Главные вкладки

    Изо кружок в детском саду "У Тюбика"
    методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

    Зернова Татьяна Кирилловна

    Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий просмотр для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развивать воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

    Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить восхитительным узором. Дети увидели и узнали, что снег можно изобразить разными способами: кружевом, белым конфети, ватными дисками, солью и т. д. Красоту и фантазию можно изобразить мыльными пузырями.

    Нетрадиционные техники я использую и в работе с родителями на родительских встречах, в рамках клуба "Счастливая семья".

    Очень любим создавать коллажи, аппликации из гербария.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

         План работы

    кружка

    по изодеятельности

    «У Тюбика»

    для детей старшей группы

    (приобщение детей

    к нетрадиционным техникам изобразительного

     искусства)

    Подготовила воспитатель

     Зернова Т.К.

    Пояснительная записка

    Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к  нему со стороны взрослых.

    Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее  его ассоциации.

    Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

    В процессе изобразительной деятельности умственная и физическая активность ребёнка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определёнными усилиями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству – желание получить результат, создать определённое изображение.                                                    

    Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.

    Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник – это интересно и увлекательно! Рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат  практической  деятельности  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют  осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

    Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

    Цель программы:

    Учить детей дошкольного возраста самостоятельно создавать художественные образы, используя различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.

    Задачи:

    1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

    2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.

    3. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

    4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

    5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.

    Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

    • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
    • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
    • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
    • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
    • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
    • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

    Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом,  преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению  все новых  и новых техник  в рисовании.

    Организация  занятий с детьми 5-6 лет

    Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской работы, в аудитории  создаётся обстановка мастерской. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по группе, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу.

    Примерная структура занятий.

    Педагог нацеливает детей на выполнение задания.

    Рассказывает о предстоящей работе.

    Демонстрирует 2-3 приёма работы.

    Дети подбирают материал и работают с ним. Детям, испытывающим затруднения, оказывается помощь.

    Дети работают творчески и свободно. Впрямую их действия не контролируются. Педагогом приветствуется проявление детьми творческой инициативы.

    Педагог напоминает детям об окончании работы и подводит итог (называет поставленную цель, перечисляет выбранные детьми способы её достижения, отмечает успехи и называет трудности, которые удалось или не удалось преодолеть).

    Курс занятий рассчитан на 1 учебный год и проводятся 1  раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительностью 30  минут. Общее количество занятий в год: 36 занятий.

    Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

     Мы придерживаемся современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

    • Информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец воспитателя, показ воспитателя.),
    • Репродуктивный (включает в себя: прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.),
    • Исследовательский (направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.),
    • Эвристический (направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.)

    Ожидаемый результат

    Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

     - развитию мелкой моторики рук;

    - обострению тактильного восприятия;

    - улучшению  цветовосприятия;

     -  концентрации внимания;

    - повышению уровня воображения и самооценки.

     -расширение и обогащение художественного опыта.

        -формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

         -сформируются навыки трудовой деятельности -активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

        -умение находить новые способы для художественного изображения;

       -умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

    Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

    Список  литературы

    Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - 18

    Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.

    Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

    Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007

    Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, 2.

    Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.

    Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

    Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.

    Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

    Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.

    Диагностика

    К концу года умения детей  должны расшириться и совершенствоваться.  Существует много  тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

    Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике . Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.  По желанию дети забирают  работы домой.

    Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по 

    итогам учебного года.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КРУЖОК В ДЕТСКОМ САДУ "НИТКОГРАФИЯ"

    НИТКОГРАФИЯ "ЦВЕТИК СЕМИЦВЕТИК"...

    Кружок в детском саду "Будущий первоклассник"

    Приближается то время, когда  ребенок будет носить гордое звание первоклассника. В связи с этим в нашем детском саду открыт кружок «Будущий первоклассник», где мы готовим ребенка к школе, даём не...

    Кружок в детском саду

    quot;Первые шаги в математику"...

    Кружок в детском саду (второй год обучения)

    quot;Первые шаги в математику"...

    кружок в детском саду

    Задачи:Совершенствовать двигательную активность руки путем вязания.Развивать мелкую моторику и координацию движений рук детей дошкольного возраста посредством вязания крючком....

    Театральный кружок в детском саду и организационные моменты.

    Очень точно сказал о театре Н.В. Гоголь: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Театр  – удивительный мир. Даже маленький ребенок, кот...

    Круглый стол " Словесные игры в детском садуе"

    Словесные игры и роль для развития детей...