Методическая разработка по ДПИ «Дымковская игрушка».
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Соломонова Ксения Владимировна

Методическая разработка по ДПИ конспект нод "Дымковская игрушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dpi.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе детского сада «Дымковская игрушка»

   Тема "Дымковская игрушка".

Образовательная область: ОО «Художественно-эстетическое развитие»

ОО «Познавательное развитие»

Используемые технологии: мнемотехника

Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству.

Задачи:

ОО «Познавательное»:

Знакомство с декоративно-прикладным искусствомДымковской росписью, основными элементами; формирование интереса к народным промыслам, к истории своего народа.

ОО «Речевое развитие»:

Развитие и обогащение речи«народные умельцы»«роспись»«узор»«орнамент».

ОО «Социально-коммуникативное»:

Воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности; привитие любви и гордости к людям своей страны.

Демонстрационный материал: оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла, образец поделки.

Предварительная работа: Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами, ознакомление с дымковской игрушкой, просмотр презентации «Чудо-дымка». Игра «Подскажи словечко», беседы о Дымковском промысле, чтение стихов, потешек о Дымке, загадок, рассматривание иллюстраций Дымковских игрушек, лепка лошадки. Чтение пословиц о труде.

Оборудование и материалы: Вырезанные силуэты дымковских игрушек-

лошадки и барышни; заготовки орнаментов вырезанные из цветной бумаги кружки разных размеров(синие, жёлтые, красные) ;клей карандаш.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

В группе на столе оформлена выставка-ярмарка «Золотые руки мастеров»

Воспитатель:

Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему мастерству молодых учили.

Богата русская земля народными мастерами, народными умельцами. Много красивых поделок делают они из разных материалов и красиво расписывают. Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами.

2. Основная часть.

Воспитатель (рассказ воспитателя с использованием мнемо таблицы):

Далеко, далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки Вятка стоит большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи и из труб домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить из глины веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называться как? (дымковскими)

Дымковские мастера любят делать красивых нарядных барышень, веселых петушков, забавных оленей, важных индюков.

Рассматривание дымковских игрушек (барышня, лошадка, петух).

1. Барышня

Дымковские барышни прекрасны,

Узоры на юбках разнообразны

Полосы, волны, овалы, круги и точки-

Словно волшебные строчки

Символы природы они обозначают

Здоровья, счастья, добра желают.

2. Лошадка.

Я лошадка серый бок

Я копытцем постучу,

Если хочешь - прокачу!

Посмотри, как я красива

Хороши и хвост, и грива

3. Петушок.

Дымковский я петушок,

Пышный хвост и гребешок.

Точки, клеточки, кружки.

Краски сочны и ярки.

Дымковскую игрушку разрисовывают разными элементами: кружками, кольцами, полосками, змейками.

Стандартные цвета которые используют в дымковской игрушке: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень малом количестве коричневый и черный.

Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки?

Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг?

Дети: солнце

Воспитатель: А что могла означать волнистая линия?

Дети: воду.

Воспитатель: А что же могла означать клетка?

Дети: поле.

Воспитатель: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?

Дети: яркие, нарядные, веселые, праздничные.

Воспитатель: Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась Дымковская игрушка. Ребята, а для чего были сделаны эти игрушки(для красоты, ими украшали окна). А играли этими игрушками?

Дети: Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми жилище украшают. Их берегут!

Воспитатель: Когда у мастеров игрушки были готовы, их относили на ярмарку. А теперь давайте мы тоже отнесём эти прекрасные игрушки на ярмарку.

Ярмарка! Праздник! Внимание! Внимание! Веселое гуляние!

Приходи, скорей народ!

Разевай по шире рот,

Добрым людям здесь почет,

Всех нас ярмарка зовет.

Ребята, а что такое ярмарка? (ответы детей)

Ярмарка – это веселое представление с играми, потехами, хороводами, песнями, шутками и прибаутками. На ярмарке кто то продает, а кто то покупает. Но не только продают товар, но и выставляют на показ всем- гордятся люди своим мастерством. На ярмарку люди одевались красиво и шли как на праздник.

2. Рефлексия.

Воспитатель: Всё верно. А давайте ребята поиграем с вами в одну игру! Игра называется «У Маланьи у старушки».

У Маланьи у старухи

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей-все без бровей.

С такими глазами, с такими ушами,

С такими носами, с такими усами,

С такой головой, с такой бородой.

Ничего не ели, на неё глядели.

Делали вот так.

Как? (По считалке выбирают водящего – «Маланью», ставят в центр круга. Все остальные ходят и поют. На слова «с такими глазами» дети останавливаются и изображают то, о чем поется: показывают огромные глаза», «длинный нос» и т. д. После слов «делали вот так» «Маланья» показывает какое – нибудь движение. Кто его лучше всех повторил, того «Маланья» выбирает и ставит в центр круга на своё место).

Дидактическая игра«Узнавай-ка». Находить нужный элемент росписи среди других,

Собирают разрезные картинки Дымковских игрушек.

Вопросы к детям:

Понравилась ли вам дымковская игрушка?

Какая игрушка понравилась вам больше всего и почему?

Для чего нужны дымковские игрушки?

Почему с этой игрушкой нужно обращаться бережно?

Игра-задание (аппликация).

Воспитатель:

А теперь давайте мальчики украсят дымковскую лошадку, а девочки украшают барышню.

3. Итог:

Воспитатель дает оценку детским работам: Молодцы, ребятки, хорошо вы сегодня потрудились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Спички детям не игрушки"

Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички...

Методическая разработка : "Проект "Наши друзья - игрушки"

Паспорт проекта "Наши друзья - игрушки". Игровой,краткосрочный,групповой....

Методическая разработка «Знакомство с Дымковской игрушкой, элементами росписи» (в помощь воспитателям)

Для познавательного развития дошкольников важное значение меет приобщение к истокам русской народной культуры, в частности, знакомство с русскими народными промыслами. Наиболее привлекательной и ...

Методическая разработка "Украсим юбку дымковской барышне"

Задачи:vПродолжать знакомить детей с народным декоративным искусством (дымковской росписью).vВоспитывать уважение к талантливым народным мастерам, создающим яркую народную игрушку.vУпражнять в приемах...

Методическая разработка по ХЭР : "Дымковский барашек"

Конспект занятия по ХЭР(аппликация)...