозаики крайне проста – из пластилина вылепляются мелкие шарики, которые укладываются на лист картона вплотную друг к другу. Такая работа требует усидчивости и аккуратности. 

    Влажный песок (кинетический песок для лепки), в отличие от обычного песка, более пластичный и влажный. Материал нетоксичный и безопасный, поэтому о нанесении вреда здоровью ребенка можно не беспокоиться.

    Снег - снежок хороший материал для поделок. Что только из него не лепят, можно с детьми построить крепость и устроить баталию со снежками. Слепить из снега любимых персонажей из мультиков, и они будут радовать наших детей. Это занятие весёлое и увлекательное.

    Масса из манной крупы - мягкий, приятный на ощупь, отлично скручивающийся в фигурки и хорошо хранится в холодильнике. И все что нужно для этой массы — немного манки и воды.  

    Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности требует повышения интереса со стороны педагогов современных дошкольных образовательных учреждений. Изобразительная техника является основой для развития детской изобразительной деятельности. Педагоги в современных дошкольных образовательных учреждениях больше склоняются к применению традиционных техник. Большое разнообразие изобразительных техник дает возможность их применения во всех видах изобразительной деятельности дошкольников. Именно от педагога, от его заинтересованности, зависит, насколько эффективным будет использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми. Педагоги должны обеспечить ребенку свободу творческого развития, что невозможно без внедрения в практику работы как можно большего числа нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, а это возможно только при условии, если педагоги будут уделять изобразительной деятельности, как виду образовательной деятельности, больше внимания, уголки для самостоятельной художественной деятельности будут оснащаться необходимыми материалами, как требует того современное образование дошкольников.

Вид проекта: групповой

Участники проекта: дети первой младшей группы №2 «Теремок»

Педагоги:

  • Андреева Н.В.
  • Самакина М.В.
  • Старший воспитатель Горина И.М.
  • Педагог-психолог Чернова Т.В.
  •  Музыкальный руководитель Расстригина Н.Г.

Срок реализации проекта: сентябрь 2019 – май 2020 учебный год.

1.1. Анализ внешней среды.

    Детский сад расположен в городе Чебоксары по адресу: ул. Хузангая, д.25а. Здание детского сада расположено внутри жилого массива. На территории микрорайона размещаются следующие учреждения образования:

  1. Дом творчества «Росток».
  2. СОШ №22, СОШ № 47, СОШ № 49.
  3. Дом культуры «Тракторостроителей».
  4. Библиотека им.Гайдара

    С целью расширения образовательного пространства детским садом выстроена система взаимодействия с образовательными институтами:

  1. Дом творчества «Росток».
  2. Библиотека им.Гайдара
  3. СОШ № 49.

    Наиболее тесное сотрудничество сложилось с библиотекой им. Гайдара, это связано с близостью расположения данного учреждения с детским садом. С остальными социокультурными институтами сотрудничество носит эпизодический характер из-за их значительной удаленности.

1.2 Анализ внутренней среды.

    Я, Андреева Наталья Валерьевна, работаю воспитателем в МБДОУ детский сад № 134 «Жемчужинка» города Чебоксары.

    Материально-техническая база Дошкольная образовательная организация финансируется за счёт средств муниципального бюджета. В здании МБДОУ расположены следующие помещения:

- кабинет заведующего;

- методический кабинет и библиотека, в них представлены необходимые библиотечно-информационные, учебно-методические, наглядные, дидактические, игровые, информационно-коммуникативные материалы. Для успешной реализации образовательного процесса кабинет оснащён  компьютерами с выходом в Интернет, техникой МФУ, мультимедийным оборудованием.

- медицинский кабинет;

- изолятор на 1 место (согласно СанПин 2.4.1.3049-13);

 - музыкальный зал оснащен музыкальным центром, пианино, электрическое пианино, синтезатор, атрибутами для деятельности детей;

- спортивный зал, в котором находится спортивное оборудование и детские тренажеры

- кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда. Кабинеты оснащены необходимым диагностическим материалом, игровыми пособиями, компьютерной техникой;

 - групповые помещения оборудованы новой современной полифункциональной, трансформируемой мебелью.

Развивающая предметно - пространственная среда отвечает принципам вариативности, доступности и безопасности. Внутреннее пространство дошкольного учреждения соответствует нормам санитарных правил и требованиям современного дизайна. Оформление интерьера и функциональных помещений приближено к домашним условиям, способствует эмоциональному благополучию воспитанников, располагает доверительному конструктивному общению.

    Методический кабинет пополняется методической и детской художественной литературой. Преодоление экономических трудностей при организации среды осуществляется усилиями творческого педагогического коллектива ДОУ.

2. Целеполагание.

Проблема: Отсутствие системы по формированию у дошкольников творческих способностей в лепке, посредством нетрадиционных техник.

Цель: Способствовать развитию творческих способностей и фантазии детей через использование нетрадиционных техник в лепке.

Задачи:

  1. Показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое и сдобное тесто, влажный песок, снег, манная каша), познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки), возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей:
  • Опытным путем и в сотворчестве с педагогом осваивать пластические материалы (месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки острым концом карандаша и т.д.);
  • Видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, карандаш и кисточка, бублик и колечки из пирамидки);
  • Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук;
  • Создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; раскатывать шар (колобок)круговыми движениями ладоней - и слегка видоизменять их – преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластину), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, червячки, жучки, карандашики);
  • Пользоваться стекой, пуговицами, отпечатками и другим бросовым материалом для украшения вылепленных форм – процарапывание узоров на дисках и пластинах (красивое печенье для игрушек).

3. Ожидаемые результаты проекта.

Дети

Родители

Педагоги

  • Расширятся знания о разнообразии пластических материалов (глина, пластилин, соленое и сдобное тесто, влажный песок, снег, манная каша), совершенствуются технические умения, обогатится сенсорный опыт.
  • Разовьется способность видеть основные формы предметов, их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы.
  • Ребенок синхронизирует работу обеих рук; координирует работу глаз и обеих рук.
  • Разовьются умения создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; раскатывать шар (колобок)круговыми движениями ладоней - и слегка видоизменять их – преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластину).
  • Разовьются умения пользоваться стекой  и бросовым материалом для украшения вылепленных форм.
  • Поймут цели и задачи художественно-творческой деятельности;
  • Переосмыслят отношение к изобразительному искусству, как необходимого для развития гармоничной личности;
  • Познакомятся с основным содержанием, формами и методами художественно-творческой деятельности;
  • Примут активное участие в праздниках и развлечениях, в организации выставок;
  • Повысят уровень знаний в области нетрадиционных техник в лепке;
  • Обеспечат детей необходимым художественным материалом;
  • Укрепится авторитет педагога в семье и родителей в ДОУ, взаимопомощь педагога и родителей.
  • Заинтересуются результатами художественно-творческой деятельности;
  • Сформируются новые подходы к художественно-творческой деятельности;
  • Повысится профессионально-личностное развитие;
  • Пополнится  предметно-развивающая среда пособиями и художественными материалами;
  • Повысится системность в работе по обучению детей нетрадиционным техникам рисования.


4. Программа реализации проекта.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Первый этап - подготовительный

1. Повышение

профессиональной

компетентности.

1. Подбор и изучение методической литературы по данной проблеме;

2. Написание проекта;

3.Согласование проекта с руководством ДОУ;

4. Посещение методических объединений, семинаров, курсов, открытых мероприятий;

5. Консультация старшего воспитателя;

В течение года

Август

Сентябрь

В течение года

Сентябрь

Старший воспитатель

Андреева Н.В.

Андреева Н.В.

Андреева Н.В.

Андреева Н.В.

Старший воспитатель

2. Создание педагогических условий

1. Разработка перспективных планов занятий для детей по лепке;

2. Изготовление дидактического материала;

3.Приобретение художественного материала;

4. Составление конспектов занятий;

5. Составление плана праздников, развлечений и выставок;

6. Составление перспективного плана сотрудничества с воспитателями и родителями.

Сентябрь

В течение года

В течение года

В течение года

Сентябрь

Сентябрь

Андреева Н.В.

Андреева Н.В.

Андреева Н.В.

Старший воспитатель

Андреева Н.В.

Андреева Н.В.

Андреева Н.В.

Второй этап - основной

Сотрудничество с детьми

1.Проведение занятий по лепке;

2. Проведение праздников и развлечений;

3.Проведение выставок;

4. Индивидуальная работа

В течение года

В течение года, согласно перспективному плану;

В течение года

В течение года

Андреева Н.В.

Андреева Н.В.

Андреева Н.В.

Андреева Н.В.

Сотрудничество с родителями

1. Консультации;

2.Родительские собрания;

 

3.Посещение выставок в доме творчества «Росток»;

4. Индивидуальные беседы;

5. Выступления на педагогических советах;

6. Показательные занятия для педагогов и родителей

Ежемесячно

Ежеквартально

В течение года

Апрель

Апрель – май

Май

Андреева Н.В.

Андреева Н.В.

Андреева Н.В., старший воспитатель

Андреева Н.В.

Андреева Н.В.

Андреева Н.В.

Третий этап - заключительный

Оценка эффективности проведенной работы

1. Отчет о проделанной работе

Май

Андреева Н.В.

6. Результаты работы.

    Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в лепке. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно лепить чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.

    Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

• Способствует снятию детских страхов;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает пространственное мышление;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

• Развивает мелкую моторику рук;

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

    Я обращаю внимание на то, чтобы ребёнок передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался пропорций и использовал усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание и т. п.

    Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учётом специфики деятельности и возраста детей.

    Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов:

Игра, которая является основным видом деятельности детей;

Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

Живая эмоциональная речь воспитателя.

Нетрадиционные техники в лепке это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике в лепке. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.

3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

4. Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы по  использованию           нетрадиционных техник рисования...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ -ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ»

В данной презентации описывается   обобщение педагогическиого опыта. Формировался опыт на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад№86", в рамках раб...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;Пространственной ориентировки на листе бума...

Консультация для родителей на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования...

Консультация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Это правда!Ну что же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне!Э. Успенский.Формирование творческой личности детей, в том числе с ограниченными...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Д...