Методическая разработка на тему: "Дымковская игрушка"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Поваляева Анна Юрьевна

Презентация " Дымковская игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushka.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дымковская игрушка

Слайд 2

Как появилась дымковская игрушка… Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. Это связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской. Река Вятка Дымковская слобода сегодня

Слайд 3

Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.

Слайд 4

Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают. 1.Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки. 2. Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, головку. 3.Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы <примазки> при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.

Слайд 5

Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.

Слайд 6

Следующий этап работы – отбеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы!

Слайд 8

Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов. Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

Слайд 9

Чем знаменито Дымково? - Игрушкою своей, В ней нету цвета дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги! От капелек росы... В ней что-то есть от радости, Гремящей как басы. Она глядит не прянично - Ликующе и празднично! В ней молодость — изюминка! В ней удаль и размах... Сияет охра с суриком На всей земле в домах. Сияет охра с суриком, Чтоб всем светло не сумрачно И злость и хмурость льдинкою Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымково Растают навсегда! ( В.Фофанов )

Слайд 10

Вот игрушки расписные, Хохотушки вятские – Щеголихи слободские, Кумушки посадские. Всех нарядом удивил, крылья важно распустил, Вот так небылица, ай да чудо птица!

Слайд 11

Лучше Дымки в мире нет. Дымка – это чудо света. С Дымкой можно поиграть. С Дымкой можно поболтать. Мы о Дымке много знаем, Но не знаем мы того, Что у дымкова народа, Не игрушки –волшебство. И олени, и лошадки, Петухи и индюки, Барышни и няньки, Кавалеры – молодцы. Все они пришли к нам в гости Посмотреть, какие мы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Спички детям не игрушки"

Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички...

Методическая разработка : "Проект "Наши друзья - игрушки"

Паспорт проекта "Наши друзья - игрушки". Игровой,краткосрочный,групповой....

Методическая разработка «История возникновения Растяпинской игрушки»

В 1984 году, в городе Дзержинске, супруги Корневы создали студию «Юный скульптор». Тогда им и пришла идея создания керамической миниатюры под именем «Растяпинская забава»....

Методическая разработка по лексической теме "Игрушки"для старшего дошкольного возраста

Логопедические коррекционные занятия для детей с общим недоразвитием речи - это комплексные занятия, направленные на развитие всех разделов развития речи и неречевых психических процессов. Они включаю...

Доклад на тему: "Дымковская народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

     Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к наше...

Методическая разработка на тему «Лучшая игрушка для познания окружающего мира»

Представленная методическая разработка является конспектом непосредственно-образовательной деятельности с игрушкой – погремушкой по образовательной области «Познавательное развитие»,...